ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне
Оценка 5

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
19.01.2017
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне
Исходя из актуальности, из глубокой ценности в плане воспитания подобных произведений о войне, я знакомлю своих учеников с военными произведениями (это же наша история!), начиная уже с 1-го класса, чтобы дети смогли прочувствовать всю боль той войны, смогли увидеть жизненные ценности детей той тяжёлой поры, смогли найти в жизни правильный ориентир. Я считаю, что без знакомства с произведениями о Великой Отечественной Войне, где главными героями являются сверстники наших школьников, просто невозможно в достаточной мере раскрыть всю глубину данной проблемы – проблемы воспитания патриотических чувств.Методический подход к построению урока по материалам школьного музея о герое-земляке, который поможет кому-нибудь из коллег построить свой урок о своём земляке. Без сомнений, такие уроки очень важны для детей, т.к. они помогают ребёнку осознать, что были такие герои не где-то далеко, в каком-то городе, посёлке, а именно здесь, в стенах этой школы, учился тот герой, что каждый может стать героем, если следовать зову совести.
Литвиненко И.Л..docx
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВОВ Литературное чтение В настоящее время в средствах массовой информации только и слышишь о том, что главнейшей проблемой в воспитании подрастающего поколения является воспитание чувства патриотизма. Я понимаю, что любовь детей к малой и большой родине нужно воспитывать не только через знакомство с произведениями о героях­защитниках Родины,   но   и   через   привитие   любви   к   поэзии   о   красоте   родного   края,   через   знакомство   с   картинами   русских художников… В процессе знакомства со стихами, с картинами русских творцов, на мой взгляд,  происходит однобокое воспитание чувства патриотизма у младших  школьников  – воспитание чувства гордости за необъятные просторы нашей   страны,   за   красоту   родной   природы.   А   как   нам   помочь   детям   понять,   какой   ценой   все   окружающие   нас богатства   удалось   сохранить   нашему   народу;   как   помочь   детям   осознать,   что   такое   ВОВ,   кто   такие   ветераны, участники ВОВ, почему до сих пор душевные раны на протяжении 71 года так и не зажили у многих жителей не только нашей страны?  Перед праздником Победы в ВОВ во всех школах проводятся различные воспитательные мероприятия, на которых дети в общих чертах узнают о том, что была в 1941­45 г.г. ВОВ, что в этой войне погибло очень много людей, что наша страна одержала победу и т.д. Но разве можно в общих чертах показать детям весь ужас той войны, да и вообще ужас каких­либо военных действий? Я считаю, что без знакомства с произведениями о ВОВ, где главными героями являются   сверстники   наших   школьников,   просто   невозможно   в   достаточной   мере   раскрыть   всю   глубину   данной проблемы – проблемы воспитания патриотических чувств. Перенесёмся   на   страницы   современных   учебников   по   чтению   для   младших   школьников.   Здесь   мы   не   найдём произведений о ВОВ, где герои – мальчишки и девчонки, которые горячо любят свою Родину, которые даже перед лицом смерти делают всё возможное, что в их силах, чтобы приблизить ход победы над фашизмом. Несмотря на то, что со времён моей начальной школы прошло уже 32 года, я до сих пор помню геройские поступки своих сверстников из произведений Л.Кассиля «У классной доски», А. Твардовского «Рассказ танкиста», В.Лидина «Завет». На этих и многих других произведениях о героях ВОВ на протяжении многих лет мы учились быть честными перед своей совестью, быть патриотами не только своей страны, но и патриотами своей семьи. Так почему же со страниц учебников исчезли те любимые произведения о героях, которым так хочется подражать всем мальчишкам и девчонкам? Несмотря на то, что эти произведения были написаны больше полувека назад, они до сих пор остаются актуальными в своей идеологии. Исходя из актуальности, из глубокой ценности в плане воспитания подобных произведений о войне, я всё же знакомлю   своих   учеников   с   военными   произведениями   (это   же   наша   история!),   начиная   уже   с   1­го   класса. Естественно, в рабочей программе по чтению вы не увидите подобных произведений. Но благодаря часам продлёнки, у меня есть  возможность перенестись вместе с моими детками на страницы тех забытых нами произведений.  В   1­ом   классе   мы   с   детьми   накануне   праздника   Победы   подробно   анализируем   содержание   стихотворения А.Твардовского «Рассказ  танкиста». Во 2­ом классе дети знакомятся с произведением  В.Лидина «Завет». В 3­ем классе мы с детьми переживаем события, которые так живо описаны Львом Кассилем в произведении «У классной доски». Также я не упускаю возможности познакомить своих учеников с геройским подвигом нашего земляка Валерия Ивановича Лялина. Думаю, что в музее каждой школы найдётся материал о великом поступке земляка во время ВОВ. На основе данного материала можно построить такой интересный и полезный в плане воспитания урок!  В 4­ом классе дети знакомятся с удивительным произведением Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Думаю,   что   выше   перечисленных   произведений   достаточно,   чтобы   дети   смогли   прочувствовать   всю   боль   той войны, смогли увидеть жизненные ценности детей той тяжёлой поры, смогли найти в жизни правильный ориентир.  Для  примера  хочу поделиться  своим  подходом  к  построению  урока  по  материалам  школьного  музея о герое­ земляке.   Надеюсь,   ход   моего   урока   поможет   кому­нибудь   из   коллег   построить   свой   урок   о   своём   земляке.   Без сомнений, такие уроки очень важны для детей, т.к. они помогают ребёнку осознать, что были такие герои не где­то далеко, в каком­то городе, посёлке, а именно здесь, в стенах этой школы, учился тот  герой, что каждый может стать героем, если следовать зову совести. Тема урока: «Тема альтруизма в произведениях о ВОВ. «Рассказ о юном герое» по материалам школьного музея» Цели урока:  1. 2. Воспитание патриотических чувств посредством материала школьного музея. Развитие умения самостоятельно работать с текстом: видеть непонятные слова, составлять вопросы по тексту, характеризовать героя по плану, иллюстрировать содержание произведения. Развитие связной монологической речи, умения работать с толковым словарём. 3. Ход урока. 1. Актуализация (вступительная беседа).    ­ Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?    ­ Как  понимаете смысл аббревиатуры ВОВ?   ­ Дата начала ВОВ?   ­ Дата окончания ВОВ?   ­ Сколько лет прошло со дня окончания ВОВ?   ­ Почему люди до сих пор помнят эту войну?   ­ Почему наш народ одержал победу над фашизмом?   ­ Что есть Родина для каждого из нас?    ­ В каком стихотворении говорится о том, с чего начинается наша Родина? («С чего начинается Родина?». М. Матусовский)   ­ Споём первый куплет. 2. Работа с выставкой книг и рисунков.     ­   Какой   темой   объединены   эти   книги?   (Л.Кассиль   «У   классной   доски»,   А.Твардовский   «Рассказ   танкиста», В.Лидин «Завет» ­ объединены темой альтруизма)   ­ Как понимаете смысл слова альтируизм?     ­   Как   называют   людей,   которые   помогают   другим,   жертвуя   личными   интересами,   порой   даже   жизнью? (Альтруисты)   ­ Антоним к слову альтруист? (Эгоист)   ­ К каким произведениям относятся эти рисунки? (Детские рисунки)               3. Обзор прочитанных книг.   ­ О каком альтруистическом поступке идёт речь в произведении Л.Кассиля «У классной доски»?...А.Твардовского «Рассказ танкиста»?...В.Лидина «Завет»?              4. Целеполагание.   ­ Сформулируйте тему урока. («Альтруисты в произведениях о ВОВ»)   ­ Что нового узнаете? ( Какой подвиг совершил герой из произведения, с которым сегодня познакомимся)   ­ Чему будете учиться? (Давать характеристику героя, задавать вопросы по тексту, находить незнакомые слова, работать с толковым словарём, быть внимательными к каждому слову текста)    ­Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Альтруисты в произведениях о ВОВ», вы узнаете о том, какой великий подвиг совершил наш земляк Валерий Иванович Лялин (показ портрета).            5. Введение в тему (слово о герое).   ­ … расскажет о детстве В.И.Лялина. (Рассказывает подготовленный ребёнок): Наш земляк  Валерий Лялин родился 20 мая 1929 г. В г.Тюмени. В 1935 г. Семья Лялиных переехала в г.Салехард. У Валерия была сестра и два брата. Рос Валерий способным на выдумки и шалости, но справедливым. Сверстники его уважали. В домашнем хозяйстве был серьёзным не по годам: заготавливал дрова, топил печь, носил воду, рыбачил, охотился на куропаток и зайцев, собирал грибы и ягоды. И всё делал с желанием. Осенью 1942г. Валерий с группой ребят тайно от родителей уехали воевать. Ему было 13 лет.             6. Анализ эпиграфа.   ­ Как понимаете смысл этих слов?      «Школа сильна не числом, а славою своих учеников»                                                                                    Н.И.Пирогов.            7. Знакомство с содержанием «Рассказа о юном герое».    ­ Откройте «Рассказ о юном герое». Кто автор? Какие слова в скобках после рассказа? (По материалам музея СОШ №1)   ­ Как понимаете смысл этих слов в скобках?     ­   …   прочитает   для   вас   вслух   выразительно   этот   рассказ,   вы   внимательно   следите   за   его   чтением.   После знакомства с содержанием вам предстоит объяснить, почему к   уроку взяты эпиграфом именно эти слова. (Читает рассказ ученик, остальные дети следят)            8. Анализ содержания рассказа.  ­ «Художники» (2 ученика) рисуют картину по содержанию рассказа.  ­ «Журналисты» (2 ученика) пишут характеристику героя по плану:    1. Имя, фамилия.    2. Возраст.    3. Нравственные качества.    4. Физические качества.    5. Умственные способности.  ­ Все остальные ребята, подчеркните в тексте непонятные для вас слова.  ­ Пока ребята (3 ученика) работают с толковыми словарями, т.е. ищут значения слов торпеда, юнга, рубка, бухта, отсек,   трюм,   вы,   ребята,   попытайтесь   сами   объяснить   смысл   данных   слов.   (В   ходе   объяснения   значений   слов показываются слайды с изображением  торпеды, рубки, бухты, отсека, трюма )   ­  Предлагаю каждой  паре  по  парте  составить для  класса по вопросу   по содержанию  текста.  (Дети  задают вопросы по содержанию текста, отвечают на них, анализируя смысл прочитанного рассказа)  ­ Прочитайте первую часть рассказа. Какое из трёх определений подходит к Вальке: выдумщик, сообразительный, обманщик?  ­ Докажите, что Валька сообразительный. Что он рассказал матросам о своих родителях?  ­ Почему при  рассказе Валька делал большие паузы? (Соображал, что говорить дальше)  ­ Почему Валька сказал, что он круглый сирота?   ­   Прочитайте   третью   часть.   Для   чего   Валька   привёз   «пробитый   осколками   и   пулями   боевой   флаг   катера» командиру? основное содержание рассказа?          9.  Подведение итога урока.  ­ Смогли ли наши «художники» (показ коллективной работы учеников­«художников») в своём рисунке передать  ­ Точную ли характеристику героя составили наши «журналисты»?  ­ Можно ли назвать Вальку альтруистом? Докажите.  ­ Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?  ­ Почему такое название у рассказа?  ­ … расскажет о послевоенной жизни Валерия Ивановича Лялина. (Делает сообщение подготовленный ученик): После войны В.И.Лялин окончил Одесский морской строительный техникум. Офицер запаса военно­морского флота В.И.Лялин до конца своей жизни не порывал связь с флотом. Жизнь В.И.Лялина оборвалась рано. Он умер 22июня 1978 года от сердечного приступа. В 1975 году к 30­летию Победы в ВОВ была написана книга «Курсами доблести и славы» о боевом пути торпедных катеров. В этой книге упоминается и о В.И.Лялине. В этом же году В.И.Лялин прислал эту книгу в адрес нашей школы с дарственной надписью. (Показ книги)  ­ Закончим урок словами: «Вспомним всех поимённо,  Вспомним сердцем своим.  Это нужно не мёртвым,  Это нужно живым…»  ­ Как понимаете смысл этих слов? Текст «Рассказа о юном герое»     Торпедный катер №93 стоял на ремонте. На берегу, возле катера, матросы приметили мальчишку. Валька (так * * * звали мальчика) бродил возле катера, словно кого­то искал…     ­Ты чей? Мать, отец­то где?     ­Отец командиром был… Погиб… Мамку бомбой убило…     ­Эх, сирота! Есть, наверное, хочешь?         Взяли   Вальку   на   катер.   Валька   помогал   ремонтировать   катер.   Понравился   экипажу   трудолюбивый сознательный паренёк. И Валька был зачислен юнгой на боевой торпедный катер на должность ученика­моториста. * * *         На   10   сентября   был   назначен   штурм   Новороссийского   порта.   Фашисты   укрыли   там   тысячи   килограммов взрывчатки   и   мин,   берег   опоясали   вражеские   батареи,   прочные   стальные   сети   на   огромных   бочках­поплавках преграждали вход в порт.     Время за полночь. У входа в Новороссийскую бухту под покровом ночи застыли торпедные катера, среди них и ТК­93. Катерам предстоит прорвать гигантскую стальную паутину.        В 2часа 44минуты начался общий штурм. Всё вокруг загрохотало, будто обрушились горы и лавина камней ринулась в море. Город и порт вспыхнули, словно гигантский костёр.Море кипело. По обшивке ТК­93 стучал град пуль и осколков. Вышел из строя пулемёт. Появились раненые и убитые.        В бензиновом отсеке начался пожар. Правый мотор заглох. Мотористы на пожаре, механик ранен… Где же юнга?     Из люка показался Валька, с лицом, покрытым копотью и кровью:     ­Товарищ командир, повреждение в правом моторе устранено. Разрешите заводить!     «Ах ты, салажонок! ­ с нежностью подумал командир. –  Исправил мотор. Один!» И дал команду:      ­Заводить мотор!           Валька   скрылся   в   люке.   Вскоре   правый   мотор   заработал.   Катер   набирал   скорость.   Валька   в   машинном отделении занял место командира.        Вдруг катер сильно тряхнуло, осколки, как шмели, прогудели в отсеке. Загорелся мотор. Дрожащими руками Валька схватил брезент и стал сбивать языки пламени с мотора.        До места высадки оставались считанные метры, когда у самого носа ТК­93 разорвалась мина. Оба мотора заглохли. В пробоину с силой хлынула вода.   Валька и командир укрывали мотор пробковыми поясами, бушлатами, чехлами. В это время с катером снова что­то произошло: он резко накренился, как бы кружась на месте. Вода хлынула в отсек с новой силой.         Выбравшись   наверх,   Валька   увидел,   что   у   штурвала   никого   нет.   Катером   никто   не   управлял.   Командир неподвижно лежал на дне рубки. Юнга кинулся к штурвалу и, напрягая все силы, выровнял катер на заданный курс. Прижав штурвал тяжёлым ящиком, Валька бросился к командиру. Как мог, перевязал его и снова – к штурвалу.   Между тем вода в трюмах угрожающе поднималась. Волна накрыла катер. На мгновение Вальке показалось, что они идут ко дну.   –Выбрасывайся на камни, – прошептал раненый командир.   И Валька повернул катер к берегу. Под днищем раздался треск, сильный удар потряс катер, посыпались осколки разбитых   стёкол.   Валька   выскочил   на   палубу.   Его   оглушила   тишина.   К   ТК­93   уже   шли   резиновые   шлюпки.   Из машинного отделения вынесли раненых. * * *     На другой день Валька приехал в госпиталь навестить раненых товарищей. Он передал командиру свёрток, в котором был пробитый осколками и пулями боевой флаг катера. (По материалам музея СОШ №1) Использованная литература: 1. Журнал «Ямальский меридиан», №5, 2003 г., статья В.Д. Денисова «Юнга Лялин», стр. 24­ 27 2. Газета   «Красный   север»   от   22   февраля   2003   г.,   статья   В.Д.   Денисова «Четырнадцатилетний капитан», стр. 4­5 3. 4. Газета «Полярный круг», №34, статья В.Д. Денисова «Юнга Лялин» Журнал «Пионер», главы из документальной повести «Огненный рейс», автор А.Черцов, Герой Советского Союза 5. Ксерокопия письма брата Валерия Лялина

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О Великой Отечественной Войне