Михайлова Инна Аркадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3» п. Пурпе Пуровского района
Внеурочное занятие по духовно – нравственному направлению «Я – гражданин» «Знай и люби свой край» (2 класс).
Технологическая карта занятия.
Тема |
«Знай и люби свой край» |
|
Планируемые результаты |
Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности.
Метапредметные: контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение (регулятивные УУД).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей. (познавательные УУД).
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативные УУД). |
|
Основные понятия |
|
|
Ресурсы |
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, картинки (с изображением клюквы, брусники, черники, голубики), справочные пособия для учащихся «Азбука Ямала» (автор В.Быковский), заготовка для создания панно «Северный край». |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в малых группах. |
|
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Самоопределение учебной деятельности. Организация учебной деятельности. |
Организует беседу: Сегодня мы с вами перелистаем страницы очень интересного журнала под названием «Знай и люби свой край» (слайд №1) Мы поговорим о нашем северном крае: его растительном и животном мире, о малых народах, проживающих здесь. Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. |
Включаются в деловой ритм внеурочного занятия. Отвечают на вопросы учителя. |
II. Актуализация знаний учащихся.
|
Организует беседу и поэтапную работу (учащиеся работают на интерактивной доске) - а) Наш прекрасный белый-белый Север (слайд №2) -Как называется страна, в которой мы живем? - -Как называется край, в котором мы живем? - -Покажите по карте. - -Назовите главный город ЯНАО. - -Покажите по карте. - Назовите и покажите по карте административный центр Пуровского района. - Какие народы живут у нас? - Как называется жилище ненцев и хантов? Найдите информацию про чум в энциклопедии «Азбука Ямала» и кратко расскажите самое главное. Чум это северное жилище, покрытое шкурами оленя. На один чум требуется 70 - 80 шкур оленей. Чум перевозят на нартах. Нарты - это северная повозка, напоминает сани. Ездят на нартах и зимой и летом, запрягая в них оленей. Собирают и разбирают чум в основном женщины. Женщина ведёт хозяйство, она хранительница домашнего очага. О ней судят по обшивке чума, одежде её детей, мужа и всех, кто носит вещи, изготовленные ею. А мужчины занимаются охотой, рыболовством. Какое главное занятие ненцев? (оленеводство).
Найдите информацию, какое значение имеет олень для северных народов в энциклопедии «Азбука Ямала» и кратко расскажите самое главное.
- Оленей ненцы используют и как транспортное средство, незаменимое в условиях тундры. От оленей получают: пищу (мясо), одежду (шкуры) и жилище, для которого используют шкуры оленей. Олени питаются ягелем, лишайниками, зеленью кустарников, берёз, любят грибы. - На чем ездят ханты и ненцы? (на нартах). Найдите информацию, что такое нарты в энциклопедии «Азбука Ямала» и кратко расскажите самое главное. Нарты – длинные узкие сани, предназначенные для езды на северных оленях. Бывают ездовые, грузовые и детские. Скорость езды 15 км в час, а во время спортивных соревнований – 30 км в час. - О чем поговорили на этом этапе занятия? - Вместе с вами мы начнём панно «Северный край». - Уже можно прикрепить фигурки с изображением чума, людей, оленя с нартами. Физультминутка. Показать, как качаются деревья на ветру; как кружатся снежинки.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; (познавательные УУД).
Б)Что в северном краю растет?(слайд №3) Групповая работа - по 4 человека 4 группы. Сравнение с эталоном. Игра «Узнай по описанию и собери мозаику». Учащиеся узнают растения, а затем собирают их из разрезных картинок и сравнивают с эталоном.
1.Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет (голубика). 2. Вечнозеленый кустарник из семейства брусничных в высоту20—25 см, листья толстые. Цветки мелкие, бело-розовые, Плоды —ярко-красные, блестящие ягоды, созревают в августе — начале сентября (брусника). 3. Это растение еще называют чернега. Растет в, хвойно-лиственных и сосновых лесах. В медицине используют ягоды и листья. Содержит вещества, улучшающие остроту зрения (черника). 4. Это растение часто называют болотным виноградом. Образует заросли на торфяных болотах в северных районах европейской части России. Ягоды, собранные поздней осенью, при наступлении заморозков более вкусные, сочные, кислые (клюква.) Чему учились на данном этапе занятия? Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (познавательные УУД). Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативные УУД). в) Кто в северном краю живет? (слайд №4). Очень много зверей обитает в нашем крае, вспомним, кто они. На
интерактивной доске нужно исключить лишних животных. -Как нужно относиться к природе? Составление панно. Физкультминутка. Изобразить движения зайца, медведя, белки.
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (познавательные УУД). |
Выполняют поэтапно задания учителя, отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся выполняют задания. |
IV. Рефлексия деятельности. |
Организует подведение итога занятия: - Подведите итог занятия, дополнив данное предложение: «Я сегодня узнал - (запомнил, - научился, - удивился, - повторил) ….». - Создали панно «Северный край» (Совместная деятельность учащихся и учителя). Выставка книг и поделок. |
Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Подводят итог занятия. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.