Воспитательная система сельской школы
Оценка 4.8

Воспитательная система сельской школы

Оценка 4.8
Лекции
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.01.2017
Воспитательная система сельской школы
«Воспитание ребёнка через презентацию его собственных достижений» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МБОУ «ЧИХАЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»БЕЖАНИЦКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) «Воспитание – великое дело: им решается участь человека» - говорил В.Г.Белинский. Эти известные слова Белинского не теряют своей актуальности, более того – они приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время. Сейчас, как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. МБОУ «Чихачёвская средняя школа» является важнейшим социальным институтом, который призван решать и проблему образования подрастающего поколения, и проблему воспитания.«Воспитание – великое дело: им решается участь человека» - говорил В.Г.Белинский. Эти известные слова Белинского не теряют своей актуальности, более того – они приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время. Сейчас, как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. МБОУ «Чихачёвская средняя школа» является важнейшим социальным институтом, который призван решать и проблему образования подрастающего поколения, и проблему воспитания.
Воспит системы школы.doc
«Воспитание ребёнка через презентацию его собственных достижений» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МБОУ «ЧИХАЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» БЕЖАНИЦКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Семёнова Елена Николаевна  учитель,  МБОУ «Чихачёвская средняя школа» Бежаницкого района, Псковской области                                                                                                                 .  ru  @   rambler   SEN   5  SVN 2017 ГОД Содержание  1. Концепция воспитательной деятельности школы……………….  3  2 .Исходное состояние воспитательной системы………………….   5       2.1. Характеристика воспитательной системы………………….  6       2.2.Воспитательный потенциал и окружающая среда……………6       2.3. Достижения и проблемы в воспитании учащихся  и                   жизнедеятельности образовательного учреждения…………… 6 3. Проектируемое состояние системы……………………………… … 9     3.1. Теоретико­методологические основы……………………………. 9     3.2. Ценностно – ориентированное ядро……………………………...10    3.3. Этапы построения и функционирования………………………… 11    3.4. Критерии и способы изучения эффективности……………….   13 4.Список  литературы………………………………………………………    15 2 1. Концепция воспитательной деятельности школы «Воспитание – великое дело: им решается участь человека» ­ говорил В.Г.Белинский. Эти известные слова Белинского не теряют своей актуальности, более того – они  приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время. Сейчас,  как никогда  ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.   МБОУ «Чихачёвская средняя  школа» является важнейшим социальным институтом, который призван решать и проблему образования подрастающего поколения, и проблему воспитания. За вековую историю существования наша   школа претерпевала различные  изменения, но во все времена давала своим ученикам разносторонние знания, благодаря  чему среди выпускников Чихачёвской школы государственные служащие, военные, врачи и учителя. И не последнюю роль в том, что выпускники школы получают отличное  образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания. Концепция воспитательной системы образовательного учреждения строится на основе  концепций  Сухомлинского В.А., Караковского В.А., Ушинского К.Д., Щурковой Н.Е. и  развивается в соответствии  с  законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации  российского образования, письмом Министерства образования РФ «О повышении  воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном  учреждении», Конвенции  о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования,  Устава МБОУ «Чихачёвская средняя школа», Программой развития школы. Воспитательная система МБОУ «Чихачёвская СШ» охватывает весь  педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей,  разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально­ предметной, предметно­эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное  пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало  одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России,  органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений. Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные  изменения в обществе и в государстве в целом, определились  цели воспитания и обучения  как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса  воспитательной работы в школе. Вместе с тем в воспитательной работе сельской школы можно выявить ряд  противоречий: ­ отсутствие условий для развития творческих способностей учащихся; ­ несовершенство нравственной  среды для становления личности учащихся; ­ отсутствие условий для пропаганды и развития здорового образа жизни; ­ негативное влияние внешней среды на сознание подростка. 3 Организация воспитательного процесса в МБОУ «Чихачёвская СШ» закладывает у  подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия,  при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в  соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество. Воспитательная  система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации  личности,  как воспитанника, так и педагога. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы нашей школы,  являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого  воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей. А.С. Макаренко утверждал, что воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути. Успешной реализации концепции воспитания способствуют разработанные  администрацией, классными руководителями, родителями и учащимися  подпрограммы,  которые  действуют на протяжении многих лет. Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся  социальные институты вокруг решения ее задач. Для воспитательной системы характерны:  развитие, ориентация учащихся и педагогов на творчество, глубокая интеграция основного  и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление  права выбора, поиск личностно­ориентированных технологий и форм воспитания. К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно­ исследовательскую, творческую и досуговую деятельность. Следует отметить, что ученик МБОУ «Чихачёвская СШ» имеет возможность обогатить и  расширить свои знания через кружки, секции, факультативы, работающие на базе Дома  культуры и  на базе нашей школы.  «Воспитание и только  воспитание – цель школы»   Песталоцци  4 2. Исходное состояние воспитательной системы 2.1. Характеристика воспитательной системы МОУ «Чихачёвская  средняя общеобразовательная школа» расположена в селе  Чихачёво, в центре сельского поселения «Чихачёвская волость». По территории села проходит железная дорога, вблизи – автомобильная дорога. В селе  промышленность не развита, сельское хозяйство приходит в упадок. Рабочих мест  в селе крайне мало. В селе проживает 517 семей, в них 1077 человек. Средний возраст жителей 49 лет.  В селе работают:    Чихачевский сельский ДК  Чихачевский детский сад «Колокольчик»  Чихачевская сельская библиотека  Чихачевский дом­ интернат для инвалидов и престарелых граждан,   Участки различных предприятий п. Бежаницы;   Доходы всех семей крайне низкие, часто работает один родитель (мама).   В школе обучаются 139 детей  из 100 семей. Из них:  многодетных ­12,  неблагополучных – 8  опекаемых – 5  малообеспеченных – 57  семей группы риска­ 7  неполных семей – 32  неработающих семей – 20  семей, находящихся в социально­опасном положении ­ 7  детей­инвалидов ­ 4 По этническому составу преобладают русские семьи, чаще всего живущие здесь давно, имеющие глубокие корни, родственные связи. Украинцев – 2 семьи (3 школьника),  белорусов – 3 семьи (5 школьников). Чаще всего браки смешанные. Кроме русских в селе живут семьи цыган,   которые имеют свои традиции, нравы. Дети 5 из таких семей обычно посещают школу до 6­ 8 классов, а затем отказываются учиться, а  родители этому способствуют. Можно констатировать, что МБОУ «Чихачёвская СШ» в настоящее время является единственным местом досуга учащихся. Наша школа расположена в селе, поэтому её  основное назначение: массовая социально доступная школа с общеобразовательными  программами на уровне государственного стандартизированного минимума с включением  дополнительных педагогических услуг, открытого образования молодёжи с  использованием личностно – ориентированного подхода и ориентацией молодёжи на  здоровый образ жизни. Педагоги МБОУ «Чихачёвская СШ» уделяли всегда и уделяют в  настоящее время основное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и  обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители  нашего учреждения владеют широким арсеналом форм и способов организации  воспитательного процесса в школе и классе. Их научно – методический потенциал  пополняется за счёт участия в методических объединениях учителей в школе и районе,  методических объединений классных руководителей, самостоятельной деятельности  учителей по совершенствованию своего профессионального мастерства, прохождению  дистанционных курсов по применению ИКТ в педагогической деятельности. Появление в  штате учебного заведения социального педагога позволило расширить воспитательный  потенциал нашего образовательного учреждения. Окружающей социум позволяет  утверждать, что МБОУ «Чихачёвская СШ»  – центр внеклассной деятельности на селе.  Наша школа ­ то место, где в нынешнее трудное время дети находят понимание, внимание,  уважение, могут реализовывать свои возможности, свой талант. В микрорайоне школы  находится сельский Дом культуры, библиотека, детский сад « Колокольчик», с которыми  установлены многолетние связи. В МБОУ «Чихачёвская СШ» работают кружки по интересам, спортивные  секции, проводятся тематические праздники, вечера отдыха, на которые приглашаются  родители и выпускники прошлых лет. Комфортабельный интернат для проживания детей  из соседних деревень имеет столовую, комнату самоподготовки, спальни, душевые, а так  же современное техническое оснащение.          2.2.   Воспитательный потенциал и окружающая среда Окружающая среда вносит определённое влияние на жизнь МБОУ «Чихачёвская  СШ». Окружающая среда при сельском образе жизни преобразована, функционально  изменена, соотнесена с нуждами и потребностями наших жителей. Безработица среди  родителей, низкий уровень жизни семей, низкий образовательный ценз населения,  незаинтересованность и неуверенность в будущем своём  и своих детей,  затрудняет жизнь  и работу школы. Жизнедеятельность в условиях сельского образа жизни формирует  специфические ценности, привычки, навыки, эмоциональные реакции, и социально­ психологические установки личности. В нашем образе жизни наиболее эффектным  оказывается человек, обладающий высокой активностью, трудолюбием, выносливостью,  быстротой в работе, способностью к особому напряжению сил в определённые сезонные  периоды года. В нашем образе жизни остро выражено традиционное разделение функций на « мужские» и «женские» ­ и в труде и в общении, и в досуговой деятельности. Нашему  образовательному учреждению приходится идти на контакт с родительской  общественностью через общественные организации, находить способы воздействия «извне». Благотворное влияние оказывает работа библиотек (сельской,  школьной),  работа ДК, комиссии по делам несовершеннолетних. Совокупность таких, далеко не всех  перечисленных, особенностей сельского образа жизни и образует фон, на котором строит  свою воспитательную деятельность МБОУ «Чихачёвская СШ». Она же остаётся   6 единственным,  воистину культурным, центром. Со своими правилами и традициями, со  своими законами, наша  школа работает  уже 145 лет,  и достигла современного  образовательного уровня, внедряя в жизнь информационные технологии, совершенствуя  воспитательную систему на основе личностно – ориентированного подхода. В последнее  время возникла потребность в разработке новой программы развития школы, которая  призвана объединить в сетевом взаимодействии педагогов, учащихся и родителей и это  выполнено.      2.3. Достижения и проблемы в воспитании учащихся  и жизнедеятельности образовательного учреждения К достижениям организации воспитательного процесса в МБОУ «Чихачёвская СШ»,  проявляемых в жизнедеятельности учебного заведения в течении многих лет, следует  отнести эффективное использование в воспитательной практики достаточно высокую  теоретическую и методическую подготовку  педагогов в целеполагании, планировании,  организации и анализе воспитательной работы с обучающимися, накопленные опыт и  традиции в патриотическом , нравственном и  трудовом воспитании.  В ходе предыдущей работы по теме «Воспитание любви к малой Родине», коллектив  МБОУ «Чихачёвская СШ» смог убедиться в целесообразности использования личностно –  ориентированного подхода в воспитании и обучении. Накоплен и систематизирован  материал по истории родного края, на основе которого создана и работает Краеведческая  комната школы, которая теперь имеет статус музея. Основой психологического климата в  школе и в классах является  уважение детских и взрослых проблем, взглядов, вкусов. На  этой основе в нашей школе практикуется изучение личности учащихся и среды его  развития с помощью методик, предлагаемых  Е.Н.Степановым, А.А.Андреевым, Н.Е.  Щурковой:  Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (разработана  А.А. Андреевым) (больше 3 – высокий уровень, от 3 до 2 – средний уровень, ниже 2 – низкий уровень) Учебный год 2011­2012 г 2012­ 2013 г. 2013­ 2014 г. 2014­2015г 2015­2016г. Средний балл по школе 3 3 3,4 3.6 4,1  Методика изучения удовлетворённости родителей школьной жизнью (разработана  Е.Н. Степановым) (больше 3 – высокий уровень, от 3 до 2 – средний уровень, ниже 2 – низкий уровень) Учебный год 2011­2012 г 2012­ 2013 г. 2013­ 2014 г. 2014­2015г 2015­2016г. Средний балл по школе 3.5 4.3 4.8 4.5 4,5 7  Методика изучения удовлетворённости педагогов в школьном сообществе и своим  положением в нём  (разработана Е.Н. Степановым) (больше 3 – высокий уровень, от 3 до 2 – средний уровень, ниже 2 – низкий уровень) Учебный год 2011­2012 г 2012­ 2013 г. 2013­ 2014 г. 2014­2015г 2015­2016г. Средний балл по школе 2,8 3,8 4,5 4,7 5  Школьный тест умственного развития (ШТУР), который помогает отслеживать  уровень образованности и интеллекта наших учащихся (разработанный учёными  НИИ ОПП РАН.)  Кроме этого мы используем методики:  «Я и ценности моей жизни» (разработана Е.Н. Степановым)  «Я  и моя школа» (разработана Е.Н. Степановым)  «Шкала оценки потребности в достижении»  «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н.Е. Щурковой) а так же анкеты для  разных школьных возрастов на выявление мнения учащихся об организации  воспитательной работы, изучения эффективности воспитательных средств. Приоритетные направления в работе:  ­ раскрытие личностных качеств, природных способностей, как ученика, так и учителя в        их взаимосвязи;  ­ воспитание патриотов, любви к месту, где родился;  ­ возвращение лучших традиций сельских школ;  ­ развитие здорового духа и тела ученика. Однако   не   всё   в   содержании   и   организации   воспитательного   процесса   устраивает педагогов, учащихся и родителей МБОУ «Чихачёвская СШ». В процессе диагностической деятельности и коллективного обсуждения перед нами появились следующие проблемы: создание  среды – воспитательного пространства; развитие творческой личности с учётом личностно – ориентированного подхода;  создание педагога нового типа.  ­ ­ ­ С   учётом   анализа   образовательной   и   воспитательной     ситуации   в   нашей   школе, особенностей   социума,   потребностей,   желаний   учащихся,   родителей,   педагогического коллектива,   требований   сегодняшней   жизни   разработана   современная   воспитательная система школы. Цель воспитательной системы школы – создание условий, способствующих  развитию творческих, личностных качеств обучающихся, которые отличают его от  других, делают уникальным и неповторимым; признание его прав на свободу, счастье и социальную защиту. Основные задачи: 8 ­  введение человека в пространство человеческой культуры с целью формирования  самим индивидом готовности к восприятию окружающего мира через проблему  собственных ценностей ­ приобщение учащихся к знаниям  ­ приобщение детей к культуре, традициям родного края. Во  всех сферах социальной жизни происходят серьёзные изменения, которые  затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти  отношения становятся более жесткими, требующими конкурентноспособности всех  субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих  социальных проблем. А изменения требуют новых подходов к организации деятельности участников  образовательного процесса. Этот поиск затрагивает не только содержание  образования, но  и саму структуру между педагогами и учащимися, между администрацией школы и  членами педагогического коллектива. Основу этих отношений составляют сотрудничество  и равноправное партнёрство. В процессе организации воспитательной работы с детьми педагоги МБОУ «Чихачёвская  СШ» учитывают богатые педагогические традиции области, воспитывают детей на примере исторической действительности, поддерживают народные традиции, опираются на  краеведческий материал и культурное богатство нашей области, обогащая педагогическое  наследие личным творчеством. 3. Проектируемое состояние системы 3.1. Теоретико­методологические основы Положение концепции базируется на человекоцентристком подходе, который  рассматривает  ученика как главную ценность. И вся наша  педагогическая деятельность  направлена на создание условий для развития его личности. Педагогический коллектив учитывает закономерности воспитательного процесса и следует принципам соответствующим этим закономерностям. Первое    : воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого  ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее  значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов, учащихся при  определении целей и задач педагогического процесса.  Зная, что активность ребёнка существенным образом зависит от его мотивации,  педагоги, прежде всего, опираются на потребности и мотивы ребёнка, определяя то, что  является для ребёнка главным на данный момент. Второе: единство образования и воспитания. Формируя знания, человек  развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, 9 которая требует новых знаний и умений. Такой подход требует постоянной коррекции  содержания как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся. Третье: целостность воспитательных влияний. Сущность целостности  воспитательного процесса – в подчинённости всех его частей и функций основной задаче:  формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребёнка и его  социализации). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает  реализацию следующих условий:  ­ каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать, а именно  обеспечивать достижение общей цели;  ­ комплексное решение задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке;  ­ единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. При этом обеспечиваем установление связей между элементами педагогической системы:  информационных (обмен информацией), организационно­деятельностных (методы  совместной деятельности), коммуникативных (общение), связи управления и  самоуправления. Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и  выражают основные требования к содержанию и определению форм и методов  воспитательной работы. Принцип гуманистической ориентации воспитания требует добровольности включения  ребёнка в ту или иную деятельность; наличие у него цели доступной, понятной, осознанной; доверяя ребёнку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в  возможности каждого ребёнка. Реализация этого принципа ориентирует на учёт всего  диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации  существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых  интересов. Этот принцип требует также обеспечения свободы совести, вероисповедания и  мировоззрения, участия в других общественных и политических организациях и  движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, чтобы  дети, осознавая свою социальную защищённость, в то же время формировали у себя  готовность к социальной самозащите. Этот принцип предполагает включение учащихся в  ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определённых способов этого  преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся  предполагает развитие инициативы и ответственности при собственном росте  ответственности педагогов перед детьми. В основе этого принципа – определение общих  целей педагогов и учащихся, организация совместной деятельности на основе  взаимопонимания и взаимопомощи. Принцип эвристической среды. В школе и в социальном окружении доминирует  творчество при организации учебной и внеучебной деятельности. Творчество – основной  критерий оценки личности и отношений в коллективе. Этот принцип требует создания  условий для выбора детьми форм участия в учебной и внеучебной деятельности,  поддержки различных инициатив, направленных на самореализацию индивидуальности  педагогов и учащихся, на достижение значимых целей. В центре внимания воспитательной системы школы стоит личность ребёнка.  Поэтому ВСШ мы рассматриваем как признание ценности личности ребёнка, его прав на  свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие и проявление его  способностей и индивидуальности. Педагогический коллектив школы видит своего  выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в  обществе и природе гражданином, культурным, готовым к самореализации в жизни, со  10 сформированным у него ценностным отношением к таким понятиям, как семья, Отечество, культура. Исходя из основной задачи школы ­ создание максимальных условий для развития  творческой личности ребёнка и его самореализации, жизнедеятельность школьников  организуется на следующих принципах:    личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора  на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.  природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных  биологических, физиологических и психических особенностей. Использование  возрастно ­ психологической диагностики для коррекции поведения.  педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства,  разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности  самовыражения личности ребёнка.  культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка  в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия  с семьёй.  принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий,  формирование способности быть творцами и участниками этих дел.  гуманитаризация: увеличение доли и значения гуманитарных предметов в учебном  плане, но и поворот в процессе изучения содержания каждого предмета к личности,  направленность всех знаний на личностный рост и самораскрытие человека.  принцип дифференциации: создание условий освоения знаний оптимальным для  каждого ребёнка способом, темпом, объёмом, отбором содержания, форм и методов воспитания. Выявление и развитие генетических задатков каждого, и максимальное  использование возможностей окружающей среды и социальной наследственности. 3.2. Ценностно – ориентированное ядро Ценностное ядро воспитательной системы школы составляют наиболее значимые для детей и взрослых ценности: индивидуальность, творчество, свобода, выбор, успех. Деятельность,  общение и отношения в нашей школе строятся на основополагающих идеях. 1. Идея  введения человека в пространство человеческой культуры с целью  формирования самим индивидом готовности к восприятию окружающего мира  через проблему собственных ценностей 2. Идея приобщения учащихся к знаниям через  развитие их индивидуальности 3. Идея приобщения детей к культуре, традициям родного края как важнейшего  условия становления их уникальности 3.3. Этапы построения и функционирования Этапы Проектирование Деятельность  Разработка проектного замысла воспитательной системы  школы, ознакомление с его идеями всех участников  образовательного процесса.  Установление отношений между школой и её социальными партнёрами.  Создание координационного совета для управления  жизнедеятельностью школы.  Создание творческих группы педагогов по разработке и  апробации форм и способов индивидуальностно­ ориентированного педагогического взаимодействия. 11 Становление Стабильное  функционирование  Определение критериев, показателей, методов и приёмов  изучения эффективности функционирования  воспитательной системы  школы  Разработка временного положения о ВС школы  Разработка и апробация годового цикла дел,  направленных на проявление и развитие творческих  способностей учащихся, на презентацию их личных  достижений.  Освоение и использование педагогами на практике форм,  приёмов и методов, способствующих формированию  индивидуальности сельских школьников.  Апробация и применение информационных технологий  в  плане дополнительного образования учащихся.  Организация мониторинга потребностей и интересов  учащихся   Обновление  нормативно­правовой базы образовательного учреждения.  Осуществление коллективной рефлексии в сообществе  участников образовательного процесса и результатов  деятельности по построению ВС школы  Обобщение и презентация опыта работы по  формированию положительной оценки деятельности в  социуме.  Определение перспектив дальнейшего развития  воспитательной системы школы. Годовой цикл дел МБОУ «Чихачевская СШ», направленных на проявление и развитие  творческих способностей учащихся, на презентацию их личных достижений: Традиционные Локальные  Новый год  Месячник военно­патриотического воспитания  День защитника Отечества  Международный женский день  День Матери  День Победы  День Конституции  День знаний  Последний звонок  Выпускной вечер   Вечер встречи с выпускниками  День Здоровья  Посвящение в ученики для учащихся 1, 10 классов  Недели и Дни вежливости  Ученик года  Презентации личных достижений (творческие отчёты  учеников по проблемам)  Один день в …(музеи, театре, библиотеке и т.д.) 12 ШДО «Лучик», РСМ Комплексно – целевые  программы  Встречи с интересными людьми Разработка и реализация  проектов  «Чистые улицы»  «Самый красивый класс»  Акции   «Мы с вами, ветераны!»  «Земляки на службе»  «Неделя выпускника»   Акция «Поздравим своего учителя»      « Я ­ гражданин ». «Профилактика правонарушений среди  несовершеннолетних учащихся» «Каникулы». «Подросток» «Здоровье»     Комплексно­целевая программа « Я ­ гражданин ». Основной целью реализации программы является: воспитание высоко организационной и  высоконравственной личности молодого человека. Данная цель определяет социально­ воспитательную задачу, связанную  с адаптацией к людям, товарищам по учёбе, включение  в систему межличностного общения; воспитанием гражданина, формированием  высокоморальных качеств личности, тесное сотрудничество с семьёй. Воспитательная  работа строится на принципе всестороннего развития личности.  Комплексно­ целевая программа  «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся» Основной целью реализации программы является: ­ Создание благоприятного микроклимата для обучающихся  школы;  ­ Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной   активности учащихся. ­ Психолого – педагогическая диагностика по предупреждению  правонарушений. ­ Организация отдыха "трудных" подростков в сочетании с  трудовой  занятостью ­ Привлечение «трудных» подростков к участию в работе лагере  труда и отдыха от РКК.  Комплексно­целевая программа  «Каникулы». Основной целью реализации программы является: ­ Создание условий для привлечения подростков к работе по  благоустройству села ­ Привитие навыков трудовой культуры ­ Пропаганда трудового воспитания и добросовестного отношения к труду ­ Организация культурно ­ досуговых мероприятий, как средства профилактики и          предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних ­ Организация соревнования между классами, как стимулирование и мотивация           учебной деятельности ­ Пропаганда патриотизма, любви к малой родине.  Комплексно­целевая программа  «Подросток» Основной целью реализации программы является деятельность школы по направлениям: 13 ­ Дорога                        ­ Семья ­ Выпускник ­ Здоровье ­ Безнадзорные дети ­ Занятость ­ Школа ­ Права ребёнка  Комплексно­целевая программа  «Здоровье» Основные цели реализации данной программы: ­ содействовать укреплению здоровья каждого школьника ­ продемонстрировать многоугольную природу здоровья ­ сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и  за здоровье окружающих ­ обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных  стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье ­ расширить и разнообразить взаимодействие школы и родителей на ниве укрепления  здоровья детей.  3.4. Критерии и способы изучения эффективности Для исследования результативности воспитательной системы школы мы считаем  необходимость использования определённой совокупности критериев, показателей и  методик. Воспитанность учащихся ­ общественная направленность детей  Удовлетворённость  участников  образовательного  процесса Диагностика школьного  коллектива (взгляды, убеждения, ценностные  ориентиры личности). Три главных вида   направленности: “на себя”, “на объект”,  “на других людей” ­ комфортность, защищённость личности учащегося, его отношения к основным  сторонам жизнедеятельности в школе ­ результативность обучения и  воспитания детей, их положением в  школьном коллективе ­ удовлетворённость содержанием,  организацией и условиями трудовой  деятельности, взаимоотношениями в  школьном сообществе ­ взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также  диагностика его развития Индивидуальность  выпускника школы ­ самоактуализированность,  нравственная направленность личности Методика  А.А.Андреева Методика  Е.Н.Степанова Методика  Е.Н.Степанова Анкета для  старшеклассников  Методика «Какой у  нас коллектив?». Методика  Л.В.Байбародовой Модель выпускника  школы 14 Методика  Н.Е.Щурковой Таким образом, современный быстро меняющийся мир, смена парадигмы общественного  развития и  вхождение общества в информационно­техническое пространство, требуют от  личности  проявления активной, творческой жизненной позиции,  способности проявлять   себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные  знания в разнообразных жизненных ситуациях. Сегодня, главной задачей школы,  работающей в инновационном режиме, является создание  условий для самовыражения  личности во всех направлениях,  что будет способствовать решению указанных задач. 15 4.Список  литературы 1.Воспитательная система сельской школы / Под ред. Е.Н.Степанова. Псков, 1997. 2.Воспитательная система класса: Теория и практика / Под ред. Е.Н.Степанова. М,  2005. 3.Степанов Е.Н., Создание системы воспитания: формы, методы и приёмы // Директор  школы. 2000. №2 4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях  воспитания. М., 2002. 5. Степанов Е.Н., Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.,2004. 6. Воспитательный процесс: Изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. М.,        2001. 7. Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2005. 8. Педагогический контроль в процессе воспитания./ Под ред. Е.Н.Степанова. М.,        2006. 16

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017