Цель: знакомство с выдающимся деятелем казахской литературы, его жизнью и творчеством;
развитие познавательных интересов в области творчества писателя и в целом истории Казахстана,
воспитание нравственности.
Ход мероприятия
- Что такое Родина? Напишите ассоциации к этому слову
РОДИНА
семья мой дом
1. Прослушайте стихотворение С. Сейфуллина «Родная земля»
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твоё величье.
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери нам дорог и привычен,
Так и привычен образ твой.
Земля моя!
В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
- В этом году народ празднует 125-летие со дня рождения великого поэта и писателя Сакена Сейфуллина.
1. Знакомство с поэтом (презентация)
Сакен Сейфуллин
Родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле в Акмолинском уезде (нынеКарагандинская область).Семья будущего поэта была музыкальной: отец был домбристом, мать — умелой рассказчицей. С детских лет Сакен пристрастился то к протяжно-грустной, то заунывно-печальной, как сама степь, песне родного народа. Сам он неплохо играл на домбре и имел приятный голос. Впоследствии Сакен написал немало песен (и слова, и музыку), которые до сих пор живут в народном репертуаре. Учился Сакен вначале в родном ауле, затем — три года в школе Успенского медеплавильного завода. В 1908 году будущий поэт переезжает в Акмолинск, где кончает приходскую школу и трехклассное городское училище. В 1913-1916 гг. Сейфуллин учится в Омской учительской семинарии, участвует в просветительском молодежном кружке «Единство». Серьезным испытанием для поэта явилась февральская революция. В это сложное время нелегко было сделать правильный выбор деятелям национальной культуры Казахстана. Родовые предрассудки — с одной стороны, лозунги алашордынцев — с другой, и новые идеи, великое революционное движение — с третьей. Сейфуллин выбирает третий путь, борец по натуре, он с оружием в руках устанавливал новую власть на древней земле отцов. В те годы Сакен развивает кипучую деятельность среди степной бедноты — проводит митинги, выступает на собраниях. Сакена Сейфуллина наиболее полно раскрылся и окреп в годы после Октября 17-го года. Он стал певцом-трибуном, голос которого звучал громко и страстно, призывая угнетенных к борьбе на стороне революции. Он первым в казахской советской литературе воспел чувства нового человека, стал выразителем дум и чаяний своего поколения. Его поэзия — поэзия активная, сыграла исключительную роль в борьбе, в идейном, нравственном воспитании людей, формировании человека эпохи социализма. В 1938 году арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД. Посмертно реабилитирован.
В поселке Киевка Нуринского района установлен памятник прославленному поэту, писателю, основоположнику современной казахской литературы, общественному и государственному деятелю Сакену Сейфуллину. В городе Астане в 1988 году 20 февраля прошло официальное открытие музей в честь Сакена Сейфуллина.
2. Просмотр видео «Сакен Сейфуллин, Saken Seifullin, «В памяти предкам», «Культурное наследие» (по ссылке: http://my.mail.ru/bk/saken_murazhaiy/video/_myvideo/2.html)
3. Составление кластера
Игра «Самая активная группа»
- Напишите, что вы запомнили из биографии поэта.
(соревнование между группами)
«Салют аплодисментов» лучшей группе
1. Знакомство с произведениями поэта
Групповая работа: прочитать стихотворение Сакена Сейфуллина, озаглавить его, пересказать.
Летом в степи
Разливается
юный простор
Пряным запахом яростных трав,
Летней степи зеленый ковер
В переливах цветов разостлав.
Необъятна ее ширина,
Мне открывшаяся опять.
И простерла объятья она,
Как ребенку родимая мать.
Словно вышиты шелком шелка
Дорогих травяных одеял.
Я, вернувшийся издалека,
К материнскому лону припал.
Прядью шелковой пышных волос
Я поигрываю, как дитя.
Станы гибких, изогнутых лоз
Выпрямляю, ломаю шутя.
И разносится радостный смех,
Мотылек, позабывший мечту,
Словно мальчик, влюбленный во всех,
Дарит всем поцелуй на лету.
Под шатровой сплошной синевой
Я лежу на кошме луговой.
В городах я томился тоской
По земле первозданной, степной.
В русле памяти вновь - ледоход,
Словно льдины друг друга теснят...
Вот я вижу - на пастбище скот,
Вот привал отдыхающих стад.
Тихо, тихо над гладью степной.
Солнце встало в зените над ней.
И ничто не тревожит покой
Отдыхающих в полдень степей.
Одиноко над степью плывет
Солнца жаркого пышущий зной.
И пастух одиноко бредет,
Молча доит овцу за овцой.
Тесно сдвинуты, сбиты гурты,
Жарко дышит, сбивается с ног
Шевелящийся край темноты,
Где пастуший горит огонек.
Жить подпаску, в степи нелегко.
И пока огонек не погас,
Варит мальчик себе молоко
По обряду степей - корыктас.
Еле тлеет костер перед ним,
И кизячные кучи трещат,
Чуть струится медлительный дым,
Цепенеет удушливый чад.
Губы мальчика ветер обмел,
По степям он кочует давно,
Он на солнце стоит, полугол,
Загорелое тело черно.
Шапки нет у него; крупный пот
Утирая со лба кулаком,
В конской коже он степью идет
По кипящей жаре босиком.
В городах, где мы праздно живем, -
Электрический свет до утра...
В одиночестве жалком своем
Этот мальчик не ведал добра.
Вижу - пламя чуть светит вдали,
Вижу бедный обряд корыктас.
Я вскочил, я сорвался с земли,
Разом брызнули слезы из глаз.
Брат мой бедный, дитя темноты,
Ты в забытой рожден стороне.
Я мечтаю о том, чтобы ты
Встал с ровесниками наравне.
Не уйдешь! Возвратишься назад!
Подожди - мне шепнула трава.
А цветы на дороге стоят
И лепечут пустые слова.
Должен я в этот край нищеты
Просвещения свет принести...
Дорогие степные цветы,
Не держите меня на пути!
Игра «Самая внимательная группа»
- Ответьте на вопросы по стихотворению, за каждый правильный ответ группа получает облачко. Выигрывает та группа у кого больше облачек.
- Запахом чего разливается простор? (яростных трав)
- Закончите четверостишие:
Необъятна ее ширина,
Мне открывшаяся опять.
И простерла объятья она,
(Как ребенку родимая мать)
- К чему припал поэт, когда
вернулся издалека? (К материнскому лону)
- Чем поэт поигрывает, как дитя? (Прядью шелковой пышных волос)
- Что дарит мотылек, позабывший мечту, словно мальчик, влюбленный во всех?
(Дарит всем поцелуй на лету)
- Почему тосковал поэт в городах?
(По земле первозданной, степной)
- Что увидел поэт на родине ? (на пастбище скот, привал отдыхающих стад)
- Чем занимается пастух? (одиноко бредет, молча доит овцу за овцой)
- Что делает мальчик? (варит
мальчик себе молоко)
- Закончите строчки: В конской коже он степью идет
(По кипящей жаре босиком)
- Что не ведал мальчик? (Этот мальчик не ведал добра)
- О чем мечтает поэт? (Я мечтаю о
том, чтобы ты
Встал с ровесниками наравне)
- Что шепнула трава? (Не уйдешь!
Возвратишься назад!
Подожди - мне шепнула трава)
- Что должен принести поэт в край
нищеты? (Просвещения свет)
«Салют аплодисментов» самой внимательной группе.
Итог:
- С деятельностью какого поэта сегодня познакомились?
- Сколько лет празднуют Сакену Сейфуллину?
- О чем писал поэт в своих стихотворениях?
Рефлексия
«Письмо из будущего»
Напишите письмо, обращение,
пожелание С.Сейфуллину
ГУ «Отдел образования»
СШ им.Н.Островского
Внеклассное мероприятие
в рамках декады ко Дню языков
«Тернистый , но верный путь Сакена Сейфуллина»
11 класс
Учитель: Елеубекова Р.К.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.