ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
23.01.2017
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Внеклассная работа развивает и формирует личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.Внеклассная работа развивает и формирует личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  Внеклассную работу в начальной школе определяют как органический элемент всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. В   школах   дореволюционной   России   внеклассные   занятия   широкого распространения   не   получили.   Боясь   проникновения   либеральных   влияний, школьная   администрация   не   только   не   поощряла,   но   и   преследовала   этот   вид работы.   Некоторое   распространение   внеклассная   работа   получила   лишь   в   тех учебных заведениях, где занимались дети преимущественно обеспеченных кругов общества.  В   советской   школе   внеклассная   работа   развёртывается   с   первых   дней   её существования. В положении «О единой трудовой школе» на внеклассные занятия выделялось два дня в неделю. Которые должны были исследоваться для чтения, экскурсий и других видов творческой деятельности детей. Теоретические основы внеклассной   деятельности   во   многом   были   разработаны   в     этот   период   Н.К. Крупской.  Л.С.   Бабина   отмечает,   что   «на   ранних   этапах   становления   и   развития советской школы, внеклассная работа недостаточно была направлена на решение конкретных задач обучения». В   послевоенные   годы   внеклассная   работа   получает   дальнейшее   развитие   – стремление как можно раньше выявить индивидуальные способности школьников, вызвало к жизни такие массовые формы внеклассной работы, как олимпиады по русскому языку, литературе и другим предметам. В 80­е годы наша страна занимала одно из первых мест в мире по масштабам внеклассных занятий, которыми охвачены дети в свободное время.  В   настоящее   время,   внеклассной   работой   называются   «различные воспитательно­образовательные   мероприятия,   выходящие   за   рамки   обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время». Внеклассная работа – широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя   разные,   неоднородные   по   содержанию,   назначению,   методике   проведения, формам и способам руководства занятия. В одних случаях внеклассной работой руководит учитель, в других, она приобретает характер добровольной деятельности самих   учащихся   на   основе   детского   самоуправления   при   активной   помощи педагогов. В связи с этим возникает необходимость в более дифференцированном подходе к понятию «внеклассная работа», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная работа» и «внеурочная работа». Внеурочная работа по целям и содержанию, а так же методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Она не всегда носит   добровольный   и   самодеятельный   характер.   Определяющая   роль   в   её планировании и организации принадлежит педагогам. Во   внеклассной   работе   формируются   и   удовлетворяются   разнообразные интересы   учащихся.   Она   располагает   для   этого   большими   возможностями.   В каждом классе есть дети, которые проявляют склонность к отдельным предметам. Следует отметить, что  внеклассные занятия могут оказывать большое влияние на отношение к тому или иному предмету. Содержание внеклассной работы должно быть рассчитано на расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными явлениями жизни. Внеклассная   работа   по   русскому   языку   –   «неразрывная   часть   учебно­ воспитательного   процесса,   воздействие   на   сознание   и   поведение   младших школьников,   углубление   и   расширение   их   знаний,   умений   и   навыков;   таких факторов, как содержание самого учебного предмета, всей деятельности учителя в сочетании с деятельностью учащихся». Значение внеклассной работы с младшими школьниками состоит в следующем: 1)   внеклассная   работа   содействует   развитию   познавательной   деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, воображения, мышления, речи; 2)   внеклассная   работа   помогает   формированию   творческих   способностей учащихся; 3) различные виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль учебных предметов в жизни людей; 4) внеклассная работа содействует воспитанию коллективизма и товарищества. Накоплению наблюдений за трудом и отношению к нему взрослых. И в связи с этим воспитанию любви к труду; 5)   различные   виды   внеклассной   работы   способствуют   воспитанию   у   детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом идёт речь, главным образом, о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью, ­ так называемых интеллектуальных чувств; 6) главное же значение внеклассной работы в том, что она помогает усилить интерес   учащихся   к   русскому   языку,   содействует   развитию   познавательных способностей младших школьников.  По   сравнению   с   классно­урочной   формой,   внеклассная   работа   имеет   ряд особенностей.   По   своему   содержанию   она   строго   не   регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях учебный материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Сами внеклассные занятия по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках. Внеклассные занятия в зависимости от содержания, по продолжительности могут быть рассчитаны: от трёх минут до целого часа. Для внеклассных занятий дети могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Особенностью   внеклассной   работы   всегда   является   занимательность предлагаемого материала, либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение   чувств   младшими   школьниками   во   время   работы,   более   широкое использование игровых форм проведения занятий. Основные задачи внеклассной работы по русскому языку состоят в следующем: 1) углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; 2) выявлять наиболее одарённых и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию; 3) 4) 5) вызывать интерес к учебным предметам; применять полученные знания на практике; развивать   самостоятельную   познавательную   деятельность   учащихся, 6) 7) приучать их пользоваться дополнительным материалом; развивать потребности к самообразованию; вовлекать   детей   в   занимательные   занятия,   а   этим   укреплять дисциплину,   воспитывать   настойчивость,   любовь   к   труду,   организованность   и коллективизм.  Таким   образом,   внеклассная   работа,   играет   одну   из   важнейших   ролей   в развитии учащихся, в формировании интереса к учебным предметам, и развитии познавательных способностей.  Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над теми или иными заданиями, вопросами, задачами, когда эти задания не обязательны для   него.   Во   всяком   случае,   непринуждение.   «Принуждение   извне   может   лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребёнка». Не всегда могут активизировать   мысль   ученика   и   словесные   просьба   и   убеждения.   Основным источником   побуждения,   младшего   школьника   на   внеклассных   занятиях,   может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей ко всем заданиям, которые он предлагает в процессе внеклассной работы. Вызванный интерес к отдельным заданиям, послужит стимулом для их участия в выпуске газеты, создания уголка природы, активного участия в викторинах по различным предметам.  Чтобы возбудить интерес к внеклассной работе, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким­то её элементам, но и вызвать у детей удивление. Это возникает тогда, когда сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если удивление связано с возникновением удовольствия, то оно превращается в приятное удивление,   а   при   непродуманной   ситуации,   может   возникнуть   неприятное удивление. На начальной стадии внеклассной работы, важно создать ситуацию для приятного   удивления,   тогда   оно   вызывает   у   детей   острое   сосредоточенное внимание. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся. Привлечь   внимание   и   вызвать   интерес   детей   к   внеклассным   занятия   можно различными   средствами:   особым   красочным   оформлением   класса,   необычным вступительным словом учителя, созданием при этом ситуации, в которую включены любимые детские герои сказок, стихов и рассказов. Удивление и интерес вызывает у детей – занимательно сформулированные вопросы, загадки, задачи, ребусы, шарады, кроссворды, логические упражнения. Созданию   занимательности   и   развитию   интереса   помогает   использование   на занятиях различных дидактических игр.  В.А. Сухомлинский, придавший огромное значение   игре   в   работе   с   младшими   школьниками,   писал:   «Игра   –   широкое многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда соревнуются в быстроте и   резвости.   Игра   может   заключаться   и   в   большом   напряжении   творческих способностей,   воображения.   Без   игры   умственных   сил,   без   творческого воображения   невозможно   представить   полноценного   обучения   школьников». Однако, вводя игру во внеклассное занятие, важно помнить, что игровые элементы не могут служить на занятии средством развлечения, они должны содействовать достижению поставленной цели, осуществлению общих задач внеклассной работы.  Интерес,   как   и   другой   вид   эмоционального   состояния,   имеет   внешнее выражение   на   лицах   детей,   в   их   поведении,   в   словесных   откликах.   По   таким признаниям, учитель может судить: вызван ли у детей интерес к тому или иному виду   внеклассной   работы.   К   сожалению,   бывает   такое,   «что   иногда   некоторые учителя   на   внеклассных   занятиях   в   момент   наивысшего   интереса   детей, сопровождаемые   внешними   их   возбуждениями,   бывают   слишком   строги   к поведению учеников, в результате стараясь приглушить внешние проявления чувств детей, приводят к нечёткому сохранению следов удовлетворения от внеклассного занятия».  На внеклассном занятии поведение детей может быть более свободным, чем на уроке, переживание детьми удовольствий, с более свободным их проявлением. При проведении внеклассных занятий, большое значение для поддержания интереса к предметам, является оценка ответов учащихся. Но в этом случае дети оцениваются не по пятибалльной системе, а в виде поощрения участников занятий, это может быть:   похвала;   выявление   победителя   по   числу   очков   за   быстроту,   точность, сообразительность при ответе; приз; словесная оценка. Таким образом, у детей будет дольше сохраняться заряд интереса, который возник   во   время   внеклассного   занятия,   и   послужит   стимулом   к   участию   в последующих   работах.   Лучше   запоминаются   те   мысли,   которые   были эмоциональны, вызывали живые яркие чувства, чем те, которые оставляли человека равнодушным. «Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко, труднее удержать интерес к внеклассной работе, и сделать его достаточно стойким». Поддерживая   интерес   различными   приёмами,   надо   его   постепенно воспитывать: вначале – как интерес к своей представленной деятельности во время внеклассных занятий, затем, чтобы он перерастал в интерес к учебным предметам, к процессу самой мыслительной деятельности, к новым занятиям в области науки. Этот процесс сложный и длительный, его результаты зависят от педагогического мастерства учителя. В этом процессе нет готовых рецептов, однако есть некоторые общие   положения,   которых   следует   придерживаться   в   процессе   воспитания интереса к учебным предметам. При   организации   внеклассной   работы   нужно   добиться   максимальной деятельности   каждого   ученика:   организаторской,   трудовой,   мыслительной. Материал   преподносимый   учителем,   или   предлагаемый   отдельными   учениками, должен быть понятен каждому ребёнку, иначе он не вызовет интереса. Учителю важно   знать,   что   дети   проявляют   интерес,   прежде   всего   к   тем   предметам,   по которым они хорошо успевают. Причём следует отметить, что в предпочтении того или   иного   предмета   ученики   «невольно»   следуют   за   своим   учителем,   который нередко отдаёт симпатии какой­либо области знания. Для внеклассной работы, как правило, не существует какой­либо программы. Тогда учитель в зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, решает: чем он будет заниматься с детьми на внеклассном занятии. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый материал на уроках. И ориентироваться на обязательную учебную программу. На внеклассных занятиях следует   предусматривать   оптимальное   соотношение   между   новыми   и   старыми знаниями   и   умениями.   Перегрузка   заданий,   снижает   интерес   к   внеклассным занятиям.   Для   облегчения   перехода   от   известного   к   неизвестному,   в   процессе внеклассного занятия, полезно использовать различные виды наглядности: полную и неполную предметную наглядность, и символические представления по памяти – исходя из того уровня развития в сознании учащихся. Особенно умело и вовремя надо использовать детское воображение.  Устойчивый интерес к внеклассным занятиям и к самим изучаемым предметам поддерживается   тем,   что   эти   занятия   проводятся   систематически.   Учёные отмечают «поверхностность интересов младших школьников 1­2 классов, так как «их   привлекают   главным   образом   внешние   факты,  особенно   яркие,  необычные». Стремление   углубиться   в   сущность   предмета,   интерес   к   его   закономерностям, наступает позднее в 3­4 классах. На занятиях должны обсуждаться доступные для детей   вопросы   и   задания,   тогда   создаётся   атмосфера,   возбуждающая   активную мысль учащихся. Учитель всегда может выявить силу возникшего интереса, к тому или   иному   предмету,  она   выражается   в   той   настойчивости,  которую   проявляют ученики   в   процессе   выполнения   различных   заданий,   связанных   с   разрешением каких­либо задач. Таким   образом,   основным   источником   побуждения   младших   школьников   к умственному   труду   на   внеклассных   занятиях   служит   познавательный   интерес, который   необходимо   поддерживать   и   развивать   с   первых   шагов   школьного обучения, это позволит сформировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017