Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Оценка 5

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Оценка 5
Семинары
docx
физическая культура +1
Взрослым
28.12.2017
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры
выступление.docx
Внеурочная деятельность учащихся 1­4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной  образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных  и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности,  в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать,  принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры. Сегодня я  буду говорить  о тех критериях, которые могут быть выбраны в качестве ориентиров при определении  результатов обучения и воспитания учащихся во внеурочной деятельности по программе «  Мы танцуем»   В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования  определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности  учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира .  Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы  обеспечить формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных,  коммуникативных.        ­  Познавательные УУД (не предметные) — овладение культурой мышления, способность  видеть и понимать окружающий мир (общеучебные, логические действия, а также действия  постановки и решения проблем);  ­          Регулятивные УУД — действия, направленные на рефлексивную оценку правильности  выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые установки для своих  действий и поступков (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка,  саморегуляция); ­          Коммуникативные УУД — такие действия, которые позволяют ребенку в рамках  взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти свое место  и реализовать свои умения (постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации и др.).  ­   Личностные УУД (ценностно­смысловые) — система установок, интересов, ценностей  учащихся, способствующих развитию мотивации к обучению и познанию.  Итак, в качестве критериев оценки  определили следующие качества:  ­          Когнитивные качества — познавательная активность (эрудиция, любознательность,  ответственное отношение к учению и познанию);  ­          Духовно­нравственные качества — нравственность (сознательность, справедливость,  гуманность, духовность); ­          Социальные качества — социальная активность (самостоятельность, инициативность,  решительность, организованность);  гражданская ответственность (ответственность,  исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе); коммуникабельность  (общительность, выдержка, социальная мобильность);  ­          Ценностно­смысловые качества (система установок, интересов, ценностей  учащихся) — целеустремленность, настойчивость, которые способствуют развитию  устойчивой мотивации к познавательной деятельности.  Таблица     Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся  во внеурочной деятельности. Критерии и показатели оценки  личностных и метапредметных  Показатели оценки личностных и метапредметных результатов УУД/ развиваемые компетенции:  познавательные, ценностные, деятельностные результатов учащихся во внеурочной  деятельности. Когнитивный (познавательный)  компонент Познавательная активность  (эрудиция, любознательность,  ответственное отношение к учению  и познанию)   Развитие данного качества  способствует самопознанию  и саморазвитию учащихся Духовно­нравственный и общекультурный компонент Нравственность (сознательность,  справедливость, гуманность,  духовность).    ­ наличие сформированных познавательных  интересов и общей эрудиции;  — умение самостоятельно находить, отбирать,  анализировать необходимую информацию  — овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно­познавательной  деятельности;  — умение представлять результаты своей  деятельности;  — усвоение и соблюдение социальных норм,  правил поведения, осознанное отношение  к собственным поступкам (культура поведения  с окружающими, культура речи, самоконтроль  и саморегуляция поведения, уважительное  отношение к личности другого);  — приобретение опыта позитивного отношения  к культурным и духовным ценностям общества. — умение быть тактичным, знать и применять  в жизни правила поведения; Социально­адаптивный компонент Гражданская ответственность  (ответственность, исполнительность,  дисциплинированность,  требовательность к себе).  — способность брать на себя ответственность за  решение социально­значимых проблем;  — проявление активной гражданской позиции;  (способность отстаивать собственную  нравственную позицию, проявляющуюся в чувстве долга и ответственности перед гражданским  коллективом, обществом; проявление чувства  гордости за свою страну, народ, историю);  — умение руководствоваться в повседневной  жизни определенными моральными нормами  и ценностями, соблюдение прав и обязанностей  ученика;  — добросовестное выполнение общественных  поручений, участие в проведении мероприятий,  имеющих гражданскую направленность; — проявление потребности делать добрые дела  и приносить пользу обществу. Социальная активность (самостоятельность, инициативность, решительность,  организованность) Умение и способность  адаптироваться в обществе, занимать  активную жизненную позицию. Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность).   Развитие данного качества позволяет  самостоятельно организовывать  ситуацию коммуникативного  взаимодействия. — умение не поддаваться влияниям различных  факторов, которые могут отвлечь от достижения  цели, действовать на основе собственных взглядов и убеждений;  — умение работать творчески, предпринимая  действия и поступки по собственному почину;  — умение принимать и претворять в жизнь  обоснованные, твердые решения;  — умение разумно планировать и организовать  свою деятельность, свободное время с целью  собственного развития  — приобретение коммуникативных навыков  группового общения (способность работать  в команде, умение общаться, дискутировать,  защищать свою точку зрения, выступать публично, стремление устанавливать отношения  взаимопонимания);  — приобретение опыта коллективного  планирования и анализа деятельности;  — способность к выполнению различных ролей  в коллективе при решении учебных и социальных  задач;  — умение четко и корректно излагать свои  мысли; умение давать и получать обратную связь  — способность к анализу собственного поведения и поведения других, способность видеть свои  сильные и слабые стороны.  — умение организовывать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты. Мотивационно­ценностный компонент — это самопознание в себе собственных  побуждений, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и свое поведение. Целеустремленность, настойчивость. — способность и умение подчинять свои действия поставленным целям; Каждый человек в той или иной  степени анализирует свою  деятельность, подводит итоги, строит планы на будущее. Благодаря  развитию данного качества  формируется устойчивая внутренняя  мотивация к обучению и познанию  — способность прилагать определенные усилия  в процессе освоения новых видов деятельности;  — умение мобилизовать свои возможности для  борьбы с трудностями;  — преобладание устойчивых личностных мотивов к познанию (например, знания, используемые для  осуществления в будущем в профессиональной  деятельности, самоутверждение, самооценка);  — осознанный выбор способов личностного  самоопределения (стремление получить высокую  оценку результатов своего труда). Изменения в личностном развитии учащихся могут быть определены с помощью методов:  ­          — диагностики (анкета «Определение уровня социокультурного развития учащихся»,  составленной автором на основе диагностических методик,  разработанных Д. В. Григорьевым, М.Рокичем, О. И. Мотковым, М. И. Рожковым,  М. П. Нечаевым);  ­          — беседы, наблюдения за поведением и эмоционально­нравственным состоянием  учащихся в общении со сверстниками и взрослыми на занятиях и в неформальной обстановке, в организационно­деятельностныхиграх, в дискуссиях по актуальным проблемам, а также при проведении массовых мероприятий.  В качестве формы накопления педагогической информации может быть использован  «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью обучающихся во  внеурочной деятельности», который заполняется педагогом. Другой формой фиксации  личностных и метапредметных результатов учащихся может быть портфель достижений,  который являлся не только современной эффективной формой оценки их успехов, но  и способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков  рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать анализировать собственную деятельность), развивает такие качества, как ответственность, активность,  самостоятельность и самоконтроль. Обобщая, можно сказать, что личностные  и метапредметные результаты интегрируются в такую важную характеристику личности как социокультурная компетентность, включающую совокупность социально­значимых  личностных качеств, проявляющуюся в деятельности и поведении учащихся  и характеризующую их отношение к себе как личности, другим людям, обществу [8].  Социокультурная компетентность — одна из важнейших компетентностей, наиболее  востребованных в современном обществе. В данном случае актуальны слова А. Г. Асмолова,  который отмечает, что «общение, социальная компетентность, коммуникативная  компетентность в коммуникативном веке наиболее востребованы ребенком. Ребенок, да  и взрослый, не имеющий коммуникативной компетентности, неизбежно окажется  аутсайдером» [1]. Внеурочная деятельность в современных условиях является важным  средством становления компетентной личности, которая отвечает задачам построения  гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения  многонационального, поликультурного состава российского общества. В связи с этим целью  любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для  развития социально­значимых личностных качеств ребенка, по формированию  благоприятного психологического климата в детском коллективе, по приобщению учащихся  к нравственным и культурным ценностям общества.    Литература:    1.                  Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен:  сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64),  2014.  2.                  Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты  второго поколения». — М.: «Просвещение». — 2009.  3.                  Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об  организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного  стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования  Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296). 4.                  Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения  федерального государственного образовательного стандарта общего образования  (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля  2011 г. № 03–255).  5.                  Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. — М.: МПСИ;  Воронеж: МОДЭК, 2011  6.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.  7.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru. 8.                   Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного  образования детей: Автореферат дис.... к.п.н.: 13.00.01. Московский педагогический  государственный университет — Москва, 2013.

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2017