Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
30.04.2017
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, кто в трудную для Отчизны минуту до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были и начинающие математики, физики, талантливые механики, учителя и студенты и просто одаренные люди. Сколько замыслов осталось неосуществленных, и которые они унесли с собой, не дожив до Победы. Трудно даже представить, какой была бы сегодня наука, не понеси мы этих потерь.Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Среди них были юные математики, физики, химики...
разраб. мероприятия.doc
Деркачева Н.Я. учитель математики                                                                                          МБОУ «Калининская СОШ»                                                                                          Усть – Абаканского района Внеклассное мероприятие на тему: «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»  (слайд 1) Цель мероприятия: ­   вспомнить,     перечислить   открытия,   изобретения,   конструкторские   находки,   ставшие решающими факторами в деле Победы; (слайд 2) ­ сформировать представление об участии деятелей науки в годы Великой Отечественной войны; ­воспитывать   патриотизм,   интернационализм,   чувство   гордости   за   достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа;  ­воспитывать волю к победе на исторических примерах. ­на исторических  примерах,  развивать интерес к физике,  математики    и отечественной истории. Материальное обеспечение:  • презентация по теме, компьютер;  • иллюстративный материал о Великой Отечественной войне;  • портреты ученых .  Содержание (слайд 3) аа оа I.Учёные – творцы Победы.  Абр м Фёдорович И ффе еа  Мстисл в Вс володович К лдыш  Крылов Алексей Николаевич  Чаплыгин Сергей Алексеевич аа еа      II. Всё для фронта, всё для Победы!  Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата.  Наука – флоту.  Роль ученых в создании знаменитой «дороги жизни» по Ладожскому  озеру.  М. Калашников­ изобретатель автомата.      III. Ученые – авторы современных учебников.  Выдающийся житель блокадного Ленинграда Я.И.Перельман.  Автор учебника А.Н.Колмогоров, ученый и патриот,      IV. Заключение. Обращение к молодежи. ­ один из творцов Победы. I. Учёные – творцы Победы.  Вступление учителя: (слайд 4) Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил,   сокрушив   фашизм.   Победа   СССР   над   фашизмом   навсегда   вписана   золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна ­ и 1 воины, и тыл: женщины, старики,  дети. День Победы  «приближали  как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем  внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых математиков и физиков в дело Победы над фашизмом. 1 ведущий. Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г. Президиум  Академии   наук СССР,   принял  решение  направить   все  силы   и  средства  на быстрейшее   завершение   работ   важных   для   обороны   и   народного   хозяйства   страны. Академия наук обратилась к ученым всей страны с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны ­ во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». 2 ведущий. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся   наукой.   В   первые   дни   войны   мощь   германской   армии   была   настолько велика, что нам пришлось отступать. Нужна была техника и оружие ,  приспособленные к отпору натиска врага. Поэтому,  перед учеными физиками и математиками,  стала задача о совершенствовании нашей боевой техники.  Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы, на знание химии процессов: рождалось первое артиллерийское оружие ­ приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла, учитывать свойства этих веществ;   создавались   подводные   лодки   –   и   на   первое   место   выступали   законы взаимодействия сплавов и агрессивной средой, законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих   находить   оптимальное   время   для   сброса   бомб   на   цель,   создавать   новые взрывчатые вещества. Всеми этими вопросами, стали заниматься ученые. И их роль в этот период оказалась большой.  аа оа (слайд 5)        1   ученик:  Абр м   Фёдорович   И ффе   (29   октября   1880, Ромны, Полтавской губернии — 14 октября 1960, Ленинград) — российский и советский физик, организатор науки, обыкновенно именуемый   «отцом   советской   физики»,   академик   (1920),   вице­ президент АН СССР (1942—1945), создатель научной школы. Для решения оборонных научно – технических вопросов в осаждённом фашистами Ленинграде была создана специальная группа ученых, которую   возглавил   директор   Ленинградского   физико   – технического   института   Академии   наук   СССР   академик   Абрам Фёдорович Иоффе. По заданию Ленинградского горкома партии в этом институте создали дешевую и эффективную зажигательную смесь,   уничтожившую   сотни   вражеских   танков,   разработали   новые   подрывные противотанковые   средства.   Простые   и   удобные   в   обращении   полупроводниковые термоэлектрогенераторы,   сконструированные   А.Ф.Иоффе   и   работающие   от   обычных керосиновых ламп, широко использовались партизанскими радистами. ( слайд 6) Ученые,   под   руководством   А.Ф.Иоффе,   создали   первую   в   мире   радиолокационную установку, провели  на Северном, Балтийском,  Черноморском и Тихоокеанских  флотах очень   важную   работу   по   размагничиванию   судов,   благодаря   чему   была   полностью исключена возможность подрыва наших кораблей на вражеских  магнитных минах. 2 аа еа еа (слайд 7)  2 ученик: Мстисл в Вс володович К лдыш  (10 февраля 1911, Рига — 24 июня 1978, Москва) — советский учёный в области математики   и   механики,   академик   АН   СССР   (1946;   член­ корреспондент 1943), с 1953 член Президиума, в 1960—1961 вице­ президент,   в   1961—1974   президент,   в   1974—1978   член Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1956,   1961,   1971).   Член   КПСС   с   1949.Большую   роль   сыграли работы   М.В.   посвященные   колебаниям   и автоколебаниям авиационных конструкций. (слайд 8) Флаттер  уже в 30­х годах стал препятствием на пути развития скоростной   авиации.   М.В.   Келдышем   были   заложены   основы методов   численного   расчета   и   моделирования   в   аэродинамических   трубах   явления флаттера. Ему принадлежат важные результаты в изучении флаттера крыла с элероном, колебаний   в   воздушном   потоке   крыла   с   подкосами,   колебаний   крыльев   с   упруго прикрепленными моторами и т.д.  Трудной     и   актуальной   темой   для   нашей   авиации   оказалась   бомбардировка   вражеских войск с малых высот при малых скоростях.  В апреле 1942 года были разработаны таблицы для   штурманских   расчетов.   Таблицы   ускоряли   эти   расчеты   примерно   в   10   раз   и значительно повысили точность самолётовождения.    Келдыша,   (слайд 9)   (слайд 10)                                                                       3   ученик:  Крылов   Алексей   Николаевич  (15.   8.   1863­26.   10.   1945)   ­советский   математик,   механик   и   кораблестроитель.   Академик   (1916г.;   член­корреспондент Российской   АН   с   1914г.),   Герой   Соц.   Труда   (1943г.).   Жизнь   выдающегося   советского ученого и кораблестроителя, заслуженного деятеля науки и техники, академика, Героя Социалистического   труда   Алексея   Николаевича   Крылова   представляет   собой замечательный пример  беззаветного служения Родине, своему народу, флоту.  Он заложил основы учения о непотопляемости и живучести корабля, создал свои знаменитые таблицы непотопляемости,   внес   неоценимый   вклад   в   обеспечение   плавучести   и   остойчивости кораблей.   Его   выводами   и   предложениями,   а   также   таблицами   непотопляемости пользуются ныне во всех флотах мира. Известен А.Н. Крылов и как   крупный   специалист   в   области   артиллерии.   Он   оставил многочисленные математические исследования, научные труды, имеющие  большое  практическое значение,  а также  разработку оригинального   устройства   для   тренировки   наводчиков, известного под названием "прибора  Крылова".  Академик А.Н. Крылов   активно   и   плодотворно   участвовал   в   восстановлении флота нашей Родины. Затем, когда развернулось строительство большого   советского   Военно­Морского   флота,   Алексей Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью включился   в   решение   всех   важнейших   проблем   этого строительства. Он консультировал проектирование и постройку 3 боевых   кораблей,   передавал   кораблестроителям   свой   огромный   практический   опыт, предупреждал   их   от   многих   ошибок   в   столь   сложном   и   ответственном   деле.   Ученый работал   над   многими   теоретическими   проблемами   кораблестроения,   неустанно   двигал вперед   отечественную   науку.   Крылов   проводил   исследования   в   области   Артиллерии   и внешней   баллистики,   а   также   в   теории   гироскопов.   Построил   первую   машину   для интегрирования   дифференциальных   уравнений   и   ряд   важных   корабельных   и артиллерийских приборов. Академия наук СССР учредила премию имени А.Н.Крылова за лучшие труды по вычислительной технике.                                               ( слайд 11 – слайд 13) 4   ученик:  Чаплыгин   Сергей   Алексеевич  (1869­1942), российский ученый, один из основоположников аэродинамики, академик   АН   СССР   (1929),   Герой   Социалистического   Труда (1941).   Труды   по   теоретической   механике,   гидро­,   аэро­   и газовой   динамике.   Во   время   Великой   Отечеств,   войны   его исследования   по   теории   дифференциальных     уравнений («Чаплыгинский   метод»),   работы   по   изучению   сжимаемости воздуха, разработанные им совершенные формы ряда элементов самолётов   и   серии   профилей   крыла   позволили   значительно повысить   боевые   качества   советских   самолётов.   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1941 года «за   выдающиеся   научные   достижения   в   области   аэродинамики,   открывшие   широкие возможности для серьезного повышения скоростей боевых самолетов и в день 50­летнего юбилея   научной   деятельности»   академику   Сергею   Алексеевичу   Чаплыгину   присвоено звание Героя Социалистического Труда. С.А.Чаплыгин стал первым отечественным ученым ­ Героем Социалистического Труда.  II.  Всё для фронта , всё для Победы! ( слайд 14)  Ведущий 1:  Оставшиеся в тылу ученые создавали  новые образцы вооружения. В начале войны   молодые   ученые   МГУ   А.А.Космодемьянский   и   Л.П.Смирнов   выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет. Уже в июле 1941 года на фронте впервые в мире были применены реактивные минометы.                           Солдаты  любовно называли эти чудесные орудия «катюшами». (слайд 15­ 16) Ведущий 2: Наши физики и математики помогли нашим морякам нейтрализовать влияние вражеских мин. Они придумали идею размагничивания и защиты кораблей от магнитных мин,   с   помощью   размагничивающих   обмоток.   Для   экспериментов   был   выделен   линкор «Марат». На этом корабле при помощи временной размагничивающей обмотки удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля, и созданы надёжные методы защиты наших кораблей от магнитных мин противника. 4 Тем самым потери наших кораблей очень быстро были сведены к нулю.  Эти   работы   спасли   жизнь   многим   морякам.   Не   были нарушены и бесперебойные перевозки военных грузов, в которых так нуждался фронт.    Ведущий   1:  8   сентября   1941   года   гитлеровцы   захватили   у   истока   Невы   город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871­дневная блокада Ленинграда.   связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушный путь, была Ладога. ( слайд 17)   В   условиях   блокады   единственной   возможной   транспортной   коммуникацией,        К началу Великой Отечественной войны Ладожское озеро было мало освоено, слабо изучено, на нем не было необходимого   озерного   флота,   отстойных   бухт   и никакого   пристанского   хозяйства.   И   тут   на   помощь опять пришли учёные. Они выполнили математические расчеты с использованием теории упругости и решили задачу прочности ледового покрытия. Ученые изучили свойства   ледяного   покрова,   его   вязкость,   грузоподъемность,   условия   проломов   и установили правила движения автоколонн   по льду. Следить за деформациями льда при движении транспорта помогали приборы – автоматы.    автомобильной дорогой № 101, а в последствии – «дорога жизни»    В первых числах декабря лед окреп и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС­5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.     Так   родилась,   ставшая   знаменитой,   ледовая   трасса,   которую   именовали   Военно­ Чтец: И было так: на всём ходу Машина задняя осела. Шофёр вскочил, шофёр на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на 5 минут – пустяк. Поломка эта – не угроза. Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнёшь – опять сведёт. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – две тонны? Он спасёт  16 тысяч ленинградцев. И вот в бензине руки он  Смочил, поджёг их от мотора – И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофёра. 5 Вперёд! Как ноют волдыри, Примёрзли к варежкам ладони, Но он доставит хлеб, пригонит – К хлебопекарне – до зари. 16 тысяч матерей Пайки получат на заре – 125 блокадных грамм С огнём и кровью пополам (слайд 18)    Ведущий 2:  С 1942 году Михаила  Калашникова  не оставляла идея создания нового автомата. И вот за три месяца Калашников смог   изготовить   автомат   собственной   конструкции. Консультантом в работе по усовершенствованию  автомата был профессор   А.И.Казаков.  Новый,  доработанный  образец оружия стрелял   превосходно.   Калашников   в   сотрудничестве   со специалистами   МАИ   сделал   третий,   окончательный   образец автомата,   который   был   отправлен   в   Наркомат   обороны. Пистолетом­пулеметом   старшего   сержанта   Калашникова заинтересовался   известный   советский   ученый   в   области   баллистики   и   стрелкового вооружения   А.А.   Благонравов.   Он   высоко   оценил   талант   и   труд   изобретателя, оригинальность решения целого ряда технических вопросов и сделал все, чтобы направить конструктора­самоучку  на учебу. В   1942   году   М.Т.   Калашников   направляется   служить   на   Центральный   научно­ исследовательский   полигон   стрелкового   вооружения     Главного   Артиллерийского управления.   На   полигоне   в   1944   году   Калашников   разработал   опытный   образец самозарядного   карабина,   устройство   основных   узлов   которого   послужило   базой   для создания автомата в 1946 году. Сегодня около 70 миллионов автоматов его конструкции находятся на вооружении в 55 странах мира. III.  Выдающийся житель блокадного Ленинграда Я.И.Перельман (слайд 19­ 20) Яа иа аа ков   Ис дорович   Перельм н   (22   ноября   (4 5   ученик:   декабря)  1882,   Белосток,   Гродненская   губерния,   Российская империя — 16 марта 1942, Ленинград, СССР) — российский, советский   учёный,   популяризатор   физики,   математики   и астрономии,   один   из   основоположников   жанра   научно­ популярной   литературы   и   основоположник   занимательной науки,   автор   понятия   научно­фантастическое.   Когда   началась Великая   Отечественная   война,   ярко   проявились   советский патриотизм   Я.И.   его   высокое   сознание гражданского долга перед Родиной. Оставшись в блокированном Ленинграде, он, уже далеко не молодой человек (ему шел 60­й год),   стойко   переносил   вместе   со   всеми   ленинградцами нечеловеческие   муки   и   трудности   блокады.   Невзирая   на   вражеские   артиллерийские обстрелы  и воздушные бомбардировки  города, Яков  Исидорович  находил  в себе  силы,   Перельмана, 6 чтобы, преодолевая голод и холод, ходить пешком из конца в конец Ленинграда на лекции в воинские части. Его слово укрепляло дух блокадников, вселяло веру в грядущую Победу над врагом.   Армейским, флотским разведчикам, а также партизанам он читал лекции о крайне   важном   в   ту   пору   деле   –   умении   ориентироваться   на   местности   и   определять расстояния до целей без всяких приборов.  В   блокадном   Ленинграде,   в   возрасте   59   лет,   16   марта   1942   года   Перельман   умер,   не дождавшись   прорыва   и   снятия   блокады.   Но   его   книги   –   основное   дело   его   жизни   – продолжают жить, завоёвывая себе всё более широкий круг  читателей у нас в стране и за ее пределами, приобщая к математике и физике сотни тысяч молодых людей.                                                                 (слайд 21­ 22)                                                        Автор учебника А.Н.Колмогоров, ученый и патриот, ­ один из творцов Победы. оа аа еа 6   ученик:   Андр й   Никол евич   Колмог ров   (12   (25)   апреля 1903,   Тамбов   —   20   октября   1987,   Москва)   —   выдающийся советский   математик.  Доктор   физико­математических   наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик   Академии   Наук   СССР   (1939),   лауреат   Сталинской премии,   Герой   Социалистического   Труда.  Став   в   1929   году студентом МГУ, он длительное время увлекался историей.   Но послушав однажды лекции профессора В.В.Степанова, он занялся операциями над множествами и  проблемами теории вероятности. В период  Великой Отечественной войны   Андрей Николаевич продолжал напряженную творческую   работу.   В   это   время   он   уделял   внимание   тематике   оборонного   значения. Разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им   результаты   помогли   повысить   меткость   стрельбы   и   тем   самым   усилить   действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». Его труды использовались для определения  нахождения самолетов, определения  местонахождения  подводных лодок и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.  По его учебникам до сих пор учатся ученики старших классов.                                                                    VI. Заключение (слайд 23­24) Наши   ученые   воевали,   не   держа   в   руках   автоматы,   минометы,   гранаты,   они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.  Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, кто в трудную для Отчизны минуту до конца  выполнил   свой  долг  и  отдал  ей  самое  дорогое  –  жизнь, были  и  начинающие математики, физики, талантливые механики, учителя и студенты и просто одаренные люди. Сколько замыслов осталось неосуществленных, и которые они унесли с собой,  не дожив до Победы.   Трудно   даже   представить,   какой   была   бы   сегодня   наука,   не   понеси   мы   этих потерь. Как   писал   выдающийся   физик   С.И.Вавилов   «…советская   техническая   физика   и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, в ухищрениях маскировки».  Сделай все возможное для блага Отчизны! Помни: нет сейчас более возвышенной цели, чем беречь мир, добытый в огне четырехлетних сражений минувшей войны. 7 Используемая литература: 1. И.К. Кикоин , «Физики ­ фронту» ­ Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4­8. 2. В.В. Корявко,  «Викторина» № 2, 2002 г. «Вклад ученых в дело победы» с.56­59.  3. Военно­исторический   журнал   №   5,   2002   г.,     А.И.   Миренков,     «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941­1943 годах». 4. Военно­исторический журнал № 6, 2001 г. М.И. Науменко,  «Фашисты охотились за «катюшами» капитана Флерова». 5. Сборник «Московский университет в Великой Отечественной войне». М.: изд – во МГУ, 1975 год. 6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002 г., электронный вариант. 8

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу  над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017