Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Оценка 5
Семинары
docx
физическая культура +1
Взрослым
28.12.2017
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры
выступление.docx
Внеурочная деятельность учащихся 14 классов как
средство достижения личностных и метапредметных
образовательных результатов
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной
образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных
и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности,
в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать,
принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры. Сегодня я буду говорить
о тех критериях, которые могут быть выбраны в качестве ориентиров при определении
результатов обучения и воспитания учащихся во внеурочной деятельности по программе «
Мы танцуем»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности
учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира .
Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы
обеспечить формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных.
Познавательные УУД (не предметные) — овладение культурой мышления, способность
видеть и понимать окружающий мир (общеучебные, логические действия, а также действия
постановки и решения проблем);
Регулятивные УУД — действия, направленные на рефлексивную оценку правильности
выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые установки для своих
действий и поступков (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка,
саморегуляция); Коммуникативные УУД — такие действия, которые позволяют ребенку в рамках
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти свое место
и реализовать свои умения (постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации и др.).
Личностные УУД (ценностносмысловые) — система установок, интересов, ценностей
учащихся, способствующих развитию мотивации к обучению и познанию.
Итак, в качестве критериев оценки определили следующие качества:
Когнитивные качества — познавательная активность (эрудиция, любознательность,
ответственное отношение к учению и познанию);
Духовнонравственные качества — нравственность (сознательность, справедливость,
гуманность, духовность);
Социальные качества — социальная активность (самостоятельность, инициативность,
решительность, организованность); гражданская ответственность (ответственность,
исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе); коммуникабельность
(общительность, выдержка, социальная мобильность);
Ценностносмысловые качества (система установок, интересов, ценностей
учащихся) — целеустремленность, настойчивость, которые способствуют развитию
устойчивой мотивации к познавательной деятельности.
Таблица
Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся
во внеурочной деятельности.
Критерии и показатели оценки
личностных и метапредметных
Показатели оценки личностных и метапредметных
результатов УУД/ развиваемые компетенции:
познавательные, ценностные, деятельностные результатов учащихся во внеурочной
деятельности.
Когнитивный (познавательный)
компонент
Познавательная активность
(эрудиция, любознательность,
ответственное отношение к учению
и познанию)
Развитие данного качества
способствует самопознанию
и саморазвитию учащихся
Духовнонравственный и общекультурный компонент
Нравственность (сознательность,
справедливость, гуманность,
духовность).
наличие сформированных познавательных
интересов и общей эрудиции;
— умение самостоятельно находить, отбирать,
анализировать необходимую информацию
— овладение знаниями, умениями целеполагания,
планирования, анализа учебнопознавательной
деятельности;
— умение представлять результаты своей
деятельности;
— усвоение и соблюдение социальных норм,
правил поведения, осознанное отношение
к собственным поступкам (культура поведения
с окружающими, культура речи, самоконтроль
и саморегуляция поведения, уважительное
отношение к личности другого);
— приобретение опыта позитивного отношения
к культурным и духовным ценностям общества.
— умение быть тактичным, знать и применять
в жизни правила поведения;
Социальноадаптивный компонент
Гражданская ответственность
(ответственность, исполнительность,
дисциплинированность,
требовательность к себе).
— способность брать на себя ответственность за
решение социальнозначимых проблем;
— проявление активной гражданской позиции;
(способность отстаивать собственную
нравственную позицию, проявляющуюся в чувстве
долга и ответственности перед гражданским
коллективом, обществом; проявление чувства
гордости за свою страну, народ, историю);
— умение руководствоваться в повседневной
жизни определенными моральными нормами
и ценностями, соблюдение прав и обязанностей
ученика;
— добросовестное выполнение общественных
поручений, участие в проведении мероприятий,
имеющих гражданскую направленность; — проявление потребности делать добрые дела
и приносить пользу обществу.
Социальная активность (самостоятельность, инициативность, решительность,
организованность)
Умение и способность
адаптироваться в обществе, занимать
активную жизненную позицию.
Коммуникабельность (общительность,
выдержка, социальная мобильность).
Развитие данного качества позволяет
самостоятельно организовывать
ситуацию коммуникативного
взаимодействия.
— умение не поддаваться влияниям различных
факторов, которые могут отвлечь от достижения
цели, действовать на основе собственных взглядов
и убеждений;
— умение работать творчески, предпринимая
действия и поступки по собственному почину;
— умение принимать и претворять в жизнь
обоснованные, твердые решения;
— умение разумно планировать и организовать
свою деятельность, свободное время с целью
собственного развития
— приобретение коммуникативных навыков
группового общения (способность работать
в команде, умение общаться, дискутировать,
защищать свою точку зрения, выступать публично,
стремление устанавливать отношения
взаимопонимания);
— приобретение опыта коллективного
планирования и анализа деятельности;
— способность к выполнению различных ролей
в коллективе при решении учебных и социальных
задач;
— умение четко и корректно излагать свои
мысли; умение давать и получать обратную связь
— способность к анализу собственного поведения
и поведения других, способность видеть свои
сильные и слабые стороны.
— умение организовывать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь
разрешать конфликты.
Мотивационноценностный компонент — это самопознание в себе собственных
побуждений, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и свое поведение.
Целеустремленность, настойчивость. — способность и умение подчинять свои действия
поставленным целям; Каждый человек в той или иной
степени анализирует свою
деятельность, подводит итоги, строит
планы на будущее. Благодаря
развитию данного качества
формируется устойчивая внутренняя
мотивация к обучению и познанию
— способность прилагать определенные усилия
в процессе освоения новых видов деятельности;
— умение мобилизовать свои возможности для
борьбы с трудностями;
— преобладание устойчивых личностных мотивов
к познанию (например, знания, используемые для
осуществления в будущем в профессиональной
деятельности, самоутверждение, самооценка);
— осознанный выбор способов личностного
самоопределения (стремление получить высокую
оценку результатов своего труда).
Изменения в личностном развитии учащихся могут быть определены с помощью методов:
— диагностики (анкета «Определение уровня социокультурного развития учащихся»,
составленной автором на основе диагностических методик,
разработанных Д. В. Григорьевым, М.Рокичем, О. И. Мотковым, М. И. Рожковым,
М. П. Нечаевым);
— беседы, наблюдения за поведением и эмоциональнонравственным состоянием
учащихся в общении со сверстниками и взрослыми на занятиях и в неформальной обстановке,
в организационнодеятельностныхиграх, в дискуссиях по актуальным проблемам, а также при
проведении массовых мероприятий.
В качестве формы накопления педагогической информации может быть использован
«Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью обучающихся во
внеурочной деятельности», который заполняется педагогом. Другой формой фиксации
личностных и метапредметных результатов учащихся может быть портфель достижений,
который являлся не только современной эффективной формой оценки их успехов, но
и способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков
рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать анализировать
собственную деятельность), развивает такие качества, как ответственность, активность,
самостоятельность и самоконтроль. Обобщая, можно сказать, что личностные
и метапредметные результаты интегрируются в такую важную характеристику личности как социокультурная компетентность, включающую совокупность социальнозначимых
личностных качеств, проявляющуюся в деятельности и поведении учащихся
и характеризующую их отношение к себе как личности, другим людям, обществу [8].
Социокультурная компетентность — одна из важнейших компетентностей, наиболее
востребованных в современном обществе. В данном случае актуальны слова А. Г. Асмолова,
который отмечает, что «общение, социальная компетентность, коммуникативная
компетентность в коммуникативном веке наиболее востребованы ребенком. Ребенок, да
и взрослый, не имеющий коммуникативной компетентности, неизбежно окажется
аутсайдером» [1]. Внеурочная деятельность в современных условиях является важным
средством становления компетентной личности, которая отвечает задачам построения
гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного состава российского общества. В связи с этим целью
любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для
развития социальнозначимых личностных качеств ребенка, по формированию
благоприятного психологического климата в детском коллективе, по приобщению учащихся
к нравственным и культурным ценностям общества.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен:
сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64),
2014.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты
второго поколения». — М.: «Просвещение». — 2009.
3. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного
стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования
Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296). 4. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения
федерального государственного образовательного стандарта общего образования
(приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля
2011 г. № 03–255).
5. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. — М.: МПСИ;
Воронеж: МОДЭК, 2011
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru. 8.
Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного
образования детей: Автореферат дис.... к.п.н.: 13.00.01. Московский педагогический
государственный университет — Москва, 2013.
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.