Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Оценка 4.9
Мероприятия
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
30.04.2017
Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, кто в трудную для Отчизны минуту до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были и начинающие математики, физики, талантливые механики, учителя и студенты и просто одаренные люди. Сколько замыслов осталось неосуществленных, и которые они унесли с собой, не дожив до Победы. Трудно даже представить, какой была бы сегодня наука, не понеси мы этих потерь.Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Среди них были юные математики, физики, химики...
разраб. мероприятия.doc
Деркачева Н.Я. учитель математики
МБОУ «Калининская СОШ»
Усть – Абаканского района
Внеклассное мероприятие на тему:
«Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой
Отечественной войне» (слайд 1)
Цель мероприятия:
вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие
решающими факторами в деле Победы; (слайд 2)
сформировать представление об участии деятелей науки в годы Великой Отечественной
войны;
воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения
человеческого разума и за достижения советской науки и народа;
воспитывать волю к победе на исторических примерах.
на исторических примерах, развивать интерес к физике, математики и отечественной
истории.
Материальное обеспечение:
• презентация по теме, компьютер;
• иллюстративный материал о Великой Отечественной войне;
• портреты ученых .
Содержание (слайд 3)
аа
оа
I.Учёные – творцы Победы.
Абр м Фёдорович И ффе
еа
Мстисл в Вс володович К лдыш
Крылов Алексей Николаевич
Чаплыгин Сергей Алексеевич
аа
еа
II. Всё для фронта, всё для Победы!
Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата.
Наука – флоту.
Роль ученых в создании знаменитой «дороги жизни» по Ладожскому
озеру.
М. Калашников изобретатель автомата.
III. Ученые – авторы современных учебников.
Выдающийся житель блокадного Ленинграда Я.И.Перельман.
Автор учебника А.Н.Колмогоров, ученый и патриот,
IV. Заключение. Обращение к молодежи.
один из творцов Победы.
I.
Учёные – творцы Победы.
Вступление учителя:
(слайд 4)
Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а
победил, сокрушив фашизм. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми
буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна и
1 воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но
огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня
мы посвящаем внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых математиков и физиков
в дело Победы над фашизмом.
1 ведущий. Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г.
Президиум Академии наук СССР, принял решение направить все силы и средства на
быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны.
Академия наук обратилась к ученым всей страны с призывом сплотить силы для защиты
человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного
боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими
поджигателями войны во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и
спасения культуры, служащей всему человечеству».
2 ведущий. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей
занимающихся наукой. В первые дни войны мощь германской армии была настолько
велика, что нам пришлось отступать. Нужна была техника и оружие , приспособленные к
отпору натиска врага. Поэтому, перед учеными физиками и математиками, стала задача о
совершенствовании нашей боевой техники. Какой бы новый вид вооружения не создавался,
он неминуемо опирается на физические законы, на знание химии процессов: рождалось
первое артиллерийское оружие приходилось учитывать законы движения тел (снаряда),
сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла, учитывать свойства этих
веществ; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы
взаимодействия сплавов и агрессивной средой, законы движения тел в жидкостях, учет
архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц,
позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, создавать новые
взрывчатые вещества. Всеми этими вопросами, стали заниматься ученые. И их роль в этот
период оказалась большой.
аа
оа
(слайд 5)
1 ученик: Абр м Фёдорович И ффе
(29 октября 1880,
Ромны, Полтавской губернии — 14 октября 1960, Ленинград) —
российский и советский физик, организатор науки, обыкновенно
именуемый «отцом советской физики», академик (1920), вице
президент АН СССР (1942—1945), создатель научной школы. Для
решения оборонных научно – технических вопросов в осаждённом
фашистами Ленинграде была создана специальная группа ученых,
которую возглавил директор Ленинградского физико –
технического института Академии наук СССР академик Абрам
Фёдорович Иоффе. По заданию Ленинградского горкома партии в
этом институте создали дешевую и эффективную зажигательную
смесь, уничтожившую сотни вражеских танков, разработали новые подрывные
противотанковые средства. Простые и удобные в обращении полупроводниковые
термоэлектрогенераторы, сконструированные А.Ф.Иоффе и работающие от обычных
керосиновых ламп, широко использовались партизанскими радистами. ( слайд 6)
Ученые, под руководством А.Ф.Иоффе, создали первую в мире радиолокационную
установку, провели на Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанских флотах
очень важную работу по размагничиванию судов, благодаря чему была полностью
исключена возможность подрыва наших кораблей на вражеских магнитных минах.
2 аа
еа
еа
(слайд 7)
2 ученик: Мстисл в Вс володович К лдыш
(10 февраля 1911,
Рига — 24 июня 1978, Москва) — советский учёный в области
математики и механики, академик АН СССР (1946; член
корреспондент 1943), с 1953 член Президиума, в 1960—1961 вице
президент, в 1961—1974 президент, в 1974—1978 член
Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда
(1956, 1961, 1971). Член КПСС с 1949.Большую роль сыграли
работы М.В.
посвященные колебаниям и
автоколебаниям авиационных конструкций. (слайд 8)
Флаттер уже в 30х годах стал препятствием на пути развития
скоростной авиации. М.В. Келдышем были заложены основы
методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления
флаттера. Ему принадлежат важные результаты в изучении флаттера крыла с элероном,
колебаний в воздушном потоке крыла с подкосами, колебаний крыльев с упруго
прикрепленными моторами и т.д.
Трудной и актуальной темой для нашей авиации оказалась бомбардировка вражеских
войск с малых высот при малых скоростях. В апреле 1942 года были разработаны таблицы
для штурманских расчетов. Таблицы ускоряли эти расчеты примерно в 10 раз и
значительно повысили точность самолётовождения.
Келдыша,
(слайд 9) (слайд 10)
3 ученик: Крылов Алексей Николаевич (15. 8. 186326. 10. 1945) советский
математик, механик и кораблестроитель. Академик (1916г.; членкорреспондент
Российской АН с 1914г.), Герой Соц. Труда (1943г.). Жизнь выдающегося советского
ученого и кораблестроителя, заслуженного деятеля науки и техники, академика, Героя
Социалистического труда Алексея Николаевича Крылова представляет собой
замечательный пример беззаветного служения Родине, своему народу, флоту. Он заложил
основы учения о непотопляемости и живучести корабля, создал свои знаменитые таблицы
непотопляемости, внес неоценимый вклад в обеспечение плавучести и остойчивости
кораблей. Его выводами и предложениями, а также таблицами непотопляемости
пользуются ныне во всех флотах мира. Известен А.Н. Крылов и
как крупный специалист в области артиллерии. Он оставил
многочисленные математические исследования, научные труды,
имеющие большое практическое значение, а также разработку
оригинального устройства для тренировки наводчиков,
известного под названием "прибора Крылова". Академик А.Н.
Крылов активно и плодотворно участвовал в восстановлении
флота нашей Родины. Затем, когда развернулось строительство
большого советского ВоенноМорского флота,
Алексей
Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью
включился в решение всех важнейших проблем этого
строительства. Он консультировал проектирование и постройку
3 боевых кораблей, передавал кораблестроителям свой огромный практический опыт,
предупреждал их от многих ошибок в столь сложном и ответственном деле. Ученый
работал над многими теоретическими проблемами кораблестроения, неустанно двигал
вперед отечественную науку. Крылов проводил исследования в области Артиллерии и
внешней баллистики, а также в теории гироскопов. Построил первую машину для
интегрирования дифференциальных уравнений и ряд важных корабельных и
артиллерийских приборов. Академия наук СССР учредила премию имени А.Н.Крылова за
лучшие труды по вычислительной технике.
( слайд 11 – слайд 13)
4 ученик: Чаплыгин Сергей Алексеевич
(18691942),
российский ученый, один из основоположников аэродинамики,
академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда
(1941). Труды по теоретической механике, гидро, аэро и
газовой динамике. Во время Великой Отечеств, войны его
исследования по теории дифференциальных
уравнений
(«Чаплыгинский метод»), работы по изучению сжимаемости
воздуха, разработанные им совершенные формы ряда элементов
самолётов и серии профилей крыла позволили значительно
повысить боевые качества советских самолётов. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1941 года
«за выдающиеся научные достижения в области аэродинамики, открывшие широкие
возможности для серьезного повышения скоростей боевых самолетов и в день 50летнего
юбилея научной деятельности» академику Сергею Алексеевичу Чаплыгину присвоено
звание Героя Социалистического Труда. С.А.Чаплыгин стал первым отечественным ученым
Героем Социалистического Труда.
II. Всё для фронта , всё для Победы! ( слайд 14)
Ведущий 1: Оставшиеся в тылу ученые создавали новые образцы вооружения. В начале
войны молодые ученые МГУ А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили
исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет.
Уже в июле 1941 года на фронте впервые в мире были применены реактивные минометы.
Солдаты любовно называли эти чудесные орудия «катюшами». (слайд 15 16)
Ведущий 2: Наши физики и математики помогли нашим морякам нейтрализовать влияние
вражеских мин. Они придумали идею размагничивания и защиты кораблей от магнитных
мин, с помощью размагничивающих обмоток. Для экспериментов был выделен линкор
«Марат». На этом корабле при помощи временной размагничивающей обмотки удалось в
десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля, и созданы
надёжные методы защиты наших кораблей от магнитных мин противника.
4 Тем самым потери наших кораблей очень быстро были
сведены к нулю.
Эти работы спасли жизнь многим морякам. Не были
нарушены и бесперебойные перевозки военных грузов, в
которых так нуждался фронт.
Ведущий 1: 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город
Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871дневная блокада Ленинграда.
связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушный путь, была Ладога.
( слайд 17)
В условиях блокады единственной возможной транспортной коммуникацией,
К началу Великой Отечественной войны Ладожское
озеро было мало освоено, слабо изучено, на нем не было
необходимого озерного флота, отстойных бухт и
никакого пристанского хозяйства. И тут на помощь
опять пришли учёные. Они выполнили математические
расчеты с использованием теории упругости и решили
задачу прочности ледового покрытия. Ученые изучили
свойства ледяного покрова, его вязкость, грузоподъемность, условия проломов и
установили правила движения автоколонн по льду. Следить за деформациями льда при
движении транспорта помогали приборы – автоматы.
автомобильной дорогой № 101, а в последствии – «дорога жизни»
В первых числах декабря лед окреп и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС5;
шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.
Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно
Чтец: И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
5 Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит –
К хлебопекарне – до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам
(слайд 18)
Ведущий 2: С 1942 году Михаила Калашникова не оставляла
идея создания нового автомата. И вот за три месяца Калашников
смог изготовить автомат собственной конструкции.
Консультантом в работе по усовершенствованию автомата был
профессор А.И.Казаков. Новый, доработанный образец оружия
стрелял превосходно. Калашников в сотрудничестве со
специалистами МАИ сделал третий, окончательный образец
автомата, который был отправлен в Наркомат обороны.
Пистолетомпулеметом старшего сержанта Калашникова
заинтересовался известный советский ученый в области баллистики и стрелкового
вооружения А.А. Благонравов. Он высоко оценил талант и труд изобретателя,
оригинальность решения целого ряда технических вопросов и сделал все, чтобы направить
конструкторасамоучку на учебу.
В 1942 году М.Т. Калашников направляется служить на Центральный научно
исследовательский полигон стрелкового вооружения
Главного Артиллерийского
управления. На полигоне в 1944 году Калашников разработал опытный образец
самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для
создания автомата в 1946 году. Сегодня около 70 миллионов автоматов его конструкции
находятся на вооружении в 55 странах мира.
III. Выдающийся житель блокадного Ленинграда Я.И.Перельман
(слайд 19 20)
Яа
иа
аа
ков Ис дорович Перельм н (22 ноября (4
5 ученик:
декабря) 1882, Белосток, Гродненская губерния, Российская
империя — 16 марта 1942, Ленинград, СССР) — российский,
советский учёный, популяризатор физики, математики и
астрономии, один из основоположников жанра научно
популярной литературы и основоположник занимательной
науки, автор понятия научнофантастическое. Когда началась
Великая Отечественная война, ярко проявились советский
патриотизм Я.И.
его высокое сознание
гражданского долга перед Родиной. Оставшись в блокированном
Ленинграде, он, уже далеко не молодой человек (ему шел 60й
год), стойко переносил вместе со всеми ленинградцами
нечеловеческие муки и трудности блокады. Невзирая на вражеские артиллерийские
обстрелы и воздушные бомбардировки города, Яков Исидорович находил в себе силы,
Перельмана,
6 чтобы, преодолевая голод и холод, ходить пешком из конца в конец Ленинграда на лекции
в воинские части. Его слово укрепляло дух блокадников, вселяло веру в грядущую Победу
над врагом. Армейским, флотским разведчикам, а также партизанам он читал лекции о
крайне важном в ту пору деле – умении ориентироваться на местности и определять
расстояния до целей без всяких приборов.
В блокадном Ленинграде, в возрасте 59 лет, 16 марта 1942 года Перельман умер, не
дождавшись прорыва и снятия блокады. Но его книги – основное дело его жизни –
продолжают жить, завоёвывая себе всё более широкий круг читателей у нас в стране и за
ее пределами, приобщая к математике и физике сотни тысяч молодых людей.
(слайд 21 22)
Автор учебника А.Н.Колмогоров, ученый и патриот,
один из творцов Победы.
оа
аа
еа
6 ученик: Андр й Никол евич Колмог ров
(12 (25) апреля
1903, Тамбов — 20 октября 1987, Москва) — выдающийся
советский математик.
Доктор физикоматематических наук,
профессор Московского Государственного Университета (1931),
академик Академии Наук СССР (1939), лауреат Сталинской
премии, Герой Социалистического Труда. Став в 1929 году
студентом МГУ, он длительное время увлекался историей. Но
послушав однажды лекции профессора В.В.Степанова, он занялся
операциями над множествами и проблемами теории вероятности.
В период Великой Отечественной войны Андрей Николаевич продолжал напряженную
творческую работу. В это время он уделял внимание тематике оборонного значения.
Разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные
им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие
артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». Его труды использовались для
определения нахождения самолетов, определения местонахождения подводных лодок и
для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага. По его учебникам
до сих пор учатся ученики старших классов.
VI. Заключение (слайд 2324)
Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они
приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Среди миллионов
тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, кто в трудную для Отчизны минуту
до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были и начинающие
математики, физики, талантливые механики, учителя и студенты и просто одаренные люди.
Сколько замыслов осталось неосуществленных, и которые они унесли с собой, не дожив до
Победы. Трудно даже представить, какой была бы сегодня наука, не понеси мы этих
потерь.
Как писал выдающийся физик С.И.Вавилов «…советская техническая физика и
математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на
самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, в
ухищрениях маскировки».
Сделай все возможное для блага Отчизны! Помни: нет сейчас более возвышенной
цели, чем беречь мир, добытый в огне четырехлетних сражений минувшей войны.
7 Используемая литература:
1. И.К. Кикоин , «Физики фронту» Физика в школе № 3, 1995 г.,с.48.
2. В.В. Корявко, «Викторина» № 2, 2002 г. «Вклад ученых в дело победы» с.5659.
3. Военноисторический журнал № 5, 2002 г., А.И. Миренков, «Обеспечение
действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в
19411943 годах».
4. Военноисторический журнал № 6, 2001 г. М.И. Науменко, «Фашисты охотились за
«катюшами» капитана Флерова».
5. Сборник «Московский университет в Великой Отечественной войне». М.: изд – во
МГУ, 1975 год.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002 г., электронный вариант.
8
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Внеклассное мероприятие «Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.