Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.
Оценка 4.9

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 7
Взрослым
20.02.2019
Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.
В материале представлена пояснительная записка к социально-педагогическому проекту "Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова" . Проект разработан и апробирован на базе МАОУ "Пролетарская СОШ" Верхотурского района Свердловской области.. Автор раскрывает смысл понятий "праздник", "традиция", "православный праздник", "православная традиция". Находит методологические подходы по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям. Раскрывает духовный смысл и педагогический потенциал праздника Рождества Христова.
ПРОЕКТ знанио.docx
Пояснительная записка. В современном российском обществе происходит осознание того, что улучшение жизни в стране невозможно без возрождения нравственности, духовности. Духовное единство народа и объединяющие   нас   моральные   ценности   –   это   такой   же   важный   фактор   развития,   как политическая   и   экономическая   стабильность.   Опора   на   базовые   морально­нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю, ­ актуальная тенденция современности. Православие является нашей цивилизованной основой. Восстановление традиций, уклада жизни и форм национального опыта, духовное обогащение общества невозможно без обращения к православной традиции. Понятие «традиция» имеет в толковых словарях В.И. Даля, С.И.Ожегова, в Большой советской энциклопедии одинаковый смысл: то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Понятие   «православная   традиция»   имеет   более   широкий   и   глубокий   смысл,   чем   мы привыкли в него вкладывать. Под «православной традицией» следует понимать не только обычаи и обряды наших предков, но и традиционный православный взгляд на устроение человека, его жизнь, земную и небесную, на православное понимание образования и воспитания. Более   современная   трактовка   традиции,   изложенная   Захарченко   М.В.   предлагает смотреть на нее как на «способ самоорганизции общества, как на систему условий духовно­ нравственного   становления   личности.   В   условиях   современного   мира   задача   поддержания традиций приобретает качество инновационной деятельности.»(8,с.17) Если  современное  общество   не  обратится  за  опытом  передачи  духовных  ценностей  к Православию как государствообразующей религии русского народа, то оно будет разлагаться, потому что без духовной основы долго существовать не сможет. Тем самым Православие,   в том числе и Православные праздники, выполняют важную историческую   роль   сплочения   людей   вокруг   общих   духовных   ценностей,   несмотря   на противоречия социальной и политической жизни. Православные   праздники   –   неотъемлемая   часть   традиций   русского   народа.   Через проживание   великих   православных   праздников   ребенок   и   взрослый   невольно   приобщается важной части нашей истории и культуры. В настоящее время необходимость создания воспитательной системы, имеющей духовно­ нравственную направленность, видится все четче. В современных условиях школа воспроизводит  функционирующего  человека, который чужд   культуре,   не   идет   по   пути   ценностного   усвоения   действительности,   то   есть   человека бездуховного. Сегодня   говорят   об   «открытом   образовательном   пространстве».   Открытие   этого пространства   навстречу   опыту   Русской   православной   школы   в   сфере   духовной   творческой деятельности – это объективная реальность, от которой не уйти. Исходя   из   практической   значимости   православных   традиций   в   вопросах   духовно­ нравственного   воспитания   подрастающего   поколения,   была   определена  тема  социально­ педагогического проекта  «Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей   подросткового   возраста   к   православным   традициям   на   примере   празднования Рождества Христова». В   соответствии   с   темой  объектом  исследования   является  приобщение   детей подросткового возраста к православным традициям. Предметом исследования является внеклассная деятельность учителя технологии  по приобщению   детей   подросткового   возраста   к   православным   традициям   на   примере празднования Рождества Христова. Цель  исследования:  определение   содержания   внеклассной   деятельности   учителя технологии  по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Цель исследования конкретизируется следующими задачами: 1. 2. Охарактеризовать православные традиции. Представить   методологические   подходы   по   приобщению   детей   подросткового возраста к православным традициям.  Раскрыть   духовный   смысл   и   педагогический   потенциал   праздника   Рождества 3. Христова. 4. Разработать   проект   социально­педагогической   деятельности   по   празднованию Рождества Христова с целью приобщения подростков к православным традициям и провести его частичную апробацию. Проект     состоит   из   пояснительной   записки,   проектной   части,   списка   литературы   и приложения.  В проектную часть включены: ­  подготовительный этап к проведению праздника; ­  празднование Рождества Христова. Традиционный   православный   взгляд   на   воспитание   и   образование   отличается   от общепринятого современного, хотя цель они имеют одну: воспитание и обучение ребенка. С   православной   точки   зрения   особенность   жизни   человека   состоит   в   том,   что   он, единожды зародившись в материнской утробе, не единожды переживает процесс рождения. Человек рождается из небытия в бытие в момент зачатия. Через рождение приходит в этот мир. В миг смерти рождается для вечности, для будущей духовной жизни. Главное развитие человека должно происходить по вертикальной линии, линии духовного развития, линии восхождения к Богу. Под   воспитанием   дословно   подразумевается   «питание   души».   Чтобы   питать   душу ребенка, педагоги, родители должны обеспечивать воспитание в системе ценностей: ­  ценностное отношение к Богу; ­  к жизни и смерти; ­  к окружающим людям; ­  к родителям; ­  к семье; ­  природе как творению Божьему. Традиционное   понимание   образования   от   слова   «образ»,   то   есть   восстановление   в человеке образа Божия. Исходя из этого цель человека – соединение с Богом ­  и предполагает вертикальную линию развития, приоритет духовного развития над душевно­телесным. В   православном   понимании   человек   –   существо   иерархическое   и   поэтому   должен развиваться   в   системе   ценностей   воспитания   и   образования.   В   этом   заключается   главная ценность традиции: человек, следующий традициям своего народа не будет оторван от своих корней, что позволит ему избежать множества ошибок.  Главная задача человека, призванного в этот мир, соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное. Создать   в   одночасье   условия,   способствующие   человеку   открыть   в   себе   глубины духовной   жизни,   невозможно.   Они   складывались   в   обществе   на   протяжении   тысячелетий   в традициях и обычаях народа. Традиционная     для   России   система   образования   была   крепка   православным   укладом воспитания  детей   в  школе.   Родители  учились  смотреть   на  детей  как   на  дар   Божий,   а  дети учились с почтением относиться к своим родителям. Отсюда нравственный авторитет педагога и доверие к школе. Традиционное воспитание делает человека патриотом, любящим свой народ и Отечество. Православная традиция   учит воспринимать окружающий мир как мир Божий. Если ты рожден на этой земле, в этом конкретном месте, значит, не случайно Господь призвал тебя именно здесь. Это и есть твоя Родина, Отчизна. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». В этом видятся истоки патриотизма православного человека.   Начала   самоограничения   и   воздержания   прослеживаются   в   бережном   отношении   к природе: бери только то, что необходимо, не будь расточителен. В православном понимании    человек  творение Божие, поэтому   он является  великой ценностью. В этих взглядах коренится основа трепетного отношения людей между собой. К.Д.Ушинский – православный русский педагог, оставивший значительный след в истории и практике российской педагогики, ­ подчеркивал особую важность влияния на воспитательный процесс 3­х сторон: ­  церкви;           ­  семьи;           ­  школы. Современная общественная и образовательная ситуации не только позволяет, но имеют возможности объединить усилия всех трех сторон в вопросах духовно­нравственного воспитания ребенка. Сегодня  для  педагога  разработаны  концептуальные   основания  и   нормативно­правовые основы  в области духовно­нравственного воспитания. Законодательная   база   освоения   православной   культуры   и   сотрудничества   церкви   со школой строится по линии реализации идеи преемственности культуры, освоения культурного и духовного наследия (ст. 44, п. 3 Конституции РФ). В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», наряду с другими областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период, определены такие сферы совместной деятельности, как : ­  забота о сохранении нравственности в обществе; ­     духовное,   культурное,   нравственное   и   патриотическое   образование   и   воспитание подрастающего поколения.(16, с. 59) В «Законе об образовании РФ» в ст. 9, записано: «Основные образовательные программы обеспечивают   реализацию   федерального   образовательного   стандарта,   включают   материалы, обеспечивающие духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся» В ст.14 «Закона об образовании» в п. 2 «Общие требования к содержанию образования» говорится:     «Содержание   образования   должно   обеспечивать…формирование   духовно­ нравственной личности». Для реализации этих требований педагоги современной российской школы   в   своей   деятельности   по   духовно­нравственному   формированию   личности   учащихся могут и должны опираться на традиционные ценности, включая религиозные. В   светской   школе   существуют   средства   и   формы   работы,   через   которые   возможно ознакомление   и   приобщение   детей   к   православным   традициям   –   это   элективные   курсы, факультативное   изучение   культуры   и   истории     Христианства,   различные   внеурочные воспитательные мероприятия, в том числе школьные праздники. В   толковых   словарях   С.И.Ожегова,   В.И.Даля   понятию   «праздник»   дается   примерно одинаковое определение: день, когда не надо работать, надо веселиться, отдыхать. Школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми. Она дает детям возможность   проявить   свои   способности,   удовлетворить   интересы   и   потребности:   в эмоциональном благополучии, самореализации, общении, движении. Это большое и важное дело, коллективное   и   непременно   творческое,   требующее   труда   и   фантазии,   выдумки   и изобретательности взрослых и детей, ­ тогда оно интересно всем. К.Д.Ушинский   очень   хорошо   сказал:   «Пусть   каждый   припомнит   свое   детство,   и   он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события  нашей жизни до другого. И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить эти праздники»(21) Кроме   воспитательной   функции   праздник   несет   еще   и   образовательную   функцию. Участвуя в подготовке и проведении праздника, ребенок учится: ­     работать   в   библиотеке,   в   современных   условиях   –   на   ПК,   чтобы   найти   нужную информацию; ­     работать   с   дополнительной   литературой:   сориентироваться   в   большом   выборе, выделить главное; ­  работать в коллективе; ­   узнает много новой информации, которая расширяет кругозор, и, вполне возможно, пригодится в будущем; ­  пополняет словарный запас. Таким   образом,   праздник   действительно   является   одной   из   значимых   форм образовательно­воспитательной работы с детьми. В целом принята такая типология праздников: ­  международные; ­  государственно­гражданские; ­  бытовые и семейные; ­  народные и фольклорные; ­  религиозные; ­  церковно­государственные. По   определению   протоиерея   А.Лаврова:   «Праздниками   в   христианской   церкви называются   те   дни,   в   которые   вспоминаются   особенно   замечательные   события   из   жизни Спасителя и Божией Матери, а также святых».(12, с.201) В   рамках   светской   образовательной   системы   приобщение   детей   к   православным духовным традициям может происходить через церковно­государственные праздники, прежде всего,   празднование   Рождества   Христова,   который   обладает   значительным   воспитательным потенциалом. Это день, когда приходит на Землю обещанный Спаситель – Сын Божий. Святая Церковь празднованием   Рождества   Христова   Нравственно   поучает   нас   праведной   жизни,   достойной родившегося Господа. И мы, празднуя этот праздник, должны зажечь в душе ребенка решимость возродиться от жизни без Бога к жизни богоугодной, праведной. Не в славе и  великолепии,  а в нищете и убожестве, в яслях  для животных является Создатель   и   Владыка   неба   и   земли.   Этим   показывается   нам   величие   смирения,   кротости, простоты и пагубность гордости, тщеславия, роскоши. Удостаиваются первыми поклониться Ему простые Вифлеемские пастухи, а после них – мудрые персидские волхвы. Здесь мы видим людей самых простых и самых образованных. Это научает каждого из нас довольствоваться своей участью, показывает, что никакое звание и состояние не препятствует приближаться к Богу. Явление Бога во плоти со всеми сопровождающими его обстоятельствами представляет собой   неисчерпаемый   источник   для   нашего   назидания.   Праздник   Рождества   Христова   богат образами и впечатлениями, в нем мы переживаем радость познания Бога, убеждаемся, что есть добро,   любовь,   красота   и   этим   решаем   трудную   педагогическую   задачу:   те   эмоциональные переживания,   которые   ребенок   испытывает   в   связи   с   празднуемым   Евангельским   событием, вызывают в его душе осознанное желание проявлять себя в добрых делах, становиться лучше. Сегодня часто говорят о консерватизме школы, но именно благодаря которому школа сохраняет нравственные идеалы, ценности культуры и остается одним из немногих социальных институтов,   в   которых   есть   место   представлениям   о   самоценности   человеческой   жизни,   о свободном творческом развитии личности человека. Педагоги и школа ответственны за то, чтобы передача вечных ценностей не прерывалась в поколениях. Особенно важна и трудна эта миссия в эпоху перемен. Педагог   с   давних   времен   до   настоящего   времени   является   связующим   звеном   между школой, детьми, семьей, то есть осуществляет не только педагогическую деятельность а еще и социально­педагогическую. По   определению   Шакуровой   М.В.,   «под   социально­педагогической   деятельностью понимается деятельность, которая направлена на  решение задач социального воспитания».(21, с.5) Данная работа выполнена в форме проекта, который позволил реализоваться следующим функциям деятельности педагога: ­  воспитательной; ­  организационной; ­  организационно­коммуникативной. Апробация проекта проходила на базе МОУ «Пролетарская СОШ» Верхотурского уезда. Учитель технологии, автор работы, выступил организатором разработки и реализации проекта празднования Рождества Христова.   Он   объединил   в   процессе   духовно­нравственного   воспитания   детей   среднего подросткового  возраста  возможности школы,  семьи,  церкви (Свято­Николаевского  мужского монастыря) и самой личности ребенка как активного субъекта воспитательного процесса, тем самым   решив   задачу   полноценного   использования   в   воспитательном   процессе   возможностей общества, микросреды и ребенка как объекта педагогики. Эти   возможности   реализовались   через   проведение   конкурсов   рисунков,   поделок, открыток, посвященных празднуемому событию; через проведение викторин, игр, кроссвордов, классных   часов,   разработку   сценария   праздника,   изготовление   декораций   сцены,   подбор костюмов, выполнение Рождественского вертепа.  К проведению воспитательного мероприятия учитель технологии  привлек добровольных помощников,   например,   классных   руководителей,   учителей   «Духовной   культуры   Урала», Мировой художественной культуры, рисования и музыки, педагога­организатора школы, учителя информатики   для   обеспечения   мультимедийных   презентаций.   Родители   также   активно участвовали в подготовке к празднику: готовили костюмы, учили стихи с детьми, рисовали. Специфика   деятельности   педагога   заключалась   в   том,   что   в   данном   образовательном учреждении он работал с детьми, имеющими различные виды девиаций в поведении, с трудными детьми и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. При организации деятельности педагог   учитывал   особенности   контингента   обучающихся:   20   %   детей   школы   являются предметом особой заботы. Это дети­сироты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, опекаемые, дети из неполных семей. Всего в осуществлении проекта приняло активное участие 34 подростка, большая часть из которых относится к вышеперечисленным категориям детей. Благодаря   устоявшимся   межличностным   отношениям   между   учителем   и   детьми,   они   стали активными субъектами этого проекта. Разработка проекта и его частичная апробация позволили в полной мере реализоваться посреднической   и   терапевтической   роли   учителя.     Учитель   технологии   явился   связующим звеном   между   детьми   и   взрослыми,   между   семьей   и   организациями   и   учреждениями, призванными заботиться о духовно­нравственном воспитании детей. Терапевтическая   роль   педагога   проявилась   в   том,   что     в   привлечении   детей   к проводимому мероприятию учитывались их интересы, способности, потребности, личностные и возрастные особенности.  В реализации проекта были заняты в основном дети среднего подросткового возраста, который характеризуется следующими особенностями.   Подростковый период называют «кризисным». Это период полового созревания, эпоха созревания биологических и культурных потребностей. В этот период изменяется вся система отношений, наблюдается падение школьной успеваемости. Те вещи, которые еще вчера не играли никакой  существенной  роли  в  жизни   ребенка,  выступают   на  первый   план.  Мир  наполняется новым смыслом. На этом этапе педагог и должен выступить в роли духовного наставника и помочь подростку выбрать те жизненные ориентиры, которые были традиционно свойственны русскому   народу.   По   мнению   Л.С.Выготского,   основным   новообразованием   этого   периода является   овладение   подростком   процессом   образования   понятий,   переход   к   высшей   форме интеллектуальной   деятельности   и   мышлению   в   понятиях.     Праздник   Рождества   Христова   и способствует формированию у подростка понятий о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свою жизнь перед близкими и перед Богом. В   процессе   организации   социально­педагогической   деятельности,   связанной   с   темой исследования,   учитель   технологии     использовал   множество   методов,   которые   Ф.А.Мустаева делит на три основные группы: ­  методы формирования сознания; ­  методы организации деятельности; ­  методы стимулирования деятельности. Первая группа методов нашла свое выражение, например, при проведении классного часа ( беседа, рассказ, поучительный пример). Из   второй   группы   методов   необходимым   для   педагога   явился   метод   организации общественно­полезной   деятельности   и   метод   использования   творческой   игры.   Метод организации общественно­полезной деятельности реализовался через следующие формы работы: ­   дети привлекались к поискам объектов собственной деятельности (выбирали конкурсы, игры, определяли тематику выставок, создавали эскиз декораций сцены, подбирали костюмы, выполняли Рождественский вертеп); ­     совместно   с   педагогами   участники   планировали   проведение   самого   торжества, производили отбор сценария театрализованного представления; ­     педагог распределял обязанности среди учеников таким образом, чтобы все были привлечены к выполнению к какой­либо определенной задачи, назначал ответственных за тот или иной участок работы и осуществлял контроль;  ­     анализ   и   оценка   результатов   проведенного   воспитательного   мероприятия   были проведены   для   всех   участников   мероприятия   в   дружеской   непринужденной   обстановке   за чашкой чая. Метод   использования   творческой   игры   был   реализован   педагогом   при   организации   и проведении театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Морозко». В данном театрализованном представлении каждый ученик являлся одновременно и соавтором и исполнителем общего замысла, выступал в активной позиции, осваивал ту или иную социальную роль. При использовании этого метода были соблюдены следующие необходимые требования:  ­ идея данного сценария была предложена детям, и они ее  приняли; ­     при   распределении   ролей   педагог   старался   по   возможности   всех   участников удовлетворить и вместе с тем учитывал, чтобы ребенок был поставлен в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности. Примером выполнения этого требования может быть привлечение детей, которые не реализовали своих потребностей в творчестве по каким­ либо   причинам:   не  хватает   актерского   таланта,   стесняются   выступать   перед   аудиторией,   не успели   раскрыться,   так   как   недавно   перешли   из   другого   образовательного   учреждения.   Эта задача была решена следующим образом: дети, имеющие проблемы подобного плана, исполнили роль христославов. И справились с этим отлично!  ­  была оказана помощь детям в оформлении зала, сцены, подборке реквизитов; ­   педагог предусмотрел возможность «доиграть»   свои роли при организации хоровода возле елки после окончания театрализованного представления. Методы стимулирования деятельности нашли свое выражение в поощрении, выражении благодарности на общешкольной линейке, награде участников. Те дети, которые проявили себя в реализации проекта более активно (без ошибок ответили на вопросы викторины, нарисовали лучшие   рисунки,   принимали   участие   в   театрализованном   представлении)   были   награждены ценными подарками, а все остальные участники получили памятные сувениры.   Поощрение   активного   участия   детей   проводилось   перед   членами   всего   школьного коллектива, что способствовало формированию общественного мнения о том, что важен любой труд, даже самый маленький, из которого складывается результат общего дела. В реализации проекта учитель технологии   использовал элементы народной педагогики. Основными методами которой, по   мнению Кузиной Н.С., являются слово и дело, природа, искусство, традиции, игра, общественное мнение и, конечно, вера.  Проведение церковно­государственного праздника Рождества Христова, вылившееся для школы в большое и самобытное мероприятие обратило, несомненно, души и сердца участников к основам православной веры, духовным корням русского народа и способствовало приобщению детей   и   подростков   к   православным   традициям.   Незапланированным,   приятным   для   всех сюрпризом было выступление гостей из Меркушинской неполной средней школы Верхотурского уезда с музыкальной пьесой «Подарки для Христа», а хор девочек из неполной средней школы №2 г Верхотурья исполнил несколько рождественских песен. Вся атмосфера праздника была наполнена   чувством   единения.   Объединяющим     началом   явилось   празднуемое   Евангельское событие и образ Богомладенца Христа. Включение гостей в общий праздник явилось следствием приобщения к русским православным праздничным традициям. Цель,   поставленная   в   исследовании,   по   мнению   всех   участников   праздника   и   автора проекта, была достигнута. Задачи реализованы в полном объеме.  Предлагаемый   проект   может   быть   адресован     педагогам­организаторам,   социальным педагогам образовательных учреждений, учителям духовной культуры Урала, учителям мировой художественной культуры, учителям технологии, классным руководителям, студентам высших и средних учебных заведений, педагогам воскресных школ.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.

Внеклассная деятельность учителя технологии по приобщению детей подросткового возраста к православным традициям на примере празднования Рождества Христова. Социально-педагогический проект.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019