Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
естествознание
1 кл—4 кл
25.04.2017
Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация
внеклассное мероприятие времена года.doc
ВРЕМЕНА ГОДА                        Автор: Зубаирова Алия Нажиповна                        Место работы: МОБУ СОШ с. Рощинский                         муниципального района Стерлитамакский район                        Республики Башкортостан                        Должность: учитель начальных классов Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Выяснять, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси. 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся. Оборудование, материалы, средства наглядности: О. Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника», загадки, пословицы, поговорки, презентация.                                             ХОД   ЗАНЯТИЯ I.  Сообщение темы занятия. О т г а д ы в а н и е        з а г а д к и.                    Двенадцать братьев                    Друг за другом бродят,                    Друг друга не обходят.    (Месяцы.) ­ Сегодня мы узнаем, откуда к нам пришли названия месяцев. II. Основная часть. З И М Н И Е        М Е С Я Ц Ы. З а г а д к а.                     Кто поляны белит белым,                     И на стенах пишет мелом,                     Шьет пуховые перины,                     Разукрасил все витрины?     (Зима.) 1. Д е к а б р ь. а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.                     Зашумела, разгулялось                     В поле непогода;                     Принакрылась белым снегом                     Гладкая дорога.                     Белым снегом принакрылась,                      Не осталось следу.                     Поднялася пыль и вьюга,                     Не видать и свету.                                  И. Никитин б) Оказывается, название «декабрь» родственно слову «дециметр». Что же общего у месяца с мерой   длины?   Оба   эти   слова   образованы   от   латинского   слова   «децем»,   что   в   переводе означает «десять». Дециметр – десятая часть метра, а декабрь у древних римлян был десятым месяцем. И хоть сейчас декабрь двенадцатый месяц, название сохранилось. в) Отгадайте, как назывался этот месяц в древней Руси.                                                                                                              ( Студень.) (  Дети называют разные буквы, учитель вписывает их в клетки, если такие буквы в слове есть. Кто первый назовет правильно слово, тот получает жетон.  Кто набрал больше всего жетонов на занятии – тот победитель. )   ­ Как вы думаете, почему его так назвали? ­ Подберите родственные слова к слову «студень». ( Стужа, стынуть, застывать.) г) Объясните смысл пословиц, примет о декабре. ( Работа по группам.)   В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.  Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.  Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.  Декабрь сухой – будет сухая весна и сухое лето.  Декабрь теплый и сырой – затяжная зима и поздняя холодная весна.  Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает.  Если в декабре частые ветры, то в марте и апреле на дворе будет слякоть.  Декабрь снежный и холодный – будет и год плодородный.       2. Я н в а р ь.     а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.                   Открываем календарь –                   Начинается январь.                   В январе, в январе                   Много снегу на дворе.                   Снег на крыше, на крылечке.                   Солнце в небе голубом.                   В нашем доме топят печки,                   В небо дым идет столбом.                              С. Я. Маршак б) Название месяца январь пришло к нам из Древнего Рима. Римляне назвали этот месяц в честь Януса – бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой  руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой – 65.   ­ Как вы думаете, почему?  ( 365 – количество дней в году.)         В   новогодний   праздник   никто   не   должен   был   ссориться,   кричать,   драться,   чтобы   не разгневать Януса, который мог рассердиться и послать людям плохой год. в) А вот на Руси этот месяц называли по­другому. А как, догадайтесь сами.                                                                                                                ( Сечень.) ­ Как вы думаете, от какого слова происходит слово с е ч е н ь? ( От слова рассекать.) ­ Что же «рассекал» этот месяц, как вы думаете? ( Рассекал зиму на две половины.) г)  Объясните смысл пословиц, примет о январе. ( Работа по группам.)   Январь – всему году запевка, зиме середина.  Январь на порог – прибыло дня на куриный скок.  Если январь морозный, то июль будет сухим и жарким.  Январю­батюшке – морозы, февралю – метели. 3. Ф е в р а л ь. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                     Дуют ветры в феврале,                     Воют в трубах громко.                    Змейкой мчится по земле                    Легкая поземка.                                                           С. Я. Маршак б) Название месяца февраль латинское по происхождению. В Древнем Риме февраль  был последним месяцем года, поэтому римляне устраивали большой праздник в конце месяца, приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. В буквальном переводе с латинского февраль означает месяц очищения, от названия обряда очищения. Отсюда и название месяца­ февраль. в) А вот как называли этот месяц на Руси, вы узнаете, заполнив клеточки буквами. Но учтите, в феврале, как правило, выпадает много снега и стоят лютые морозы.                                                                                                              ( Лютый.) ­ Как вы думаете, почему этот месяц так называли? ­ Чем интересен этот месяц? ( В обычном году в феврале 28 суток, а в високосном – 29.) г) Объясните смысл пословиц, примет о феврале. ( Работа по группам.)   В феврале зима с весной встречается впервой.  Вьюги да метели под февраль налетели.  Февраль зиму ломает, воду подпускает.  Февраль богат снегом, апрель – водой.  Февраль зиму выдувает.  Февраль воду подпустит – март подберет.  Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.  Коли 1 февраля погода ясная – весна будет ранней.  Если на Ефимия ( 2 февраля) в полдень солнце – к ранней весне, если метель – вся масленая неделя будет метельной.  Длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне.  Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.   Если вечером 1 февраля на небе много звезд, то зима еще долго продержится. д) Отгадайте, какой месяц.( Дети читают загадки. Надо отгадать, о каком месяце идет речь.) 1. По ночам мороз силен,      Днем капели слышен звон.     День прибавился заметно.     Ну так что за месяц это?                  ( Февраль.) 2. Щиплет уши, щиплет нос,     Лезет в валенки мороз.     Брызнешь воду – упадет,      Не вода уже, а лед.    Даже птице не летится, От мороза стынет птица.    Повернуло солнце к лету.    Что, скажи, за месяц это?                ( Январь.) 3. Дни его – всех дней короче,      Всех ночей длиннее ночи.     На поля и на луга     До весны легли снега.     Только месяц наш пройдет     Мы встречаем Новый год.             ( Декабрь.)                                                                     В Е С Е Н Н И Е         М Е С Я Ц Ы. З а г а д к а.                    Зазвенели ручьи,                    Прилетели грачи.                    В дом свой – улей – пчела                    Первый мед принесла.                    Кто скажет, кто знает,                     Когда это бывает?      ( Весной.) 1. М а р т. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                     Третий месяц у ворот –                    Это к солнцу поворот.                    Зимний сторож Снеговик                    Ёжится, мрачнеет:                    Старый к холоду привык,                    Он в тепле худеет.                              Ю. Корниец.                           Март хоть чуть и плакса,                     Но хитрец большой:                    Глаз один в слезинках,                   А в лучах другой.                   Первые подснежники                   Март в дубраве рвет,                   И венок весенний                   Март искусно вьет.                            М. Мревлишвили. б) В Древнем Риме март был первым месяцем года  и весны и посвящался Марсу, богу войны. В честь него так и назвали месяц. ­ А вот одно из названий этого месяца на Руси.                                                 ( Капельник.) ­ Как этот месяц получил своё название? Почему, от какого слова? ( Капель.) ­ А вот как ещё называли этот месяц: протальник, весновей, грачевник, березень. г) Объясните смысл пословиц, примет о марте. ( Работа по группам.)   Март месяц любит куролесит.  В марте день с ночью равняется.  Мартовский мороз не выдавит слез.  Март февралю–бокогрею – младший брат.  В марте мороз скрипуч, да не жгуч.  С марта­пролетья весна начинается.  С крыш хоть и капает, а мороз за нос цапает.  Март и снегом сеет, и солнцем греет.  Мартовский гром – признак плодородия.  В марте облака плывут высоко и быстро – к хорошей погоде.  Частые мартовские туманы – признак дождливого лета.  Кукушка часто и сильно кукует по весне – верный указатель приближающего тепла. 2. А п р е л ь. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                     Ах, как все быстро тает,                    И голуби летают,                   Лохматые собаки                   На солнышке лежат.                   И можно наконец­то                   Понежиться, погреться                   И долго­долго слушать,                   Как ручейки звенят.                             Г. В. Лебедева б) Очередной весенний месяц – апрель, получивший свое название еще в Византии. Название это переводится как «теплый, солнечный». в)  Снегогон, солнечник, цветень, водолей ­    так ласково звали   наши предки славяне этот месяц. ­ Подумайте, почему апрель получил такие названия в Древней Руси? г) Объясните смысл пословиц, примет об апреле. ( Работа по группам.)   Апрель, апрель – на дворе звенит капель.  Апрельский скворец – весны гонец.  Апрельский цветок ломает снежок.  В апреле сено в стогах преет.  Апрель с водою, а май с травою.  Где в апреле река, там в июле лужица.  Апрель водою славен, почками красен.  Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.  Мокрый апрель – хорошая пашня.  Апрельские ручьи землю будят. 3. М а й. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                      Хорошо весной,                     Поле чистое,                     Муравой – травой                     Ты украшено                     Да цветочками                     Все душистыми                     В утро майское                     Принаряжено.                     От сырой земли                     Рожь – красавица                    К небу синему                     Поднимается,                    Там поет – звенит                    Пташка вольная,                        Заливается.                                            С. Дрожжин                                                       Колокольчиком б) Май  –  последний  месяц  весны  и  пятый  месяц  года. Вероятно,  название  произошло  от древнеиталийского собственного имени Майя – богини земли и плодородия. в) Как называли май наши предки, древние русичи?                                                                                                       ( Травень.) ­ Почему месяц получил такое название? г) Объясните смысл пословиц, примет о мае. ( Работа по группам.)   Май холодный – год хлебородный.  Май леса наряжает, лето в гости ожидает.  Много майских жуков – к засухе.  Май мокрый делает хлеб добрый.  Май – под кустиком рай.  Ай – ай, месяц май: тепел и холоден.  Май обманет да в лес уйдет.  Одна майская роса коням лучше овса.  Дождь в мае хлеба подымает.  Как в мае дождь, так и будет рожь.  Бывает май – под кустиком рай, а то май – коню сено дай, а сам на печь полезай. д) Отгадайте, какой месяц. 1. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?               ( Май.) Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грая горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает?           ( Март.) Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?                ( Апрель.) Л Е Т Н И Е        М Е С Я Ц Ы. З а г а д к а.                     Солнце печет,                     Липа цветет.                     Рожь колосится,                     Золотится пшеница.                     Кто скажет, кто знает,                     Когда это бывает?        ( Летом.)              1. И ю н ь. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                      Если в небе ходят грозы, Если травы зацвели, Если ранним утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна, ­ Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!                      Е. Трутнева б) Июнь – первый летний месяц. В июне самый продолжительный день и самая короткая ночь. Свое название этот месяц получил по имени римской богини Юноны. Римляне верили, что Юнона дарует людям дождь и урожай, успех и победу. Ёе считали богиней плодородия. в) Как называли июнь наши предки? ( Червень.) ­ Почему этот месяц получил такое название?  (В этом месяце в природе появляется много  кузнечиков и червей. В лесах поют соловьи и зяблики, свистят иволги, барабанят дятлы.  Отцветает сирень, значит, начинается лето. С одним из этих явлений природы связано и  народное название июня.) г) Объясните смысл пословиц, примет об июне. ( Работа по группам.)   В июне солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару.  Пришел июнь разноцвет – отбою от работы нет.  Июнь – хлеборост.  В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.  Июнь – румянец года.  Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал.  Июнь – скопидом копит урожай на весь год.  Знойный июнь – на боровики плюнь.  Почти всегда 7 июня гремят грозы. 2.  И ю л ь. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                     Ярко солнце светит,                    В воздухе тепло,                    И куда ни взглянешь,                    Все кругом светло.                                       По лугу пестреют                                        Яркие цветы,                                       Золотом облиты                                       Темные листы.                    Дремлет лес, ни звука,                    Лист не шелест,                    Только жаворонок                    В воздухе звенит.                         И. Суриков б) Июль получил свое название в честь выдающегося римского полководца, политического деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря. в) Какое название носил июль в Древней Руси?                                                                                           ( Сирень.) г) Объясните смысл пословиц, примет об июле. ( Работа по группам.)   Июль – макушка лета, сенозарник, страдник.  В июле на дворе пусто, да в поле густо.  Июль – краснолетье, краса всего сезона. 3.  А в г у с т. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                      Собираем в августе                     Урожай плодов.                     Много людям радости                     После всех трудов.                                        Солнце над просторами                                        Нивами стоит,                                        И подсолнух зернами                                        Черными набит.                         С. Маршак б)     Название   «август»   происходит   от   древнеримского   слова   «аугустус»,   что   означает «величественный». Это было имя одного из императоров Древнего Рима, в честь которого назвали месяц август. в)  А в г у с т – завершающий месяц лета. Ему присущи яркие холодные зори, сияние зарниц.      ­ А вот старорусское название.                                                                                             ( Зорник.) ­ А еще наши предки называли восьмой месяц года «серпень». ­ Как вы думаете, почему август получил такие названия? г) Объясните смысл пословиц, примет об августе. ( Работа по группам.)   Август – собериха, август – припасиха.  В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.  Дуб в августе желудями богат – к урожаю.  Август – густарь, густоед, разносол: всего вдоволь.  Август – каторга, да после будет мятовка.  В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.  В августе серпы греют, а вода холодит. д) Отгадайте, какой месяц. 1. Листья клена пожелтели, В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи.                  (Август.) Жаркий, знойный, душный день, Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его – вершина лета. Что, скажи, за месяц это?                (Июль.) Теплый, длинный­длинный день. В полдень крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подает кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи–ка?           (Июнь.) З а г а д к а. О С Е Н Н И Е        М Е С Я Ц Ы.                      Дни стали короче,                      Длинней стали ночи.                      Кто скажет, кто знает,                      Когда это бывает?                  ( Осенью.) 1.  С е н т я б р ь. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.                      Есть в осени первоначальной                     Короткая, но дивная пора –                     Весь день стоит как бы хрустальный,                     И лучезарны вечера…                     Пустеет воздух, птиц не слышно боле,                     Но далеко еще до первых зимних бурь –                     И льется чистая и теплая лазурь                     На отдыхающее поле…                             Ф. Т. Тютчев б)     Название   первого   месяца   осени   сентябрь   произошло   от   слова   «септембер»,   которое означает «седьмой». ­Как   вы   думаете,   почему?   (Новый   год   начинался   у   древних   римлян   1   марта,   поэтому сентябрь был седьмым месяцем.) г) Объясните смысл пословиц, примет о сентябре. ( Работа по группам.)   С сентября лист на дереве не держится.  В сентябре шуба за кафтаном тянется.  В сентябре синица просит осень в гости.  Гром в сентябре – теплая осень.  Холоден сентябрь, но сыт.  Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима. 2.  О к  т я б р ь. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми. Октябрь крадется по дорожкам, Ступает тихо солнцу вслед. Грибы и ягоды в лукошке. И сентябрю он шлет привет! В багряном бархатном кафтане, Из листьев шляпа набекрень, Он целый месяц будет с нами Встречает рассвет, и ночь, и день. Он волю осени исполнит – Раскрасит поле, луг и лес, И красотою мир наполнит! И пригласит в страну чудес!                  Н. Майданик б) Слово о к т я б р ь  состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского слова «окто», что означает «восемь». ­ Как вы думаете, почему его так назвали? (Потому что у древних римлян это был восьмой месяц.) ­ Что означают слова октет, октава?  г) Объясните смысл пословиц, примет об октябре. ( Работа по группам.)   В октябре хвали ясное утро ясным вечером.  Октябрь землю покроет где листком, где снежком.  Гром в октябре – к бесснежной зиме.  Октябрь то плачет, то смеется.  Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.  В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. 3.  Н о  я б р ь. а)  Чтение стихотворения подготовленными детьми.  Ноябрь – горбатый старичок. Глаза – как льдинки, нос – крючок! Взгляд недовольный и колючий, Холодный месяц, в небе тучи. Златую осень провожает, А зиму белую встречает! Меняет он тепло на холод И устает – уже не молод! Но ветер северный поможет: Сорвет листву, в ковер уложит, Укроет землю покрывалом, Чтоб до весны не замерзла!                               Н. Майданик б) Ноябрь получил свое название от латинского слова «новем», что означает «девять». ­ Объясните почему одиннадцатый месяц года получил свое название от слова девять.(По  древнеримскому календарю.) г) Объясните смысл пословиц, примет о ноябре. ( Работа по группам.)   Ноябрь – сумерки года.  Ноябрь без топора мосты наводит.  Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.  В ноябре зима с осенью борется.  Ноябрьские ночи до снега темны.  В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.   4. Древнерусские названия осенних месяцев. ­ В древней Руси названия осенних месяцев были другие. ­ Как они назывались, догадайтесь сами: соотнесите древние названия с современными. Ледень – грудень – ледовый кузнец                                     сентябрь             Летопроводец – верестень                                                     октябрь             Грязник – паздерник – листобой                                           ноябрь ­ Как вы думаете, почему так называли эти месяцы? ­ От каких слов они образованы? 5. Отгадайте, какой месяц. Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды,  Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?                     ( Октябрь.) Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?                  ( Сентябрь.)    Поле черно–белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало – Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?                       ( Ноябрь.) III. Заключительная часть (рефлексия). ­ Что было самым интересным на этом занятии? ­ Что для вас было новым? ­ Где пригодятся эти знания?

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация

Внеклассное мероприятие "Времена года"(для начальных классов) + презентация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017