Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
ОБЖ
5 кл—10 кл
12.01.2017
Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов
Актуальность проблемы: доля городского населения во всем мире и в нашей стране постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходиться брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека. Цель: содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии. Задачи: 1. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; 2. Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; 3. Научиться работать в группе по созданию проекта. Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.
file10.doc.docx
Внеклассное мероприятие по экологии Как нам избавиться от мусора?  для обучающихся 5­10­х классов Автор:  Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарск 2015 год Содержание Пояснительная записка Приложения Литература Фотоотчет Страница 3 5 15 15 Пояснительная записка Актуальность проблемы:  доля городского населения во всем мире и в нашей стране   постепенно   увеличивается.   Главной   особенностью   современных   городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах   остро   стоит   проблема   утилизации   бытового   мусора.     Все   процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходиться брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека. Цель:  содействие   становлению   самостоятельной,   инициативной   личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии. Задачи: 1. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; 2. Сформировать   сознательное   отношение   к   проблеме   бытовых   отходов   и личному участию в ее решении; 3. Научиться работать в группе по созданию проекта. Направленность:  разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение   эффективности   экологического   образования  и   воспитания,  развитие творческого потенциала обучающихся. Тип занятия: ролевая игра. Методы:  Поисковый  Проблемный  Исследовательский Оборудование:  ПК  Ватман  Фломастеры  Набор из предметов бытового мусора  Тексты с заданиями  Листы оценок. 1. Организационный этап В марте, незадолго   до всемирного «Дня Земли» 22 апреля, учащимися 9­11­х классов   разрабатываются   этапы   предстоящей   игры.   Школьники   на   заседаниях   ОБЖ ученического   самоуправления,   на   дополнительных   занятиях   по   продумывают   содержание,   оформление,   поощрения   для   младших   учеников   на каждом этапе предстоящего мероприятия. Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы   задания   на   всех   этапах   предстоящей   игры   соответствовали   возрастным учащихся). особенностям   Игра   начинается   с   открытия:   выступления   экологической   агитбригады (Приложение I). Ведущие   озвучивают   проблему   и   задачи   игры   «Мусор   –   вечная   тема» (Приложение II). Проводится игра «Мусорный ветер» (Приложение III ­ V). Работа над проектом «Вторая жизнь вещей» (Приложение VI). Присутствующие   на   игре   учителя­предметники,   наблюдают   за   работой   ребят, объективностью   выставления   баллов   и   корректностью   в   проведении соответствующего этапа.  После работы все получившиеся материалы сдаются, подводятся итоги игры.  Предварительные задания командам:  1. Побывать   на   экскурсии   на   мусороперерабатывающем   предприятии   г. Ангарска. 2. Узнать все о причинах увеличения количества ТБО, проблемах утилизации мусора. 3. Провести мини ­ исследование: узнать количество мусора, скапливающегося ежедневно   в   мусорном   ведре   их   семьи;   узнать   каков   состав   бытовых отходов. 2. Технологический  этап  2.1. Организационный момент Из присутствующих на игре учащихся  путем жеребьевки выбираются две группы: «Обыватели» и «Эксперты» После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находятся вопросы и задания. Экспертная группа озвучивает вопросы и   оценивает   задание   после   выполнения   его   «обывателями».   В   конце   игры подводятся итоги, определяется дальнейшая работа – создание проекта «Вторая жизнь ненужных вещей». 2.2. Игра «Мусорный ветер» Игра проходит в четыре тура: 1. Золотые россыпи помоек.  Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов.   Посоветовавшись,   команда   «обывателей»   поднимает   табличку   с номером ответа. «Эксперты» оценивают его.  2. «Очумелые»   ручки   обывателя.  Команды   меняются   табличками,   и   новая команда   «экспертов»   вскрывает   конверт   с   заданиями.   Это   могут   быть, например,   «Очумелые   ручки   обывателя».   На   стол   «обывателям»   ставится мусорная   корзина   с   набором   различных   предметов   бытового   мусора,     из которых   в   течение   5­7­   минут   нужно   изготовить   максимальное   количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы   дают   оценку   качеству   изготовленных   вещей,   оценивают   их необходимость в быту, оригинальность выполнения. 3. Устами   младенца.  «Эксперты»   выступают   в   роли   детей   и   свои   «детские» высказывания адресуют «обывателям».  «Обыватели» должны определить, что имелось в виду.  4. Привет   потомкам.    За   определенное   время   участники   («Обыватели») заполняют   колонку   «Предполагаемые   сроки   разложения»   в   карточке. «Эксперты» по окончании работы дают оценку проделанной работе.  2.3. Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей» Учащиеся   получают   задания   для   работы   в   группе   над   проектом.   Слушают объяснения учителя. Задают вопросы. Обсуждают форму защиты проекта.  3. Рефлексивный этап По итогам мероприятия  проводится церемония награждения. Команды получают грамоты за призовые места или участие.  Оформляется выставка поделок, фотографий и материалов. Приложения Приложение I Звучит песня «Как прекрасен этот мир» сл. и  муз. С. Намина. Выходят участники агитбригады. Все: Здравствуйте! 1 ученик: У каждого человека есть своя малая родина.                   Имя нашей малой родины – Ангарск.                    Мы хотим видеть нашу землю чистой,                   Поэтому мы убираем территорию школы и города                  Участвуем во всех субботниках. 2 ученик: Зеленый десант – экологии гарант. 3 ученик: Там где бываем – природе помогаем. 4 ученик: Здесь – деревья сажаем, 5 ученик: На Энгельса – сор убираем. 1 ученик: Мы ревнители природы Собираем там отходы –                   И бутылки, и коробки,                   И стаканчики, и пробки. 2ученик: Убираем с газонов листья                  Нашу улицу Энгельса чистим… 3ученик:  Люди, жители, водители, Все: Не мусорьте и не сорите! Исполняется песня на мотив «А я майская роза» А.Губина 1. Что за шум, что за гам, что за новости.              У людей не осталось совести              Где побудут всего пять минут,             Кучи мусора сразу растут. Припев:  Мы не зря здесь на сцене, мы хотим, в самом деле, Чтоб совсем от народа не страдала природа. Чтоб бутылок на пляже близко не было даже, А в лесу на поляне банки чтоб не лежали. 2. Сколько будет природа мучиться,              Ждать когда человек научиться              Уважать ее и заботиться,             А не то это плохо кончится. 1ученик: Обращаемся ко всем живущим 2ученик: Ради жизни веков грядущих Все: Сбережем, сохраним родную землю, сохраним жизнь! Постановка проблемы Звучит   музыка   на   фоне   музыкального   сопровождения   выходят ведущие Приложение II Показ   слайдовой   презентации,   приготовленной   школьниками,   с   комментариями обучающихся ­ ведущих.  Ведущий   1:  Что   делать   с   мусором   –   «вечная   тема».     В   настоящее   время   на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу,   образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы. Ведущий 2: Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:  Рост   производства   товаров   массового   потребления   одноразового использования;  Увеличение количества упаковки;  Повышение   уровня   жизни,   позволяющее   пригодные   к   использованию   вещи заменять новыми. Ведущий   3:  Каждый   российский   горожанин   ежегодно   «производит»   300   кг. твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» ­ американцы, у них на каждого жителя страны   в   год   образуется   600   кг.   ТБО.   Во   всех   странах   состав   ТБО   довольно близкий.   Его   главные   составляющие   –   бумага,   стекло,   органические   остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и т.д.)  Ведущий   4:  В   целом   переработка   каждой   из   фракций   ТБО   не   составляет проблемы и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу,   из   автомобильных   шин   –   специальную   крошку,   которая   незаменима   в составе   покрытий   для   спортивных   площадок.   Органические   отходы   можно компостировать   и   производить   удобрения,   повышающие   плодородие   почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, а особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО. Ведущий   1:  Захоронение.  Это   самый   антиэкологичный   способ.     Из   обычной свалки вытекают токсичные   инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан,   который   способствует   усилению   парникового   эффекта   (сегодня   метан «берет   на   себя»   20%   эффекта   потепления   климата).   Если   используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы),   то   инфильтрационные   воды   окружающую   среду   не   загрязняют   –   их собирают и очищают. Тем не менее, в атмосферу все – таки летит, а объем мусора нарастает   так   быстро,   что   через   несколько   лет   любой   полигон   заполняется,   и нужно стоить новый. Ведущий   2:  Сжигание   и   переработка.  Это   самый   экологичный   вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того, чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после   этого   мусороберерабатывающие   заводы   становятся   экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, т.к. на вторичное сырье – бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы – всегда есть спрос.  Ведущий 3: Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2% мусора, т.к. сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во­первых, значительная   часть   городского   населения   живет   в   небольших   квартирах   с маленькими   кухнями,   в   которых   трудно   разместить   несколько   емкостей   для разных фракций отходов. Во – вторых, сказывается недостаточная экологическая культура   населения.   В   тех   городах,   где   муниципальные   власти   проводили эксперименты   по   раздельному   сбору   мусора,   результаты   оказались неудовлетворительными.   Несмотря   на   строительство   специальных   полигонов   и создание более – менее контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов,  сел  и   садовых   кооперативов   растут   «ожерелья»  несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для   этого   места.  Ведущий   4:  Такие   территории   не   огорожены,   там   нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако   продолжающийся   выделяться   там   биогаз   –   результат   разложения органических веществ – создает взрыво – и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших   количествах   размножаются   грызуны,   являющиеся   переносчиками различных   инфекционных   заболеваний.   Свалки   бытовых   отходов   загрязняют окружающую   природную   среду,   создавая   эпидемиологическую   и токсикологическую   опасность.   Страдает   атмосферный   воздух   (от   выделений метана, сернистого газа и пр.), загрязняются почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов – диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 километров  от свалок. Вблизи   городских   свалок   в   почве   и   грунтовых   водах   обнаружены   соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Ведущий   1:    Не   в   любом   месте   можно   устроить   специально   оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и т.д. При этом должно учитываться:  Преобладающее направление ветров в районе свалки;  Рас стояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;  Водопроницаемость грунтов;  Площадь   территории,   отводимой   под   свалку   (площадь   должна   быть достаточной для приема мусора в течение длительного времени);  Расположение, удобное для подъезда транспорта. Ведущий 2: Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора,   хотя   сегодня   без   них   не   обойтись.   Компостирование   мусора   –   способ обезвреживания   и   использования   отходов.   Способом   компостирования   можно переработать   только   органические   вещества,   составляющие   в   бытовых   отходах немногим   более   половины.   Органические   вещества,   имеющие   естественное (растительное   и   животное)   происхождение,   под   воздействием   бактерий   и кислорода   разлагаются.   При   компостировании,   как   правило,   бытовые   отходы смешиваются   с   отходами,   образующимися   при   переработке   сточных   вод   на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.  Ведущий   3:  Все   большее   значение   приобретает   переработка   и   вторичное использование отходов. Так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый  А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья». Ежегодно в городах России образуется примерно 130 м3  твердых бытовых отходов. Что составляет около 0,2 тонн на одного человека. Ведущий   4:  заводов,   которые   перерабатывают   около   3%   твердых   бытовых   отходов,   а   9%   На   территории   России   сегодня   действует   7   мусоросжигающих вывозятся из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. «Мусор – вечная тема» 200 тыс. лет до н.э. Первые мусорные кучи, найденные археологами, целиком состоят  из костей животных и обломков каменных орудий. 400 лет до н.э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка 200г. 1315 г. В Риме городская служба по уборке мусора После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с  1388г. 1775г. 1800г. 1810г. городских улиц на свалки Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в  источники питьевой воды. В Лондоне появились первые мусорные баки Муниципалитет Нью – Йорка приказал выгонять на улицы города  свиней, которые должны были поедать мусор В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре 1869 1874г. 1897г. 1912г. 1916г. 1932г. 1942г. 1948г. 1965г. 1992г. 2000г. почетное место на свалках. Началось производство целлулоида – первого из многих видов  пластмассы В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание  городского мусора В Нью – Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке  мусора Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрел целлофан 80% отходов в крупных городах Европы и Америки составляет  угольная и древесная зола из печей. К 1940г. этот показатель  снизился до 42%, к 1960г. – до 3% В США изобретены машины, прессующие мусор В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях В Нью – Йорке открылась свалка Фреш – Киллс, до сих пор  остающаяся крупнейшей в мире Конгресс США принимает Акт об утилизации твердых отходов Международный форум в Рио – де – Жанейро назвал утилизацию  отходов одной из главных проблем человечества Страны ЕС поставили задачу добиваться утилизации и повторного  использования 50% отходов Приложение III 1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют: Тест «Золотые россыпи помоек» А. Пластмасса Б. Стекло В. Металл 2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей? А.     Производство   упаковочных В. Производство автомобилей материалов Б. Переработка мусора 3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: А. Рассортировать Б. Собрать в одном месте В. Раскрошить 4. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо: А. Компостировать Б. Сжечь при специальных условиях В. Переплавить 5. Первоочередная забота при выборе места свалки: А.   Защита   поверхности   земли   и В.   Укомплектование   соответствующей грунтовых вод Б. Ограждение места свалки техникой 6. Появление «партизанских» свалок влечет за собой: А. Загрязнение почвы В.   Изменение   климатических   условий Б. Уродство ландшафта (температура, влажность) 7. Вредные выбросы оказывают влияние: А.   Только   на   те   регионы,   где В. Даже на территории, удаленные от места, появилось загрязнение Б. На ближайшие регионы где загрязнение «увидело свет» 8. Самая страшная «добавка» к воде: А. Бытовой мусор Б. Пестициды В. Минеральные удобрения 9.   Какие   из   радиоактивных   отходов   целенаправленно   рассеивают   в окружающую среду? А. Газы Б. Жидкости В. Твердые вещества 10.   Наиболее   эффективный   путь   борьбы   с   нарастающим   количеством отходов, попадающих в окружающую среду: А. Их захоронение В. Рециркуляция (повторное использование Б.   Разработка   правовых   механизмов регулирования процесса отходов) 11. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют: А. Загрязнением Б. Экологическим кризисом В. Интродукцией 12.   Первое   место   по   суммарному   объему   выбросов   вредных   веществ   в атмосферу занимает: А. Теплоэнергетика Б. Нефте – и газопереработка В. Автотранспорт 13. Гарбология – это: А. Наука о доме,  местопребывании В. Мусороведение Б. Наука, изучающая почву 14.   Бутылка   или   банка   пластмассы,   брошенная   в   лесу,   пролежит   без изменения: А. 10 лет Б. 50 лет В. 100 лет и более 15. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за: А. 1­2 года Б. 5­8 лет В. 20 и более лет Правильные ответы 1 А 2 Б 3 А 4 Б 5 А 6 В 7 В 8 Б 9 А 10 В 11 А 12 В 13 В 14 В 15 А Устами младенца Приложение  IV I. 1.     У меня очень много игрушек сделано из нее. 2.     Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать. 3.     Предметы, изготовленные из нее, мало весят. 4.     Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет. 5.     Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не  разлагается. (Ответ: пластмасса) II.  1. Ее изобрели китайцы 2. У нас ее получают из дерева 3. Она легко горит 4. Из нее получается очень много мусора 5. На обычно рисуют и пишут (Ответ: бумага) III. 1. Его делают из песка. 2. Чаще всего оно прозрачное. 3. Когда падает, оно разбивается. 4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. 5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Ответ: стекло) IV. 1. Это получается, когда что­нибудь железное становится старым или  ломается. 2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог. 3. Это можно сдать и получить деньги. 4. Из этого можно сделать что­то новое. 5. Это бывает цветным, и  за него можно получить деньги. (Ответ: металлолом) V. 1.   Это то, без чего мы уже не сможем жить. 2.   Этим мы пользуемся каждый день. 3.   Когда это попадает в воду, то образуется много пены. 4.   Это убивает рыбу в воде, растения на Земле. 5.   С помощью этого вещи становятся чище. (Ответ: синтетические  моющие средства) Тест «Привет потомкам» Приложение V Как   долго   продукты   нашей   жизнедеятельности   будут   загрязнять   окружающую среду? Какие из них могут найти наши внуки, а какие – правнуки? Ведь сегодня мы используем такие предметы, которые созданы учёными­химиками. В природе нет таких микроорганизмов, которые могли бы их расщепить. Десятки и даже сотни лет они разлагаются под действием воды, ветра, солнечных лучей и кислорода воздуха. Задание. За определенное время участники заполняют колонку «Предполагаемые сроки разложения» в карточке. Наименование Предполагаемые сроки Правильные разложения мусора Бумага Шерстяной носок Деревянная палка Одноразовая  бумажная посуда Крашеная доска Жестяная банка Алюминиевая банка Пластиковая бутылка Стеклянная ёмкость ответы 1 месяц 1 год 4 года 5 лет 13 лет 100 лет 500 лет 500 лет никогда Команды озвучивают ответы. Ведущий объявляет правильные сроки разложения. Побеждает   команда,   чей   ответ   ближе   к   верному   (по   1   баллу   за   каждое наименование. Приложение VI Задание 1. Мусор  – это  то, что  стало   нам  ненужным. В  первую  очередь  это   относится  к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров. Но не стоит торопиться. Внимательно рассмотрите упаковку различных товаров, тех,   которые   есть   в   доме   (например,   упаковку   продуктов   питания,   моющих средств, стеклянные банки, коробки от карандашей или фломастеров и др.). Какие знаки говорят о том, что упаковка может быть использована повторно? Перерисуйте или наклейте эти знаки в свободные «окошки»: Задание 2.  В течение 3­4 дней записывайте все, что попадет в ваше мусорное ведро. Есть возможность, взвесьте различные виды отходов на домашних весах, если нет – укажите наименование отхода. В графе «День 1­й» ­ пример заполнения таблицы. Дни Пищевые Различные виды металл Синтетически отходы бумаги 1 2 3 4 е упаковочные материалы 5 День 1­й Картофел 1 газета, 4 бумажные Фольга от 3 стаканчика ьные салфетки, коробка от клавиатуры для шоколада. 2 пальчиковые из­под йогурта, очистки (200г.) компьютера батарейки оболочки от 5 сосисок День 2­й День 3­й День 4­й Внимание! Не сделайте ошибки: стаканчики из­под йогурта, пакеты из­под молока, полиэтиленовая оболочка от сосисок и т.п. – это не пищевые отходы, а упаковка из­под продуктов. ­ Каких отходов набирается за день больше всего? ­   Как   вы   думаете,   почему   во   многих   странах   во   дворе   ставят,   как   правило, несколько   мусорных   баков   с   надписями:   «Пищевые   отходы»,   «Стекло», «Пластмасса» и др. ­ Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше? Задание 3. Придумайте варианты повторного использования отслуживших вещей. Это может быть все что угодно: от спичечного коробка до старой маминой сумки.  Организуйте защиту проекта в виде выставки «Вторая жизнь ненужных вещей». Литература 1. Величковский   Б.Т.   Здоровье   человека   и   окружающая   среда:   учебное пособие/ Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина. – М.: Новая школа, 1997. 2. Мансурова С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум/ С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. – М.: Владос, 2001г. 3. Миркин Б.М. Город без отходов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова// Биология в школе. – 2005. ­ № 3 4. Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/В.А. Самкова// Биология в школе. – 2000.­ № 5,7. Фотоотчет Открытие «Мусорный ветер» «Вторая жизнь вещей»

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии "Как нам избавиться от мусора?" для обучающихся 5-10-х классов

Внеклассное мероприятие по экологии  "Как нам избавиться от мусора?"  для обучающихся 5-10-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017