ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Зульфия Псянчина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Все файлы публикации > выступление.docx
Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Внеурочная деятельность учащихся 1­4 классов как
средство достижения личностных и метапредметных
образовательных результатов
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной
образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных
и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности,
в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать,
принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры. Сегодня я буду говорить
о тех критериях, которые могут быть выбраны в качестве ориентиров при определении
результатов обучения и воспитания учащихся во внеурочной деятельности по программе «
Мы танцуем»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности
учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира .
Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы
обеспечить формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных.
­ Познавательные УУД (не предметные) — овладение культурой мышления, способность
видеть и понимать окружающий мир (общеучебные, логические действия, а также действия
постановки и решения проблем);
­ Регулятивные УУД — действия, направленные на рефлексивную оценку правильности
выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые установки для своих
действий и поступков (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка,
саморегуляция);

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

­ Коммуникативные УУД — такие действия, которые позволяют ребенку в рамках
взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти свое место
и реализовать свои умения (постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации и др.).
­ Личностные УУД (ценностно­смысловые) — система установок, интересов, ценностей
учащихся, способствующих развитию мотивации к обучению и познанию.
Итак, в качестве критериев оценки определили следующие качества:
­ Когнитивные качества — познавательная активность (эрудиция, любознательность,
ответственное отношение к учению и познанию);
­ Духовно­нравственные качества — нравственность (сознательность, справедливость,
гуманность, духовность);
­ Социальные качества — социальная активность (самостоятельность, инициативность,
решительность, организованность); гражданская ответственность (ответственность,
исполнительность, дисциплинированность, требовательность к себе); коммуникабельность
(общительность, выдержка, социальная мобильность);
­ Ценностно­смысловые качества (система установок, интересов, ценностей
учащихся) — целеустремленность, настойчивость, которые способствуют развитию
устойчивой мотивации к познавательной деятельности.
Таблица
Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся
во внеурочной деятельности.
Критерии и показатели оценки
личностных и метапредметных
Показатели оценки личностных и метапредметных
результатов УУД/ развиваемые компетенции:
познавательные, ценностные, деятельностные

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

результатов учащихся во внеурочной
деятельности.
Когнитивный (познавательный)
компонент
Познавательная активность
(эрудиция, любознательность,
ответственное отношение к учению
и познанию)
Развитие данного качества
способствует самопознанию
и саморазвитию учащихся
Духовно­нравственный и общекультурный компонент
Нравственность (сознательность,
справедливость, гуманность,
духовность).
­ наличие сформированных познавательных
интересов и общей эрудиции;
— умение самостоятельно находить, отбирать,
анализировать необходимую информацию
— овладение знаниями, умениями целеполагания,
планирования, анализа учебно­познавательной
деятельности;
— умение представлять результаты своей
деятельности;
— усвоение и соблюдение социальных норм,
правил поведения, осознанное отношение
к собственным поступкам (культура поведения
с окружающими, культура речи, самоконтроль
и саморегуляция поведения, уважительное
отношение к личности другого);
— приобретение опыта позитивного отношения
к культурным и духовным ценностям общества.
— умение быть тактичным, знать и применять
в жизни правила поведения;
Социально­адаптивный компонент
Гражданская ответственность
(ответственность, исполнительность,
дисциплинированность,
требовательность к себе).
— способность брать на себя ответственность за
решение социально­значимых проблем;
— проявление активной гражданской позиции;
(способность отстаивать собственную
нравственную позицию, проявляющуюся в чувстве
долга и ответственности перед гражданским
коллективом, обществом; проявление чувства
гордости за свою страну, народ, историю);
— умение руководствоваться в повседневной
жизни определенными моральными нормами
и ценностями, соблюдение прав и обязанностей
ученика;
— добросовестное выполнение общественных
поручений, участие в проведении мероприятий,
имеющих гражданскую направленность; —

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

проявление потребности делать добрые дела
и приносить пользу обществу.
Социальная активность (самостоятельность, инициативность, решительность,
организованность)
Умение и способность
адаптироваться в обществе, занимать
активную жизненную позицию.
Коммуникабельность (общительность,
выдержка, социальная мобильность).
Развитие данного качества позволяет
самостоятельно организовывать
ситуацию коммуникативного
взаимодействия.
— умение не поддаваться влияниям различных
факторов, которые могут отвлечь от достижения
цели, действовать на основе собственных взглядов
и убеждений;
— умение работать творчески, предпринимая
действия и поступки по собственному почину;
— умение принимать и претворять в жизнь
обоснованные, твердые решения;
— умение разумно планировать и организовать
свою деятельность, свободное время с целью
собственного развития
— приобретение коммуникативных навыков
группового общения (способность работать
в команде, умение общаться, дискутировать,
защищать свою точку зрения, выступать публично,
стремление устанавливать отношения
взаимопонимания);
— приобретение опыта коллективного
планирования и анализа деятельности;
— способность к выполнению различных ролей
в коллективе при решении учебных и социальных
задач;
— умение четко и корректно излагать свои
мысли; умение давать и получать обратную связь
— способность к анализу собственного поведения
и поведения других, способность видеть свои
сильные и слабые стороны.
— умение организовывать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь
разрешать конфликты.
Мотивационно­ценностный компонент — это самопознание в себе собственных
побуждений, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и свое поведение.
Целеустремленность, настойчивость. — способность и умение подчинять свои действия
поставленным целям;

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Каждый человек в той или иной
степени анализирует свою
деятельность, подводит итоги, строит
планы на будущее. Благодаря
развитию данного качества
формируется устойчивая внутренняя
мотивация к обучению и познанию
— способность прилагать определенные усилия
в процессе освоения новых видов деятельности;
— умение мобилизовать свои возможности для
борьбы с трудностями;
— преобладание устойчивых личностных мотивов
к познанию (например, знания, используемые для
осуществления в будущем в профессиональной
деятельности, самоутверждение, самооценка);
— осознанный выбор способов личностного
самоопределения (стремление получить высокую
оценку результатов своего труда).
Изменения в личностном развитии учащихся могут быть определены с помощью методов:
­ — диагностики (анкета «Определение уровня социокультурного развития учащихся»,
составленной автором на основе диагностических методик,
разработанных Д. В. Григорьевым, М.Рокичем, О. И. Мотковым, М. И. Рожковым,
М. П. Нечаевым);
­ — беседы, наблюдения за поведением и эмоционально­нравственным состоянием
учащихся в общении со сверстниками и взрослыми на занятиях и в неформальной обстановке,
в организационно­деятельностныхиграх, в дискуссиях по актуальным проблемам, а также при
проведении массовых мероприятий.
В качестве формы накопления педагогической информации может быть использован
«Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью обучающихся во
внеурочной деятельности», который заполняется педагогом. Другой формой фиксации
личностных и метапредметных результатов учащихся может быть портфель достижений,
который являлся не только современной эффективной формой оценки их успехов, но
и способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков
рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать анализировать
собственную деятельность), развивает такие качества, как ответственность, активность,
самостоятельность и самоконтроль. Обобщая, можно сказать, что личностные
и метапредметные результаты интегрируются в такую важную характеристику личности как

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

социокультурная компетентность, включающую совокупность социально­значимых
личностных качеств, проявляющуюся в деятельности и поведении учащихся
и характеризующую их отношение к себе как личности, другим людям, обществу [8].
Социокультурная компетентность — одна из важнейших компетентностей, наиболее
востребованных в современном обществе. В данном случае актуальны слова А. Г. Асмолова,
который отмечает, что «общение, социальная компетентность, коммуникативная
компетентность в коммуникативном веке наиболее востребованы ребенком. Ребенок, да
и взрослый, не имеющий коммуникативной компетентности, неизбежно окажется
аутсайдером» [1]. Внеурочная деятельность в современных условиях является важным
средством становления компетентной личности, которая отвечает задачам построения
гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного состава российского общества. В связи с этим целью
любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для
развития социально­значимых личностных качеств ребенка, по формированию
благоприятного психологического климата в детском коллективе, по приобщению учащихся
к нравственным и культурным ценностям общества.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен:
сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64),
2014.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно­
нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты
второго поколения». — М.: «Просвещение». — 2009.
3. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного
стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования
Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

4. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения
федерального государственного образовательного стандарта общего образования
(приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля
2011 г. № 03–255).
5. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. — М.: МПСИ;
Воронеж: МОДЭК, 2011
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mon.gov.ru. 8.
Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного
образования детей: Автореферат дис.... к.п.н.: 13.00.01. Московский педагогический
государственный университет — Москва, 2013.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл