VМастер - класс для родителей "Учимся говорить - играя"
Оценка 4.6

VМастер - класс для родителей "Учимся говорить - играя"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
дефектология +1
06.05.2021
VМастер - класс для родителей "Учимся говорить - играя"
Мастер-класс Тарасевич.docx

Тарасевич Олеся Николаевна

учитель-дефектолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад комбинированного типа № 308 города Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИТЕ ГОВОРИТЬ, ИГРАЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цель: познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.

Задачи:

-     продолжать развивать профессиональную и коммуникативную компетентность педагога через педагогическое общение: умение устанавливать конструктивные взаимоотношения с родителями, ориентированные на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания детей ЗПР дошкольного возраста;

-     приобщать родителей к одному из видов коррекционно-развивающего процесса театрализованной деятельности и эффективным методам использования здоровьесберегающих технологий;

-     дать родителям рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, дыхательной, релаксационной, пальчиковой гимнастики, игрового массажа, а также речевых игр и логосказки;

-     способствовать формированию у родителей чувства сопричастности,

ответственности за результативность коррекционной работы.

Предпосылки к формированию знаний у родителей по развитию речи детей ЗПР:

-     развивать связную речь, артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование для педагога:  игрушка «Сердце» для проведения приветствия, карты-схемы артикуляционной гимнастики, зеркало, шарик Су-Джок.

Оборудование для родителей: зеркала и шарики Су-Джок по количеству родителей.

Технологическая карта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

родителей

Вводный

(мотивационный)

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе «Учимся говорить, играя». Одной из важнейших функций для психического развития детей является речь. Своевременное формирование грамматического строя речи детей – одно из условий его полноценного речевого и общего психического развития. И мне бы хотелось не только рассказать, но и показать практические приемы, которые использую в своей работе с детьми.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-       Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить простые и сложные предложение.

-       Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

-       Несформированность грамматического строя речи.

-       Нарушение звукопроизношения.

-       Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-       Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-       Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-       Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-       Плохая дикция.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Сегодня мы уделим внимания различным игровым приемам, которые вы можете использовать дома играя с ребенком и развивать речь. Вам расскажу и покажу, почему же так важна пальчиковая и артикуляционная гимнастика, как ее правильно делать, в какие словесные игры можно поиграть и как весело сформировать связную речь.

Родители

слушают педагога

 

 

 

Основной

(деятельностный)

С целью создания эмоционально положительного настроения на дальнейшую деятельность, занятие наше мы начнем с приветствия.

Приветствие «Назови свое имя».

Предлагаю Вам поприветствовать друг друга, передавая игрушку «Сердце» по кругу.  Вам необходимо представиться – назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Олеся Николаевна –  ответственная, независимая!

Вот мы поприветствовали друг друга. Дальше конечно нам нужно размять свой язычок.

Артикуляционная гимнастика очень важна и является основой основ формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Сейчас я вам расскажу сказку о веселом язычке, в процессе которой мы будем выполнять артикуляционную гимнастику. Сказка называется «В зоопарке».

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был. бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 раза.

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были. Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 раза.

Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же, слон! Давайте покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять», вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это змея. Давайте изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3 раза.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотели сам прокатиться: 

«Лошадка, покатаешь меня?» 

А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давайте покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Повторить 5 раз.

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажите, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 раз.

Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 3 раза.

 «До свидания, зоопарк!» сказал – Язычок и пошёл домой.

Вот какую интересную историю мы свами рассказали язычком.

Но кроме артикуляционной гимнастике, в развитие речи нам может помочь пальчиковая гимнастика и чем раньше, тем лучше. Ведь установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором: стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке руки к письму.

Вот сейчас мы с вами поиграем с пальчиками.

Игра «Ручки греем»

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Игра «Добываем огонь»

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

Энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Игра «Раскатаем колобок»

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев – руку сжать в кулак, затем резко разжать – 5 раз.

Крепко пальчики сожмем,

После резко разожмем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

 Делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.

Следующее упражнения, которое мы с вами выполним это будет массаж пальцев. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком Су-Джок.

Что такое Су-Джок? «Су» – кисть, «Джок» – ступня. Корейский ученый пришел к выводу, что на кисте и стопе есть множество рецепторов, которые развивают наши тело. И так мы развиваем все пальцы, чтобы наше тело работало лучше, кровообращение

развито.

Ваша задача выполнять движение по показу.

«Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Удивляется мой друг.

 «Сколько здесь грибов вокруг!»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Молодцы, на этом примере мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Так же для обогащения словаря можно использовать речевые игры. Есть много игр легкие и удобные упражнения на развитие речи, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. Например, вернувшись домой, не молчи, поговори со своим ребенком! Предлагаю поиграть в следующие игры, в которых у детей обогащается и пополняется словарный запас.

Игра «Шаги» или «Только зелёные слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т. д.).

А теперь предлагаю вам выбрать тему и поиграть в игру «Шаги».

Игра «Волшебная цепочка» или «Ассоциации» 
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? Мёд – пчела – цветок – лето – море – кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку «Повар». 

Игра «Сказочные антонимы»

Следующая игра развивает не только речь ребенка, обогащая его словарный запас, но и мышление и логику.

Предлагаю Вам поиграть со Сказкой, я буду произносить какое-либо название, а Вы должны будете угадать истинное название – антоним, истинное название сказки. Например, «Зелёный платочек» – «Красная шапочка».

Задание для родителей:

-      «Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах»;

-     «Рассказ о простой курочке» –«Сказка о золотой рыбке»;

-     «Знайка в Лунной деревне» –«Незнайка в Солнечном городе»;

-     «Бэби Короткий носок» – «Пеппи Длинный чулок»;

-     «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

-     «Один из Молоково» – «Трое из Простоквашино»;

-     «Крестьянка под тыквой» – «Принцесса на горошине»;

-     «Деревянный замочек» – «Золотой ключик».

Родители

слушают педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

Родители

слушают педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

Родители выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители выполняют задание

 

 

 

 

Заключительный

(Рефлексивный)

Уважаемые родители, сегодня показала вам вариативность использования в своей работе методов и приемов для развития речи. Все эти приёмы я использую в своей работе и могу сказать, что они положительно влияют на речь детей.

Ну и в конце нашего мастер-класса хотела бы подвести итог нашего мероприятия, упражнением которое называется «Телеграмма»

Инструкция: Уважаемые родители, представьте, что вам необходимо срочно написать телеграмму своим близким. Помните, что телеграмма пишется очень кратко и содержит только основные мысли.

Вопросы:

-     Что было для вас важным?

-     Чему вы научились?

-     Что вам понравилось?

-     Что осталось не ясным?

Спасибо за внимание.

Родители

слушают педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители заполняют бланк телеграммы

 

 

Список литературы:

1.   Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Миросова. – М.: Издательство АСТ, 2000. – 250с.

2.   Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики / Т. Ю. Бардышева. – М.: ООО ТД Издательство: Мир книги, 2008. – 48 с.

3.   Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

4.   Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М.: Издательство: АСТ, 2000. – 48 с.

 


 

Тарасевич Олеся Николаевна учитель-дефектолог

Тарасевич Олеся Николаевна учитель-дефектолог

Цель: познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях

Цель: познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях

Учимся говорить, играя». Одной из важнейших функций для психического развития детей является речь

Учимся говорить, играя». Одной из важнейших функций для психического развития детей является речь

Несформированность грамматического строя речи

Несформированность грамматического строя речи

Родители слушают педагога

Родители слушают педагога

Сейчас я вам расскажу сказку о веселом язычке , в процессе которой мы будем выполнять артикуляционную гимнастику

Сейчас я вам расскажу сказку о веселом язычке , в процессе которой мы будем выполнять артикуляционную гимнастику

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки

Язычок на лошадку , крикнул «но!» и поскакал

Язычок на лошадку , крикнул «но!» и поскакал

А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались

А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались

Мерзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть,

Что такое Су-Джок? «Су» – кисть, «Джок» – ступня

Что такое Су-Джок? «Су» – кисть, «Джок» – ступня

Молодцы, на этом примере мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга

Молодцы, на этом примере мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга

А теперь предлагаю вам выбрать тему и поиграть в игру «Шаги»

А теперь предлагаю вам выбрать тему и поиграть в игру «Шаги»

Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах»; - «Рассказ о простой курочке» –«Сказка о золотой рыбке»; - «Знайка в

Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах»; - «Рассказ о простой курочке» –«Сказка о золотой рыбке»; - «Знайка в

Заключительный (Рефлексивный)

Заключительный (Рефлексивный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021