Внеклассное мероприятие "Тернистый,но верный путь Сакена Сейфуллина"
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие "Тернистый,но верный путь Сакена Сейфуллина"

Оценка 4.9
docx
19.02.2020
Внеклассное мероприятие "Тернистый,но верный путь Сакена Сейфуллина"
Цель111.docx

Цель: знакомство с выдающимся деятелем казахской литературы, его жизнью и творчеством;

           развитие познавательных интересов в области творчества писателя и в целом истории Казахстана,         

           воспитание нравственности.

                                                                  Ход мероприятия

Что такое Родина? Напишите ассоциации к этому слову

РОДИНА

семья мой дом

1.      Прослушайте  стихотворение  С. Сейфуллина «Родная земля»

С тобой я по-сыновьи откровенен,

Вскормила ты меня для доброты.

Ты крылья мне дала для вдохновенья,

И путь к вершинам указала ты.

 

Не в широте степей твоё величье.

Ты мне близка иною красотой:

Как образ матери нам дорог и привычен,

Так и привычен образ твой.

 

Земля моя!

В зеленом летнем платье

Ты ловишь солнце будущего дня.

Родимая, какое это счастье,

Что ты всегда со мной и для меня!

 

- В этом году народ празднует 125-летие со дня рождения великого поэта и писателя  Сакена Сейфуллина.

1.      Знакомство с поэтом (презентация)

Сакен Сейфуллин

Родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле в Акмолинском уезде (нынеКарагандинская область).Семья будущего поэта была музыкальной: отец был домбристом, мать — умелой рассказчицей. С детских лет Сакен пристрастился то к протяжно-грустной, то заунывно-печальной, как сама степь, песне родного народа. Сам он неплохо играл на домбре и имел приятный голос. Впоследствии Сакен написал немало песен (и слова, и музыку), которые до сих пор живут в народном репертуаре. Учился Сакен вначале в родном ауле, затем — три года в школе Успенского медеплавильного завода. В  1908 году будущий поэт переезжает в Акмолинск, где кончает приходскую школу и трехклассное городское училище. В 1913-1916 гг. Сейфуллин учится в Омской учительской семинарии, участвует в просветительском молодежном кружке «Единство». Серьезным испытанием для поэта явилась февральская революция. В это сложное время нелегко было сделать правильный выбор деятелям национальной культуры Казахстана. Родовые предрассудки — с одной стороны, лозунги алашордынцев — с   другой, и новые  идеи,  великое   революционное движение — с третьей. Сейфуллин выбирает третий путь, борец по натуре, он с оружием в руках устанавливал новую власть на древней земле отцов. В те годы Сакен развивает кипучую деятельность среди степной бедноты — проводит митинги, выступает на собраниях. Сакена   Сейфуллина  наиболее   полно раскрылся и окреп в годы после  Октября 17-го года. Он стал певцом-трибуном,  голос которого звучал громко и страстно, призывая угнетенных к борьбе на стороне революции. Он первым в казахской   советской   литературе воспел чувства нового  человека,  стал выразителем дум и чаяний  своего поколения. Его поэзия — поэзия активная, сыграла исключительную роль в борьбе, в идейном, нравственном воспитании людей, формировании человека эпохи социализма. В 1938 году арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД. Посмертно реабилитирован.

В поселке Киевка Нуринского района установлен памятник прославленному поэту, писателю, основоположнику современной казахской литературы, общественному и государственному деятелю Сакену Сейфуллину. В городе Астане в 1988 году 20 февраля прошло официальное открытие музей в честь Сакена Сейфуллина.

2. Просмотр видео «Сакен Сейфуллин, Saken Seifullin, «В памяти предкам», «Культурное наследие» (по ссылке: http://my.mail.ru/bk/saken_murazhaiy/video/_myvideo/2.html)

3. Составление кластера

Игра «Самая активная группа»

- Напишите, что вы запомнили из биографии поэта.

(соревнование между группами)

«Салют аплодисментов» лучшей группе

1.      Знакомство с произведениями поэта

Групповая работа: прочитать стихотворение Сакена Сейфуллина, озаглавить его, пересказать.


Летом в степи

Разливается юный простор
Пряным запахом яростных трав,
Летней степи зеленый ковер
В переливах цветов разостлав.

Необъятна ее ширина,
Мне открывшаяся опять.
И простерла объятья она,
Как ребенку родимая мать.

Словно вышиты шелком шелка
Дорогих травяных одеял.
Я, вернувшийся издалека,
К материнскому лону припал.

Прядью шелковой пышных волос
Я поигрываю, как дитя.
Станы гибких, изогнутых лоз
Выпрямляю, ломаю шутя.

И разносится радостный смех,
Мотылек, позабывший мечту,
Словно мальчик, влюбленный во всех,
Дарит всем поцелуй на лету.

Под шатровой сплошной синевой
Я лежу на кошме луговой.
В городах я томился тоской
По земле первозданной, степной.

В русле памяти вновь - ледоход,
Словно льдины друг друга теснят...
Вот я вижу - на пастбище скот,
Вот привал отдыхающих стад.

Тихо, тихо над гладью степной.
Солнце встало в зените над ней.
И ничто не тревожит покой
Отдыхающих в полдень степей.

Одиноко над степью плывет
Солнца жаркого пышущий зной.
И пастух одиноко бредет,
Молча доит овцу за овцой.

Тесно сдвинуты, сбиты гурты,
Жарко дышит, сбивается с ног
Шевелящийся край темноты,
Где пастуший горит огонек.

Жить подпаску, в степи нелегко.
И пока огонек не погас,
Варит мальчик себе молоко
По обряду степей - корыктас.

Еле тлеет костер перед ним,
И кизячные кучи трещат,
Чуть струится медлительный дым,
Цепенеет удушливый чад.

Губы мальчика ветер обмел,
По степям он кочует давно,
Он на солнце стоит, полугол,
Загорелое тело черно.

Шапки нет у него; крупный пот
Утирая со лба кулаком,
В конской коже он степью идет
По кипящей жаре босиком.

В городах, где мы праздно живем, -
Электрический свет до утра...
В одиночестве жалком своем
Этот мальчик не ведал добра.

Вижу - пламя чуть светит вдали,
Вижу бедный обряд корыктас.
Я вскочил, я сорвался с земли,
Разом брызнули слезы из глаз.

Брат мой бедный, дитя темноты,
Ты в забытой рожден стороне.
Я мечтаю о том, чтобы ты
Встал с ровесниками наравне.

Не уйдешь! Возвратишься назад!
Подожди - мне шепнула трава.
А цветы на дороге стоят
И лепечут пустые слова.

Должен я в этот край нищеты
Просвещения свет принести...
Дорогие степные цветы,
Не держите меня на пути!


Игра «Самая внимательная группа»

- Ответьте на вопросы по стихотворению, за каждый правильный ответ группа получает облачко. Выигрывает та группа у кого больше облачек.

- Запахом чего разливается простор? (яростных трав)

- Закончите четверостишие: Необъятна ее ширина,
Мне открывшаяся опять.
И простерла объятья она,
(Как ребенку родимая мать)

- К чему припал поэт, когда вернулся издалека? (К материнскому лону)
- Чем поэт поигрывает, как дитя? (Прядью шелковой пышных волос)
- Что дарит мотылек, позабывший мечту, словно мальчик, влюбленный во всех? (Дарит всем поцелуй на лету)

- Почему тосковал поэт в городах? (По земле первозданной, степной)
- Что увидел поэт на родине ? (на пастбище скот, привал отдыхающих стад)

- Чем занимается пастух? (одиноко бредет, молча доит овцу за овцой)

- Что делает мальчик? (варит мальчик себе молоко)
- Закончите строчки: В конской коже он степью идет
(По кипящей жаре босиком)

- Что не ведал мальчик? (Этот мальчик не ведал добра)

- О чем мечтает поэт? (Я мечтаю о том, чтобы ты
Встал с ровесниками наравне)

- Что шепнула трава? (Не уйдешь! Возвратишься назад!
Подожди - мне шепнула трава)

- Что должен принести поэт в край нищеты? (Просвещения свет)
«Салют аплодисментов» самой внимательной группе.

Итог:

- С деятельностью какого поэта сегодня познакомились?

- Сколько лет празднуют Сакену Сейфуллину?

- О чем писал поэт в своих стихотворениях?

Рефлексия

«Письмо из будущего»

Напишите письмо, обращение, пожелание С.Сейфуллину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГУ «Отдел образования»

СШ им.Н.Островского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие

в рамках декады ко Дню языков

 

«Тернистый , но верный путь Сакена Сейфуллина»

11 класс

Учитель: Елеубекова Р.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цель: знакомство с выдающимся деятелем казахской литературы, его жизнью и творчеством; развитие познавательных интересов в области творчества писателя и в целом истории

Цель: знакомство с выдающимся деятелем казахской литературы, его жизнью и творчеством; развитие познавательных интересов в области творчества писателя и в целом истории

Просмотр видео «Сакен Сейфуллин,

Просмотр видео «Сакен Сейфуллин,

Игра «Самая внимательная группа» -

Игра «Самая внимательная группа» -

ГУ «Отдел образования» СШ им

ГУ «Отдел образования» СШ им

Внеклассное мероприятие "Тернистый,но верный путь Сакена Сейфуллина"

Внеклассное мероприятие "Тернистый,но верный путь Сакена Сейфуллина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020