Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
29.01.2017
Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Цель: Формирование экологического сознания учащихся в рамках внеурочной деятельности по русскому языку. • Формировать элементарные экологические знания и представления. • Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе. • Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи. • Развивать воображение, фантазию и логическое мышление. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Закрепление уже имеющихся знаний.
Экологический марафон.docx
Внеурочная деятельность  по русскому языку  в 5 классе. Тема: Экологический марафон. Цель: Формирование экологического сознания учащихся в рамках внеурочной  деятельности по русскому языку.  Формировать элементарные экологические знания и представления.  Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.  Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.  Развивать воображение, фантазию и логическое мышление. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых  элементов. Закрепление уже имеющихся знаний. Планируемые результаты: Предметные: познакомить с  лексическим значением слов по теме «Экология» Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, содействие  развитию  мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в  развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных  способностей. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;  нравственно­этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;  развитие  моральной готовности к  защите окружающей среды, прививать у детей чувство  любви к природе. Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и  осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой  выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Средства обучения: компьютер, проектор,  раздаточный материал. 1.Оргмомент. Ход урока 2. Вступительное слово учителя. Представление членов жюри. 3. Погружение в тему. Кроссворд. 1 Раздел лингвистики, изучающий произношение 2 Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и правила их постановки 3 Раздел лингвистики, изучающий звуки речи 4 Раздел лингвистики, изучающий слова и их лексические значения. 5 Раздел лингвистики, изучающий строение слова 6 Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов 7 Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения 8 Раздел лингвистики, изучающий части речи. У ­ Молодцы, все изученные разделы лингвистики повторили. Какое ключевое слово у нас  получилось? У­Тема нашего занятия «Экологический марафон» ­­ Ребята, а кто из вас знает, что такое экология? Д ­(1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к  другу и к  окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их  отношения друг к другу и к окружающей среде. У.­­ Сколько значений имеет это слово? Какое это слово – однозначное или  многозначное? Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого  слова. (Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение.  Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений,  животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и  учит, как ее беречь.) У – А что означает слово марафон? Д – 1) В спорте бег на самые длинные дистанции. 2) Длительные соревнования,  состоящие из нескольких ступеней, этапов. 3) Непрерывная многочасовая программа  теле­ или радиопрограмма, обычно с благотворительными целями. У­ Сегодня у нас соревнование, которое можно по праву назвать марафоном. Наш марафон пройдёт в несколько этапов. 4. Начало марафона. ­Напоминаю вам правила •Не выскакивать с ответом, советоваться с командой. •Стараться дать правильный ответ. •Стремиться выручить своих товарищей. Команды готовы? 1 Этап. Представление команд.(эмблема, девиз) 1 команда «СМК»(самая модифицированная команда) 2 команда  «Знатоки» 3 команда  «Легионеры» 2 Этап.Разминка. Каждой команде дана скороговорка. Условие: выбрать одного  участника команды, который проговорит скороговорку. «Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками» У ­Что вы знаете о лягушках? ­Ответы учащихся. У - Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек Основная пища лягушек и жаб – насекомые (мошки, комары, мухи, жуки) а также слизни, улитки,   пауки.   За   лето   лягушки   и   жабы   поедают   больше   насекомых,   чем   птицы.   А некоторые люди специально собирают жаб и приносят их на свои огороды. Как вы думаете, зачем? детей) Жабы   поедают   вредителей,   которые   уничтожают   наш   урожай   –   медведок,   слизней, проволочников, долгоносиков, гусениц. Они – настоящие помощники людям и защитники наших садов и огородов!  (ответы   3 ЭтапРабота со стихотворениями Марка Львовского. Команды получают стихотворения и задания к ним А) «СМК» Обними берёзку Обними берёзку, Руки протяни, И тогда наступят, Золотые дни! Есть в берёзке сила, Таинство природы, Задания:  И она развеет, Все твои невзгоды. Обними берёзку, Рядом с ней постой, Обретёшь здоровье, Радость и покой! 1) Определите тему и основную мысль стихотворения. 2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического  равновесия. 3) Найдите по одному  существительному 1,2,3 склонения 4) Докажите, что слово постой относится к словам ­ омонимам. Б) «Знатоки»Такая странная любовь Что же происходит, В море и в лесах, Мы природу любим, Только на словах! В озере отходы, В речке плыл мазут, Задания:  За кусты посмотришь, Свалки там и тут! И природа гибнет, И горят леса, И одна надежда, Лишь на чудеса! 1) Определите тему и основную мысль стихотворения. 2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического  равновесия. 3)  Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните. 4) Найдите  слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните. В) «Легионеры»Дымит высокая труба Дымит высокая труба, Кто у руля, тот всех умней! То с чистым воздухом борьба, Из пушки бы по той трубе, Идёт отрава, жёлтый дым, Ложится облаком густым. Болеют дети, старики, Молчат трусливо мужики, Начальству ведь всегда видней, Задания: Легко дышать тебе и мне, Но дым удушливый идёт, И всё живое он убьёт 1) Определите тему и основную мысль стихотворения. 2) Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического  равновесия. 3) Найдите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните. 4) Найдите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа.  Объясните. У. ­ Прослушав данные стихотворения, к какому общему выводу мы можем прийти. (Природа­наш общий дом, и мы должны бережно к ней относиться.) 4 Этап. «Заглянем в тайну»  О каком дереве или кустарнике идёт речь? Запишите название дерева или кустарника. Расскажите о слове сточки зрения орфографии и фонетики. Задания для команд 1) Это дерево ­ символ России, еще в стародавние времена его  называли   деревомчетырех  дел:  мир  освящать,  крик  утешать,  чистоту  соблюдать,    больных  исцелять.Для врачевания использовали настой из почек  (при  долго не  заживающих  ранах),  чай,  заваренный  на    грибе этого дерева ­чаге  (от  заболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом. Под весенним  солнцем, под белыми облаками из  белого тела этого дерева  приятнопить  живительные соки земли. Содержится  в  соке  и  какой  –  то  особенный сахар, и  разные витамины. 2) Кто не видел  белых  пахучих  цветов  этого дерева. Оно  всегда  была символом  русского пейзажа, обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий   аромат цветов и листьев очищает  воздух  от  микробов.  Букет  этого дерева  в   доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из  ягод  ее  пекутся  пироги, варятся кисели. Соком их  подкрашивают  напитки.  В  лечебных  целях  используют ягоды  в качестве вяжущего средства.    По народным приметам, коли  зацвело дерево, пора сажать картофель.  Из коры делают краску зеленого и бурого   цвета.  Древесину  используют для столярных изделий, а гибкие ветки —  для   плетения  мебели. Дерево­прекрасный медонос. 3) На протяжении ряда веков дерево считалась "сорной" породой, его  вырубали за ненадобностью. Сейчас отношение к  дереву  изменилось.  Установлено,  что оно приносит пользу и лесу и человеку. Это дерево —символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались   его посадить. Даже посидеть в тени этого дерева считалось  полезным.  Оно   воспето  в песнях, о ней сложены стихи,  пословицы,  загадки.  Чаще  всего  в   народном представлении дерево это —  тонкая и нежная девушка.         В народной медицине плоды дерева употребляли  для  укрепления  желудка, как  мочегонное  и   кровоостанавливающее   средство;   благодаря   высокому содержанию витаминов варят  из  плодов  варенья,  пастилу,  делают  конфеты, настойки  и  наливки. Древесина ценится  в   столярном   производстве   и   при    изготовлении   музыкальных инструментов. Слайд­ Плохая экология 5 Этап. «Жалобная книга природы» Условия: Каждая команда пишет жалобу от имени животного или растения. (В  конверте – иллюстрация с изображением животного или растения) 6 Этап «Что? Где? Когда? Конкурс капитанов. 1) Назовите первый закон природы? (Все растения и животные могут жить только в тех  местах, где они приспособлены.) 2) Второй закон природы. (В природе ни животные, ни растения не могут жить сами по  себе.Они живут в сообществе с другими растениями и животными.) 3) Зачем растениям плоды? (Чтобы выросли новые плоды.) 4)Кто помогает растениям сажать свои семена? (Ветер, птицы, звери, человек.) 5) Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою? (Лиственница.) 6)Почему листья с верхушки опадают последними? (Потому что они самые молодые.) 7 Этап. «Собери выражение». Условие: Собрать выражение из заданных слогов. Объяснить. Берегите муравейники. Не разжигайте  костер.  Не подходите близко к гнездам птиц. Польза муравьёв: уничтожают насекомых­вредителей; переносят различные семена, поддерживая растительный баланс;  ускоряют разложение растительности, улучшая структуру почвы; У­ Руку,занесённое над веткой, Над гнездом,где затаилась птица,  Над былинкой, над живою клеткой, Удержи,не дай ей опуститься. И пускай твой голос стерегущий Слышит каждый,кто проходит мимо: Помните – природа всемогуща И до безграничности ранима!    (Н.Рудой) 8 Этап.  «Идём в лес» Условие: Распределить иллюстрации на две части. Обосновать свой выбор.  (Топор, соль, спички, стеклянные бутылки, жестяные банки, крошки хлеба, сало, пила,  пакеты для мусора, канистра с бензином, жидкость  для розжига, орешки, семечки,   1) Берём с собой                                                             2) Не берём  9 Этап. Финиш. Кто быстрее? «Чёрный ящик»   Угадай, кто дал объявление. •Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка,  ч…р…паха) •Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (Е…, дикобраз, елка) •Помогу всем, у кого сломался будильник. (П…тух) •Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (М…дведь) •Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что  занятия провожу ночью. (С…ва) •Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.  Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени­отчеству.  Патрикеевной больше не называть! (Л…са) •Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один –  медлительность. (Ч…р…паха) •Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз  в год обращайтесь ко мне.  (Лось) •Что­то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк) 10 Этап. «Творческий» Украсим нашу планету.( На доске­макет земного шара надо  заселить его животными и растениями) Под песню «Наедине со всеми»  в исполнении   В.Леонтьева учащиеся прикрепляют  к земному шару изображения.  У­ Есть просто храм ,есть храм науки. А есть ещё  «Природы Храм» С лесами ,тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам Он свят в любое время суток. Открыт для нас в жару и стынь. Входи в него. Будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. 5. Подведение итогов.

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"

Внеурочная деятельность по русскому языку в 5классе "Экологический марафон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017