Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
11 кл
25.05.2018
Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»
Данное занятие посвящено личности Андрея Дмитриевича Сахарова, его жизни и деятельности. Его участникам постоянно приходится давать оценку различным аспектам деятельности А.Д. Сахарова. Главной идеей занятия стало рассмотрение двух основных составляющих деятельности А.Д. Сахарова: его достижений в области физической науки (в том числе – создание водородной бомбы) и активной правозащитной, антивоенной деятельности. В итоге, учащимся предстоит дать ответ на вопрос о том, какое влияние оказывал и продолжает оказывать А.Д. Сахаров как учёный и правозащитник на жизнь человечества в целом, на жизнь нашей страны: положительное, отрицательное. Или, может быть, такая оценка не является столь однозначной...
Внеклассное занятие 9-11 кл А. Д. Сахаров за и против.docx
Внеклассное мероприятие  (дискуссия с элементами круглого стола,          социологического исследования,            лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров:    ЗА И ПРОТИВ»                                                            АВТОР:                                                    ГРЕДНЕВ РОМАН ВАСИЛЬЕВИЧ,                                                    УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ                                                   МОБУ СОШ С. ВАРЫПАЕВО ПЕНЗЕНСКОГО                                                    РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Установочное положение Данное занятие посвящено личности Андрея Дмитриевича Сахарова, его жизни и деятельности. Участниками дискуссии являются учащиеся 9­11  классов МОБУ СОШ с. Варыпаево, учителя, жители с. Варыпаево.  В ходе занятия его участникам постоянно приходится делать выбор:  давать обоснованную оценку различным аспектам судьбы А.Д. Сахарова.  Главной идеей занятия стало рассмотрение двух основных  составляющих деятельности А.Д. Сахарова: достижений в физике (в том  числе – создание водородной бомбы) и активной правозащитной, антивоенной  деятельности. В ходе дискуссии её участники должны были проанализировать эти  составляющие и подвести итого ответом на вопрос о том, какое влияние  оказал и оказывает А.Д. Сахаров своей деятельностью ученого и  правозащитника на человечество в целом, на жителей нашей страны –  положительное, отрицательное или может быть оценка не однозначна. Стоит отметить, что если сам ход занятия удалось распланировать по  этапам, то направленность выступлений и оценок была непредсказуемой. Так,  оценка участниками дискуссии роли Сахарова, как создателя оружия  массового поражения – водородной бомбы, не была категорично  отрицательной. Многие из них высказывали мнение, что этим своим  достижением А.Д. Сахаров привел мир к равенству, а затем к осознанию  необходимости переговоров о сокращении вооружений. Положительная  оценка Сахарова как правозащитника, борца за мир оказалась в итоге  однозначной, хотя участники дискуссии разошлись в мнениях, почему кроме  ученой деятельности он обратился к правозащитной, антивоенной. Но, все  они, в итоге, подведя итог, отметили, что А.Д. Сахаров был и остается одним  из наиболее почитаемых и востребованных людей. Его идеи актуальны по сей  день. Также, выяснив с помощью социологического опроса, что о А.Д.  Сахарове знают лишь немногие жители села, было решено включить в ход  дискуссии краткие сообщения её участников, видеоматериалы, компьютерную презентацию с информацией о жизни и деятельности Сахарова. Чтобы участники дискуссии осознали, что навешивание «ярлыков» на  людей (таких, как на Сахарова – «отец» водородной бомбы и правозащитник)  не может раскрыть истинную сущность личности, был применен прием  рисования с последующим объяснением. Учащиеся 1­4 классов рисовали  злого и доброго человека, и в зависимости от задания признавали Сахарова  соответственно злым или добрым. Учащиеся поняли, что заданность на ту или  иную оценку, мешает разумному восприятию действительности.. Прежде чем  судить о ком либо, необходимо получить о нем, его деятельности как можно  больше информации – был сделан вывод участниками занятия. 2 Задачи  Выявить уровень осведомленности членов социума о личности А.Д.  Сахарова, его деятельности  В ходе занятия продолжить знакомство его участников с личностью  А.Д. Сахарова  Проанализировать деятельность А.Д. Сахарова как физика, одного из  создателей водородной бомбы, дать оценку этой деятельности  Проанализировать деятельность А.Д. Сахарова как борца за мир,  правозащитника, политика, дать оценку этой деятельности  Рассмотреть причины появления в деятельности А.Д. Сахарова, такой  составляющей, как правозащитная, антивоенная деятельность  Продолжить формирование умения работы с документами, навыков  публичных выступлений  Развивать в учащихся гражданскую и нравственную составляющую их  личности на примере личности А.Д. Сахарова  Участники дискуссии должны понять, что деятельность А.Д. Сахарова  была многогранной и его идеи до сих пор имеют большое значение  ПЛАН ДИСКУССИИ 1. Вступление. Объяснение основной цели дискуссии: рассмотрение  личности А.Д. Сахарова, чтобы понять, что же все­таки он принес  нашей стране и миру: добро или зло. 2. А.Д. Сахаров – ученый­физик, создатель водородной бомбы 3. А.Д. Сахаров – правозащитник, борец за мир, политик. 4. Заключение. Общая оценка значения деятельности  А.Д. Сахарова в  современном мире. ОБОРУДОВАНИЕ 1.Учебный кабинет, оборудованный мудьтимедийной техникой для  прослушивания музыки, просмотра видеофильмов и компьютерной  презентации. 2. Видеозаписи выступлений А.Д. Сахарова, компьютерная презентация о  А.Д. Сахарове. Видеозапись ответов жителей села, учащихся начальных  классов. 3. Фотографии А.Д. Сахарова. 4. Статьи А.Д. Сахарова. 5. Карточки для голосования: черные и белые.       ИСТОЧНИКИ 3 При подготовке урока использовались материалы о А.Д. Сахарове большого  количества сайтов Интернета различной направленности, в том числе  sakharov­museum.ru 1. Вступление. Ведущий: Мы собрались сегодня, чтобы рассмотреть, разобраться,  кем был Андрей Дмитриевич Сахаров? Я специально не упоминаю его  званий, его достижений. Его имя известно всем. …. Так ли это?  Мы решили спросить жителей нашего села: какие ассоциации,  какие мысли вызывает у них имя А.Д. Сахарова. Внимание на экран: ВИДЕОЗАПИСЬ ОПРОСА ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА Ведущий: Действительно, о Сахарове, многим известны лишь  ярлыки: «отец водородной бомбы» и «правозащитник, борец за мир».. А что скрывается за этими противоречащими друг другу  понятиями? Сегодня мы попробуем более пристально рассмотреть  личность А.Д. Сахарова, чтобы понять, что же все­ таки он принес нашей стране и миру: добро или зло? Понять, какая часть его жизни является  основной? 2. А.Д. Сахаров – ученый­физик, создатель  водородной бомбы. Ведущий: Первый образ ­ «отец водородной бомбы». Чего же  добился А.Д. Сахаров как ученый? Сообщение ученика (краткое) о достижениях Сахарова в физике.  Сопровождается слайдами презентации о А.Д. Сахарове. Сообщение о водородной бомбе (ученик). Сопровождается  видеороликом об испытании водородной бомбы. Ведущий: Мы попросили учащихся начальных классов нарисовать  портрет человека, который создал страшное оружие. Вот что из этого  получилось! ВИДЕОЗАПИСЬ, НА КОТОРОЙ ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ РИСУНКИ 4 Ведущий: Мы им показали портрет Сахарова и спросили, мог ли  этот человек быть изобретателем оружия? ВИДЕОЗАПИСЬ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ Ведущий: Как вы бы характеризовали изобретателя термоядерного  оружия? Положительно или отрицательно?  ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Ну, а теперь, согласны ли вы с мнением младших  школьников? О том, что по внешности Сахаров был похож на  изобретателя смертоносного оружия? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: С какой целью создавалась водородная бомба? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Что же, послушаем краткую характеристику  международных отношений в 50­е­  60­е годы. Это позволит понять  исторические условия, в которых работал физик, ученый Сахаров. Сообщение ученика (краткое) о «холодной войне». Ведущий: Как оценили участие Сахарова в изобретении бомбы в  СССР?  ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: А.Д. Сахаров был трижды удостоен звания Героя  Социалистического Труда (в 1954 г., 1956 г. и 1962 г.), а также получил  Ленинскую и Сталинскую премии. А что означало для ученого получение этих званий и премий, кроме славы? Сообщение ученика (краткое): Герой Социалистического Труда.  Сообщение ученика (краткое): Премии 5 Ведущий: Как бы вы оценили успехи научной деятельности  Сахарова и его заслуги перед страной в  1950­е годы? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Подведем итоги: чего добился Сахаров в области физики, в деле признания его заслуг перед страной? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: То есть он получил славу, богатство, уважение, власть. Довольны ли вы были своей жизнью при достижении таких успехов,  даже если бы вы достигли этого созданием оружия, осознавали или  может быть нет, какие оно может принести последствия? ЭКСПРЕСС – ОПРОС (довольны – белые карточки, не довольны – черные) Ведущий: Какие успокаивающие мысли возникли бы у вас для  оправдания своих изобретений? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Ну, что же, все­таки давайте определим, как вы оцениваете  деятельность А.Д. Сахарова по созданию оружия массового поражения. ЭКСПРЕСС – ОПРОС (положительно – белые карточки,  отрицательно–черные) Ведущий: По итогам голосования просим высказаться приглашенных  уважаемых жителей села. ОТВЕТЫ ПРИГЛАШЕННЫХ ГОСТЕЙ. Ведущий: А у меня последний вопрос: кто знает,  как сам А.Д. Сахаров  оценивал свою деятельность по созданию водородной бомбы? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. 6 Ведущий:  В качестве главного аргумента, подводящего итог обсуждению приведу вам слова самого А.Д.Сахарова :«Я не мог не сознавать,  какими страшными, нечеловеческими делами мы занимались. Но  только что окончилась война — тоже нечеловеческое дело. Я не был  солдатом на той войне — но чувствовал себя солдатом этой, научно­ технической… В то время все мы были убеждены, что наша работа  необходима для создания мирового равновесия… работали мы с  увлечением и с ощущением, что это нужно. Грандиозность задачи,  трудность её усиливали впечатление, что мы делаем героическую  работу». Вот таким было время, которое создавало ученого, которое он после  пытался изменить. 3. А.Д. Сахаров – правозащитник, борец за мир, политик. Ведущий: Мы переходим ко второй стороне личности А.Д. Сахарова:  «правозащитник, борец за мир». Кто же такой правозащитник? Дайте объяснение этому слову. Сообщение ученика (краткое): БИОГРАФИЯ САЗАРОВА КАК  ПРАВОЗАЩИТНИКА. Сопровождается слайдами презентации о А.Д.  Сахарове. Ведущий: Мы также просили учащихся начальных классов нарисовать  портрет доброго человека, заботящегося о правах других людей.  ВИДЕОЗАПИСЬ, НА КОТОРОЙ ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ РИСУНКИ Ведущий: Затем показали портрет А.Д. Сахарова. Мог ли этот человек  быть добрым и отзывчивым? ВИДЕОЗАПИСЬ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ Ведущий: Как вы слышали и видели, дети также видели в Сахарове, не  только человека, который видел себя  только как учёного, посвятившего  себя  защите интересов советского государства любой ценой, но и  доброго, порядочного человека.  7 Ведущий: Возникает по тому, что мы услышали и увидели ключевой  вопрос: что же заставило Сахарова, успешного ученого, начать  правозащитную деятельность? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Общий итог дискуссии: Сахарову пришлось преодолевать себя. Задам вам вопрос: смогли бы вы как Сахаров, превозмочь себя, и пойти  наперекор течению своей успешной жизни? ЭКСПРЕСС – ОПРОС (да – белые карточки, нет –черные) Ведущий: Что предлагалось Сахаровым в его книгах, сочинениях,  выступлениях? Я раздам вам тексты нескольких сочинений Сахарова, а вы подчеркните  основные идеи, отмеченные Сахаровым. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ • Речь Андрея Дмитриевича Сахарова "Мир. Прогресс. Права  человека«. Речь при вручении А.Д. Сахарову Нобелевской премии  10 декабря 1975 • Письмо Андрея Сахарова "Опасность термоядерной войны«.  Открытое письмо А.Д. Сахарова доктору Сиднею Дреллу; Июнь, 2  февраля 1983  • Статья Андрея Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном  сосуществовании и интеллектуальной свободе"; Июнь, 1968  • "Письмо А.Д. Сахарова в организационный комитет • Симпозиума по проблеме смертной казни, организованного  Международной амнистией, 19 сентября 1977; прочитано на  Симпозиуме в декабре, 1977 ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. ЗАПИСЬ УЧИТЕЛЕМ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ НА ДОСКУ  ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ Разобщенность человечества угрожает ему гибелью вследствие войны, голода, одурманивания.  Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода, как  гарантия от мифологизации сознания людей. 8 Крайние опасности: расизм, национализм, милитаризм, а также оболванивание человека «массовой культурой» .Цензура убивает все проявления общественной жизни. Нужна дискуссия. А  руководство СССР её боится. В СССР как в США велико имущественное разделение между жителями  города и деревни, а также велики привилегии господствующего класса. Нужен рыночный подход к проблеме зарплаты. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации. Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем разума. Атмосфера интеллектуальной свободы порождает творчество. Лучше освободить некоторое число людей в чем­то виновных, чем держать в  заключении и истязать тысячи невинных. Если кто­либо применит ядерное оружие – это может грозить гибелью  человечеству. Ядерное оружие имеет смысл только как средство предупреждения ядерной  же агрессии потенциального противника. Ядерная война может возникнуть из обычной, а обычная война, как известно,  возникает из политики. Ядерную войну невозможно выиграть. Нужно стремить к полному ядерному разоружению. Пока оно есть, необходимо равновесие ядерных сил. Безопасность возможна лишь на основе стабилизации международных  отношений, отказа от политики экспансии, укрепления международного  доверия, открытости и плюрализации социалистических обществ, соблюдения  прав человека во всем мире, сближения ­ конвергенции ­ социалистической и  капиталистической систем, общемировой согласованной работы по решению  глобальных проблем.  Смертная казнь подрывает устои общества. Государство в лице чиновников  присваивает себе право на самое страшное и необратимое действо: лишение  жизни. Смертная казнь не решит проблем преступности, а лишь усилит жестокость . Смертная казнь неэффективна при борьбе с терроризмом. Более разумной  является изоляция преступников на всю жизнь. Ведущий: Предложения Сахарова действительно важны для  существования людей в нашей стране, в мире? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. 9 Ведущий: Чтобы понять, чем руководствуется человек в своей жизни,  нужно вспомнить, в какую эпоху он жил и трудился? Сообщение ученика (краткое) о 1960­х ­1980­х гг. в СССР и мире. Ведущий: Итак, время было для оппозиции власти очень трудным.  Открытые письма и выступления Андрея Сахарова в защиту А.  Солженицына, А. Марченко, С. Каллистратовой и многих других людей,  подвергавшихся преследованию со стороны государства, требовали  немалого гражданского мужества.  По существовавшей в СССР традиции, против тех, кто осмеливался «возражать» действующей власти,  начинали звучать обвинения и угрозы физической расправы. Так произошло и с А.Д. Сахаровым.  Санкционированная властями травля в печати началась в 1973 г. с  осуждающего Сахарова письма 40 академиков в газете «Правда». Из  письма сорока академиков невозможно понять, что же такое сказал в  своём интервью зарубежным корреспондентам Сахаров (а именно это  ставилось ему в вину), за что его следовало решительно осуждать?  Между тем все последующие письма, напечатанные в газетах, ссылались  именно на это первое письмо, как содержащее некую важную  информацию. Травля Сахарова приняла российские масштабы. Его  осуждали писатели, медицинские академики, художники, композиторы,  деятели кино. Вот только несколько характерных фраз  из этих писем,  опубликованных на страницах разных печатных изданий того времени:  «…Он заодно с заядлыми нашими врагами­империалистами стремится  чинить препятствия налаживанию мирной жизни народов нашей  планеты». Им со страниц газет вторили и простые граждане: „Коллектив нашей бригады с возмущением узнал о поведении академика  Сахарова…“, „Наши колхозники до глубины души возмущены  непорядочными действиями академика Сахарова…» В его квартире еще в 1970 г. с позволения Политбюро ЦК КПСС было  установлено прослушивающее оборудование, сотрудники КГБ регулярно  устраивали негласные обыски в его квартире, выкрадывали рукописи и  документы. Преследованию подвергались Е. Г. Боннэр, ее дети и даже  внуки. В 1977­1978 гг. дети вынуждены были уехать из СССР. Но, мы уже знаем, что до 1980­го года власть не трогала А.Д. Сахарова,  во всяком случае,  в открытую, а могла бы и не раз отправить в ссылку.  Почему власти позволяли ему осуществлять правозащитную  деятельность, особенно в те годы, когда он был еще ученым,  допущенным к секретным разработкам? 10 ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Таким образом, власти оказывали давление на Сахарова. Он  становится в глазах мировой общественности диссидентом, т.е.   человеком, политические взгляды которого существенно расходятся с  официальными установлениями в стране, где он живёт; он – политически инакомыслящий. Зачастую это приводит к гонениям, преследованиям и  репрессиям его со стороны властей. В 1960­е годы слово «диссидент» был введёно в употребление для  обозначения представителей оппозиционного движения в СССР и  странах Восточной Европы, которое (в противоположность  антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего  периода) не пыталось бороться насильственными средствами против  советского строя и марксистско­ленинской идеологии, а апеллировало к  советским законам и официально провозглашаемым ценностям. Все заканчивается в 1980 году, когда А.Д. Сахаров выступает против  ввода советских войск в Афганистан.  Впоследствии А.Д. Сахаров говорил об этой войне, будучи депутатом  Съезда народных депутатов СССР. Посмотрим сюжет, о том, каково  было отношение учёного к тому, что происходило в Афганистане. ВИДЕО ВЫСТУПЛЕНИЯ А.Д. САХАРОВА Ведущий: Мало того, что вторжение осудили ООН, 104 страны, так это  стали обсуждать и внутри страны. Власти отправили Сахарова в ссылку  под домашний арест в Горький, лишили всех наград. Тут он и познал, как мы уже слышали всю «прелесть» жизни ссыльного и преследуемого  человека. Во время голодовок его кормили насильно. Он был измучен  морально и физически.  Но  именно в это время произошел слом той самой советской  системы, и Сахаров оказался нужен новой «перестроечной» власти как  символ борьбы за демократию, за идеалы мира. В 1986 году Сахарова  возвращают в Москву. Его закружила политическая жизнь перестройки.  Он становится одним из лидеров оппозиции. Выступает по всей стране, за границей. Будучи депутатом Съезда народных депутатов,  высказывает  свои идеи всей стране с телеэкрана.  Разрабатывает проект Конституции,  и… а дальше его деятельность останавливает смерть.  11 Я высказал Вам одно из мнений – был нужен новой власти. А может, вы  думаете по­другому? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Я уже был в 1980 –е годы примерно в вашем возрасте. Помню,  правда, что в моей семье, да и во многих других А.Д. Сахарова не  воспринимали. Называли болтуном. Не понимали, почему за ним шли  люди. Сейчас, я осознаю, что на такое восприятие влияла общая  установка, которая была еще до перестройки: Сахаров – враг, его  слушать не надо. А мы его слушать будем. Посмотрим еще одно  выступление А.Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов СССР. ВИДЕО ВЫСТУПЛЕНИЯ А.Д. САХАРОВА Ведущий: Возникает еще один вопрос: обсуждая  деятельность Сахарова  в годы работы над водородной бомбой, в первые годы правозащитной  деятельности (до Афганистана) мы отметили, что все действия Андрея  Дмитриевича были довольно пассивными. Он писал письма, книги, и  ничего более, т. е. был  скорее всего, теоретиком. А, после ссылки, мы  видим другого Сахарова, активного политика, выступающего с трибуны.  Призывал он к демократии, к осуществлению политической, правой  реформы. Почему он так изменился?  ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Еще раз вспомним, как оценили правозащитную деятельность  Сахарова? В мире? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Как относились к учёному­правозащитнику властные органы  нашей страны?  ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Какие мнения высказывали жители нашей страны? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. 12 Ведущий: Мы подходим к последнему этапу нашей дискуссии. К  подведению её итогов. Но, прежде подведем итог обсуждения  деятельности А.Д. Сахарова, как правозащитника.  Согласны вы с тем, что труд А.Д. Сахарова как правозащитника  был нужен людям?  ЭКСПРЕСС – ОПРОС (да – белые карточки, нет–черные) Ведущий: По итогам голосования просим высказаться приглашенных  уважаемых жителей села. ОТВЕТЫ ПРИГЛАШЕННЫХ ГОСТЕЙ. Ведущий: Сам Андрей Дмитриевич так оценивал свою деятельность в  борьбе за мир, права человека: ««Уже в конце 50­х годов и особенно в 60­ е годы все большее место в моем мире стали занимать общественные  вопросы. Они вынуждали к выступлениям, действиям, отодвигая на  задний план многое другое, в какой­то мере и науку». Ведущий: Мы рассмотрели две стороны жизни одного и того же  человека: по вашему мнению, черную и белую.  (ВОЗМОЖНЫ  ВАРИАНТЫ)  4. Заключение. Общая оценка значения  деятельности  А.Д. Сахарова в XX веке и  современном мире. Ведущий: Так кого же в нем больше: физика, ученого, изобретателя  оружия массового поражения или известного на весь мир борца за мир, за права людей? Прежде чем вы выскажитесь, я хочу обратить вас к информации о  событиях в мире, связанных с именем Сахарова, упоминаниях его имени  известными людьми. Просмотр слайдов презентации:  16 декабря 2009 года в Страсбурге состоялась церемония вручения премии  имени Андрея Дмитриевича Сахарова..  13 Премию Европарламента получили председатель российского «Мемориала»  Сергей Адамович Ковалев, председатель Совета Правозащитного центра  «Мемориал» Олег Петрович Орлов и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Михайловна Алексеева. 24 мая 2009 года в Самаре прошел вечер памяти Андрея Сахарова .  24 мая в Самаре по инициативе правозащитников прошел вечер памяти  "Сахаровская маевка", приуроченный к 88­летию со дня рождения Андрея  Дмитриевича Сахарова. 19 июня 2009 года в рамках выставки современного искусства "Традиции и  современность", проходившей в московском Манеже, состоялась презентация  памятника Андрею Дмитриевичу Сахарову работы скульптора Григория  Потоцкого. День рождения Андрея Сахарова отметят 21 мая в Екатеринбурге и   возложат цветы к мемориальной доске, посвященной академику Андрею  Сахарову. Она установлена на стене Дворца молодежи, где Сахаров выступил  20 лет назад. В Нижнем Новгороде  ежегодно проходят Сахаровские чтения.  20 мая в Нижегородском планетарии состоится их торжественное открытие. С 18 по 23 мая 2009 года в Москве, в Физическом институте им. П.Н.  Лебедева РАН, проходила очередная IV Международная Сахаровская  конференция по физике.  В четверг, 21 мая, состоится мемориальная сессия, посвященная А.Д.  Сахарову, на которой с докладом выступит физик и общественный деятель,  с.н.с. ФИАНа Борис Альтшулер. «Международная Сахаровская Конференция» посвященная 40­летию  опубликования работы Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном  сосуществовании, и интеллектуальной свободе»..  На сайте опубликован русский перевод части материалов конференции.  Конференция состоялась 24 ­ 25 октября 2008 года в Гарвардском  университете (Кембридж, Массачусетс) РАБОТЫ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕТОВ ЗА 2008 ОСНОВАНЫ НА ИДЕЯХ  САХАРОВА.  По сообщению Американского института физики (American Institute of  Physics), работы Нобелевских лауреатов по физике за 2008 год, Макото  Кобаяши и Тошихиде Маскава, основаны на ранних работах Андрея Сахарова 28.10.2008 14 Сахаров сегодня. В Нижегородской области установлен памятник Андрею  Сахарову.  В поселке Пешелань (Арзамасский район, Нижегородской области) к 55­ю  годовщине создания первой советской водородной бомбы установлен  памятник видному российскому ученому, правозащитнику и политическому  деятелю Андрею Сахарову 18.09.2008 Папа Римский Бенедикт XVI считает Андрея Сахарова образцом  гражданского мужества и внутренней свободы  VATICAN CITY, 10 фев. 2007 (ФАЗ) ­ Папа Римский Бенедикт XVI в  субботу, цитируя покойного русского диссидента Андрея Сахарова, призвал к «мужеству говорить правду» как в частной, так и в общественной жизни.  Ведущий: По какой причине до сих пор вспоминают Сахарова в нашей  стране, мире? ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ. Ведущий: Да, действительно, человеком Сахаров был  противоречивым, вошедшим в историю великим ученым и  общественным деятелем. Оцените, пожалуйста, какого же оттенка в  жизни и деятельности этого человека было больше.  ЭКСПРЕСС – ОПРОС (положительно – белые карточки,  отрицательно–черные) В зависимости оттого, что ответят участники дискуссии, будет звучать  итоговый комментарий.  Например, если оценка положительная, ведущий говорит: Что же ваша оценка жизненного пути Сахарова понятна. На самом деле  человек, совершив открытия, которые, по его мнению, помогали обороне  страны, осознал, что такой путь ­ путь гонки вооружений приведет  только к гибели человечества. Он нашел в себе нравственные силы,  чтобы начать деятельность по предотвращению войн, по развитию прав  человека во своей стране и других странах. Его не сломили и годы  осмеивания, годы домашнего ареста, преследования родных. Он стал  действительно одним из символов новой России. Он смог измениться к  лучшему. Ведущий: Каким же он был — Андрей Дмитриевич Сахаров?  Для каждого из тех, кто его знал, он, наверное, был разным. 15 Одинаковым было только ощущение силы гуманистических убеждений  этого Человека, которые он осознал,  развивал  и защищал до конца  своего жизненного пути.  16

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»

Внеклассное мероприятие (дискуссия с элементами круглого стола, социологического исследования, лабораторного практикума) "А.Д. Сахаров: ЗА И ПРОТИВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2018