Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
05.05.2017
Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"
Цели: обобщить у учащихся знания о растительном и животном мире Мордовии; формировать умение работать в группах; развивать эрудицию, любознательность; пробуждать желание к познавательной деятельности; прививать чувство прекрасного; учить объективно оценивать свои действия; воспитывать бережное отношение к природе родного края; охранять и укреплять здоровье детей.
Внеклассное мероприятие Путешествие по земле мордовской doc.doc
Путешествие по земле мордовской    Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) Иванова Антонина Викторовна, Учитель начальных классов, МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск. Цели:  обобщить   у   учащихся   знания   о   растительном   и   животном   мире Мордовии;   формировать умение работать в группах; развивать  эрудицию, любознательность;   пробуждать   желание   к   познавательной   деятельности; прививать чувство прекрасного;  учить объективно оценивать свои действия; воспитывать   бережное   отношение   к   природе   родного   края;   охранять   и укреплять здоровье детей. Цель: обобщить   и систематизировать знания у учащихся   о растительном и животном мире Мордовии.  Планируемые результаты: Предметные:  осознание   значимости   изучения   природы   родного   края; формирование   представлений   об   окружающем   мире;   закрепление   знаний   о заповедных   местах   Мордовии;   первоначальных   этических   представлений, понятий   о   добре   и   зле,   дружбе,   честности;   формирование   потребности   в систематическом  чтении научной и художественной  литературы о природе родного мордовского края; умение работать с разными видами краеведческих материалов;   находить   характерные   особенности   научно­познавательных, учебных   и   художественных   произведений,   связанных   с   изучением   родного города и республики. Метапредметные: Личностные УУД: 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:   «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Прививать чувство прекрасного. 5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2.   Самостоятельно   определять   важность   и     необходимость   выполнения различных заданий в учебном  процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.  4. Определять план выполнения  под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания   на основе сравнения с предыдущими заданиями. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.  7. Учить объективно оценивать свои действия. Познавательные УУД: 1 Определять круг своего незнания; планировать свою работу.     2. Самостоятельно предполагать, какая   дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать   необходимые   учителем.   источники   информации   среди   предложенных 4. Представлять информацию в виде текста. 5.   Анализировать,   сравнивать,   группировать  различные   объекты,   явления, факты. Коммуникативные УУД: 1.   Участвовать   в   диалоге;   слушать   и   понимать   других,   высказывать   свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.  3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.  6. Критично относиться к своему мнению. 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.  Оборудование:  мультимедийный   проектор,   компьютер,   выставка   книг, рисунков   детей,   поделок   из   природного   материала,   иллюстрированный материал. Ход мероприятия   I. Орг. Момент.  Инициация. Создание эмоционального настроя. Метод   начала   образовательного   мероприятия     «Улыбнулось солнышко». Цель: Создание благоприятной психологической  атмосферы. Участники: Все обучающиеся. Время проведения: 2 минуты. Необходимые материалы: Нет. Проведение:   Участники   встают,   улыбаются   друг   другу   и   хлопают   в   ладоши,   тем самым приветствуя друг друга, демонстрируя своё доброе отношение друг к другу. Оценка результата: Положительный эмоциональный настрой учащихся, , хорошее  настроение, готовность к сотрудничеству с учителем и со сверстниками.    Прозвенел звонок для нас, Все вошли мы дружно в класс, Встали мы у парт красиво, Поздоровались учтиво. Мы друг к другу повернулись, Лучезарно улыбнулись, Тихо сели, спинки прямо,  Повернёмся влево – вправо, Мы тихонечко вздохнём И классный час скорей начнём. II.  Вхождение или погружение в тему. Постановка проблемного вопроса,  знакомство с темой классного часа. Учитель:  Мы привыкли к тому, что постоянно слышим вокруг себя такие слова: «Человек должен любить свою Родину, мы все ­ жители России, Россия ­ наше Отечество». Все это верно. Есть у нас ещё и малая Родина – место, где мы родились, где говорим на родном языке, где каждый уголок природы дорог нам.   Скажите,   что   для   вас   малая   Родина?  (звучит   песня   «Мордовия» А.Барков).   Метод «Мозговая атака» Цель: Выяснить отношение, мнение учащихся по изучаемому вопросу. Участники: Все обучающиеся. Время проведения: 3 минуты. Необходимые материалы:  слайд Презентации. Проведение:   Учащиеся   высказываются   фиксируются, обобщаются.  Оценка результата: Оценка отношения учащихся к данной теме.    своё   мнение.   Высказывания   детей Край Мордовский сердцу дорог, Реки, лес, поля, луга. Нет на свете лучше места, Чем Мордовия моя! Итак,   как   вы   думаете,   о   чём   сегодня   мы   будем   говорить?   (о   Родине, Мордовии,  о   природе).    Итак,  мы   отправляемся   в    путешествие   по   земле мордовской.  Формирование ожиданий ученика. Метод «Дерево ожиданий» Цель: Систематизация целей, пожеланий, опасений. Участники: Все обучающиеся. Время проведения: 3­5 минут. Необходимые материалы: карточки в форме листочков, цветные маркеры. Проведение:  Учащимся заранее выдаются вырезанные  из бумаги карточки в форме листиков. На них им предлагается более чётко определить , что они ожидают от урока и чего опасаются. Оценка результата: Систематизация целей, пожеланий, опасений, подведение итогов.   III. Основная часть. 1. Работа   над   высказыванием   о  природе,  чтение   стихотворений   на мордовском языке. Вспомните наши походы в лес, в природу (слайд) Какой чистый воздух, как хорошо дышится в лесу!!! Давайте вновь заглянем в божественный уголок спокойствия, храм природы. Метод «Вернёмся в прошлое». Цели   метода:   Повторение   пройденного   материала,   структурирование   материала, оживление внимания обучающихся. Группы: Все участники. Время: 3 минуты. Проведение: Дети вспоминают   совместные экскурсии, походы, фиксируются самые яркие, интересные моменты. Оценка   результата:  Структурирование   материала, обучающихся.   оживление   внимания    «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Как вы понимаете эти слова?     Верно,  только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее. Многие мордовские поэты прославляли природу мордовского края. Вот одни из них. Кого   из   мордовских   поэтов   вы   можете   вспомнить?   (Богданов   В., Дорофеев З. , Гребенцов Г., Петрухин В., Ишуткин Н., Эркай Н.). Посмотрите, сколько произведений о природе Мордовии, с каждым из них вы можете ознакомиться. (Выставка книг). Вы   сами   были   авторами   книжек­малышек   на   уроке   литературного чтения. Многие они о Мордовии, природе нашего края. Все они представлены на стенде.   Сейчас   вы познакомитесь со стихотворением о природе на эрзянском языке.    Ученик   читает   стихи   Журавлёва   Числава   Григорьевича   «Сёксень цецят» («Осенние цветы»). Учитель: Как вы думаете, о чём это стихотворение? Следующее     стихотворение   на   мокшанском   языке.   Отрывок   из стихотворения «Руссь» Дорофеева Захара). О чём стихотворение?  2. Растительный мир Мордовии. Отправляемся дальше. Что растёт в лесу? (деревья, кустарники, травы). Ребята, а кто знает, что такое   Книга природы?  (Красная книга).    (Это   книга,   в   которую   заносят   редкие   виды   животных   и   растений). Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.     У каждого региона есть своя Красная книга. В Мордовии в нее внесены 170 видов растений    (Звучит песня «Не рвите цветы» в исполнении Ю.Антонова).  Какие растения знаете вы? Для чего мы собираем макулатуру? (Дети: чтобы меньше деревьев рубили для изготовления бумаги). Растут деревья долго, дубы 300 лет. Как мы можем сберечь растения? (Дети: сажать деревья, не вырывать цветы с корнем, не уничтожать насекомых, т. к. они опыляют растения, … ). Какое самое распространённое дерево  в Мордовии? (берёза) 3. Сообщение детей о берёзе. Когда береза появляется на свет, она не белая — кора маленького  дерева темная. Но проживет дерево несколько лет — и побелеет. Мы  привыкли видеть его таким и не удивляемся. А ведь береза — единственное в  мире дерево с белой корой! А вообще­то березы бывают не только белыми.  Есть виды с желтоватой, коричневой, черной корой. Всего на свете более 60  разных видов берез. Эмоциональная разрядка Метод активной релаксации «Земля, воздух, огонь и вода». Цель: Повысить уровень энергии в классе. Численность – Весь класс. Время – 2  минуты.  Проведение:  Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из  состояний – воздух, землю, огонь и воду. Оценка результата: Повышение уровня энергии в классе. 4. Лекарственные травы. Да, природа Мордовии богата и разнообразна. Есть и лекарственные  травы. Что это за травы? Сейчас вы послушаете рассказ о не совсем обычном растении, которое  растёт в нашем крае. Это чёрный паслён.   Из ягод  чёрного паслёна варят  варенье, готовят компоты. Послушайте, как он полезен.  (Сообщение). Ребята, наша Республика многонациональна, здесь живут и русские, и  мордва, и белорусы, и армяне и.т.д. В нашем классе тоже есть ученики разной  национальности. Рома у нас грузин, он подготовил для вас и гостей  стихотворение о природе  на грузинском языке.  (Отрывок из стихотворения  «Во веки веков не отнимут свободы у горных вершин и стремительных рек...», Тициан Табидзе). Ярко и с чувством любви к родной природе писали татарские поэты.  Вслушайтесь в песнь татарского народа и даже без перевода  вы поймете, о  чём это стихотворение. (Отрывок из стихотворения «Дуб», Муса Джалиль). Ребята, а сколько интересных  поделок из природного материала мы с  вами делали! Превращали сухие веточки в целое произведение искусства   Мы для этого ломали ветки?  5. Животный мир Мордовии. Ребята, а чьи   голоса вы слышите?  Да, это лесные жители подают голоса.  Ребята, лиса  изображена на гербе Мордовии. Кто знает, почему? Кто занесён в Красную книгу? ( Медведь, хорёк, выдра, бобр, гадюка, …)   В Красную Книгу Мордовии внесены 243 вида животных). Как мы можем сберечь от вымирания  животных? (заповедники, отстреливать по разрешению, зоопарки, разводить). В Мордовии есть два места, где уголки природы не тронуты человеком. Это Мордовский заповедник имени П. Г.  Смидовича в Темниковском районе  и на   территории   Ичалковского   и Национальный   парк   «Смольный»  Большеигнатовского районов. Здесь можно увидеть таких животных, которые не   встречаются   на   остальной   территории   Республики.   Например, величественный   огромный   зубр  обитает   только   в   заповеднике,     живёт   в заповеднике  и  волк,   он   встречается   и  на   остальной  территории   Мордовии осторожная рысь    пятнистый олень    обитают только в заповеднике, а орла ­ могильника можно встретить только в национальном парке.  Чем полезны животные? 6. Правила поведения в природе. Храм природы (Звучит  музыка Чайковского  «Вальс Цветов»).  Чтобы быть в нем желанным гостем, человек должен знать и выполнять некоторые правила. Вам уже знакомы некоторые из них. Кто назовет их? (Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников. Нельзя срывать цветы  и т. д.). Будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или   просто   так   сорвем   2—3   красивых   цветка?   Или   поймаем   одну­ единственную бабочку? Да. Природе будет хуже! (Стихотворение   «Злая шалость», Юркова Н.) Жу­жу! Жу­жу! Вы слышите? Жу­жу! Здесь я – жучок. Меня зачем­то посадил Мальчишка в коробок. Ни повернуться в коробке, Ни встать на лапки мне, Нельзя расправить крылышки, Прижатые к спине. Так тесно – Даже не могу Пошевелить усами… Но неужели, Жу­жу­жу, Не знаете вы сами, Что очень плохо, Плохо мне В закрытом коробке, Что я мечтаю в темноте О свежем ветерке… Там на лугу – Трава, цветы И бабочки в полете. А мне так грустно в коробке… Ну как вы не поймете?  Каждая сломанная веточка, сломанный цветок  ­ рана, нанесённая  природе. 7. Сообщение о муравьях Посмотрите, что это?! ( муравейник)  Часто бывает, что ребята (и даже взрослые) разоряют муравейники. Все  это непростительно. Муравьи — защитники леса.   Одна муравьиная семья  уничтожает за день до 100 тысяч вредных насекомых, гусениц, куколок и  личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются. Муравьи разрыхляют почву, помогая тем самым возобновлению леса. Понаблюдайте за жизнью муравьев, почитайте книги о них, и вы  полюбите их. Бережное отношение к муравейнику — одно из первых правил  общения с лесом.  8. Загадка. ­А сейчас отгадайте загадку: Сидит Матрёна в болоте, Не говорит – ещё терпима, А как речи начнёт – Всех досада возьмёт. Верно, это лягушка. Как   часто   ребята   необоснованно   губят   лягушек   и   жаб.  А   это   очень полезные существа живой природы. 9. Сообщение о лягушках. Из лягушек в нашей стране распространены прудовая, озерная, травяная Прудовая и озерная лягушки — зеленые. Всю свою жизнь они проводят в воде, даже зимуют на дне водоемов.    Лягушки всегда холодные и мокрые. Иначе они не смогли бы жить. Свойство   лягушек   убивать   микробы   —   еще   одна   тайна.   Возможно, лягушки помогут людям сделать еще одно открытие. Ведь они уже не раз помогали   ученым.     Немало  открытий   сделали  ученые   с   их   помощью.   В благодарность   за   это   лягушкам   поставили   два   памятника   —   в   Париже   и Токио. Лягушки и жабы — хранители равновесия в природе. Спасибо им за это. 10. Инсценировка сказки В.Бианки «Сова».  Метод инсценировки.  Цель: Выяснить отношение учащихся к данной ситуации..        Участники: Участники группы.        Время проведения: 5 минут.        Необходимые материалы: Необходимые для инсценировки атрибуты.              Оценка результата:  Отношение учащихся к сложившейся в сказке ситуации, обсуждение. Итак, ребята, мы говорим о равновесии в природе. Но представьте себе, что вдруг это равновесие может нарушиться. Что  же тогда будет? Так  как  у нас  в  природе  равновесие  не нарушено, то  мы  можем отведать вкусный мёд, который нам подарили пчёлы, попробовать яблочный пирог. Как мы с вами должны вести себя, чтобы не случилось так, как в этой сказке? (жить в согласии с природой). IV. Работа в группах. Проработка содержания темы.  Метод организации учебной среды «Работа в малых группах».  Цель: Обобщение и закрепление изученного материала.  Участники: Группа 7 человек.   Время проведения: 15 минут.   Необходимые материалы: Карточки с заданиями. Вопросы по теме.    Проведение:  Учащиеся обмениваются информацией, добытой с помощью компьютера, учебника и традиционной энциклопедии.  Обсуждают, обобщают материал и совместно отвечают на вопросы.   Оценка результата: Активизация работы всех учащихся, наглядное  представление полученного результата. Сейчас вы   будете работать в группах.  Я раздам вам листочки с заданием. Вам   нужно   выбрать   правила   поведения   человека   в   природе,   вписать,   где нужно, слово « нельзя». Обсуждаете вместе, отвечает один человек от группы. 1 группа:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ломать ветви деревьев и кустарников.  Сажать деревья, кусты. Разводить костры в лесу под деревьями.  Делать скворечники, подкармливать птиц.  Срывать охапками цветы. Ловить бабочек, жуков. Оставлять мусор после пикника на природе. Отстреливать зверей только со специального разрешения. 9. Включать громкую музыку. 10. Разорять муравейники. 11.  Создавать заповедники. Остальным группам я раздам картинки, ваша задача обсудить, что там  изображено ( верно или нет), составить по картинкам правила поведения. 2 группа:  картинка – мальчик пинает ногой мухоморы, слушает громкую музыку, с  корнем вырывает цветы 3 группа:  картинка – ломает ветки, сажает деревца, ловит бабочек  4 группа:  картинка – строит скворечник, разоряет птичьи гнёзда, подвязывает ветку  дерева. Обсуждение работ. Метод   визуализации   учебного   материала   «Презентация   результатов работы». Цель: Обобщение и закрепление  материала. Участники: Группа детей. Время проведения: Зависит от объёма материала. Необходимые материалы: Карточки с выполненными заданиями.  Электронные образовательные ресурсы. Проведение:  Выступающие   представляют   всему   классу   собранную   информацию, рассказывают (зачитывают),   высказывают собственное отношение к ней. Оценка результата: Актуализация и систематизация материала. Стихи 1­й ребенок.   У природы живые краски,        И пусть живет она без опаски,  Пусть живут звери, птицы,  Пусть человека никто не боится.  2­й ребенок. Пусть зеленеют парки и сады, Пусть будет радостно от этой красоты. . 3­й ребенок.  Нас много, ребята, В Мордовии родной, где мы живём   Деревья посадим, сады разведем.  4­й ребенок.  Будем беречь родную природу, Землю, лес, поля и воду.  5­й ребенок.  Ветерок с березкой шепчется, На траве блестит роса. Нам с тобой земля мордовская  Снова дарит чудеса. V. Пожелание природе Мордовии.  (Звучит мелодия «Как прекрасен этот мир», Д. Тухманов). Эмоциональная разрядка.   Метод   обобщения   и   эмоционального   подъёма   «Листья   на дереве». Цель:   Учить   высказывать   в   письменной   речи   свои   пожелания,   закрепить бережное отношение детей к родному краю. Участники: Учащиеся класса Время проведения: 5–7 минут. Необходимые материалы: Дерево и листочки. Проведение: относящиеся к образовательному результату занятия. Оценка результата: Обобщение материала. Эмоциональный подъём.   Детям   предлагается   сформулировать   пожелания, Ребята, все мы желаем, чтобы природа нашего края процветала. Вам было  дано задание ­ нарисовать листочки для нашего дерева, написать пожелания  природе Мордовии. Представьте себе, что перед вами вся природа Мордовии. Это дерево (на доске прикреплено дерево) олицетворяет все деревья  мордовского края.  Сейчас мы украсим   пожеланиями наше дерево   (несколько человек выходят к доске, зачитывают пожелания).  Я уверена, что  все пожелания  обязательно исполнятся, ведь желаем мы от всего сердца.   VI. Итог. Рефлексия. Метод подведения итогов работы «Огонёк общения». Цель: Эффективное подведение итогов мероприятия. Участники: Учащиеся класса. Время проведения: 5 минут. Необходимые материалы: Фонарик ­  огонёк в виде цветка на батарейке. Проведение: Участники высказываются о работе на уроке: о работе класса, товарищей, своей работе. Оценка результата: Осмысление хода и результатов работы. Ребята, а сейчас мы с вами будем передавать огонёк общения. Что на мероприятии  понравилось больше всего? Кто мз ребят, по вашему мнению, много знает о природе родного края? Что вам запомнилось больше всего? Что вас огорчило? За что вы могли бы себя похвалить? С кем было интереснее всего работать в группе? Кому мы можем сказать «спасибо» за сообщение чего – то нового?  Эмоциональная разрядка. Метод «Храм природы». Цель: Восстановление всех систем организма. Участники: Учащиеся класса. Время проведения: 1­2 минуты. Необходимые материалы: Текст стихотворения, музыка на MP3 носителе. Проведение: Дети читают стихи и выполняют движения по тексту стихотворения,  воображают картины природы. Оценка результата: Быстрое снятие утомления, восстановление умственных и  физических сил.  Дети: Есть просто храм,­ Есть храм науки. А есть еще природы храм — С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток,  Не оскверняй ее святынь. (Отрывок из стихотворения С. Смирнова)   Вот и закончилось сегодня наше  путешествие по земле мордовской, но мы  обязательно его продолжим и узнаем ещё много нового, увлекательного.  Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща,  вместе, беречь, умножать и познавать этот великий мир!!! На этом наше мероприятие окончено, всем большое спасибо!!! СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бугаева Е.К. Научно­популярный журнал  о природе заповедника и его 2. 3. окрестностей № 1, август 2011.    Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя  / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М : Просвещение, 2010.   ­ (Стандарты второго поколения).  Иванова А.А. Восхождение человека к Природе в процессе природного воспитания:   Методические   разработки   по   этнопедагогике   и народоведению для педагогов дошкольных учреждений, школ, других специалистов социогуманитарного знания и широкого круга читателей. Самара ­ Ореховка, 2004.  4. Иванова, А.В., Ивенина, О.В., Программа по внеурочной деятельности «История родного края», ­ Саранск, 2011.  5. Ямашкин А., Задкова Т., Шапкарин К. По районам Мордовии: книга –  путешествие. – Саранск. Фонд «Открытая Мордовия», МГУ имени  Н.П.Огарёва, 2009.

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"

Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе (3 класс) "Путешествие по земле мордовской"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017