Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».
Оценка 5

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
30.01.2017
Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».
В данном материале представлены три внеклассных занятия - путешествия по Приморскому краю. Дети в занимательной форме знакомятся с разнообразием животного и растительного мира Приханкайской низменности и озера Ханка, подчеркнуть уникальность водно- болотного комплекса озера, с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги.Дети в занимательной форме знакомятся с разнообразием животного и растительного мира Приханкайской низменности и озера Ханка, подчеркнуть уникальность водно- болотного комплекса озера, с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги.
Мой край (отредактированный).docx
Муниципальное образовательное бюджетное  учреждение «Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района» Номинация: разработка массового мероприятия. Название работы:  внеклассные занятие по теме «Путешествие по родному краю». Фамилия, имя, отчество: Моисеева Татьяна Викторовна. Место   работы:  Муниципальное   образовательное   казённое   учреждение «Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района». Должность:  заместитель   директора   по   учебно­воспитательной   работе, учитель начальных классов. Адрес:  692561   Приморский   край,   Октябрьский   район,   с.   Покровка,   ул. Октябрьская 8­а Контактный телефон: 89149658498 ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОЗЕРО ХАНКА Цель:  познакомить ребят с разнообразием животного и растительного мира Приханкайской   низменности   и   озера   Ханка,   подчеркнуть   уникальность   водно­ болотного комплекса озера. Оборудование:  географическая   карта   Приморского   края;   презентация (рисунки): лотос Комарова, Эврала устрашающая, японский журавль, лебедь кликун и   лебедь   шипун,   утка   –   мандаринка,   чёрный   аист,   черепаха   дальневосточная, фотографии (иллюстрации) озеро Ханка; аудиокассета с голосами птиц. Ход занятия. Учитель.   /звучит музыка/ Добрый день. Вы улыбнулись мне, я улыбнулась вам. У нас хорошее настроение и мы готовы продолжить путешествие по нашему удивительному краю. Уч­ся.  Сияет солнце, воды блещут. На всём улыбка, жизнь на всём. Деревья радостно трепещут,  Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворён. И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Уч. А совершить сегодня наше путешествие я предлагаю вам на …  это   жемчужина   Дальнего   Востока   находится   на   юго­западе   Приморья,   в Хасанском районе. Это замечательное озеро. Озеро … Уч­ся.  Это озеро Ханка. /слайды/ Учитель.  Посмотрите, какое оно огромное. Конца и края не видать. Волны с глухим   шумом   разбиваются   о   плоские   берега   Великого   Ханкая   –   средиземного моря, некогда разливавшегося по Азиатскому материку. ­   Ребята,   посмотрите   внимательно   на   карту.   Что   это   за   голубые   нити окружают озеро? Уч­ся.  Реки. Учитель.  Оказывается, в озеро впадает около 20 больших и малых рек, а вытекает всего лишь одна – Сунгач, по которой проходит государственная граница с Китаем. А давайте найдём эту реку на карте. (Дети показывают и другие реки, впадающие в озеро, и называют их). Ханку   можно   назвать   птичьим   водоёмов.   Богатое   кормом   озеро,   словно гигантская   заправочная   станция,   лежит   точно   под   главной   трассой   полёта водоплавающих птиц всей Восточной Азии. И если бы птицы имели национальность, озеро Ханка можно было бы назвать столицей международных птичьих фестивалей. Смотрите, /слайд/ из многих далеко лежащих стран слетаются сюда на собственных крыльях представители пернатых. Всего на озере зарегистрировано 310 видов пернатых. Ребята, давайте раздвинем заросли прибрежного камыша, стараясь ступать осторожно, проберёмся вперёд и посмотрим, кто там плавает по зеркальной глади тихой заводи. /Слайд/ Уч­ся.  Лебедь – шипун – горделивая птица. В воду зеркальную лебедь глядится. Стоит же только ему рассердится, Будет шипеть словно гусь. Лебедь – кликун держит голову прямо. Так научила его в детстве мама Голос его среди птичьего гама. Звонко звучит, как труба.  Учитель. А что вы знаете  об этих замечательных птицах Уч­ся.  /сообщения, презентации ребят/ Учитель.  И   ещё   у   лебедя   –   шипуна   есть   отличительная   черта   от   других лебедей. При плавании он часто изгибает шею в виде латинской  S, клюв и голову держит наклонно к воде. И вблизи хорошо видно большой нарост – «шишку» на лбу. Смотрите, ребята, это что за птица пролетает над озером./слайд/ Уч­ся. Японские журавли  Уч­ся.  На озере встречаются два вида журавлей: даурский и японский, оба занесены   в   Красную   книгу.   Японский   журавль   –   Жемчужина   Азии.   Сегодня   на планете осталось всего около пятисот особей. В Японии этого журавля считают птицей   дружбы,   символом   долголетия.   Зрение   у   журавлей   поразительное.   Друг друга самец и самка одной пары отличают от чужого на полкилометра. Учитель.  А знаете, как красиво танцуют эти птицы. Вам посчастливилось, сейчас вы увидите журавлиный танец. /Звучит музыка. Уч. под музыку/ Смотрите   две   птицы   вдруг   прерывают   на   время   охоту   за   лягушками   и поворачиваются друг к другу. Одна птица начинает кланяться: вытягивает шею к партнёру, слегка выгнув её дугой вниз. При этом голова и шея журавля легонько покачивается вверх – вниз. Затем птица хлопает крыльями  и танцующим шагом прохаживается вокруг. И всё быстрее с каждым поворотом. Вот обе птицы, став друг   против   друга,   прыгают   вверх,   хлопая   крыльями.   В   прыжке   левая   нога энергично   лягает   воздух.   А   в   самом   высоком   прыжке   (до   2   метров)   птицы разбрасывают крылья, и кажется, что они какое­то мгновение плывут в воздухе. Но вот танец окончен, журавли снова отряхиваются и снова деловито ищут лягушек. Учитель.  Ребята,   а   кто­нибудь   из   вас   слышал,   как   кричат   журавли?   Они курлыкают. Это очень грустные, мелодичные звуки, которые надолго остаются в памяти. Послушайте /звучит фонограмма/. А   это   что   за   удивительные   цветы   качаются   на   зеркальной   глади   озера? /Слайд/.   Посмотрите,   какие   огромные   розовые   чаши.   Кажется,   само   солнце прячется в них. Уч­ся. Упало солнышко на дно, Весной проклюнулось оно  И над водою стебелёк Приподнял розовый цветок. Он лепестки свои раскрыл, Всех красотою удивил. Учитель. Как зовут этот цветок? Уч­ся. Лотос Учитель.  А что вы можете рассказать об этом удивительном растении?  Уч­ся.  Это   очень   древнее   растение.   Когда­то   в   истории   нашей   планеты бывали драматические события – оледенения, когда с севера на сушу надвигались ледники, уничтожавшая всё живое. Но, к счастью не одна из них оледенения не захватывала   наш   край.   Поэтому   у   нас   остались   представители   растительного   и животного миров давно минувших эпох. Их называют реликтами. Вот и лотос – реликт. Он произрастал на земном шаре ещё 100 миллионов лет назад. Сколько времени существует мир, столько люди поклоняются лотосу, как растению, цветы которого притягивают себе необыкновенной, волшебной красотой.  В   Индии   лотос   и   сегодня   считается   цветком   священным,   из   которого рождается божество. Учитель. Древние рукописи свидетельствуют о том, что человек употреблял лотос   в   пищу:   съедобные   его   корень   и   плоды.   Но   не   вздумайте   взять   в   рот   и пожевать молодые листочки  и побеги лотоса. Вы можете отравиться, т.к. в них содержится сердечный токсин – яд. А давайте сейчас с вами поиграем. /Психологическая игра «Лотос»/ (Звучит   музыка)   /Дети   садятся   на   корточки,   плотно   сжав   колени   и   руки, сложенная ладонь над головой. Они – бутончики лотоса под водой. Просыпается солнышко,   а   вместе   с   ним   и   цветок.   Медленно   растёт   лотос,   раскрывая   бутон. Вытягивается вверх голова, раскрывается в стороны руки. Затем обратный процесс./ Учитель.  На   Ханке   встречается   не   одно   редкое   растение,   занесённое   в Красную   книгу.   Посмотрите­ка,   /слайд/   возле   самого   берега   большие   листья округлой   формы.   А   кое­где   над   ними   видны   маленькие   розово­фиолетовые цветочки. Попробовали взяться за стебелёк и сорвать? Ага, отдёрнули руки! Да ведь он весь колючий! И обратная сторона листа вся усыпана колючками. Это … эвралия устрашающая. /Слайд/ Как   хорошо   сегодня   на   озере!   /Слайд/     Светит   ласково   солнце.   Хорошо полежать на тёплом песке. Но кто это вылезает из воды и устраивается рядом с нами? /Слайд/  Конечно это дальневосточная черепаха. Приглядитесь   к   ней   какое­то   это   странное   животное.   Она   не   имеет,   как другие виды черепах, твёрдого панциря, а одета в довольно прочную кожу. Вес взрослых черепах достигает 8 кг, длина щита – полметра. Большую часть времени черепахи   проводят     зарывшийся   в   ил,     и   выставив   наружу   мордочку.   Так   они подкарауливают рыбу или других водных обитателей. А что вы можете рассказать про черепах? Уч­ся.  Дальневосточная   черепаха   –   очень   редкое   животное,   занесённое   в Красную книгу нашей страны. И к тому же очень древнее. Вам не кажется странным, что черепахи  живут в крае с холодной суровой зимой, где земля и озеро промерзает на большую глубину? Учёные предполагают, что трионикс Мака, так зовут они нашу черепаху   остался   здесь   от   времени   с   другими   климатическими   режимами.   Ему пришлось   приспосабливаться.   В   его   горле   есть   особые   нитеобразные,   богатые кровью отростки. Такого у других черепах нет. Триониксу они нужны как для более длительного пребывания в воде и для зимовки подо льдом.  Учитель. Но не будем долго докучать черепахи. Пусть отдыхает. Можно  много   говорить  об   уникальности  растительного  и  животного  мира этого замечательного озера. Но нам пора возвращаться. Какие открытия для себя вы сделали сегодня на нашем занятии. Уч­ся.  /звучит музыка/  Живая ниточка  Связала всех навек: Листок, улиточка, Земля и человек Живут на свете Как одна семья. Как одна семья. Не обойтись земле Без муравья, Воде без рыбы, Лесу без зверей, А человеку – Без природы всей. И ты за эту ниточку Держись, Чтоб не кончалась У природы жизнь! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УССУРИЙСКОЙ ТАЙГЕ Цель:  Познакомить   ребят   с   редкими   и   лекарственными   растениями Уссурийской тайги, подчеркнуть важную роль растений в природе, научить узнавать некоторые виды растений по внешним признакам и вкусовым качествам.  Оборудование:  Географическая   карта   Приморского   края;   презентация: рисунки     (фотографии)   тайги,   берёза   железная,   бархат   амурский,   лимонник, женьшень; аудиокассета. Ход занятия Учитель. Снова пришёл долгожданный миг –                  Нам пора в дорогу,                 Он зовёт нас, в загадочный мир,                 Таинственный мир природы.  Мы сегодня с вами продолжаем путешествие по родному краю. Уч­ся. Мой край – всегда любимый, Мой край – всегда родной, Мой край – он самый лучший, Навек всегда со мной. Учитель. А отправимся мы сегодня с вами… отгадайте,  куда /слайды/. Это самый  огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый  гул зелёных вершин. Унылый  скрип  обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, подняли на дыбы, растопырили косматые лапы. Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суховатые валежины цепляются  за одежду, еловые  лапы бьют  по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи­то глаза. Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, неслышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет кем­то задетая ветка, распрямится примятая кем­то трава. И опять тишина и безлюдье. Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры­сосняки. Тут темные   пятна   ельника.   Голубые   извилины   рек.   Черные   гари,   пропахшие   дымом. Желтые зыбуны­болота. И синие, туманные бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».  ­ Уссурийская тайга — это не одни хвойные деревья. (Образцы БЕРЕСТЫ, дети рассматривают их). ­ Что это такое? ­   Ребята, а вам нравится это дерево? ­  Чем?  Но в нашей тайге,  растут березки не только с белой корой, но и с чёрной, и с желтой. У всякой березы кора шелушится, но у желтой она вовсе высыхает и сама от ствола отваливается. Как кожица от старой луковицы. Но   есть   одна   особенная   березка   в   нашей   тайге   —   БЕРЕЗА   ЖЕЛЕЗНАЯ /слайд/.  У нее очень прочная древесина. Такая прочная, что из нее можно кое­какие инструменты   делать.   Обрабатывают   эту   древесину   на   металлорежущих   станках /слайд/. Ребята, скажите, пожалуйста, из чего любят мальчишки делать игрушечные лодки и плоты и пускать их по речкам да ручьям? Но если вдруг вы сделаете свою лодочку из древесины березы железной, то ваша   лодочка   потонет.   Вот   такая   тяжелая   эта   древесина.   (Ребятам   раздаются кусочки   бересты   с   предложением   взять   ее   на   ладонь,   прикрыть   сверху   другой ладонью). Что   вы   ощущаете?   Какая   на   ощупь   березкина   кора?   (Она   шершавая   и удивительно теплая). Береста хранит в себе солнечное тепло и тепло ваших рук. И даже   может   передать   другому   человеку   это   тепло   и   ваше   доброе,   хорошее настроение. Часто нашу Уссурийскую тайгу зовут аптекой. А как вы думаете почему?  Да,  многие ее растения обладают целебными свойствами. Растет в тайге необыкновенное дерево, которое называют бархатом амурским /слайд/. (Вниманию детей предлагаются образцы спилов бархата, его кора). Ребята, какая кора у бархата? (Мягкая, толстая, бархатистая). Часто бархат называют ещё «пробковым деревом», потому что из его толстой коры   раньше   делали   пробки   для   бутылок,   поплавки,   спасательные   пояса.   А желтенький   слой,   что   следует   за   корой,   называется   ЛУБОМ.  Этот   луб лекарственный.   Им   можно   лечить   желудочно­кишечные   заболевания.   А   ягоды бархата хороши при простуде. К бархату приходят лечиться  многие животные. Они поедают листву, молодые побеги, плоды дерева, тем самым убивая многочисленных паразитов, поселившихся в их кишечниках. Живёт амурский бархат долго, лет 300. ­ Ребята, а какие живые существа могут обитать в щелях древесной коры? Что они там делают? — Кто обитает на верхушках деревьев? — Что произойдет, если дерево перестанет давать семена? Как изменится жизнь птиц и зверей? — Что произойдет, если с дерева содрать кору? — Какие живые существа потеряют кров, если спилить мертвое, гнилое дерево? Детям раздаются спилы стволов деревьев (работа в парах). Спил дерева — это история его жизни. 1. 2. Сосчитай кольца, чтобы узнать, сколько лет дереву. Поищи   особенно  узкие  или  широкие.  Широкие  кольца  —  это  годы, когда   было   много   тепла   и   дождей,   и   дерево   росло   особенно   быстро.   Узкие   — память о засушливых или холодных годах, когда рост дерева тормозился. 3. Если   с   одной   стороны   кольца   расположены   плотнее,   чем   с   другой, постарайся догадаться, почему с этой стороны дерево росло меньше. Может быть, там близко находилась стена или другое дерево? Много чудес хранит уссурийская тайга /слайд лианы/. Посмотрите, какое удивительное растение. Не дерево, не куст. Ствол у него очень длинный и тонкий, словно толстая верёвка, канат. И очень ловко обвивает стволы других деревьев. Как змея. Это лиана. У нас в тайге несколько видов лиан. А вот эту можно легко узнать по запаху. У неё очень пачухие  остроконечные, светло­ зелёные с мелкими зубчиками листочки и стебель.  /Ребята рассматривают лиану лимонника. Они определяют, что лиана пахнет лимоном Плоды лимонника /слайд/ — оранжево­красные, похожие на ягоды сморо­ дины, но пахнут опять же лимоном. С глубокой древности лимонник известен как ценное лекарственное растение. Стоит   съесть   несколько   ягод   лимонника   и   разжевать   косточки,   как   проходит усталость, возвращаются силы.  /Детям раздаётся несколько косточек лимонника с предложением   тщательно   разжевать.   Пока   они   жуют,   учитель   рассказываете легенду/. Юноша,   добывший   в   тайге   лекарственный   корень   для   больной   невесты, заблудился в тайге. Обессилев от многотрудного пути, он едва не умер. В последний миг он заметил красную гроздь ягод, и так она была привлекательна, что юноша не удержался   и   сорвал   ее.   Плоды   незнакомого   растения   поддержали   силы   юноши, спасли от голодной смерти. Это была гроздь ягод лимонника. — Ну, каковы на вкус косточки? А сейчас мы с вами поиграем. ИГРА «СТРАНА ЗАПАХОВ» Листочки   полыни,   мяты,   ромашки,   сосны,   ягоды   бархата   и   др.   Каждый образец   хорошо   растирается  пальцами,   укладывается   в   баночку   и   закрывается крышкой/. Задание: по запаху определить растение… Учитель.    Мы   продолжаем   наше   путешествие   по   Уссурийской   тайге. Смотрите,   /слайд/   какое   красивое   растение   видно   между   кедрами.   Да   это   же женьшень.   А   какой   у   него   интересный   корень   /слайд/.   Что   или   кого   он   вам напоминает? А ведь и правда, похож он на маленького человечка с растопыренными ножками и ручками. Уч­ся. Под кедром развесистым Сумрак и тень. Живёт здесь таёжный Волшебник – женьшень. Как человечек его корешок: И ручки, и ножки, И сам он с вершок. Хоть мал, да удал Корешок – человечек, Он силой целебной Больного излечит. Учитель.   Женьшень не только внешне напоминает человека, он ещё подчас и болеет человеческой болезнь: по необъяснимым причинам впадает в летаргический сон лет на 30­40. Из   корня   делают   настойку   и   пьют   её   понемногу   при   разных   недугах. Женьшень растёт долго и успевает вобрать в себя могучие силы земли. Вбирает и отдаёт   людям,   вылечивает.   Только   в   трёх   странах   на   земном   шаре   встречается волшебный корень жизни – В России, Корее и в Китае. Китайцы и дали ему название – женьшень, что по – китайски и означает корень жизни. О   корне   жизни   сложено   много   легенд,   как   и   о   лимоннике.   Одна   из   них говорит, что женьшень зародился от молнии. Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастет корень  жизни, таящий  в себе силу небесного  огня. Даётся такой корень  в руки только людям с чистым сердцем. У   женьшеня   есть   близкие   родственники:   заманиха,   элеутерококк,   аралия, диморфант. (Обратить внимание детей на различие в колючках элеутерококка и аралии   маньчжурской).   Все   они,   как   и   женьшень     ­   старший   брат   –   обладают лекарственными свойствами. Уч­ся.   Лес полон птичьих голосов. И эта музыка живая Весь день звучит, не умолкая, И достаёт до облаков. Он полон жизни и чудес, Наш добрый друг, зелёный лес. Учитель.  А это что за чудеса на деревьях? /слайд грибы ­ трутовики/ Вам может показаться, странным, что гриб может причинить вред большому и сильному   дереву.   А   между   тем   споры   многих   грибов   начинают   свою разрушительную работу ещё на живом растении, проникая в места повреждений на коре   дерева.   Из   спора   развивается   грибница,   которая   проникает   в   древесину   и остаётся внутри дерева на всю его жизнь.   Спустя несколько лет на поверхности ствола появляется плодовое тело гриба. Видите эту берёзку? /слад/  На её стволе плодовые   тела   трутовиков   располагаются   друг   над   другом.   Древесина   её   уже трухлявая.   Такое   дерево   при   первом   порыве   ветра   упадёт   и   погибнет.   Чтобы предупредить заражение этими грибами, нужно беречь деревья от поломки ветвей, от царапин на коре, затёсов на стволах и других механических повреждений. Но уж если грибы живут на дереве – не сбивайте их. Пусть доделывают свою работу – помогают больному дереву быстрее превратиться в почву.  Давайте представим на мгновение, что мы – маленькие, деревца стоящие в глубине тайги /звучит музыка/. Сейчас конец зимы, и ваши корни не гнутся, они закоченели от холода в земле.Ваши ветки голы, прошлогодние листья слетели, а новые листочки спят в плотно закрытых почках, спрятавших их от холода. Небо серое.   Вокруг   вас   вьюжит,   ветки   заиндевели   и   качаются   от   ветра,   стволы   под­ рагивают под его напором. Наконец приходит весна. Земля оттаивает. Бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная  вода бежит между корнями. Ветки и побеги хотят   пить,   им   нужна   вода,   чтобы   тугие   почки   раскрылись   и   из   них   вылезли листочки.  И   вот   вода   течет   по   корням.   Потянитесь   так,   чтобы   вода   из   корней попала в ствол, затем в ветки и в молодые побеги. Вода поднимается к веткам, набухают   почки.   Внезапно   они   раскрываются,   и   появляются   молодые   листочки. (   Пальцы   разжать   и   руки,   широко   расставленные,   поднять).  Один   за   другим листочки   разворачиваются   и   подставляют   свои   нежные   пластинки   неяркой голубизне весеннего неба.   Сейчас лето — время роста для деревьев. Вы голодны, и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы  на них  попало  больше  солнечного  света.  Вы  чувствуете  тепло,  питающее листочки. Вам нужна вода, поступающая от корней — пейте больше воды! Вам нужно больше солнечного света — берите его! Лето проходит, и вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни,  ощутите  гордую стать  ствола, раскиньте  ветви. Но уже  наступает  время осенних ветров и бесконечных дождей. Гнутся и клонятся на ветру ветки. По мере приближения холодов ваши листочки перестают кормить вас. Сейчас они ослабели один за другим слетают с ветвей, оставляя туго закрытые почки. (Вновь сожмите кулаки).   Это   почки,   которые   распустятся   следующей   весной!   Жизнь   опять вернется! Вот и подошло к концу наше путешествие.  ­Какие открытия вы сделали для себя, ребята? ­ Что вам особенно запомнилось в нашем путешествии. Время быстро пролетело – Расставаться нам пора. Но не надо огорчаться: Новые встречи ждут нас, друзья! До новых встреч,  До следующего путешествия, ребята! ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР.  /ЗНАКОМСТВО С ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ МОРСКИМ ЗАПОВЕДНИКОМ/ ЦЕЛЬ:  Познакомить   с  обитателями  подводного   мира   Японского   моря. Выяснить   особенности   их   строения   и  образа  жизни.   Подчеркнуть   богатство   и многообразие растительного и животного мира Японского моря.  Оборудование: презентация: фото­панорама берега в одном из живописных уголков морского заповедника, ламинария, актиния, асцидия, трепанг, краб, медуза, камбала,   морской   черт,   рыба­луна,   скат,   бычок,   подкаменщик,   чайка,   кайра. Раковины гребешка, мидии, засушенные морские звезды, ежи, летучая рыба,  рыба­ еж, яйцо кайры, известковая водоросль, домик рака­балянуса. Ход занятия Уч­ся. Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов. Мы с детства о море, о море мечтаем, О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли! И ночью и днём в просторе морском Стальные идут корабли. Учитель.  Ребята,   мы   продолжаем   путешествие   по   нашему   замечательному краю,  и сегодня я предлагаю совершить путешествие …, вы уже догадались, куда … на море /слайд/.  ­ Ребята, а вы любите море?  ­ Почему? ­ А никто из вас не пытался в течение нескольких минут посидеть на берегу моря, помолчать, посмотреть внимательно на волны и послушать их шепот? ­  Море, как добрый  волшебник, притягивает к себе.  ­   А   мы   совершим   сегодня   путешествие   но   не   просто   на   море,   а   в Дальневосточный морской заповедник  /слайды ­ панорама морского заповедника/                           Дальневосточный   морской   заповедник   расположен   в   южной   части Приморья, на акватории залива Петра Великого Японского моря, Дальневосточный Государственный   Морской   заповедник   (ДВГМЗ)   ­   единственный   морской заповедник на территории России. Это своего рода целый национальный парк общей площадью 1360 гектаров, ведь его территория включает в себя не только побережье бухт, расположенных вдоль западного берега залива Петра Великого, но и девять небольших островов.                      На заповедных землях в миниатюре сконцентрировались самые разные ландшафты: тайга и субтропические леса, болота и скалы, песчаные пляжи, степи и горы,   пресноводные   озера   и   ручьи.   Такое   уникальное   разнообразие   местности создало   необычайное   многообразие   флоры   и   фауны.   В   той   части   залива   Петра Великого,   что   расположена   в   заповеднике,   можно   наблюдать   изобилие     уже исчезнувших в других районах залива трепанга, гребешка и морских ежей. Здесь вольно живут осьминоги и каракатицы и сюда заходят на нерест камчатские крабы. Море   ­   вот   главное   достояние   заповедника!   И   оно   поражает   каждого   своим удивительным цветом, прозрачностью и чистотой!                      Начнём мы наше знакомство   с уникальной природой Дальневосточного морского   заповедника   с бухты Спасения /слайд/. Гордость бухты ­ живописный пляж с белым песком и красивым морем, прозрачным, чистым и богатым фауной. От берега бухты, утопая ногами в теплом от солнца песке, вы совершите небольшую экскурсию   к   подножью   сопки   Орлиная,   /слайды/   где   под   водой   среди   камней, покрытых ковром водорослей, можно увидеть яркие морские звезды, множество ежей   с   длинными   черными   иглами,   суетливых   раков­отшельников   и   обманчиво неподвижные   актинии,   фантастическим   цветком   распустившие   свои   щупальца   в прогретой солнцем воде. Здесь же в небольших расщелинах и под камнями прячутся прибрежные крабы, а рядом, плотно прикрепившись к камням, замерли моллюски: морские блюдечки, молодь мидий и устриц.            Знакомство с береговой частью заповедника проходит по дубовому лесу с подлеском из орешника и леспедецы, а затем ­ по склонам сопок с растительностью лугов   ­   полынью,   мискантусом   и   осокой.   Морские   террасы   и   безлесые   пологие склоны   покрыты   зарослями   шиповника:   розы   морщинистой   с   крупными,   темно­ красными цветами и плодами и розы Максимовича с белыми цветами.                   Всего в заповеднике произрастает более 500 видов растений, причем немало редких (20 видов растений, встречающихся здесь, занесены в Красную книгу России). Это ­ тис остроконечный, береза железная (береза Шмидта), дуб зубчатый, рододендрон   Шлиппенбаха,   сосна   погребальная   (густоцветковая),   аралия материковая,   девичий   виноград...   И   все   лето   здесь   цветет   один   из   самых крупноплодных шиповников ­ шиповник морщинистый, или Морская роза /слайд/.             Дальневосточный Государственный Морской заповедник насчитывает более 3300   видов   животных   и   растений.   Здесь   обитают   почти   все   виды   водорослей, беспозвоночных и рыб Японского моря и здесь же находится 16   лежбищ тюленя Ларга.   Самые   крупные   сухопутные   позвоночные   животные   на   территории заповедника­ это енотовидная собака и американская норка, а на островах также обитают:   мыши   ­   полевая   и   восточноазиатская;   летучие   мыши   ­   бурый   ушан   и кожановидный нетопырь; амфибии ­ монгольская жаба, японская квакша и змеи ­ японский уж и узорчатый полоз.                     Также по­настоящему богат и многообразен  птичий мир заповедника. Благодаря   тому,   что   территориально   парк   расположен   на   перекрестке   осенне­ весенних миграционных путей, берег  острова и пресные водоемы этой заповедной территории служат местом отдыха, корма и вывода птенцов для более чем 250 видов пернатых, живущих здесь постоянно, а также для птиц ­ «мигрантов», число которых достигает уже нескольких сотен тысяч. Пернатый мир Дальневосточного Государственного   Морского   заповедника   уникален:   /слайд/   здесь   встречаются редчайшие   виды   орнитофауны,   включенные   не   только   в   Национальные,   но   в Международную   книги.   Среди   них   японский   и   даурский   журавли,   желтоклювая цапля, японский бекас, черный гриф, орлан­белохвост и белоплечий орлан, а также беркут и сокол­сапсан. Кроме того, острова заповедника­ единственное в России место гнездования субтропических трубконосых­ малой качурки и пестроголового буревестника, близкого родственника альбатросов. Территория Дальневосточного Морского   заповедника   ­   это   самая   северная   колония   этих   теплолюбивых   птиц. Всего   же   на   сегодняшний   день   в   заповеднике   зарегистрировано   более   80видов только   гнездящихся   птиц,   не   считая   185видов   птиц   пролетных   и   кочующих.   В России такого разнообразия нет даже в дельте Волги!          А море и того богаче ­ от простейших до дельфинов и китов ­ более тысячи видов. Так, вблизи островов можно увидеть дельфина белобочку и тихоокеанского белобокого, морскую свинью, черную касатку, малого полосатика и сейвала.   С недавних пор на заповедные острова вернулся на постоянное жительство тюлень Ларга. /слайд/ Ранее этот удивительный морской обитатель был почти полностью уничтожен в южном Приморье, но сейчас в Дальневосточном Морском заповеднике в   летнее   время   сосредоточивается   до   80%   численности   популяции   этого грациозного животного.  ­ А я предлагаю прямо сейчас отправится с вами, в подводное путешествие. ­ Что нам нужно для такого путешествия? (Маска, ласты, акваланг. А если вода холодная, еще и гидрокостюм). (Ребята имитируют надевание подводного снаряжения и заход в море). Путешествие началось /слайд/. Вот какое море Без конца и края, На песчаный берег Волны нагоняют. Перестанет ветер На море сердится, Станет видно, кто там В глубине таится Смотрите, мимо нас скользят какие­то парашютики /слайд/.  Да это медузы. Много медуз. Они жалят, как крапива. (Ребята отдергивают руки от воображаемых медуз). Щупальца медуз покрыты пузырьками с ядом. Медузы бывают разные: одни меньше мухи, другие — истинные великаны /слайд/.  Их студенистый купол похож на большой зонт. Уч­ся. Кочует солнце в глубине Пролива Лаперуза. На полыхающей волне Колышется медуза. Важна, степенна, холодна А сквозь неё вода видна. Вода синей – она синей. Вода светла – она бела. Лишь тронь – дрожит, Возьмёшь – скользит. Куда волна, туда она! Уч. Мы с вами попали в настоящий подводный лес. Зеленые, красные, бурые водоросли переплетаются так, что сквозь них трудно пробраться. В этом подводном лесу мы с вами можем и перекусить. Смотрите, какая широкая, плотная бурая водоросль. /слайд/ Это морская капуста — ламинария.  Кто из вас, ребята, ел морскую капусту? Нравится она вам? Ламинария очень полезна для здоровья человека, лечит многие заболевания, выводит из организма опасные радиоактивные и токсичные элементы.  А   вот   примостилась   на   камушке   другая   водоросль   /слайды   известковых водорослей/   Только   такую   укусить   сложно.   Своим   внешним   видом   она   больше похожа на коралл. Смотрите /слайд/ какое интересное растение. Это – ульва продырявленная — это своеобразная зубная паста из моря. Она хорошо чистит зубы, язык, ротовую полость.  Водоросли — источник жизни для всех без исключения подводных жителей. Они — не только дом, но и стол для большинства из них. А   теперь   давайте   осторожно   раздвинем   морские   заросли.   Какой необыкновенно   красивый   цветок   на   камне!   /Слайд/   Так   и   хочется   к   нему прикоснуться. Но вдруг руку нашу обжигает резкая боль. Что такое? Оказывается, это вовсе не цветок, а морское животное — актиния. На ее симпатичных лепесточках­щупальцах есть ядовитые стрекательные клетки, они­то и обожгли   наши   руки.   А   для   мелких   рыбешек   такое   прикосновение   смертельно. Актиния практически не умеет передвигаться по морскому дну, поэтому всю свою жизнь проводит на одном месте. Такой же неподвижный образ жизни предпочитает и асцидия. /Слайд/  Это животное своим внешним видом напоминает древнегреческую амфору. Через   сифончики   наверху   асцидия   засасывает   воду   с   остатками   погибших водорослей и животных, которых поедает, а очищенную воду выбрасывает обратно в море. А вот на камушке рядом с актинией сидит... ­ Ёж!/ёж/            ­ Конечно, но  только не лесной, а морской. А вот этого не трожь! Хоть морской, а все же ёж! Он лежит себе молчком, Иглы острые торчком, Полежит, да как уёжит! Даже йод вам не поможет! /Перед ребятами — панцири морских круглых ежей / ­А это кто такой симпатичный ползет по дну? /слайд/ (Звезда). Давайте посадим ее к себе на ладонь. /Дети берут засушенных морских звездочек и кладут к себе на ладошку/. Звезда нас совсем не боится и смело ползет по ладони. …Она ползёт, Она сосёт, Она грызёт, Заглатывая везде Своих товарок по воде! И тишь вокруг… И ни следа… Какая странная звезда! ­ А какое ощущение вы испытываете? /Щекотно/. ­ Чем же она нас щекочет? Оказывается, есть у морской звезды на лучиках ножки – присоски, с помощью которых она и передвигается. Давайте теперь её отпустим и посмотрим, куда она поползёт. Ползёт звезда очень медленно, выдвигая вперёд один лучик. Но это нам только кажется. На самом деле она торопится пообедать. И направляется прямо к гребешку /слайд/. Смотрите, это морской моллюск, который живёт в двустворчатом домике – ракушке. Захлопывая   створки,   гребешок   выталкивает   воду   через   специальные отверстия,   и   так   скачками   передвигается   по   морскому   дну.   Но   стоит   нам зазеваться, и звезда тут как тут. Крепко «обнимает» она домик         моллюска и начинает   раздвигать   створки.   Как   только   сопротивление   ослаблено,   звезда фиксирует   положение   приоткрытых   створок,   выбрасывает   из   центрального отверстия свой желудок и переваривает моллюска в его собственном домике.  В   давние   времена   ловцы   гребешка   пытались   бороться   с   этим   коварным морским  хищником,  разрывая  звезд  пополам.  Но  вот  чудо:   количество  звезд  не уменьшалось. Наоборот, их становилось еще больше. Оказывается,   морские   звезды   обладают   удивительной   способностью восстанавливать утраченные части тела. Из каждой половинки рразорванной звезды вырастает новая звезда. Ну чем, скажите, не сказочный Змей Горыныч! Кстати, любит звездочка полакомиться и другой морским животным ­ мидией /слайд/. В отличие от гребешка мидия всю свою жизнь проводит на одном месте, прикрепляясь длинными прочными нитями к камням и друг к другу. ­ Ребята, а какой снаружи и какой изнутри домик мидии? Мидия­ракушка, лаковое брюшко... «Брюшко»   у   мидии   действительно   необыкновенное.   Внутренняя   часть раковины выстлана слоем перламутра. И если вам повезет, можете найти в таком домике­чемоданчике небольшой перламутровый шарик серого цвета — жемчужину. Выстлано   перламутром   и   «брюшко»   домика   моллюска   устрицы,   /слайд/ Только   здесь   перламутр   белого   цвета,   значит   и   жемчужину   можно   обнаружить такого же, белого цвета. И гребешок, и мидия, и устрица живут в домиках­чемоданчиках, поэтому и фамилия у них — двустворчатые. Звезды морские очень «уважают» их за вкусовые качества. Ну, а прожорливость звезд не знает границ! Даже родственные отношения в счет не берутся. Хотя еж и брат морской звезды, последняя с ним не церемонится: запросто  может  съесть.   Поэтому   не   зря  ежи   сплошь   утыканы  иголками:  хоть   и слабая, все же защита. J А вот и еще один «двоюродный» братец морской звезды, смотрите /слайд/ да это же  ­ трепанг. ­ Посмотрите, на кого он похож? (На червяка, на огурец). Только   зачастую   называют   этого   «червяка»   или   этот   «огурец»   морским женьшенем.   Потому   что   в   его   теле   масса   ценных   ферментов,   омолаживающих организм человека. Казалось бы, совсем безобидное создание: ни панциря тебе, ни иголок. Но порой, в минуты опасности, способен трепанг выстрелить по врагу. Чем? Да своими внутренностями. Пока враг поедает этот своеобразный выкуп за жизнь, трепанг зарывается в ил или прячется под камень. Через 10 дней у него образуется новый кишечник.          На небольших кекурах, рядом с островом облюбовал себе место для лежбищ тюлень   Ларга   /показ/.     Надо   сказать,   что   это   единственное   морское   животное, которое постоянно обитает в заповеднике, и очень редко счастливому наблюдателю удается увидеть сивуча. Также иногда с северо­востока небольшими группами и в одиночку   заплывают   морокой   котик,   крылатка,   или   полосатый   тюлень,   и тихоокеанский лахтак, или морской заяц.        Кекуры­ скалы в море  /слайд/. На первый взгляд ­ это совершено безжизненные камни   безо   всякой   растительности,   но,   тем   не   менее,   кекуры­  это   излюбленное место птичьих гнездований. Конечно на кекурах, действительно, почти нет пищи, и в поисках корма пернатым приходится летать на материк, но зато здесь на морских островах и скалах им спокойнее. Игра  «Море волнуется».       Пришло время возвращаться домой.  Сегодня  мы побывали  в Дальневосточном Государственном Морском заповеднике, увидели   нетронутую человеком красоту заповедных   мест,   услышали   многоголосье   шумных   «птичьих   базаров»   и познакомились с увлекательным подводным миром заповедника.   ­Какие открытия вы сделали для себя, ребята? ­ Что вам особенно запомнилось в нашем путешествии. ­ Дома, напишите сочинение о нашем путешествии, сделайте рисунки. Уч­ся. Любите родную природу:                  На ней мы с тобою родились,             Озёра, реки, моря и леса.                   Живём мы с тобою на ней!             Ведь это же наша с тобою                 Так будем же люди, все вместе,                         Навеки родная земля.                         Мы к ней относиться добрей!

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».

Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017