Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета«Смотрю на мир глазами художника» примерной программы художественно-эстетического направления Е.И. Коротеевой. Данная программа тесно связана с программами по изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.Н. Неменского, а так же с программами по технологии Н.И.Роговцевой, Н.А. Цирулик, 1-4 классы для учащихся 1 класса на основе требований к (метапредметным, предметным) результатам ООП НОО МБОУ «СОШ № 24» на 2016-2017гг., в соответствии с ФГОС НОО Рабочая программа «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся 1 класса рассчитана на 33 часов ( 1 часов в неделю) в соответствии с БУП.
Класс – 1
Количество занятий в неделю – 1
Количество часов в год – 33
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
обучающие:
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитать нравственные качества детей;
формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
развивающие:
развивать образное мышление, творческие способности;
формировать эстетический и художественный вкус;
содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 16,5занятия. Возраст обучающихся с 7 до 11 лет, в группе от 5 до 10 человек.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Живопись (6) 1«Золотая осень» 2«Радуга и праздник красок». 3«Цветы и бабочки», 4«Подводный мир». 5«Солнышко 6 "Живая капля".
|
индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная коллективная
|
Работа с акварелью, приёмы работы кистью, мазок Работа с акварелью, рисуем радугу Работа с гуашью, украшение цветов и бабочек Работа с восковыми мелка акварель Работа с гуашью Работа с акварелью создание картинок |
2. |
Графика (6) 1Рисунок- вид графики. Графические материалы и их использование. 2Ах уж это линия. Виды линий. 3Шелест травы. 4.Веточка ели. 5Деревья. 6.Забавные животные |
|
Знакомство с графическими материалами, выполнение упражнений. Работа с цветными карандашами, фломастерами. Работа с цветными карандашами Работа с восковыми мелками Работа с цветными и простым карандашом |
3. |
Скульптура(5) 1. Лепка овощи и фрукты 2.Домик 3.Цветы 4.Лепка животных 5. Лепка посуда
|
|
Работа с пластилином, знакомство с приёмами работы с пластилином |
4. |
Аппликация(5) 1. Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки) 2. Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. 3. Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D) 4. Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль. 5. Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке» Коллективная работа. |
|
Работа с цветной бумагой, приёмы работы из цветной бумаги.
|
5. |
Бумажная пластика (5) 1. Чудесное превращение бумажного листа 2. Базовая форма «Книжка» 3. Мозаика из бумаги 4. Объёмные изделия из коробочек 5. Моделирование игрушек из цветной бумаги |
|
Складывание листа, приёмы работы с бумагой, изготовление поделок из коробочек |
6. |
Работа с природным материалом (5) 1. Аппликация из осенних листьев 2. Поделки из шишек 3. Макаронные картинки 4. Кофейные зёрна. составление картинок 5. Ершистые человечки. |
|
Работа с разным природным материалом, изготовление поделок |
7. |
Организация и обсуждение детских работ(1)
|
|
Оформление творческих работ к выставке и организация итоговой выставки «НАШ ВЕРНИСАЖ- |
|
Итого 3:3ч. |
|
|
Планируемые результаты
«Ученик научится»
Личностные результаты:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Предметные результаты:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
азличать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.
«Ученик получит возможность научиться»
Личностные результаты:
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.
Метапредметные результаты:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Предметные результаты:
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
просторный оборудованный кабинет;
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
оборудование: ножницы, лекало, резцы.
шкаф для хранения изделий, материалов;
коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
пополнение периодической литературы и книг по темам;
дидактический материал;
наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
педагог дополнительного образования.
4. Организационно-педагогические условия:
сотрудничество с другими коллективами;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата проведения* |
Темы |
Количество часов |
1 |
7.11 |
«Золотая осень»
|
1 |
2 |
21.11 |
«Радуга и праздник красок» |
1 |
3 |
5.12 |
«Цветы и бабочки» |
1 |
4 |
19.12 |
«Подводный мир». |
1 |
5 |
|
«Солнышко» |
1 |
6 |
|
"Живая капля". |
1 |
7 |
|
Рисунок- вид графики. Графические материалы и их использование |
1 |
8 |
|
Ах уж это линия. Виды линий.
|
1 |
9 |
|
Шелест травы.
|
1 |
10 |
|
Веточка ели. |
1 |
11 |
|
Деревья.
|
1 |
12 |
|
. Лепка овощи и фрукты
|
1 |
13 |
|
Домик
|
1 |
14 |
|
Цветы
|
1 |
15 |
|
Лепка животных |
1 |
16 |
|
Лепка посуда
|
1 |
17 |
|
Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки)
. |
1 |
18 |
|
Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. |
1 |
19 |
|
. Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D)
|
1 |
20 |
|
Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке» Коллективная работа |
1 |
21 |
|
Чудесное превращение бумажного листа
|
1 |
22 |
|
Базовая форма «Книжка»
|
1 |
23 |
|
Мозаика из бумаги |
1 |
24 |
|
Объёмные изделия из коробочек |
1 |
25 |
|
Моделирование игрушек из цветной бумаги |
1 |
26 |
|
Аппликация из осенних листьев
|
1 |
27 |
|
Поделки из шишек |
1 |
28 |
|
. Макаронные картинки
|
1 |
29 |
|
Кофейные зёрна. составление картинок
|
1 |
30 |
|
Ершистые человечки. |
1 |
31 |
|
Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль |
1 |
32 |
|
Забавные животные |
1 |
33 |
|
Вернисаж |
1 |
Список литературы
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
арадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев - М.: Эксмо. – 2006;
Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Высшая школа. – 1989;
Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;
Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.
Неменский Б. М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;
Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;
Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
. Диапроектор
· Экран
· Компьютер
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.