Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
религиоведение
5 кл
04.11.2018
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»
В ходе мероприятия было рассмотрено историческое событие «Малоярославецкое сражение (24.10.1812г)». Определено его историческое значение. У стен древнего русского города, у противника в упорной борьбе была вырвана стратегическая инициатива, отсюда началось изгнание захватчиков из России. (Сообщение группы «Историки»). Актуализировалось понятие православные святыни и роль русской православной церкви. Ученики группы «Православные истоки» рассказали об чудотворной иконе Калужской Божией Матери и ее значении в войне 1812г. Взятые в плен французы, находившиеся в городе, увидев ее, говорили, что в походе близ, Калуги и под Малоярославцем не раз видели икону в воздухе. Это знамение неизменно сопровождалось победой русского войска. В Малоярославецком сражении в центре боевых действий оказался Николо-Черноостровский монастырь. Одним их немногих свидетелей тех октябрьских дней остались Святые Голубые ворота монастыря. Пристального внимания заслуживает произошедшее чудо, связанное с ликом Христа, выписанным над воротами, не одна из пуль не коснулась святого лика («Нерукотворный образ Христа Спасителя»).
Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России».docx
МОУ Быковская СОШ Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно- исторический выбор России» Автор: Данилова Людмила Петровна 2018 год                                                       Цель урока: на основе эвристической беседы познакомить обучающихся с  православными  святынями  и их роли в Отечественной войне 1812 года Планируемые результаты:  Метапредметнык УУД Познавательные:  добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную  на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи; умение донести свою позицию до других.  Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;  высказывать своё предположение (версию). Личностные УУД:  применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения;  оценивают собственную учебную   деятельность.                                                                   Оборудование и оформление: ПК, проектор, электронная презентация, видеоматериал  Ход занятия 1. Организационный момент Здравствуйте. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важной и  актуальной теме. 2. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока ­ Послушайте отрывок стихотворения и определите о каком историческом событии  говорится. Кто автор данного произведения? Звучит аудиозапись стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». А сейчас отгадайте загадку.  Краше красного солнышка, светлее ясного месяца. Учащиеся предлагают различные варианты. Чтобы выбрать правильный вариант  предлагается еще одна загадка. К этим я изображеньям Приступаю с уваженьем. Приложусь благоговейно, И от них святым елеем Я помазания жду. Я молюсь, кладу поклоны Образам, святым ... . ­ На прошлом занятии мы провели анкетирование. На некоторые вопросы многие из вас не  смогли ответить. Вспомните, о чем шла речь в анкете и попробуйте сформулировать тему.  Какую цель поставим? ­ Итак мы с вами должны выяснить роль православных святыней в Отечественной войне  1812 года. А помогать нам в этом будут две группы: группа «Историки» и группа  «Православные истоки» 3. Организация деятельности 1) Малоярославецкое сражение Просмотр видеоматериала «Малоярославецкое сражение» ­Данный видеоматериал дополнят ученики группы «Историки» Сообщение группы «Историки»    Битва под Малоярославцем  Малоярославец помнит множество ярких исторических событий. Небольшой уездный  городок стал поворотом в жизни России, в ее судьбе. 1812 год пронесся над Отечеством,  опалив своим дыханием древнее городище, монастырские стены, булыжные мостовые  немноголюдных улочек Малого Ярославца.  В ходе сражения Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки, из 200 его зданий  уцелело каждое пятое. Пули не щадили ни горожан, ни солдат, ни генералов.18 часов  кровавой бойни в битве под Малоярославцем так и не выявили победителя, но русские  укрепили позиции и заставили неприятеля отступать, причем в руки казаков едва не угодил сам Бонапарт! После сражения Малоярославец лежал в руинах. Нужно было возрождать город и  хоронить погибших. Только на дрова и известь для сожжения и засыпки тел в трех  городских курганах ушли огромные по тем временам деньги ­ 1500 рублей. В буквальном смысле за время сражения свинцовый ливень пролился на улицы  Малоярославца ­ там собрали 8 тонн пуль. Одна из церквей сгорела, стены других были  разрушены или пробиты ядрами, алтари осквернены. Сообщение группы «Православные истоки»  Никольский  Черноостровский  монастырь   Первые исторические сведения о монастыре Первое упоминание о существовании в Малоярославце монастыря датируется началом  XVII века. Согласно наиболее распространенной версии, основателями Николаевского  Черноостровского монастыря являются князья Оболенские, выстроившие на месте  пустоши Никольский храм в конце XIV века.  Свято­Никольский Черноостровский  монастырь в былые времена, предполагают, был окружен глубоким рвом с водой и  крепостными стенами. Из­за этого создавалось ощущение, что обитель находится на  острове, который именовался Черным. Отсюда и пошло название Черный острог, которое и закрепилось за монастырским комплексом. Наполеоновское нашествие, 1812 год Особой вехой в монастырской истории можно считать Наполеоновское нашествие,  оставившее на стенах обители неизгладимые отпечатки в виде отметин от пуль и картечи,  которой солдаты французской армии осыпали монахов и мирных жителей, укрывшихся в  стенах монастыря Во время яростного сражения 12 октября 1812 года монастырь оказавшись в центре боевых действий, почти постоянно находился под перекрестным огнем. Почти все его постройки  были сожжены и разрушены, церковь разграблена. Одним их немногих свидетелей тех  октябрьских дней остались Святые Голубые ворота монастыря. Незадолго до нашествия  французов на фронтоне ворот был изображен Нерукотворный образ Христа Спасителя. Ворота обители практически полностью изрешетили шрапнель и пули. И все же ворота  выдержали и спасли тем самым немало жизней. Но пристального внимания заслуживает  даже не это, а произошедшее чудо, связанное с ликом Христа, выписанным над воротами.  Вокруг святого изображения до сих пор видны следы от пуль и картечи, но не одна из них  не коснулась святого лика.  Местные жители сочли подобное добрым знаком и  распространили весть о нем по всей России. Дошла она и до самого императора  Александра I, повелевшего уже в 1813 году начать восстановление обители. По  Высочайшему повелению императора Николая I в память о сражении оставшиеся на  воротах следы от попадания снарядов решено было при ремонтах оставлять  неприкосновенными. В 1830­е годы на воротах появилась памятная доска с надписью:  «Язвы в память французской войны 1812 года». Эту мемориальную доску считают,  предположительно одной из первых в стране, посвященных войне 1812 года. В  XX веке на  воротах бала другая доска с текстом: «Язвы 12 (24) октября 1812 года». Ныне она  утрачена.  Император решил не просто восстановить монастырь и вновь привлечь в его стены  монахов, но превратить эти места в памятник событиям Отечественной войны 1812 года.   Пожелание императора было в точности исполнено: в 1813 году были восстановлены и  перестроены монашеские кельи. Фактически, к 1839 году восстановление Свято­Никольского Черноостровского монастыря было завершено.   Видеоматериал «Свято­Никольский  Черноостровский монастырь в наши дни» ­ О значении сражения под Малоярославцем нам расскажет представитель группы  « Историки» Сообщение группы «Историки» Несмотря на все жертвы, сражение под Малоярославцем в ходе Отечественной войны 1812  года впоследствии было единодушно признано историками крупной стратегической  победой Кутузова. После сражения под Малоярославцем русская армия впервые за все время войны перешла  к решительным наступательным действиям, развивавшимся с такой силой, что  Наполеон был не в состоянии парировать те многочисленные удары, которые наносились  по его отступающим войскам. Русская армия не давала противнику отдыха ни днем, ни  ночью, не позволяла изменить путь отступления. Сражение под Малоярославцем явилось поворотным моментом в ходе Отечественной  войны 1812 г. Здесь, у стен древнего русского города, у противника в упорной борьбе была  вырвана стратегическая инициатива, отсюда началось изгнание захватчиков из России. ­Мы посмотрели видеоматериалы. послушали сообщения наших групп. А сейчас опишите  моменты, где показана роль православной церкви во время военных действий. 2) Со крестом в сердце и с оружием в руках… ­Во все века Русская Православная Церковь благословляла своих чад на защиту Отечества  на вооружённую борьбу за свободу и независимость Родины. Так было в 1380 году, когда  преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского и всё русское  воинство перед исторической битвой на поле Куликовом. Так было в годы Смутного  времени, когда Церковь и её лучшие представители вдохновляли православный народ на  изгнание в 1612 году польских и шведских завоевателей. Так было и после вторжения в  пределы России 600­тысячной армии Наполеона, кичившегося своей непобедимостью. 6 (18) июля 1812 года, в тяжёлые для России дни, Александр I обратился с воззванием ко  всем своим подданным: «…Благородное Дворянское сословие! Ты во все времена было спасителем Отечества.  Святейший Синод и Духовенство! Вы всегда тёплыми молитвами своими призывали  благодать на главу России. Народ Русский! Храброе потомство храбрых Славян! Ты  неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров! Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас  не одолеют!» Сообщение группы «Православные истоки» Роль православной церкви в Отечественной войне 1812 года Буквально в течение 1­2 месяцев в 17 центральных губерниях были сформированы десятки  полков народного ополчения общей численностью около 250 тысяч ратников. Вместо  военных знамён в полках народного ополчения были церковные хоругви, а на шапке  каждого ратника был нашит христианский крест. Особо надо сказать о военных священниках и об их ратном подвиге. В каждом полку  русской регулярной армии и народного ополчения были священники, честно делившие с  солдатами и офицерами все тяготы и невзгоды войны, шедшие вместе с ними на смертный  бой. Всего в Отечественной войне участвовали около 200 армейских православных  священников, а каждый полк имел свою походную церковь и, как правило, свою чтимую  икону, покровительницу воинской части. В 1812­1814 годах более 50 армейских  священников погибли в боях и умерли от ран и болезней. Тысячи ратных подвигов православных воинов были лучшей оценкой деятельности  священников в войсках. Во время Отечественной войны в русской армии в течение трёх месяцев находилась также общая   святыня   –   чудотворная   Смоленская   икона   Божией   Матери,   вынесенная   из Смоленска   5   августа   1812   года   при   оставлении   города   и   возвращённая   ему   после   его освобождения.   Накануне   Бородинской   битвы,   25   августа,   Смоленскую   икону   Божией Матери пронесли по всему военному лагерю. Вечером перед ней в присутствии М. И. Кутузова был отслужен молебен. 3) Калужская икона Божией Матери Сообщение группы «Православные истоки» Калужская икона Божией Матери является чудотворным православным образом и  считается главной покровительницей Калужской области. Явление образа датируется 1748  годом. Согласно преданию, образ был обнаружен в деревне Тиньково Калужской области в доме  одного помещика на чердаке. Изображение Богоматери   было найдено в холстяном  свертке служанками. Одна из них проявила сильное неуважение к найденному  изображению, после чего мгновенно потеряла способность двигать частями тела. Разбитую параличом девушку отнесли домой, а ее родители в ту же ночь увидели во сне  Богоматерь, которая сообщила, за что была наказана их дочь, и рассказала, что на образе  изображена Она. Также явившаяся Богоматерь сказала, что икона отныне будет  помощницей для жителей Калуги. После покаяния наказанная девушка выздоровела, а образ поместили в раму и повесили в  помещичьем доме. Вскоре в этот дом видение Богоматери привело глухого крестьянина  Прохора. Ему Божия Матерь велела молиться перед иконой для исцеления, что он и  сделал. После молитвы мужчина проспал двое суток, а затем встал совершенно здоровым,  не имея ни малейших признаков глухоты. После еще нескольких исцелений Калужскую  икону было решено передать в сельский храм Рождества Богородицы. 2. В 1771 году Богоматерь через Свою святую икону проявила благодатную силу в  спасении города Калуги от моровой язвы. Жестокая чума опустошала Калугу и окрестные  города. Смерть нещадно похищала свои жертвы, вымирали целые семейства, оставались  пустыми целые дома, ежедневно умирали сотни людей. Эпидемия имела характер ужасной  внезапности: шел ли кто, стоял ли, сидел ли — вдруг падал и умирал в муках. Ни врачи  своею заботливостью, ни правительство своими предостережениями, ни собственная  осторожность — ничто не могло удержать развивающейся заразы, она требовала все новых  и новых жертв. Еще и сейчас сохранились курганы, где погребена масса умерших от чумы. Ужас объял всех от мала до велика. Устрашенные эпидемией жители Калуги просили  благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из села Калужки чудотворную икону Божией Матери. Святую икону принесли, обошли с нею крестным ходом все улицы города и совершили пред нею всенародный молебен. В посте и плаче три  дня носили граждане икону вокруг города, припадая к чудотворному образу со слезами и  мольбами о помощи. Просьба их была исполнена: губительная язва заступленном  Пречистой прекратилась. В воспоминание этого чудесного избавления от жестокой чумы было установлено ежегодно 2/15 сентября совершать празднование Калужской иконе Божией Матери с крестным  ходом вокруг города. 3. Милости Пресвятой Владычицы были неисчислимы, щедроты неоскудеваемы. В 1812  году опасность разрушения и пленения грозила Калуге во время нашествия полчищ  Наполеона, которые уже были и пределах Калужской области. В посте и плаче жители  города молились пред чудотворной иконою Калужскою об избавлении от предстоящей  беды, с благоговением совершили крестный ход вокруг города с этой иконою.  Заступлением Богородицы французы неожиданно свернули с Калужской дороги и пошли на Гжатск — по пути, который сами же разорили и опустошили, и тем погубили свое войско. Взятые в плен французы, находившиеся в городе, увидев ее, говорили, что в походе близ,  Калуги и под Малоярославцем не раз видели икону в воздухе. Это знамение неизменно  сопровождалось победой русского войска. ­ О значении сражения под Малоярославцем нам расскажет представитель группы  «Историки» Сообщение группы «Историки» Несмотря на все жертвы, сражение под Малоярославцем в ходе Отечественной войны 1812  года впоследствии было единодушно признано историками крупной стратегической  победой Кутузова. После сражения под Малоярославцем русская армия впервые за все время войны перешла  к решительным наступательным действиям, развивавшимся с такой силой, что  Наполеон был не в состоянии парировать те многочисленные удары, которые наносились  по его отступающим войскам. Русская армия не давала противнику отдыха ни днем, ни  ночью, не позволяла изменить путь отступления. Сражение под Малоярославцем явилось поворотным моментом в ходе Отечественной  войны 1812 г. Здесь, у стен древнего русского города, у противника в упорной борьбе была  вырвана стратегическая инициатива, отсюда началось изгнание захватчиков из России. Подведение итогов. Рефлексия ­И завершим мы наше путешествие по страницам истории. составив синквейн на тему  «Икона» Икона. Нерукотворная, чудотворная Помогает, спасает, вдохновляет Защищает от бед, исцеляет от физических душевных болезней Образ Источники:  Малоярославец. История и современность, Калуга 2002, с.110Страницы родной истории, Малоярославец 2001 Интернетресурсы

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов  «Христианские святыни, отражающие духовно-исторический  выбор    России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2018