Внеклассное мероприятие по экологии "Морской бой"

  • Мероприятия
  • docx
  • 09.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 6-8 классов. Проходит в форме игры "Морской бой", где между собой соревнуются две команды. мероприятие направлено на обобщение и углубление экологических и биологических знаний, применение их на практике; создание условий для воспитания любви и ответственного отношения к родной природе.
Иконка файла материала Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии.docx
Государственное учреждение образования «Смолицкий учебно­ педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Методическая разработка  внеклассного мероприятия по экологии «Морской бой»                        Автор:                                                                    Кислякова Ольга Александровна,                                                                учитель биологии и географии. Адрес: аг. Смолица, ул. Колхозная,                                                                          д. 11Б.                                       Телефон: 74­044                                                                          Материал предназначен для                                                                 учителей естественнонаучного                        цикла                                                                     Данное мероприятие проводиться                                                            среди учащихся 6­8 классоваг. Смолица,2018 Развитие познавательного   интереса   к   своему   предмету   ­   одна   из   главных задач,   стоящих   перед   учителем.   Этот   интерес   можно   вызвать,   используя огромное   количество   разнообразных   форм   деятельности   на   уроке   и внеклассных   мероприятиях.   Игровые   задания   всегда   вызывают   интерес учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в форме   игры   «Морской   бой».   Мероприятие   направлено   на   формирование умений   и   навыков   применять   знания   при   выполнении   различных   заданий, анализировать,   сопоставлять,   обобщать   данные,   творчески   мыслить.   В процессе игры учащиеся работают  в группах. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Данное   мероприятие   проводиться   среди   учащихся   6­8   классов продолжительность мероприятия 45 минут. Форма организации работы учащихся: групповая. Цель:      создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе,  обобщение и углубление биологических и экологических знаний, полученных учащимися в процессе  обучения. Задачи    : Образовательная: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое   значение   природы   в   жизни   людей;   расширить   представления обучающихся о природе родного края; Развивающая: продолжить   формирование   навыков   работы   в   группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.Воспитательная: развитие   чувства   ответственности   перед   командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать  уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность. Средства достижения цели: Создание   атмосферы   заинтересованности   и   ситуации   успеха   для   каждого ученика Стимулирование  учащихся  к  высказыванию   без  боязни  ошибиться, дать  не правильный ответ Использование игры, как основного вида деятельности Обмен информацией, впечатлениями о природных явлениях Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать/понимать: в чём ценность природы; рациональное использование природных ресурсов в хозяйственной  деятельности человека; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов  (примеры); способы сохранения окружающей среды. Учащиеся должны уметь: давать объяснения тем изменениям в природе, которые вызваны  хозяйственной деятельностью человека; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные  примеры);          оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их  экологической допустимости; делать выводы и умозаключения; работать в коллективе, группе; прогнозировать результат. Предварительная подготовка: Соревнуются 2 команды. Команды выбирают капитанов, придумывают себе название, девиз и эмблему.   Оборудование: Табло, сигнальные карточки, картинки природы. Правила игры: Каждая из команд получает табло на листе бумаги: А Б В Г Д Е Ж 1 2 3 4 5 6 7У   ведущего   точно   такое   же   табло,   но   на   нем   указаны   баллы   за   каждый выбранный квадрат. А П У 5 4 3 2 1 Б У 5 4 3 1 П 2 В 5 4 3 2 П 1 У Г 1 3 У 5 4 2 П Д 3 1 П У 2 4 5 Е 2 4 1 П У 5 3 Ж 1 3 2 4 5 У П 1 2 3 4 5 6 7 Жеребьевкой   определяется   очередность   выступления   команд.   Та команда,   которая   начинает,   «стреляет»   по   квадрату   на   табло,   как   в   игре морской бой. Например, А1. Ведущий зачитывает вопрос, который скрывается в   выбранном   квадрате.   Если   команда   правильно   отвечает   на   вопрос,   она зарабатывает то количество баллов, которое показано в этом квадрате.  Если команда не знает ответа на вопрос, или не правильно отвечает на него, то другая команда может ответить и тем самым увеличить свои баллы. Если команда, «стреляя» попадает в квадрат обозначенный буквой У («удача»), то она не отвечая на вопрос получает очко. Если же в квадрате скрывается букваП («промах»), то ход переходит к другой команде. Если команда выбирает вопрос,   который   был   разыгран,   то   с   неё   снимается   три   балла,   за невнимательность. Ход мероприятия: 1. Организационный момент  Команды занимают свои места, представляются. Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры. 2. Основная часть. Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом:  Бережём природу ­ бережём и свою малую  родину.  Фоторяд. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!   Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно   и   удобно   для   жизни   всех   живых   существ.   Природа   щедра   и бескорыстна, она дает для жизни человека все ­ пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Мы любим свою землю, но самое страшное, что любя, мы так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня земля, миллионы   лет   безотказно   кормившая   нас   и   дарившая   нам   свои   богатства, подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас. Школьники тоже могут внести свой вклад в охрану природы. Но для этого нужны определенные экологические знания. И в связи с этим предлагаю вам игру по экологии «Морской бой».Прошу   участников   конкурса     занять   игровые   столы.   Прежде,   чем   начать конкурс, я хочу представить вам жюри. (Представление жюри). Итак, начнем! Вопросы первого ряда (ряд А) А­3.   Какие   растения   являются   биоиндикаторами,   выявляющими   общее загрязнение среды?(лишайники). А­4. Что означает термин «экология»? («экос»­дом, «логос»­ учение). А­5.  В   каком   году   была   издана   первая   красная   книга   и   почему   ее   так назвали?  ( 1971г, красный цвет­ цвет тревоги, опасности, предупреждения). А­6.   Что   такое   заповедник?   (Особо   охраняемая   территория   или акватория,   полностью   или   частично   исключённая   из   хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных   и   растений,   а   также   наблюдения   за   природными процессами). А­7.   Полезны   ли   дождевые   черви?  (да,   они   являются   кормом   для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы­ рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву). Вопросы второго ряда (ряд Б) Б­2. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка) Б­3.   Эта   птица   жила   до   трехсот   лет   и   единственная   из   всех   могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон)Б­4.   В   крестьянском   быту   она   почиталась   символом   небесного   огня   и одновременно   оберегом   от   него.   Ее   изображение   и   сейчас   встречается   на крышах домов. (Петух) Б­5.   Загадочная   птица,   любительница   ночной   жизни.   Народная   молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова) Б­7.   С   древности   эта   птица   стала   символом   гордости,   могущества   и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел) Вопросы третьего ряда (ряд В) В­1.  Незаконное   уничтожение   животных   с   целью   получения   выгоды. ( Браконьерство) В­2.  Страна, в которой запретили производство пенопластовых  коробок для   пищи   и   должны   заменить   их   на   пакеты   из   бумаги   и   натурального волокна.(Китай) В­3. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат.   С   бывшего   морского   дна   ветер   поднимает   в   воздух   высохшую соль.   Результат   деятельности   человека   ­   экологическая   катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь? (Аральское) В­4.  Рост   употребления   энергии   человеком   опасен   нагревом   земной поверхности   и   приземных   слоев   атмосферы.   Современные   технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и   до   половины   ­   атомных   пропадает   при   охлаждении   агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие   живых   организмов.   Среднюю   температуру   Земли   увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидамиазота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди? (кислотные)  Этот   материк   считается   самым   большим   заповедником.   На   его В­6.   территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70   градусов)   Растения,   среди   них   и   лишайники,   активно   развиваются только   несколько   недель   в   году.).   Какой   заповедник   считается   самым большим? (Антарктида) Вопросы четвертого  ряда (ряд Г) Г­1. Какая птица может выводить птенцов зимой? (клест) Г­2.  Что   случается   с   пчелой   после   того,   как   она   кого­либо   ужалит? (Погибает) Г­4. Кукует самка или самец кукушки? (Самец) Г­5.  Какие   птицы   устраивают   спальни   в   снегу?   (Куропатки,   тетерева, рябчики) Г­6. Кто может пить ногой?  (Лягушка) Вопросы пятого  ряда (ряд Д) Д­1. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук­ серебрянка) Д­2.  Детеныш   еще   не   родился,   а   уже   отдан   на   воспитание.   Кто   он? (Кукушонок) Д­5. У кого уши на ногах? (У кузнечика) Д­6. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица) Д­7. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановок! (Стриж)Вопросы шестого  ряда (ряд Е) Е­1.  .Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, к …(к дождю) Е­2.   Птицы   весной   вьют   гнезда   на   солнечной   стороне,   к   ….(лето   будет холодным) Е­3. Рыба выскакивает из воды, к…(к дождю) Е­6.  Вечером  сильно  стрекочут  кузнечики, кричат  лягушки,  будет….(ясно, тепло) Е­7. Грачи рано прилетают весной,  к ….(весна будет тёплой) Вопросы седьмого  ряда (ряд Ж) Ж­1.   У   этого   растения   каждый   лист   как   пёрышко   птицы,   собран   из множества   небольших   листиков   –   пушинок.   Чай   из   листьев   повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как­ то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей.   Поэтому   листья   заваривают   и   опрыскивают   овощи. (тысячелистник)  Ж­   2.   Это   растение   цветёт   всё   лето   до   самой   осени.   Сладкого   сока   – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда­то считали,   что   он   опасен   для   домашних   животных,   но   оказалось,   что наоборот,   он   помогает   от   многих   недугов.   Целебные   свойства   знали давным   ­   давно   жители   степей   казахи   и   называли   его   «джирабай»   ­ целитель ран, лечит ожоги, снимает боль.  (зверобой)Ж­3.   Как   только   сойдёт   снег   в   лесу,   появляются   первые   цветы   – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения   превращаются   в   белую   пушистую   шапочку.   Каждое   семечко снабжено   природой   маленькой   воздушной   пушинкой   –   парашютом, который помогает ему улететь.  (мать и мачеха)   Ж­4. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зерен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи,   но   есть   одно   отличие:   семена   украшены   маленьким   хохолком   из тонких белых волосков.  ( василёк полевой)   Ж­5. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились   мухи,   паучки   и   разные   жучки,   которые   не   любят   её   запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина.  ( пижма)   Вот   и   подошла   к   концу   наша   игра.   Вы   все   молодцы,   все   активно участвовали и показали свои знания. Пока жюри подводит итоги, давайте с вами повторим основные правила поведения в природе.1.   Не   врывайся   в   лес   с   криком:   в   этом   доме   много   деток   ­   птенчиков, зверушек;   не   пугай   их.   Проявляйте   уважение   к   местам   обитания   диких животных.   Наблюдайте   за   ними   на   расстоянии,   чтобы   не   мешать   их естественному поведению. 2. Не трогай птичьи яйца в гнезде ­ птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо. 3. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился   ходить!).   Птенчик   у   тебя   дома   будет   чувствовать   страх   и,   скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья. 4.   Не   ломай   деревья   ­   они   тоже   живые,   только   не   могут   ни   убежать,   ни закричать,   ни   защититься.  Не   сдирай   белую   кожу   с   тела   берез   ­   им   тоже больно и они становятся уязвимыми перед вредителями и паразитами, теряют влагу и вскоре гибнут. 5.   Не   лови   понравившуюся   тебе   бабочку   или   жука   –   может   быть   это последний экземпляр на всей земле. 6. Не рви цветы ­ пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем. 7.   Собирая   лекарственные   травы,   оставьте   на   месте   сбора   часть   хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения. 8. Не разоряй муравейник ­ муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы. 9. Не убивай лягушек и жаб ­ в мире нет ничего бесполезного и безобразного. 10.   Не   сбивай   ногами   и   не   топчи   ядовитые   грибы   ­   ими   лечатся   лесные жители.   Без   надобности   не   вытаптывайте   траву   (место   обитания   мелких животных), а ходите по уже существующим тропинкам. 11.   Не   разжигай   костёр   вблизи   дерева   или   куста   ­   соблюдай   правила разведения костров, чтобы не случился пожар. 12. Не оставляй костёр не потушенным.13. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того, гниющий мусор будет распространять дурной   запах;   оставленная   бумага   может   загореться   от   ярких   солнечных лучей   и   устроить   пожар;   целлофан   и   полиэтилен   долго   не   разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана; консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков; стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи. 3. Заключительная часть.  Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами и призами..