Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 6-8 классов. Проходит в форме игры "Морской бой", где между собой соревнуются две команды. мероприятие направлено на обобщение и углубление экологических и биологических знаний, применение их на практике; создание условий для воспитания любви и ответственного отношения к родной природе.
Государственное учреждение образования «Смолицкий учебно
педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по экологии
«Морской бой»
Автор:
Кислякова Ольга Александровна,
учитель биологии и географии.
Адрес: аг. Смолица, ул. Колхозная,
д. 11Б.
Телефон: 74044
Материал предназначен для
учителей естественнонаучного
цикла
Данное мероприятие проводиться
среди учащихся 68 классоваг. Смолица,2018
Развитие познавательного интереса к своему предмету одна из главных
задач, стоящих перед учителем. Этот интерес можно вызвать, используя
огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и
внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес
учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в
форме игры «Морской бой». Мероприятие направлено на формирование
умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий,
анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. В
процессе игры учащиеся работают в группах. Предполагается равноправное
взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию
у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Данное мероприятие проводиться среди учащихся 68 классов
продолжительность мероприятия 45 минут.
Форма организации работы учащихся: групповая.
Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности
к родной природе, обобщение и углубление биологических и экологических
знаний, полученных учащимися в процессе обучения.
Задачи
:
Образовательная: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное,
практическое значение природы в жизни людей; расширить представления
обучающихся о природе родного края;
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе,
стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора
учащихся.Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой,
воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также
прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к
природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность.
Средства достижения цели:
Создание атмосферы заинтересованности и ситуации успеха для каждого
ученика
Стимулирование учащихся к высказыванию без боязни ошибиться, дать не
правильный ответ
Использование игры, как основного вида деятельности
Обмен информацией, впечатлениями о природных явлениях
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
в чём ценность природы;
рациональное использование природных ресурсов в хозяйственной
деятельности человека;
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
способы сохранения окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
давать объяснения тем изменениям в природе, которые вызваны
хозяйственной деятельностью человека;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их
экологической допустимости;
делать выводы и умозаключения;
работать в коллективе, группе;
прогнозировать результат.
Предварительная подготовка: Соревнуются 2 команды. Команды выбирают
капитанов, придумывают себе название, девиз и эмблему.
Оборудование: Табло, сигнальные карточки, картинки природы.
Правила игры:
Каждая из команд получает табло на листе бумаги:
А Б В Г Д Е Ж
1
2
3
4
5
6
7У ведущего точно такое же табло, но на нем указаны баллы за каждый
выбранный квадрат.
А
П
У
5
4
3
2
1
Б
У
5
4
3
1
П
2
В
5
4
3
2
П
1
У
Г
1
3
У
5
4
2
П
Д
3
1
П
У
2
4
5
Е
2
4
1
П
У
5
3
Ж
1
3
2
4
5
У
П
1
2
3
4
5
6
7
Жеребьевкой определяется очередность выступления команд. Та
команда, которая начинает, «стреляет» по квадрату на табло, как в игре
морской бой. Например, А1. Ведущий зачитывает вопрос, который скрывается
в выбранном квадрате. Если команда правильно отвечает на вопрос, она
зарабатывает то количество баллов, которое показано в этом квадрате. Если
команда не знает ответа на вопрос, или не правильно отвечает на него, то
другая команда может ответить и тем самым увеличить свои баллы. Если
команда, «стреляя» попадает в квадрат обозначенный буквой У («удача»), то
она не отвечая на вопрос получает очко. Если же в квадрате скрывается букваП («промах»), то ход переходит к другой команде. Если команда выбирает
вопрос, который был разыгран, то с неё снимается три балла, за
невнимательность.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Команды занимают свои места, представляются. Учитель представляет членов
жюри, знакомит с правилами игры.
2. Основная часть.
Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: Бережём
природу бережём и свою малую родину.
Фоторяд. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас
окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса,
величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано
разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и
бескорыстна, она дает для жизни человека все пищу, воду, одежду, топливо,
окружает красотой. Мы любим свою землю, но самое страшное, что любя, мы
так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня земля,
миллионы лет безотказно кормившая нас и дарившая нам свои богатства,
подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас.
Школьники тоже могут внести свой вклад в охрану природы. Но для этого
нужны определенные экологические знания. И в связи с этим предлагаю вам
игру по экологии «Морской бой».Прошу участников конкурса занять игровые столы. Прежде, чем начать
конкурс, я хочу представить вам жюри.
(Представление жюри).
Итак, начнем!
Вопросы первого ряда (ряд А)
А3. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее
загрязнение среды?(лишайники).
А4. Что означает термин «экология»? («экос»дом, «логос» учение).
А5. В каком году была издана первая красная книга и почему ее так
назвали?
( 1971г, красный цвет цвет тревоги, опасности, предупреждения).
А6. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или
акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного
использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов
животных и растений, а также наблюдения за природными
процессами).
А7. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для
животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы рыхлят
почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
Вопросы второго ряда (ряд Б)
Б2. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и
предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка)
Б3. Эта птица жила до трехсот лет и единственная из всех могла
приносить живую и мертвую воду. (Ворон)Б4. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и
одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на
крышах домов. (Петух)
Б5. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва
нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)
Б7. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и
вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на
земле в облике этой птицы. (Орел)
Вопросы третьего ряда (ряд В)
В1. Незаконное уничтожение животных с целью получения выгоды.
( Браконьерство)
В2. Страна, в которой запретили производство пенопластовых коробок
для пищи и должны заменить их на пакеты из бумаги и натурального
волокна.(Китай)
В3. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала
втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже
климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую
соль. Результат деятельности человека экологическая катастрофа.
Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море
идёт речь? (Аральское)
В4. Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной
поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии
таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций
и до половины атомных пропадает при охлаждении агрегатов.
Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на
развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают
также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидамиазота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название
получили эти дожди? (кислотные)
Этот материк считается самым большим заповедником. На его
В6.
территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая
деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на
толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли
приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до
70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются
только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым
большим? (Антарктида)
Вопросы четвертого ряда (ряд Г)
Г1. Какая птица может выводить птенцов зимой? (клест)
Г2. Что случается с пчелой после того, как она коголибо ужалит?
(Погибает)
Г4. Кукует самка или самец кукушки? (Самец)
Г5. Какие птицы устраивают спальни в снегу? (Куропатки, тетерева,
рябчики)
Г6. Кто может пить ногой? (Лягушка)
Вопросы пятого ряда (ряд Д)
Д1. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук серебрянка)
Д2. Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он?
(Кукушонок)
Д5. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
Д6. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)
Д7. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановок!
(Стриж)Вопросы шестого ряда (ряд Е)
Е1. .Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, к …(к дождю)
Е2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, к ….(лето будет
холодным)
Е3. Рыба выскакивает из воды, к…(к дождю)
Е6. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, будет….(ясно,
тепло)
Е7. Грачи рано прилетают весной, к ….(весна будет тёплой)
Вопросы седьмого ряда (ряд Ж)
Ж1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из
множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает
аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме
этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились
к нему как сорняку, но как то заметили, что он отпугивает насекомых от
овощей.
Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи.
(тысячелистник)
Ж 2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока –
нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми.
Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когдато
считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что
наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали
давным давно жители степей казахи и называли его «джирабай»
целитель ран, лечит ожоги, снимает боль. (зверобой)Ж3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы –
подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа
этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым
пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие
потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после
цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко
снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом,
который помогает ему улететь. (мать и мачеха)
Ж4. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зерен и если не
очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В
Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В
Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного
герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна
ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из
тонких белых волосков. ( василёк полевой)
Ж5. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые
жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём,
знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не
водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха.
Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это
ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали
люди ещё одно название – дикая рябина. ( пижма)
Вот и подошла к концу наша игра. Вы все молодцы, все активно
участвовали и показали свои знания. Пока жюри подводит итоги, давайте с
вами повторим основные правила поведения в природе.1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток птенчиков,
зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких
животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их
естественному поведению.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде птица, учуяв посторонний запах, бросит
гнездо.
3. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда
учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее
всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его
родители и друзья.
4. Не ломай деревья они тоже живые, только не могут ни убежать, ни
закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез им тоже
больно и они становятся уязвимыми перед вредителями и паразитами, теряют
влагу и вскоре гибнут.
5. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это
последний экземпляр на всей земле.
6. Не рви цветы пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу
землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
7. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших
растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
8. Не разоряй муравейник муравьи – это санитары леса, они приносят много
пользы.
9. Не убивай лягушек и жаб в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
10. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы ими лечатся лесные
жители. Без надобности не вытаптывайте траву (место обитания мелких
животных), а ходите по уже существующим тропинкам.
11. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста соблюдай правила
разведения костров, чтобы не случился пожар.
12. Не оставляй костёр не потушенным.13. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не
захочешь больше прийти, а кроме того, гниющий мусор будет распространять
дурной запах; оставленная бумага может загореться от ярких солнечных
лучей и устроить пожар; целлофан и полиэтилен долго не разлагаются,
помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать
гибель животного, проглотившего кусок целлофана; консервная банка может
поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить
причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза,
солнечные лучи.
3. Заключительная часть.
Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами и призами..