Внеурочное мероприятие в 1 классе по теме: «Сувенирные пасхальные яйца»
Оценка 4.7

Внеурочное мероприятие в 1 классе по теме: «Сувенирные пасхальные яйца»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
1 кл
13.01.2017
Внеурочное мероприятие в 1 классе по теме: «Сувенирные пасхальные яйца»
На занятии учащиеся знакомятся с традициями росписи пасхального яйца, с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки; развивают познавательную активность, где прослеживается любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; учащиеся приобретают умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважают мнение товарища, развивают самовыражение посредством художественных символов.
Внеклассное мероприятие Сувенирные пасхальные яйца.doc

 

Внеурочное мероприятие в 1 классе

Тема: «Сувенирные пасхальные яйца»
Цель:
научить составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.
Задачи:
учебные: познакомить с историей возникновения пасхальных яиц, углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи
пасхальных яиц с использованием символики писанки;
метапредметные: развивать познавательную активность
, воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;

личностные: развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища, развивать самовыражение посредством художественных символов.

 Оборудование: презентация «Сувенирные пасхальные яйца», сувенирные пасхальные яйца, для учащихся -  лист бумаги, шаблон яйца, карандаш, краски, кисти, банки с водой.

 

                                                                 Конспект мероприятия

I. Организационный момент.

Действия учителя

Приветствие учащихся. Проверка наличия рабочего материала.

Действия учащихся

Проверяют готовность школьных принадлежностей, посадку.

Действия учителя

 - Сегодня нам предстоит преодолеть много преград, столкнуться с трудностями.  

- Тему нашего мероприятия вы назовёте сами, опираясь на предложенные рисунки. (Каждому ребёнку выдан рисунок с изображением сувенирного пасхального яйца.)

Действия учащихся

Дети рассматривают рисунки и называют тему (Сувенирные пасхальные яйца).

Слайд 1

II. Подготовительный этап. Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию.

 

Действия учителя

- Что такое пасхальные яйца?

Слайд 2

Действия учащихся

Работа в группах. Дети делятся на 3 группы по желанию.

Дети обсуждают в группах и высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Пасха́льные я́йца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Яйцо – сотворение мира, начало мира. Вот и славяне его так же видели. В некоторых местах, считалось, что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля. Вот тебе и вселенная.

Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе…

- Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца?

Действия учащихся

Дети высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Почему принято дарить на Пасху друг другу расписанные яйца?

Действия учащихся

Дети высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

 - Что символизировала красная окраска яиц?

Действия учащихся

Дети высказывают свои мнения.

Действия учителя

- Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

III. Определение  деятельности.

Действия учителя

- Теперь вы знаете, что такое пасхальные яйца и почему принято дарить друг другу на Пасху расписанные яйца.

1) Постановка цели и задач.

 У каждого ребёнка на парте лежит шаблон яйца.

- Какую цель мы ставим перед собой?

Действия учащихся

Ответы детей (цель: создать эскиз пасхального яйца).

Действия учителя

- Какие задачи? Что нужно сделать, чтобы добиться цели?

Действия учащихся

Ответы детей (задачи: познакомиться  с обычаями и традициями пасхальных яиц,  познакомиться с особенностями росписи, научиться составлять эскизы росписи пасхальных яиц).

Действия учителя

2) Постановка проблемы.

- Какая проблема стоит перед нами? На какой вопрос мы должны ответить?

Действия учащихся

Ответы детей (проблема: как правильно расписать своё сувенирное пасхальное яйцо?)

Действия учителя

3) Формулировка гипотезы.

 Действия учащихся

Дети высказывают свои гипотезы.

Действия учителя

- Если не знаешь обычаи и традиции, связанные с пасхальным яйцом,  а также  особенности росписи, нельзя составить эскизы росписи сувенирных пасхальных яиц – писанок.

 

IV. Практическая работа - исследование.

Действия учителя

1) Подведение к пониманию детей о недостаточности знаний по теме.

- Какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, вы знаете?

Слайд 3

Действия учащихся

Ответы детей.

Действия учителя

- Какие виды росписи пасхальных яиц вы знаете?

Действия учащихся

Ответы детей. Дети осознают нехватку знаний.

Действия учителя

- Можем ли мы сейчас, на данном этапе мероприятия, узнать об обрядах?

Действия учащихся

Ответы детей.

Действия учителя

2) Сбор информации.

-  Где можно добыть недостающие знания?

Действия учащихся

Ответы детей: в дополнительной литературе или в интернете.

Действия учителя

- Используя электронные ресурсы интернет, найдите ответ на вопрос: какие обряды, связанные с пасхальным яйцом, существовали?

Действия учащихся

Работа в группах. У каждой группы свой ноутбук с выходом в интернет. Анализ собранной информации.

Действия учителя

3) Выступление.

-Выберите 1 члена группы для того, чтобы рассказать или зачитать тот материал, который вы нашли.

Действия учащихся

Выбирают 1 выступающего,  учащийся из каждой группы с места рассказывает или зачитывает ответ.

Действия учителя

4) Сравнение и обобщение полученной информации.

- Посмотрите на экран, давайте сравним, все ли обычаи мы назвали.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Действия учащихся

Дети смотрят на экран и сравнивают свои ответы с предложенными учителем.

Действия учителя

5)  Знакомство с видами росписи пасхальных яиц.

Игра «Угадай - ка».

- Перед вами 3 эскиза пасхального яйца, выберете из группы одного человека, чтобы он вышел к доске и  взял один эскиз.

Действия учащихся

Выбирают и  посылают одного члена группы к доске.

К доске выходят 3 учащихся. Каждый выбирает эскиз  яйца, не видя как эскиз раскрашен с обратной стороны.

Действия учителя

- Вернитесь к своей группе и посмотрите, как расписано яйцо.

- Обсудите в группе и ответьте на вопрос: «К какому виду росписи относится пасхальное яйцо?»

Действия учащихся

(У 1 группы – крашенка, у 2 – крапанка, у 3 – писанка)

Обсуждают в группах, у кого какой эскиз пасхального яйца, выдвигают предположения.

Действия учителя

- Сравним ваши предположения с эталоном.

Слайд 8

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Ещё были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Действия учащихся

Дети сравнивают и делают выводы по видам росписи пасхальных яиц (крашенка, крапанка, писанка).

6)  Изучение теоретического материала.

 Действия учителя

- Какой вид росписи самый сложный? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Действия учащихся

Ответы детей.

Действия учителя

- Послушайте небольшое сообщение на тему «Писанки».

Действия учащихся

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Во времена, когда существовало язычество, считалось, то, от чего должна освободиться душа, выходит и покидает человека, а то, чего не хватало, получает путь в его жизнь. В дохристианское время они имели огромное значение, в Красном Углу всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, ими оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов и целительских, и бытовых. Но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берется писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Или яйцо выпадет, или краска не ляжет, или много клякс будет.

Действия учителя

- Можем ли мы сейчас составить эскиз писанки? 

Действия учащихся

Ответы детей (не можем составить эскиз, так как не знаем,  какие цвета и символы нужно использовать).

Действия учителя

- Попробуйте определить основные цвета орнамента писанки и символы, используя пасхальные яйца (каждой группе выдаётся 1 пасхальное яйцо – писанка).

Слайд 9

Действия учащихся

Рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета писанки. Обобщают. Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Линии развода обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, развод желтый. Фон писанки может быть также красный или черный.

Действия учителя

- Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна — символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

7) Практическая работа.

Действия учителя

- Сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз для росписи писанки.

- Форму яйца обведите по шаблону. Рисунок попробуйте составить самостоятельно.

- По каким параметрам будут оцениваться ваши работы? (Как они должны выглядеть?  Что работы должны доказать?)

Действия учащихся

Ответы детей  (работы должны быть выполнены аккуратно с использованием основных цветов и символов росписи писанок).

Каждый ребёнок создаёт свой эскиз пасхального яйца.

V. Итог. Выставка работ.

Действия учителя

- Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.

- Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в Коломые, Украина. Музею писанки более 30 лет, а здание-яйцо моложе (постройка 2000 года).
Музей построен строго по логике: три этажа, верх расписан звездами и главной звездой Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.

На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина 8, а ширина 5 м.

1) Проверка выдвинутой гипотезы.

- Подтверждается ли гипотеза, которую мы выдвинули?

-Докажите.

Действия учащихся

Ответы детей. Доказывают, опираясь на свои эскизы.

Действия учителя

2) Рефлексия.

- Трудно ли было выполнять данный эскиз?

-В чем были затруднения?

-Как вы оцениваете свою работу  (эскиз «Пасхальные яйца»)?

Действия учащихся

Самооценка. Ученики внизу альбомного листа красным карандашом рисуют рот с улыбкой или без улыбки.

 Действия учителя

- Хотели бы вы выполнить ещё эскиз или расписать пасхальное яйцо?

Действия учащихся

Ответы детей.

 Действия учителя

- На следующем занятии, вы будете расписывать пасхальные яйца, используя свои эскизы.

 

Результат исследовательской деятельности

Результатом исследовательской деятельности стала выставка эскизов пасхальных яиц – писанок. Все эскизы выполнены правильно, с использованием основных цветов и символов росписи писанок.

 В ходе исследовательской деятельности дети познакомились с историей возникновения пасхальных яиц, узнали об обычаях и традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внеурочное мероприятие в 1 классе

Внеурочное мероприятие в 1 классе

Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный,

Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный,

Дети высказывают свои гипотезы

Дети высказывают свои гипотезы

Игра «Угадай - ка». - Перед вами 3 эскиза пасхального яйца, выберете из группы одного человека, чтобы он вышел к доске и взял один эскиз

Игра «Угадай - ка». - Перед вами 3 эскиза пасхального яйца, выберете из группы одного человека, чтобы он вышел к доске и взял один эскиз

Действия учащихся Рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета писанки

Действия учащихся Рассматривают пасхальные яйца и определяют основные цвета писанки

Трудно ли было выполнять данный эскиз? -В чем были затруднения? -Как вы оцениваете свою работу (эскиз «Пасхальные яйца»)?

Трудно ли было выполнять данный эскиз? -В чем были затруднения? -Как вы оцениваете свою работу (эскиз «Пасхальные яйца»)?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017