Внутришкольная олимпиадная работа по русскому языку и литературе для 8 класса
Оценка 4.8

Внутришкольная олимпиадная работа по русскому языку и литературе для 8 класса

Оценка 4.8
Конкурсы +1
docx
русская литература +1
8 кл
05.01.2017
Внутришкольная олимпиадная работа по русскому языку и литературе для 8 класса
Работа с текстом (анализ фрагмента из повести Ал.Грина "Алые Паруса"), задания по морфологии, синтаксисе, пунктуации и т. д. Схема и критерии оценивания. роль. Возможный вариант ответа: «Отрывок наполнен радостным светлым чувством ожидания чуда, невероятной, прекрасной сказки. Само описание новой необыкновенной игрушки как бы вводит нас в сказку, что помогают передать определение «алые паруса», эпитет «пламенный веселый цвет», метафоры: «цвет так ярко горел в ее руке», «пленившее ее судно», «паруса тотчас сверкнули алым отражением», «свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением»; «алое сверкание парусов»; сравнение «так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь».
внутришкольная олимпиадная работа по русскому языку и литературе для 8 класса.docx

Комратский Теоретический лицей им.Д.Карачобана

Внутрилицейская олимпиадная работа

по русскому языку и литературе

для учащихся 8-х классов.

 

    Прочитайте внимательно фрагмент и выполните задания.

  Однажды, девочка перебирала игрушки; из них  две-три оказались  новинкой для нее... Одна была  миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков  шелка... Ассоль пришла в  восхищение.  Пламенный веселый цвет так  ярко горел в ее руке, как будто  она держала огонь. Дорогу пересекал ручей, с  переброшенным через него жердяным мостиком…Отойдя в лес за мостик, по течению  ручья,  девочка осторожно спустила  на  воду  у  самого  берега пленившее  ее  судно;  паруса тотчас сверкнули  алым отражением  в прозрачной воде:  свет, пронизывая материю,  лег дрожащим розовым  излучением  на белых камнях  дна...вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом  к середине ручья, и, как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз...

       Ассоль совсем было потеряла из вида  алое сверкание парусов…С  невысокого,  изрытого корнями обрыва она  увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к  ней,  сидит  человек,  держа  в  руках  сбежавшую  яхту,  и  всесторонне рассматривает   ее  с любопытством   слона,  поймавшего  бабочку…

     Но перед ней был ни кто иной, как путешествующий пешком  Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками  выпадали из-под его  соломенной  шляпы;  серая  блуза,  заправленная в синие брюки, и высокие  сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях,  трость  и  сумка с новеньким  никелевым  замочком -- выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие  из  бурно  разросшейся  лучистой  бороды  и пышных,  свирепо взрогаченных  вверх  усов,  казалось  бы  вялопрозрачным, если бы  не  глаза, серые, как  песок, и  блестящие,  как  чистая  сталь,  с взглядом  смелым  и сильным.

     -- Теперь  отдай мне, -- несмело сказала девочка. -- Ты уже поиграл.

…Старик  с  минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская  бороду в  большой  жилистой горсти.  Каждая  черта  Ассоль  была выразительно легка  и  чиста,  как  полет ласточки.  Темные,  с  оттенком грустного  вопроса  глаза  казались несколько старше  лица; его неправильный мягкий овал  был овеян  того  рода прелестным загаром,  какой присущ здоровой  белизне  кожи. Полураскрытый  маленький рот блестел кроткой улыбкой.

     -- Клянусь Гриммами,  Эзопом и Андерсеном,  -- сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на  яхту. -- Это что-то особенное… Как зовут тебя, крошка?

     -- Ассоль, -- сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

     -- Хорошо,-- продолжал  непонятную  речь  старик,  не  сводя  глаз,  в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа.-- Хорошо,  что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины... я  -- самый  главный волшебник…Тебе нечего бояться меня,  --  серьезно сказал он… Тут только он уяснил себе, что в лице девочки "невольное ожидание прекрасного,  блаженной  судьбы".-- Ну-ка, -- продолжал Эгль, -- ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно.  Не знаю, сколько пройдет лет, -- только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды  утром  в морской дали под  солнцем сверкнет алый парус.  Сияющая громада  алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны,  прямо  к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без  криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь  и ахая: и ты  будешь стоять  там  Корабль  подойдет  величественно  к  самому  берегу  под  звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах,  в  золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. -- "Зачем вы  приехали?  Кого вы  ищете?" -- спросят люди  на берегу.  Тогда ты  увидишь  храброго  красивого принца;  он будет  стоять  и протягивать  к   тебе  руки.  --  "Здравствуй,  Ассоль!  --  скажет  он.  -- Далеко-далеко отсюда  я  увидел тебя  во сне  и приехал, чтобы  увезти  тебя навсегда  в  свое  царство.  Ты будешь  там жить со мной в розовой  глубокой долине. У тебя будет  все, чего только ты пожелаешь;  жить с тобой мы станем так дружно и весело,  что никогда твоя  душа  не узнает слез  и печали".  Он посадит  тебя  в  лодку,  привезет  на  корабль,  и  ты  уедешь  навсегда  в блистательную  страну,  где всходит солнце и  где звезды спустятся  с  неба, чтобы поздравить тебя с приездом. Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе  я. Иди. Да будет мир пушистой твоей голове!..

     Александр Грин «Алые паруса».

 

№ п/п

Задание

Баллы

1.

Что в облике незнакомца поразило маленькую Ассоль? Почему она поверила в  его сказку?

L/0/2/4/6

2.

Какие тропы помогают передать общий эмоциональный фон  отрывка? Назовите их, определите их роль.

L/0/2/4/6/ 8

3.

Подберите контекстуальные синонимы к словосочетанию «алые паруса» и к слову «чудо».

L/0/2/4/6

4.

Какими  языковыми средствами пользуется писатель при описании героев?

L/0/2/4/6

5.

Прокомментируйте написание «нн» в словах «сделанный», «пламенный», «переброшенный».

L/0/2/4/6

6.

Какая форма речи использована в отрывке? Аргументируйте свой ответ.

L/0/2/4

7.

Прокомментируйте  знаки препинания в выделенном предложении.

L/0/1/2

8.

Представьте схемы предложения:

Старик  с  минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская  бороду в  большой  жилистой горсти.

L/0/2/4/6

9.

Дайте характеристику членам предложения  (определите разряд по значению и способ выражения) в предложении:

Темные,  с  оттенком грустного  вопроса  глаза  казались несколько старше  лица.

L/0/2/4/6/ 8

10.

Напишите эссе (15-20 предложений)  на тему : «В жизни всегда есть место чуду».

L/0/2/4

L/0/2/4/6

 

За общую пунктуационную и орфографическую грамотность

0/1/2/3/4

 

Итого

70

 

 Барем оценивания.

№ п/п

Задание

Баллы

1.

Что в облике незнакомца поразило маленькую Ассоль? Почему она поверила в  его сказку?

Ученик не приступил к заданию.

 

Высказывание ученика фактически неправильно, безэмоционально/не видна собственная оценка, скудно использованы языковые, в том числе выразительными средствами.

 

В высказывании ученика присутствуют значительные отклонения/ безэмоционально /не видна собственная оценка, скудно использованы языковые, в том числе выразительными средствами.

 

В высказывании ученика присутствуют незначительные отклонения/ безэмоционально /не видна собственная оценка, скудно использованы языковые, в том числе выразительными средствами.

 

Высказывание ученика фактически правильно, оригинально, эмоционально, яркое, видна собственная оценка, богато языковыми, в том числе выразительными средствами.

 

L

 

0

 

 

 

2

 

 

 

 

4

 

 

6

2.

Какие тропы помогают передать общий эмоциональный фон  отрывка? Назовите их, определите их роль.

Возможный вариант ответа:

«Отрывок наполнен  радостным светлым чувством ожидания чуда, невероятной, прекрасной сказки. Само описание новой необыкновенной игрушки как бы вводит нас  в сказку, что помогают передать определение  «алые паруса», эпитет  «пламенный веселый цвет»,  метафоры: «цвет так  ярко горел в ее руке», «пленившее  ее  судно»,  «паруса тотчас сверкнули  алым отражением», «свет, пронизывая материю,  лег дрожащим розовым  излучением»; «алое сверкание парусов»; сравнение «так  ярко горел в ее руке, как будто  она держала огонь».  Довершают сказочную метаморфозу  сравнение «как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз» и олицетворение  «сбежавшая  яхта»,  которая  стремится  в сказочный мир. Подчёркивают  этот  бег  метафоричное  завершение  сказочной истории:  «Однажды  утром  в морской дали под  солнцем сверкнет алый парус.  Сияющая громада  алых парусов двинется, рассекая волны», «будет  все, чего только ты пожелаешь;  жить с тобой мы станем так дружно и весело,  что никогда твоя  душа  не узнает слез  и печали; блистательную  страну,  где всходит солнце и  где звезды спустятся  с  неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

   Подчёркивают сказочную атмосферу  и герои фрагмента: необычная девочка с необычным именем.  Подчёркивают её  особенность метафоры: «каждая  черта  Ассоль  была выразительно легка  и  чиста»,  «с  оттенком грустного  вопроса  глаза»; «невольное ожидание прекрасного,  блаженной  судьбы», эпитеты: «неправильный мягкий овал»; «пушистая  голова» и сравнение –«каждая  черта  Ассоль  была выразительно легка  и  чиста,  как  полет ласточки».  И имя  героини, так разительно отличающейся от других героинь, ещё более становится необычным, когда читаем его определение: «имя так странно, так однотонно, музыкально» и сравнение «музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины».

    Конечно, сказка без сказочника  родиться не сможет. Необычность путешественника подчёркивают  определения:  «седые кудри складками  выпадали из-под его  соломенной  шляпы», «высокие  сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях,  трость  и  сумка с новеньким никелевым замочком», усмешка дружелюбного расположения духа», эпитеты:: «бурно  разросшейся  лучистой  бороды, свирепо взрогаченных  вверх  усов,  вялопрозрачным», сравнения:.  «глаза, серые, как  песок, и  блестящие,  как  чистая  сталь,  с взглядом  смелым  и сильным».

  Довершает чудесную историю  метафора  « расцветет одна сказка, памятная надолго».

 

 Ученик не приступил к заданию.

 

Высказывание ученика фактически неправильно, / тропы не названы, не определены.

 

В высказывании ученика присутствуют значительные отклонения/ 1-2 тропа названо, но не определены.

 

В высказывании ученика присутствуют незначительные отклонения/ эмоционально /не видна собственная оценка, названы и определены 3-4 тропа.

 

В высказывании ученика присутствуют незначительные отклонения/ эмоционально / видна собственная оценка, названы и определены 5-6 тропов.

 

 

Высказывание ученика фактически правильно, оригинально, эмоционально, яркое, видна собственная оценка, названы и определены 5-6 тропов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

0

 

 

2

 

 

4

 

 

6

 

 

 

8

3.

Подберите контекстуальные синонимы к словосочетанию «алые паруса» и к слову «чудо».

Алые паруса – пламенный  веселый цвет,   алое отражение, дрожащее  розовое  излучением; алое сверкание, так  ярко горел в ее руке, как будто  она держала огонь.

Чудо – что-то особенное, прекрасное,  блаженная  судьба, сказка.

 

Ученик не приступил к заданию.

 

Неправильно названы контекстуальные синонимы.

 

Правильно назван 1 контекстуальный синоним.

 

Правильно названо 2-3 контекстуальных синонимов.

 

Правильно названо 4-5  контекстуальных синонимов.

 

 

 

 

 

L

 

0

 

2

 

4

 

6

4.

Какими  языковыми средствами пользуется писатель при описании героев?

Подчёркивают сказочную атмосферу  и герои фрагмента: необычная девочка с необычным именем.  Лексические средства.  Подчёркивают её  особенность метафоры: «каждая  черта  Ассоль  была выразительно легка  и  чиста»,  «с  оттенком грустного  вопроса  глаза»; «невольное ожидание прекрасного,  блаженной  судьбы», эпитеты: «неправильный мягкий овал»; «пушистая  голова» и сравнение –«каждая  черта  Ассоль  была выразительно легка  и  чиста,  как  полет ласточки».  И имя  героини, так разительно отличающейся от других героинь, ещё более становится необычным, когда читаем его определение: «имя так странно, так однотонно, музыкально» и сравнение «музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины».

    Конечно, сказка без сказочника  родиться не сможет. Необычность путешественника подчёркивают  определения:  «седые кудри складками  выпадали из-под его  соломенной  шляпы», «высокие  сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях,  трость  и  сумка с новеньким никелевым замочком», усмешка дружелюбного расположения духа», эпитеты:: «бурно  разросшейся  лучистой  бороды, свирепо взрогаченных  вверх  усов,  вялопрозрачным», сравнения:.  «глаза, серые, как  песок, и  блестящие,  как  чистая  сталь,  с взглядом  смелым  и сильным».

Морфологические:  наряду с прилагательными часто используются существительные, выступающие в роли определения.

Синтаксические: частотное использование сравнительных оборотов,  которые помогают ярче, образнее представить героев.

Стилистические:  при описании героев, особенно Эгля, автор зачастую использует иронию,  что помогает понять отношение автора к своим героям.

 

Ученик не приступил к заданию.

 

Высказывание ученика фактически неправильно, / языковые средства не названы, не определены.

 

В высказывании ученика присутствуют значительные отклонения/ 1-2 языковых средств названо, но не определены.

 

В высказывании ученика присутствуют незначительные отклонения/ эмоционально /не видна собственная оценка, названы и определены 3-4 языковых средств.

 

Высказывание ученика фактически правильно, оригинально, эмоционально, яркое, видна собственная оценка, названы и определены 5-6 языковых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

0

 

 

2

 

 

4

 

 

 

 

6

5.

Прокомментируйте написание «нн» в словах «сделанный», «пламенный», «переброшенный».

В суффиксах полных причастий  «сделанный», «переброшенный»  и полного прилагательного «пламенный» пишется  «нн».

 

Ученик не приступил к заданию.

 

Ученик неправильно ответил.

 

Ученик правильно объяснил написание 1 слова.

 

Ученик правильно объяснил написание 2 слов.

 

Ученик правильно объяснил написание 3 слов.

 

 

 

L

 

0

 

2

 

 

4

 

6

6.

Какая форма речи использована в отрывке? Аргументируйте свой ответ.

Во фрагменте автор использует устную форму речи в виде диалога. Здесь читаем реплики 2-х героев—Ассоль и Эгля.

Ученик не приступил к заданию.

 

Ученик неправильно ответил.

 

Ученик правильно назвал форму речи, но не аргументировал ответ.

 

Ученик правильно назвал форму речи, но не аргументировал ответ.

 

 

 

L

 

0

 

2

 

4

7.

Прокомментируйте  знаки препинания в выделенном предложении.

Пламенный веселый цвет так  ярко горел в ее руке, как будто  она держала огонь.

Запятой обособляется сравнительный оборот  «как будто  она держала огонь», точка  ставится  в конце повествовательного  невосклицательного предложения.

 

Ученик не приступил к заданию.

 

Ученик неправильно ответил.

 

Ученик правильно прокомментировал  1 знак препинания.

 

Ученик правильно прокомментировал  2 знака  препинания.

 

 

 

 

 

L

 

0

 

1

 

2

 

Представьте схемы предложения:

Старик  с  минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская  бороду в  большой  жилистой горсти.

[ _________    _._._.    ======     _ _ _,  /_._._./] .

 

 Старик --------- разглядывал

_______               =========

                            как долго?     кого?   как?

                           с  минуту      ее          улыбаясь и медленно пропуская  бороду в  большой  жилистой горсти

                           _._._._._._     _ _        _._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._.

 

Ученик не приступил к заданию.

 

Ученик неправильно ответил.

 

Ученик правильно представил 1 схему предложения.

 

Ученик правильно представил 2 схемы предложения, но  допущены  неточности.

 

Ученик правильно представил 2 схемы предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

0

 

2

 

4

 

6

9.

Дайте характеристику членам предложения  (определите разряд по значению и способ выражения) в предложении:

Темные,  с  оттенком грустного  вопроса  глаза  казались несколько старше  лица.

Глаза – подлежащее, выраженное существительным.

казались старше—составное именное сказуемое.  Грамматическое  значение выражено вспомогательным глаголом «казались», лексическое – кратким именем прилагательным «старше».

 Темные – согласованное определение, выраженное полным именем прилагательным.

с  оттенком грустного  вопроса – несогласованное  определение, выраженное словосочетанием.

Несколько – обстоятельство меры,  выраженное наречием.

Лица – косвенное дополнение, выраженное  именем существительным.

 

Ученик не приступил к заданию.

 

Ученик неправильно ответил.

 

Ученик правильно дал характеристику 1-2 члену предложения.

 

Ученик правильно дал характеристику 3-4 членам предложения.

 

Ученик правильно дал характеристику 5-6 членам предложения, но допущены неточности.

 

Ученик правильно дал характеристику 6 членам предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

0

 

2

 

4

 

6

 

 

 8

10.

Напишите эссе (15-20 предложений)  на тему : «В жизни всегда есть место чуду».

Соответствие содержания ответу предложенному заданию:

За полное соответствие теме

За незначительное отклонение от темы

За значительное отклонение от  темы

За несоответствие содержания ответа предложенному заданию.

Ученик не приступил к заданию.

За композиционное единство.

Полностью соблюдены требования композиционного построения текста.

Незначительные отступления от требований композиционного построения текста

Значительные  отступления от требований композиционного построения текста

Нарушены все требования композиционного построения текста.

Ученик не приступил к заданию.

 

 

4

2

0

L

 

6

4

2

0

L

 

За общую пунктуационную и орфографическую грамотность

Допущено  7-8 пунктуационных/ орфографических ошибок.

Допущено  5-6 пунктуационных/ орфографических ошибок.

Допущены  3-4 пунктуационные/ орфографические ошибки.

Допущены  1-2 пунктуационные/ орфографические ошибки.

Не допущено пунктуационных и орфографических ошибок.

 

0

1

2

    3

     4

 

Матрица спецификаций:

 

Знание

Понимание

Применение

Всего

С 1

4%

6%

10%

20%

С 2

4,6%

6,9%

11,5%

23%

С 3

3%

4,5%

7,5%

15%

С 4

3,8%

5,7%

9,5%

19%

С 5

4,6%

6,9%

11,5%

11,5%

Всего

20%

30%

50%

100%

 

Схема оценивания:

Баллы

баллы

69-70

10

66-68

9

60-65

8

53-59

7

45-52

6

33-44

5

20-32

4

7-19

3

3-6

2

1-3

1

 


 

Комратский Теоретический лицей им

Комратский Теоретический лицей им

ЗаданиеБаллы 1.Что в облике незнакомца поразило маленькую

ЗаданиеБаллы 1.Что в облике незнакомца поразило маленькую

Подчёркивают этот бег метафоричное завершение сказочной истории: «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус

Подчёркивают этот бег метафоричное завершение сказочной истории: «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус

Какими языковыми средствами пользуется писатель при описании героев?

Какими языковыми средствами пользуется писатель при описании героев?

Ученик неправильно ответил.

Ученик неправильно ответил.

Дайте характеристику членам предложения (определите разряд по значению и способ выражения) в предложении:

Дайте характеристику членам предложения (определите разряд по значению и способ выражения) в предложении:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017