Внеклассное мероприятие для учащихся 9- 11 классов «заседание литературной гостиной «У седьмой излуки Дона»
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие для учащихся 9- 11 классов «заседание литературной гостиной «У седьмой излуки Дона»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
10 кл—11 кл
07.01.2017
Внеклассное мероприятие для учащихся  9- 11  классов «заседание литературной гостиной «У седьмой  излуки Дона»
Внеклассное мероприятие по литературе дает представление о творчестве поэтов-семилукцев (в рамках реализация краеведческого сегмента обучения). Мероприятие помогает прививать любовь к родным местам, «малой родине», формировать понятие «патриотизм» через приобщение к литературному творчеству земляков-семилукцев, прививать навыки культурного общения с представителями творческой интеллигенции.
file2.doc.docx

                                             

 Казенное общеобразовательное учреждение «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Внеклассное мероприятие для учащихся  9- 11  классов «заседание литературной гостиной «У седьмой  излуки Дона»

Подготовила: Елена Петровна Шедогубова - учитель русского языка и литературы

 

Цель: дать представление о творчестве поэтов-семилукцев (в рамках реализация краеведческого сегмента обучения)

Задачи: прививать любовь к  родным местам, «малой родине», формировать  понятие «патриотизм»  через  приобщение к  литературному творчеству земляков-семилукцев, прививать навыки  культурного общения  с представителями  творческой интеллигенции.

 

ОФОРМЛЕНИЕ: заседание литературной гостиной проходит в школьном музее, где собрано много материалов, посвященных творчеству наших земляков.

Предварительная работа:

Силами учащихся 11  и 9 классов под руководством учителя русского языка и литературы мы планируем провести  встречу в Литературной гостиной нашей школы. Заседание ее  будет посвящено творчеству  поэтов, наших земляков. Наша задача – обновить  имеющуюся информацию о поэтах-семилукцах (В. Сидорове, В. Гомонюке, Михайлюк Е.), создать видеоклип и презентацию по имеющимся материалам.

Необходимо провести организационное заседание для обсуждения  и утверждения плана работы, распределения обязанностей между учащимися.

«Здесь жил и писал…». Экскурсия по Семилукам по адресам, где установлены мемориальные доски. История установок мемориальных досок. Сбор информации для мини-докладов и сообщений. - 9 класс.

  

 

 «Кабинет у семи излучин Дона…». Экскурсия к мемориальному камню, посвященному Валентину Сидорову. 11 класс.

   

 

«Я поведу тебя в музей…». Работа в школьном музее с материалами, посвященными творчеству В. Сидорова. – 11 класс.

      

 «Золотая полка». Занятие в школьной библиотеке,  подготовка докладов  о творчестве поэтов-семилукцев. Сбор фотоматериалов для презентации и видеоклипа.- 9, 11 классы.

 Итоговое заседание Круглого стола. Обобщение итогов проделанной работы, подготовка общего доклада учащихся.

1)  Выставка используемой на уроках литературы (Гомонюк В.Ф. «Стихи и сказки», Светлана Авдеева «Я люблю», В.М. Сидоров «Утешитель», Полное собрание сочинений в 5-ти томах, сборник «У семи лук», Н. Колтаков «Века над Доном»).

2) Презентация «Город юности моей»

3) Показ видеоклипа «У седьмой излуки Дона»

4) Встреча с С.Б. Авдеевой, врачом Семилукской ЦРБ,  автором стихов, музыки и исполнителем песен собственного сочинения.

В начале мероприятия ученики-ведущие под звуки вальса «На сопках Маньчжурии» рассказывает об истории создания этой грустной и задушевной мелодии, о его авторе - капельмейстере Илье Шатрове, уроженце г. Землянска  (Н.Колтаков «Века над Доном», стр. 99).

Родился будущий композитор в 1885 г.  в бедной семье   в  Воронежской губернии в уездном городе  Землянске Семилукского района.  Любовь к музыке передалась   ему   от   отца, он   рано   выучился  играть   на балалайке и гармошке. И.А. Шатров успешно окончил  Варшавский музыкальный институт и получил звание военного капельмейстера.

        Службу свою он начал  в Мокшанском пехотном полку, имея  под  началом   музыкальную команду. С началом  русско-японской    войны  1905 года  полк  был направлен  в   Маньчжурию.

В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел музыкантов за знаменем полка. Солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и прорвал окружение. Погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.

В мае   1906 г.  Шатров  написал   вальс, который  посвятил   своим  погибшим товарищам.

       Сам    Шатров  настаивал на том, что вальс "На сопках Маньчжурии" - не реквием, а  объяснение   в  любви к Родине.      Тексты    разных   авторов  вальса  "На сопках Маньчжурии" появились после 1910 годах, когда он зазвучал на всех граммофонных  пластинках.

Наибольшее распространение получили слова, написанные поэтом Степаном Скитальцем: ( Читает ученик)

         

                   Спит гаолян,

                   Сопки покрыты мглой...

                   На сопках Маньчжурии воины спят,

                   И русских не слышно слез...

Страшно вокруг,

                  Лишь ветер на сопках рыдает

                  Порой из-за туч выплывает луна,

                  Могилы солдат освещает.

 Белеют кресты

                  Далеких героев прекрасных.

                  И прошлого тени кружатся вокруг,

                 Твердят нам о жертвах напрасных.

 Средь будничной тьмы,

                 Житейской обыденной прозы,

                 Забыть до сих пор мы не можем войны,

                 И льются горючие слезы.

 Героев тела

                 Давно уж в могилах истлели,

                 А мы им последний не отдали долг

                 И вечную память не спели.

Каждый из участников заседания Литературной гостиной готовил для художественного чтения 1-2 стихотворения  разных поэтов по собственному выбору в соответствии со своими вкусами и предпочтениями.

         В.М. Сидоров

    Мне раньше часто говорили

     (Теперь уже не говорят):

     "Тебе из множества фамилий

     Не лучшая досталась, брат.

     Коль разобраться в этом честно,

     Тут постаралась жизнь сама,

     Что так молвою повсеместно

     Она обыграна весьма.

     Не та фамилия, ей-богу.

     Она — находка для врагов.

     С тобой равняться только могут

     Один Петров да Иванов…"

     А я, взращенный русским полем,

     Не мог понять их, хоть убей.

     Я был доволен, был доволен

     Всегда фамилией своей.

     А я, признаться, горд отчасти,

     Поскольку в час рожденья свой

     Я как бы некой высшей властью

     Повенчан с отчею землей

     Фамилией. И потому-то

     Она превыше всех наград.

     А коль не нравится кому-то,

     То, право, я не виноват.

     На месте критика иного

     Я б, может, почитал за честь,

     Что есть Петровы, Ивановы,

     А также Сидоровы есть.

     Фамильи эти непростые.

     Они — гранит и монолит.

     Как бы на трех китах, Россия

     На тех фамилиях стоит.

     Душа от них неотделима.

     И счастлив я, как никогда,

     Что Бог хранил от псевдонима…

     Сейчас бы умер со стыда.

Н.Болотов «Сидорову В.М.»- «На седьмой излучине у Дона, есть бугор, где часто был поэт…», С.Авдеева  «Семилуки, Семилуки, много связано с тобой, Семилуки, Семилуки, ты для нас такой родной…», А. Маковкин «Воронежский край» - «Про Воронежский край, про отчизну свою, про земной этот рай свои песни пою»).

Ученик 8 класса подготовил выразительное чтение фрагмента рассказа С. Масачихина «Дороги! Дороги!»

1-ый ведущий:

Каждый человек - участник истории. История, как мозаика, складывается из отдельных событий и судеб. А литература, как зеркало, отражает исторические события. Можно опрометчиво делить  литературу на большую и малую, но и из малых рек, слившихся воедино, рождаются могучие реки. А произведения наших земляков-литераторов  рисуют нам родные и понятные картины жизни, рассказывают о событиях недавнего прошлого, о судьбах знакомых и  близких людей. Это трогательные, иногда наивные, не всегда литературно «правильные», но такие искренние и теплые стихи, рассказы, повести, волнующие душу читателя.

2-ой ведущий:

Давайте закончим наш сегодняшний разговор словами великого И.С. Тургенева: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто действительно это думает, двойное - тому, кто действительно без нее обходится».


 

Казенное общеобразовательное учреждение «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Казенное общеобразовательное учреждение «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Кабинет у семи излучин Дона…».

Кабинет у семи излучин Дона…».

Выставка используемой на уроках литературы (Гомонюк

Выставка используемой на уроках литературы (Гомонюк

Илья Шатров офицерским орденом

Илья Шатров офицерским орденом

А мы им последний не отдали долг

А мы им последний не отдали долг

На месте критика иного

На месте критика иного

Давайте закончим наш сегодняшний разговор словами великого

Давайте закончим наш сегодняшний разговор словами великого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017