"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар
Оценка 4.9

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.01.2017
"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар
Основной результат современного образования – развитие личности на основе учебной деятельности! Учащийся должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность. Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Именно деятельность, а не совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
Внеурочная деятельность как средство формирование УУД.doc
Внеурочная деятельность как средство формирования УУД Кашинская В.И.., зам. директора по УВР В   настоящее   время   на   смену   идеологии   «образование­преподавание»   пришло «образование­созидание». Наряду   с   традиционным   вопросом   "Чему   учить?",   учитель   должен   понимать,   "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Основной   результат     современного   образования   –   развитие   личности   на   основе учебной деятельности! Учащийся  должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения  школьников в активную познавательную деятельность.   Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути.   Передавая   детям   «ничейные»   знания,   отчужденные   от   их   собственного   опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку ­ энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.  Именно деятельность, а не совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Через «глаза и уши» научить что­то делать нельзя. Для этого нужно создать специальные условия для формирования «умения учиться», основой которого являются УУД. УУД   представляют   собой   целостную   систему,   в   которой   можно   выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий: коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением      проблемы, личностные,  определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные, обеспечивающие организацию собственной  деятельности. Значение универсальных учебных действий для обучения  Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка.  Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».   Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и  работы над ее достижением   Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.  Формирование   УУД   является   целенаправленным,   системным   процессом,   который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Педагогическое   сопровождение   этого   процесса     осуществляется   с   помощью Универсального   интегрированного   Портфолио,     который   является     процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.            Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требование ФГОС к результату обучения. Под   внеурочной   деятельностью  понимается   образовательная   деятельность, осуществляемая   в   формах,   отличных   от   урочной,   и   направленная   на   достижение планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной   программы   начального общего образования. Цель   организации   внеурочной   деятельности  на   ступени   начального   общего образования:   обеспечение   соответствующей   возрасту   адаптации   ребёнка   в образовательном  учреждении,   создание   благоприятных   условий   для   развития   ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей. Внеурочная   деятельность   организуется   по   направлениям   развития   личности (спортивно­оздоровительное, духовно­нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное). Формы организации внеурочной деятельности,  как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.  Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учётом   пожеланий   обучающихся   и   их   родителей   (законных   представителей)   и осуществляется     в   формах,   отличных   от   урочной   системы   обучения,   таких,   как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,   олимпиады,   конкурсы,   соревнования,   поисковые   и   научные   исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность может осуществляться через: учебный   план   образовательного   учреждения,   а   именно,   через   часть,   формируемую участниками образовательного процесса ; Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель   дополнительного   образования  (на   основе   институциональной   и   (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); (на   основе   оптимизации   всех   внутренних   ресурсов модель "школы полного дня"; оптимизационная   модель  образовательного учреждения); модель сетевой организации  (на основе сетевого взаимодействия ОУ разных типов и видов); модель  ресурсного  центра  (на  основе  муниципального  ресурсного  центра,  в  качестве которого   может   выступать   любое   образовательное   учреждение,   располагающее необходимыми и достаточными условиями) инновационно­образовательная модель. Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется  на основе     оптимизационной модели. Модель   внеурочной   деятельности   на   основе   оптимизации   всех   внутренних   ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические   работники   данного   учреждения   (учителя,   педагог­организатор, социальный педагог, педагог­психолог и другие). Внеурочная   деятельность   тесно   связана   с   дополнительным   образованием   детей   в части   создания   условий   для   развития   творческих   интересов   детей,   включения   их   в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Связующим   звеном   между   внеурочной   деятельностью   и   дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы, детские научные общества, экологические и военно­патриотические отряды и т. д. В   этом   случае  координирующую   роль   выполняет,   как   правило,   классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:       а   также   учебно­ взаимодействует   с   педагогическими   работниками, вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует   в   классе   образовательный   процесс,   оптимальный   для   развития положительного   потенциала   личности   обучающихся   в   рамках   деятельности общешкольного коллектива; организует   систему   отношений   через   разнообразные   формы   воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества   оптимизационной   модели   состоят   в   минимизации   финансовых расходов   на   внеурочную   деятельность,   создании   единого   образовательного   и методического   пространства   в   образовательном   учреждении,   содержательном   и организационном единстве всех его структурных подразделений. План внеурочной деятельности  формируется в соответствии с учебным планом и направлен   в   первую   очередь   на   достижение   обучающимися   планируемых   результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Часть внеурочных  занятий охватывает всех уч­ся начальной школы Другая   часть   внеурочных   занятий   изначально   предполагает   выбор   интересного   для обучающихся вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий уч­ся и родителей  конкретного класса.  ВД, в основе которой лежит личностно­деятельностный подход к ребёнку, педагогика  сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право  их  свободного  выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для  самоактуализации личности и её социализации. Задачи:   Оказывать   воздействие   на   систему   ценностей   детей,   помогать   формированию нравственной личности, нацеленной не на потребление, а на творческий подход к жизни  Формировать   у   ребенка   потребность   в   общении   с   музеями   и   музейными предметами  Использовать знания и умения для формирования способности  к личному   самоопределению (составление выставок с использованием экспонатов из личных  коллекций)  Развивать творческое начало уч­ся  посредством использования потенциала  музеев для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей  личности.  Устанавливать  контакты с музеями города на основе общих интересов, связанных с тематикой музеев, содержанием их коллекций. По   итогам   освоения   программы   ребенку   выдается   сертификат,   который   становится частью его портфолио.  Работа   над  метапредметными   проектами  гармонично   дополняет   в образовательном процессе классно­урочную деятельность и позволяет работать над получением   личностных   и   метапредметных   результатов   образования   в   более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это – направленность на достижение конкретных целей;  – координированное выполнение взаимосвязанных действий; – ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; – в определённой степени неповторимость и уникальность. Нацеленность   проектов   на   оригинальный   конечный   результат   в   ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения  регулятивных метапредметных  результатов: – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, –   понимание   причин   возникающих   затруднений   и   поиск   способов   выхода   из ситуации. В подходе к работе над проектами в начальной школе, в качестве обязательного этапа,   предваряющего   работу   над   изделиями,   мероприятиями,   исследованиями   и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы   в   соответствии   с   интересами   учащегося   и   по   его   выбору.   Это   позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия: – предполагать, какая информация нужна, –отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять   и отбирать информацию, полученную из   различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и   необходимый   завершающий   этап   работы   над   любым   проектом   –   презентация (защита)   проекта   –   способствуют   формированию   метапредметных коммуникативных умений: –   организовывать   взаимодействие   в  группе   (распределять   роли,   договариваться друг с другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.  Личностные  результаты   при   работе   над   проектами   могут   быть   получены   при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой   своей   страны,   позволяет   формировать   самоопределение   учащихся   как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. Что  необходимо ребенку для успеха? Прежде всего, умение нестандартно мыслить, планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать результаты.    Путь к успеху достаточно труден, а порой и непреодолим для одиноко идущего ребенка. На помощь приходят взрослые: педагоги  и родители.  В основе стандарта  лежит новый тип взаимоотношений между семьей     и школой. Этот   тип   взаимоотношений  подразумевает   принятие  обеими   сторонами   взаимных обязательств   (договоренностей).В  этом   контексте   стандарт   —   средство   обеспечения стабильности, планируемого уровня качества образования.  В   нашем   проекте     мы  объединили   разрозненные   действия     педагогов   и   родителей   и попробовали   создать   такое   образовательное   пространство,   в   котором   ребенку   будет интересно познавать себя и мир вокруг, в котором каждый ребенок нацелен на успех. На наш взгляд, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, использование ресурса социокультурных учреждений города, образовательного и   воспитательного   потенциала   родительской   общественности   позволит     реализовать учебный план  в части "Внеурочная деятельность".  Для  каждого  ребенка   необходимо  создать   особое  образовательное   пространство, позволяющее   развивать   собственные   интересы,   успешно   проходить   социализацию   на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Цель:создание необходимых    и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования УУД, формирования  активной позиции учащегося во внеурочной деятельности. Задачи проекта:     способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную  организацию учебной и внеурочной деятельности; создать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их  креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива; способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы  через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание «ситуации успеха»; осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников, творческое  сотрудничество с городскими культурными центрами. Таким образом  формируется новое педагогическое общение – творческое  сотрудничество педагогов, учащихся и родителей, атмосфера духовной близости и  сотворчества.   Ведущие  формы деятельности: Общеинтеллектуальное направление:  Викторины, познавательные игры    Детские исследовательские проекты   Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)   Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы   Общекультурное направление: Культпоходы в  музеи, библиотеки,  выставки   Концерты, инсценировки, праздники на уровне  класса и школы Кружки художественного творчества   Праздничное оформление школы и  класса Духовно­нравственное направление:  Беседы, игры нравственного и духовно ­нравственного содержания  Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей   Проведение совместных праздников школы и общественности Экскурсии, целевые прогулки Детская благотворительность   Организация выставок (совместная деятельность  детей и родителей) Спортивно – оздоровительное направление: Спортивно­массовые и физкультурно ­оздоровительные общешкольные мероприятия:  школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья    Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и  прогулок на свежем воздухе Контроль за соблюдением санитарно ­гигиенических требований   Оформление уголков  по технике безопасности, проведение инструктажей Социальное направление: Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»   Работа  по озеленению школы   Организация дежурства в классах   Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий   Выставки поделок и детского творчества   Трудовые десанты, субботники   Сюжетно­ролевые игры МАОУ Барыбинская СОШ Муниципальный семинар                   «Внеурочная деятельность как средство формирования УДД»                                                                            Кашинская В.И.., зам. директора по УВР

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар

"Внеурочная деятельность как средство формирования УУД"- муниципальный семинар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017