«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»
Оценка 4.8

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа
Взрослым
07.04.2017
«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»
С такой темой я выступала на педагогических чтениях среди учителей начальных классов, показав всю свою работу на практике. Составила фотопрезентацию, на которой было видно, как я через игры, конкурсы и праздники реализую с детьми все 4 вида универсальных учебных действий«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»
педчтения.doc
МОУ  «Малечкинская средняя общеобразовательная школа» Тема: «Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»                                                                                                    Андреева Марина                                                                                                      Владимировна,                                                                                                    учитель начальных                                                                                                    классов, библиотекарь Введение В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить  целый ряд очень важных задач:  ­ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;   ­ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;  ­ улучшить условия для развития ребенка;  ­ учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Игры, совместная деятельность  и  сотрудничество со взрослыми      и    сверстниками   облегчает   освоение   детьми   системы   моральных   норм   и взаимоотношений, способствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности младших школьников. Теоретическое обоснование Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует  понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно­урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования. Воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Воспитание в школе  должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. Ещё Л.С.Выготский говорил, что «…ребёнок развивается не сам по себе, а за счёт большого внимания взрослых…» При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому­то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать  и пронизывать собой все виды: учебную (в границах   разных   образовательных   дисциплин)   и   внеурочную   (художественную,   познавательную, коммуникативную, краеведческую деятельность.            Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном   образовательном   стандарте   общего   образования,   где   внеурочной   деятельности школьников   уделено   особое   внимание,   определено   пространство   и   время   в образовательном  процессе.   спортивную, др.)   досуговую,   трудовую,     и   Программа внеурочной деятельности младших школьников организуется по пяти   направлениям     развития   личности   :   спортивно­оздоровительное,   духовно­ нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное; в таких формах как   экскурсии,   кружки,   секции,   круглые   столы,   конференции,   диспуты,   встречи, конкурсы,   олимпиады,   соревнования,   поисковые   и   научные   исследования, общественно­ полезные практики и других. Программа формирования  универсальных  учебных  действий у обучающихся   на ступени начального общего образования   направлена на обеспечение системно­ деятельностного   подхода,   положенного   в   основу   Стандарта,   конкретизирует требования   Стандарта   к   личностным   и   метапредметным   результатам   освоения образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных  программ. Формирование основных четырёх  видов УУД: личностных, регулятивных,  познавательных   и   коммуникативных   ­   находят   отражение   и   во   внеурочной деятельности учащихся. Через проведение праздников и различных мероприятий обучающиеся   развивают   такие   ценностные   ориентиры   содержания   образования,   как самостоятельность   и   инициативность,   любознательность   и   ответственность, формируют условия для развития доброжелательности и внимания, трудолюбия и дружбы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для  закрепления   и   практического   использования   отдельных   аспектов   содержания программ учебных предметов, курсов. Практическая   реализация   требований   ФГОС   нового   поколения   через внеурочную деятельность в начальной школе Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  введена в основную образовательную программу нашего ОУ не только в 1 классе, но и во всех остальных.  Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  ориентирована на воспитание чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, отвращения к вредным привычкам.  Спортивно­оздоровительное развитие и воспитание младших школьников  у  нас реализуется через школьные соревнования, семейные спортивные мероприятия, каждодневные беседы и физминутки, праздники, секцию «Русские игры». Внедрение требований  в рамках « Программы внеурочной деятельности   младших   школьников   ФГОС   НОО   реализуются   мной   как   учителем   начальных классов     и   школьным   библиотекарем   через   проведение   различных   тематических мероприятий, праздников, конкурсов, игр. Развитие коммуникативных  УУД обеспечило проведение  праздника здоровья    в 1 классе «Будь здоров ­ всегда здоров!»,где   обучающиеся   вместе с Доктором Айболитом     учились   умению   слушать   и   слышать   друг   друга,   вступать   в   диалог, рассказывая   о   правилах   здорового   образа   жизни.(   Личной   гигиене,   правильном питании, занятии спортом и др.); учились участвовать в коллективном обсуждении проблемы   всего человечества: употреблении алкогольных напитков и наркотиков, курении, важности и значимости здорового образа жизни.   Участие детей в различных сценках, играх, исполнение   частушек,   инсценированных   песен   и     стихов   создают   условия   для   научения обучающихся распределению ролей между собой, взаимодействию   друг с другом, умению работать в паре и группе, уважительному отношению к партнёрам, вниманию к личности другого, адекватному межличностному восприятию. Проведение общей музыкально­танцевальной зарядки на празднике предоставило     обучающимся   возможность   научиться   эффективно   сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.                      Программа   духовно­нравственного   развития   также   является   ключевой   для   всей школы, она заложена в программе развития . Программа духовно­нравственного развития и воспитания личности основана  на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в нашей школе через проведение различных тематических мероприятий, праздников, вечеров, встреч, бесед, экскурсий, библиотечных уроков. Проведение презентации сборника Н.М.Рубцова «Родная деревня» к 75­летию   со   дня   рождения   поэта   совместно   с   сельской   библиотекой   обеспечило   детям возможность   понимания   таких   нравственных   устоев   семьи,   как   любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, что формирует личностные УУД обучающихся.Через чтение и инсценирование   стихотворений     первоклассники   проявили   свои   тёплые   чувства   к этому замечательному человеку, нашему земляку, познакомились  с его духовным наследием. Возможность реализации требований ФГОС нового поколения используется  мной и в остальных классах 1 ступени.  Каждое мероприятие в начальной школе начинается с позитивного  настроя:  ­Я улыбнусь вам….,­ Уметь достойно проиграть….и др.  Мероприятие, проведённое  к 300­летию со дня рождения М.В.Ломоносова для 3­4 классов «Михайло Ломоносов ­ первый русский университет» обеспечило развитие   в   детях   чувства   патриотизма   и   гражданской   солидарности,   а   также воспитание   в   них   таких   важных   человеческих   качеств,   как   трудолюбие   и бережливость, жизненный оптимизм и способность к преодолению трудностей. Посредством  приготовленных сообщений обучающимися о нелёгкой жизни и  основных открытиях великого учёного с  использованием  наглядного материала, просмотра   презентации   и   двух   небольших   фильмов   об   этом   талантливейшем человеке, проведённой викторины  ребята получили возможность для формирования ценностно­смысловой ориентации из личностных УУД: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя   новое,   удивительное   в   привычном   и   обычном,   необходимости   учения   и получения образования. Вместе с личностными УУД обучающиеся формировали и коммуникативные:   обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе – поиск и подготовка информации   о   Ломоносове;   определение   цели   и   функций   участников,   способов взаимодействия   –   деление   участников   на   группы,   распределение   тем,   назначение ведущих; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка – защита подготовленных выступлений; умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   –   ответы   на вопросы викторины «Ломоносову­300». Гражданско­патриотическое воспитание  Элементы деятельностного подхода в школе внедряются с 2010/11 у.г, в том  числе и во внеурочной деятельности. Формирование готовности  и способности к духовному   развитию, нравственному совершенствованию, укрепление веры в Россию, чувства ответственности за Отечество помогает обеспечить проведение таких мероприятий, как «День Победы» и «День защитника Отечества».  Великую Победу младшие школьники отметили очень  торжественно   и   креативно.   Чтение   стихов   и   рассказов   о   героях   Великой Отечественной   войны,   о   пионерах­героях,   исполнение   военных   песен   и инсценирование произведений обеспечило обучающимся возможность осознать себя гражданином   России,   приобщило   школьников   к   изучению   истории   своего народа,способствовало воспитанию патриотических чувств. Каждое мероприятие в начальной школе сопровождается музыкально­ эстетическим   воспитанием.   Музыка   способна   сформировать   у   обучающихся личностные, познавательные и коммуникативные УУД. В сфере личностных действий при исполнении военных песен обучающиеся имели возможность для формирования позитивной   самооценки,   самоуважения,   жизненного   оптимизма,   потребности   в творческом   самовыражении;   из   коммуникативных   ­   умения   слушать,   готовности вести   диалог,   продуктивного   сотрудничества   со   сверстниками   и   взрослыми. Познавательное   развитие   связано   с   активизацией   творческого   мышления, продуктивного воображения, познанием многообразия форм и жанров музыки. В структуру мероприятия «Будем в армии служить»,посвящённого Дню   защитников   Отечества»   и   проведённого   совместно   с   сельской   библиотекой   в   4 классе,   заложены   логические   и   коммуникативные   УУД.   Логические   ­   синтез (самостоятельная   запись   недостающей   части   пословиц   на   военно­патриотическую тему),   выдвижение   гипотез   и   их   обоснование(ответы   на   задания   повышенной трудности);   коммуникативные   ­работа   в   группе(обеспечение   бесконфликтной совместной   работы   ),уважительное   отношение   друг   к   другу,   умение   слушать   и слышать друг друга, эффективно сотрудничать.                                                                                                      Общеинтеллектуальное развитие и воспитание            Общеинтеллектуальное развитие личности входит в одно из пяти направлений «Программы внеурочной деятельности младших школьников»  Познавательная деятельность учащихся, направленная на формирование  познавательных и коммуникативных  универсальных учебных действий,реализуется   через  проведение         интеллектуальных      игр, конкурсов, викторин, тестов, КВН,   кроссвордов. Целью познавательной деятельности  является создание условий для  воспитания   думающего   и   стремящегося   к   развитию   ученика,   формирование художественно­эстетического   восприятия   учащихся,   развития   речевых   и мыслительных способностей, развитие их компетентности. Программа «Развитие», разработанная сотрудниками учебного центра Венгера   и направленная на развитие познавательных УУД дошкольников, способна оказать содействие в интеллектуальном развитии и обучающихся 1 класса. В процессе личного наблюдения эти дети стали намного      самостоятельней, активней, успешней, научились самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план её реализации. В конкурсе интеллектуалов «Умники и умницы» для первоклассников  команды   «Буратино»   и   «Мальвина»   соревновались   в   гибкости   и   оригинальности мышления,   расположении   закономерности   фигур   и   изображений,  классификации родственных изображений, а также им предлагались задачи на выявление развития объёмно­пространственного   мышления   и   задания   на   уровень   сформированности мелкой моторики. В процессе работы над заданиями у учащихся наблюдалось формирование   таких коммуникативных УУД, как умение слушать и слышать друг друга, умение представлять  и сообщать в письменной и устной форме,  понимание возможности различных точек зрения, не совпадающей с собственной, способность брать на себя инициативу   в   организации   совместного   действия,   умение   устанавливать   рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Не все задания оказались первоклашкам под силу, хотя рассчитаны были на  старших   дошкольников.(Были   затруднения   в   нахождении   закономерности расположения фигур) Но те задания, которые выполнили команды, поразили своей необычностью и уникальностью. Игра ребятам понравилась, особенно мальчикам.  Интеллектуальная игра  «Самый умный» потребовала большой подготовки и  от ведущих и от участников. Ребята самостоятельно выбрали и приготовили личные темы, настраивали себя психологически. Вопросы игры были достаточно сложными, но   интересными,   из   разных   областей:   астрономии   и   географии,  литературы   и языкознания, математики и экономики, спорта и других областей. Все 12 участников проявили   себя   достойно,   но   победителем   стала   самая   юная   участница   игры ­обучающаяся 1 класса, обойдя всех своих соперников из 2­4 классов. Участники игры имели возможность развивать следующие познавательные   УУД: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания   в   устной   и   письменной   форме,построение   логической   цепочки рассуждений,   А   также   развивали   и коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли   в   соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации,   уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого.   анализ   истинности   утверждений. Развитию   познавательных   и   коммуникативных   УУД   способствовали     также игры:   «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Угадай мелодию» и др. Досугово ­ развлекательная деятельность Формированию регулятивных УУД, таких, как целеполагание, планирование и  рефлексия способствовало проведение древнего русского праздника «Масленица, приезжай!».   проведённого   совместно   с   ДОУ.   Ребята   самостоятельно   определили действия праздника, выбирая их из предложенных, угадывали последовательность этих   действий   и   в   завершении   всех   этапов   выразили  своё   отношение   к   этому празднику, размещая своих животных в красный, жёлтый или голубой круг.  Почти все участники праздника были позитивно настроены, восхищены  праздником   и   отдали   предпочтение   красному   кружку,   трое   ребят   решили,   что праздник был немного скучноват, поскольку у них были незначительные роли – они подошли   к   жёлтому   кружку.   В   синий   кружок   поместил   своего   животного   один обучающийся 1  класса,  который  находится  на  индивидуальном  обучении  и после долгих бесед всё­таки решился прийти на праздник вместе со всеми. Хотя он активно взаимодействовал с детьми(водил хороводы, играл, помогал досказывать пословицы), всё равно проявил отрицательное отношение к празднику.  Второй ученик индивидуального обучения всегда принимает активное      участие в праздниках и имеет возможность формирования всех видов УУД через внеурочную деятельность, в том числе и коммуникативных, над развитием которых ведётся работа с 1.09.2011 года по личной методической теме.  Хорошими показателями коммуникативных действий эти ученики отличились   при выполнении задания «Рукавички» по методике Г.А.Цукерман,на котором они смогли   договориться   о   выборе   узора,цвета   и   выбрав   единое   решение,работали позитивно,вели взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Художественно­эстетическое развитие Развивающий потенциал этого вида внеучебной деятельности связан с  формированием личностных, познавательных, регулятивных действий обучающихся и реализуется в нашей школе через проведение   конкурсов рисунков, аппликаций, поделок, плакатов,  изготовление различных моделей, посещение  кружка «Умелые ручки»,организацию выставок, инсценировок.  Творческая деятельность младших школьников в сфере личностных действий  обеспечивает   формирование   толерантности,   эстетических   ценностей   вкусов, способствует развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся. При создании продукта такой деятельности формируются и регулятивные  действия. При проведении в школьной библиотеке конкурса рисунков «Космос в  будущем» к 50­летию освоения космоса   обучающиеся 1 ступени составляли план действий   к   своей   работе,   формировали   внутренний   план   на   основе   поэтапной отработки предметно­преобразовательных действий. Моделирование при работе над рисунком является основой развития  познания   ребёнком   мира   и   способствует   формированию   логических   операций   сравнения. Художественное творчество в нашей школе обеспечивает развитие всех видов  УУД  и у обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому. Участие таких детей(первоклассников) в школьном конкурсе рисунков и поделок к Новому году   позволило   им   почувствовать   себя   такими   же   обучающимися,   как   и   все остальные   школьники,   самореализоваться,   быть   самостоятельней   и   уверенней. Участвуя в 4 Международном конкурсе детского рисунка «Сказочный мир детства» в номинации «Знакомьтесь ­это моя Родина», эти дети передали свой эстетический вкус,   мотивы   творческого   самовыражения,   старались   развивать   позитивную самооценку. Их рисунки размещены на сайте…Один из учеников принимал участие и в фестивале для детей­инвалидов, проведённом в     Тоншалово. Участвуя в школьном конкурсе поделок для    праздника                  Масленицы   обучающиеся   1   ступени   имели   возможность   развития   познавательных   УУД,   а именно:   развитие   знаково­символического   и   пространственного   мышления, творческого  и  репродуктивного  воображения  на  основе  способности  учащегося  к моделированию. Развитие коммуникативной компетенции реализовалось на основе организации совместно­продуктивной деятельности.   Заключение      Внеурочная деятельность не только в форме кружков и клубов, но и в форме  конкурсов, игр, праздников, различных мероприятий способна решать задачи нового стандарта. Как и в учебной деятельности , во внеурочной тоже имеются свои плюсы и минусы. Положительными результатами являются: возможность формирования у   обучающихся   личностных и метапредметных УУД ; возможность вовлечения во внеурочную   деятельность   всех   желающих,   особенно   детей   ­инвалидов, гиперактивных детей, детей стеснительных, неуверенных в себе, в своей жизненной позиции;   возможность   выявления   одарённых   детей   и   продвижения   их   таланта; возможность   проявления   инициативы   в   проведении   праздников,   конкурсов   со стороны   обучающихся;   возможность   применения   интеграции,   а   самое   главное­ возможность   воспитания   настоящего   гражданина   РФ,   способного   стратегически мыслить, чувствовать, вырабатывать культуру общения.                Основной диагностический метод на этапе апробации – это наблюдение. По программе интеллектуального развития учащиеся 2 класса, с которыми работаю 2­й год,   показывают   более   высокие   результаты,   чем   другие   классы.   Налицо познавательные   потребности   младших   школьников   в   организации   внеурочной деятельности,   так   как   они   сами   уже   формируют   заказ.   2   ребёнка,   обучающиеся индивидуально,   на   начало   года   показывали   низкий   уровень   готовности   к взаимодействию друг с другом, с учителем. В  процессе специально организованной деятельности удалось скорректировать данное универсальное действие.    Перспективы работы над проблемой. Особое внимание нужно уделять формированию у учащихся личностных УУД: готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности и ответственности за свои   поступки,   умению   не   создавать   конфликты,   а   также   доброжелательности   и отзывчивости, сопереживанию.           Сужение изучения проблемы.          Диагностический инструментарий.     Список использованной литературы 1.Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа» /пр.№192 от 01.08.2011/ 2.Программа «Развитие»(Л.А.Венгер,О.М.Дьяченко,Н.С.Баренцева и др.) 3.Конкурс интеллектуалов.Для старших дошкольников. /Доктор педагогических наук МПГУ А.Савенков //Дошкольное воспитание. ­ 4. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» /Под ред.А.Г.Асмолова.­ М.: Просвещение,2010 5.Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности. /1­4 кл.в 2­х ч.Сост.Р.Г.Чуракова М.­Академкнига/учебник,2011г/

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»

«Внедрение требований ФГОС через внеурочную деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017