Вопросы, заданные ФГОСами
Оценка 4.6

Вопросы, заданные ФГОСами

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
28.04.2017
Вопросы, заданные ФГОСами
размышления о введении ФГОС нового поколения
Публикация является частью публикации:
вопросы, заданные фгос.docx
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь  детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает  делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое  появляется в его жизни постепенно и  не ошеломляет лавиной впечатлений».  В.А. Сухомлинский       ФГОСы… ФГОСы… Только человек, реально далекий от образования, не знаком с этим словом. Сегодня я поделюсь с вами рассуждениями о моей дороге к новым стандартам. Если бы это выступление состоялось  в октябре, оно   было   совершенно   другим.   Но…   В   ноябре     случились   курсы.   Так   уж вышло,  что  подобрались   учителя,  имеющие   прямое  отношение   к  ФГОСам. Общаясь с коллегами, я убедилась, что вопросы и проблемы у нас одинаковые и беспокоит нас одно и то же. Марк   Твен   сказал:  Человек,  который  не  знает,  куда  он идёт,  очень удивится, когда придёт, не туда! И понимая, что «Дорогу осилит идущий», я начала путь. Итак, первый вопрос: куда идти?   По   требованиям   ФГОС   образование   должно   на   выходе   предоставить обществу   и   государству   личность,   способную   к   самосоциализации,   т.е. умеющую ориентироваться без проводников в современном мире. Отлично! Как учитель, понимаю необходимость и значимость предстоящих изменений. Ведь   если   этого   не   произойдет,   то   наше   общество   не   сможет   быть конкурентоспособным,   мы   не   сможем   обеспечить   будущее   для   нашего поколения, а также развитие наших детей. Но с другой стороны, ...Давать не глубокие знания, а формировать развитую личность...    А разве и то, и другое нельзя?.. И вот оно, по моему мнению, первое противоречие            Второй   предоставить эту самую личность?     вопрос:   как   же   построить   процесс   взаимодействия,   чтобы А очень просто: из множества типов уроков, педагогических технологий и методов   отобрать   те,   которые   более   всего   реализуют   поставленные стандартом   задачи,   задачи   формирования   предметных,   метапредметных   и личностных результатов.           А   есть   ли   разница   между  УД­учебными   действиями  и  УН­умениями   и навыками? И в том и в другом случае мы должны научить ребенка выполнять какую – то работу самостоятельно, опираясь на свои знания об источниках информации. В случае с ЗУНами этим источником информации чаще всего являлась, уже начиненная знаниями,  голова ребенка, голова учителя, а УУД предполагают опираться не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации, искать, находить   и действовать! В принципе, самостоятельность мы и раньше старались воспитывать, но это не было главной целью. 1 Вторая проблема – оценка УУД. Чтобы оценить ЗУНы? мы брали вполне определенные   критерии   и   выставляли   ребенку   отметку   по   пятибалльной шкале. Было понятно за что какую оценку получил. Как, по каким критериям оценивать УУД? Видимо, надо уходить от традиционной отметки, но какая доля самостоятельности будет позволена нам сверху?  А как будут оценивать результаты ЕГЭ – по УУД или по знаниям? А как он сможет поступить в высшее учебное заведение – по УДД или по знаниям? Не до конца продумана система интерпретации результатов формирования УУД. Учителями нашей школы   ведутся   наблюдения   за   степенью   сформированности   универсальных действий у обучающихся, в конце учебного года были проведены проверочные работы с целью диагностики метапредметных и личностных результатов, но о методике анализа и интерпретации результатов нигде не сказано. Получается, что каждое образовательное учреждение вольно разрабатывать свою шкалу оценки?                 Один из самых больших, на мой взгляд, минусов­ это предъявление новых требований   к   учебному   процессу,   проходящему   в   старых   стенах.   Здание нашей школы построено по устаревшему проекту. В школе нет условий для организации работы в режиме школы полного дня, не хватает помещений для полноценной деятельности. организации     внеурочной   В­третьих,   перегрузки   угрожают   не   только   обучающимся,   но   и   учителям. Количество   таблиц,   данных   портфолио,   листов   предметных   достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Подготовка к урокам требует значительно больше времени.  А пресловутые технологические карты: строгий   шаблон   в   соответствии   с   типом   урока.   Надо   строго   по   шаблону. Наличие карт обязательно! А как же Лысенковы, Шаталовы, Щетинины? Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу,  которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек:  хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом... И  конечно не нужно забывать и о здоровье учителей. Нельзя заставить всех работать по шаблону ­ у нас творческая работа или  как... ..? Мы мастера или ремесленники? Самое главное на уроке ­ это слово  учителя!!! Его творчество! Как сказал, как произнес, как прочитал­ от всего  этого зависит настроение детей и самого педагога! И еще такой момент. У ребят 6­7 уроков в день. И вот начиная с 8.30 до 15.00  обучающийся должен анализировать и формулировать проблемы и  действовать по алгоритму. Вопрос задачки: через какое время ученику все  приестся и надоест, он устанет и вновь начнет скучать? А дома по каждому  предмету: найди в интернете. оформи проект… А дома не у всех есть  2 компьютер, не то что интернет. А в каждом кабинете есть выход в интернет?  Учитель найдет выход из положения: дома скачает информацию из интернета, разложит по папочкам, сбросит на нетбуки­ работайте, дети, ищите. Но это же не совсем честно. А  каждому ребенку на уроке доступен нетбук или  компьютер? Их не хватает, по двое работают.  А теперь отвечу на вопрос моего коллеги: почему качество растет, а процент  выполнения контрольных предметных и метапредметных работ падает?  Что  ж, отвечу: как мы выставляем триместровую оценку, если три четвёрки и три  тройки? В традиционной школе­ учитель  смотрел, как справляется с  контрольными, знает ли на  четыре. Вполне возможно, выставит три. Сейчас­  однозначно, в пользу ученика ­4. Как работает обучающийся на уроке?  Доступны справочные материалы, учебники ( ведь главное­ умение работать с  источниками информации). А как  тому же ученику приходится справляться с контрольной работой? Никаких источников информации. УУД предполагают  опираться не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных  источниках информации, искать, находить  и действовать!                Пока  только противоречия.   И еще один вопрос: как соотносятся ЕГЭ и ФГОС? Требовать от школ учить  детей на основе ФГОС, а проверять качество знаний по ЕГЭ – полная  глупость. Нельзя достичь успеха, пользуясь взаимоисключающими  средствами, о чем точно сказал нам еще А.С.Пушкин: «В одну телегу впрячь  не можно коня и трепетную лань» Китайская народная мудрость гласит, не дай бог жить во времена перемен. А  нам выпало именно такое время.  Я не против ФГОС как таковых. Просто  хочется все по уму, с хорошей подготовкой прежде, чем что­либо вводить. А  что получается на деле? Выхватили пятый класс в 2013 году и вперед­ по  фгос. А тут настоящая наука началась. Меня интересует один факт:  проводилась ли психологическая экспертиза детей, попавших в этот ФГОС?  Учитывали их состояние при создании ФГОС? Или сначала написали, потом  подумали? Мое мнение: не всяк учитель может и должен работать по ФГОС.  Не всяк ученик может и должен учиться по ФГОС! Не потому, что кто­то  умный , а кто­то нет. Потому что люди разные, кто­то хороший исполнитель,  кто­то генератор идей.  Иссякнет ФГОС или останется? Чтоб его впустить по полной, столько денег  надо, а в нашей России это не реально, тем более сейчас, в условиях кризиса.  Так и вспоминается принцип: "Хотели как лучше, а получилось как всегда..."   Когда   я   задумываюсь   о   современной   школе,   то   задаюсь   вопросом:   «В какой школе будут учиться мои внуки? Примет ли их учитель такими, какие 3 они   есть:   неуклюжие,   неорганизованные,   непоседливые,   полные   своих фантазий?   Достаточно   ли   будет   у   учителя   времени,   чтобы   регулировать межличностные отношения и учить детей общаться?  Чего я хочу от школы? Хочу, чтобы ребенку было комфортно в классном коллективе   и   школе.   Хочу,   чтобы   школа   научила   ребенка   получать информацию из разных источников и использовать ее. Хочу чтобы не пропало у человека желание учиться, чтоб было интересно ему. Хочу, чтобы система образования не подавила личность ребенка, а в основе обучения и воспитания лежала   идея   свободы.   Свободного   развития   личности.   А   еще   очень   хочу, чтобы   в   основе   учебного   процесса   лежали   идеи   сотрудничества,   а   не соперничества, потому что в современном мире очень сложно добиться чего – либо в одиночку. По большему счету, я хочу не так уж и много.  И закончить свое выступление хочу словами: Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали. И в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем нам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить. 4

Вопросы, заданные ФГОСами

Вопросы, заданные ФГОСами

Вопросы, заданные ФГОСами

Вопросы, заданные ФГОСами

Вопросы, заданные ФГОСами

Вопросы, заданные ФГОСами

Вопросы, заданные ФГОСами

Вопросы, заданные ФГОСами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017