Воспитательная система школы
Оценка 4.9

Воспитательная система школы

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
администрации +1
Взрослым
10.01.2017
Воспитательная система школы
Воспитательная система школы. паспорт школы. Общие сведения о школе. Концепция воспитательной деятельности школы. Воспитательный потенциал школы и окружающей его среды. Направления воспитательной работы. Этапы функционирования программы. Критерии и показатели эффективности системы школы. Мониторинг результатов работы воспитательной системы. Подпрограммы развития «Одаренные дети», «Формирование духовно-нравственных ценностей граждан и России в условиях модернизации образования», "Здоровье", "Семья и школа".
Воспитательная система школы.doc
Заместитель директора  по воспитательной работе Ильченко С. А. I. ПАСПОРТ  МКОУ АМУРСКАЯ СОШ 1. Общие сведения Муниципальное образовательное учреждение Амурская средняя  общеобразовательная школа  Адрес ОУ: 457335 Челябинская область, Брединский район, п. Амур, ул.  Центральная 1А 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  Официальное название школы, её тип   Школа является муниципальной общеобразовательной школой, ориентирована на  обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их  индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,   интеллектуальных и других) особенностей, образовательных и воспитательных  потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней  адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для  умственного, эмоционального и физического  развития ребенка.  Работа в школе строится на основе сложившихся традиций, с учетом особенностей  социума.   В настоящее время школа работает над темой «Личностно­ориентированное   обучение, как средство развития школы»  2.Школа, её ближайшее окружение.  Муниципальное общеобразовательное учреждение Амурская средняя  общеобразовательная школа тесно сотрудничает с Домом Культуры. Сложное  экономическое положение, высокий уровень безработицы на селе, низкий уровень  доходов работающего населения, высокий уровень неблагополучных семей. Все  это накладывает определенный отпечаток на микроклимат культуры, быта и  нравов в семьях учащихся, на уровень воспитанности и интересов, как  населения,  так и детей. Школа еще долго будет рассматриваться родителями как главная  сила воспитания.   Главное назначение школы – быть центром учебно­воспитательной работы с  детьми.   Деятельность нашей школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную  социально­профессиональную группу, в составе которой, согласно проведенному  исследованию: ∙     58% родители­рабочие; ∙     35% родители – служащие 2 ∙     2 % родители­ предприниматели; ∙     5% родители – безработные ∙     0%   родители – пенсионеры Родители по уровню образования распределены следующим образом: ∙     Высшее образование –10% ∙    Средне­специальное ­ 35% ∙    Среднее ­ 25% ∙    Без образования ­ 30%  По количественному составу: 1. Полных семей  ­ 43 количество детей в них ­ 54; из них многодетных 9 семей,  количество детей в этих семьях – 14 (учатся в школе) 2. Всего многодетных семей ­ 21 3. Неполных семей ­ 16, количество детей в них ­ 20; из них:  один родитель умер ­ 6 семей, количество детей в этих семьях ­ 9; матерей­одиночек ­ 10, детей в этих семьях  ­ 11;   один отец воспитывает детей ­ 2, количество детей в этих семьях ­3; всего многодетных неполных семей ­ 4, детей в этих семьях ­ 7. 6.  Детей, проживающих под опекой  ­ 3 человека, из них 3 в семье. 7 . Дети сироты, инвалиды ­ 0 человек. 8. Дети с ограниченными возможностями ­ 0 человек на индивидуальном обучении ­ 1 На учёте в ИДН ­ 0 На школьном пед. учёте ­ 0 Таким образом, основные категории родителей ­рабочие­служащие.  Определяя потребности создания в школе необходимых условий мы не оставили  без внимания представления и пожелания, касающиеся предназначения и  ценностных ориентаций нашей школы, которые высказаны детьми, их родителями.  Это был, по сути своей, социальный заказ. Конкретно заказ выглядел следующим  образом: 1.Развитие творческих способностей и их развитие; 2.Возможность реализовать свои творческие способности; 3.Радость от общения с одноклассниками и учителями; 4.Быть здоровым и физически развитым. 3.Взаимодействие с ДК  В школе отработана система внеурочной воспитательной работы совместно с ДК 4.Количественные характеристики (количество учащихся, классов, учителей,  организаторов внеклассной работы)   В школе обучается 74 учащихся, количество классов­11. Средняя наполняемость  классов­7 человек. Школа работает в одну смену с 8­30 до 14­45 час. 3 Кадровый состав специалистов, курирующих вопросы воспитания: 1­Зам. директора по ВР; 7­ставок педагогов дополнительного образования.   Созданию концепции воспитательной системы предшествовала работа по  методической подготовке учителей. Были проведены педсоветы «Система работы  классного руководителя».    Вопросы воспитания регулярно рассматриваются на совещаниях при директоре,  МО классных руководителей, заседаниях педагогического совета, членами  которого являются представители коллектива учителей, родителе и учеников.  Вопросы рассматриваются не стихийно, а исходя из потребностей школы. Так как  повышение уровня управления качеством образования невозможно без изменения  социально­профессионального  статуса руководящих и педагогических кадров, их  компетентности, была поставлена задача.  Концепция воспитательной деятельности школы.  Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с  усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его  творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной  ответственности как нравственной характеристики личности. В такой  педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его  деятельность приобретает активный, познавательный характер.   По определению Л. И. Новиковой, воспитательная система – целостный  социальный организм, организм, функционирующий при условии взаимосвязи  основных компонентов воспитания и обладающий такими интерактивными  характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.    Возникает   необходимость   разработки   и   реализации   целостной  модели воспитания,   где   продуктивным   и   перспективным   концептуальным  основанием модернизации   современного   содержания   образования   в   средней   школе  будет спортивно­оздоровительный   и   гражданско­патриотический   подход. Образование как часть социализации выступает средством встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средством освоения детьми знаний  о здоровом образе жизни, об окружающем мире и способах его познания, правовых норм, любви к Родине,   норм  общения, принятых ценностей, то есть всего того, что позволило бы человеку жить и работать продуктивно.  Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, внеурочную  деятельность детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние  социальной, природной, предметно­эстетической среды.  Цель воспитательной системы – создание условий для развития личности  ребенка.   Воспитательная система школы – способ организации жизнедеятельности и  воспитания  всех участников образовательного сообщества, представляющий  4 собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих  компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.   Ядром воспитательной системы является единство коллективов учителей,  учеников и родителей. В центре обучения и воспитания системы стоит личность ребенка с природными  задатками, любимыми занятиями. Поэтому целью считаем создание педагогической системы образования и воспитания учащихся через формирование личности,  способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в  самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности и  умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.   Развитие воспитания в школе предполагает решение следующих задач: 1.    Определение содержания воспитания, его форм и методов на основе  возрастных, индивидуально­психологических особенностей учащихся с учетом  конкретных возможностей и специфики школы 2.     Формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный  учебно­воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его  важнейших составляющих­воспитание и обучение. 3.     Усиление гуманитарной и практической направленности учебных  дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающим учащимся  освоить ценности общества и культуры, в которых они живут, способы  самоопределения  в них. 4.     Предоставление им реальных возможностей участия в управлении  образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и  общественных объединений. 5.     Создание условий для участия семей в воспитательном процессе,  привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным  учреждением.  Создана модель трехступенчатой системы: 1 ступень ­ «Начальная школа» ­ 1­4 класс; 2 ступень ­ «Средняя школа»­5­8 класс; 3 ступень ­ «Старшая школа»­9­11 класс.   В начальной школе уделяется большое внимание художественно­эстетическому  воспитанию, в основной школе процесс сконцентрирован на обеспечении  непрерывной системы естественного образования и духовного развития личности  в семейном и школьном воспитании, в полной школе – знакомство с основами  мировой художественной культуры, экономики и права.   Система воспитательной работы школы отображает результат осмысления  педагогической практикой обновления содержания школьного воспитания и  определение  на основе этого новых стратегических и проектических направлений  его развития, углубления и расширения в соответствии с Конституцией РФ,  «Закона об образовании», «Устава школы», Программой развития, концепцией о  правах ребенка. 5 Воспитательная   программа   школы   в   процессе   ее   построения   должна соответствовать следующим ее характеристикам: • целенаправленность ­  воспитательная система ­ это целенаправленная  Ценности   и   цельявляются и   ценностно­ориентированная   система. системообразующими факторами, обеспечивая развитие всех компонентов  обеспечивают системы,   и   определяют   тип   воспитательной   системы, направленность   на   их прогнозирование и получение результатов;  выработку   стабилизирующих   стратегий, • динамичность  ­  воспитательная   система   ­   это   саморазвивающая система.  Воспитательная   система   постоянно   находится   в   развитии, посредством  преодоления   противоречий   своего   развития,   что   возможно через саморазвитие и самоуправление; • стабильность ­ предполагает сохранение позитивных традиций и развитие новых; • гибкость  ­  предполагает   гибкость   структуры   системы,   наличие   зон неупорядоченности, как источника ее дальнейшего развития; • целостность  ­  воспитательная   система  ­  это   целостная   система. Предполагает   создание,   укрепление   и   корректировку   связей   между компонентами системы; создание единого смыслового поля основанного на построении целостного образа школы, его принятие и осмысление всеми субъектами образовательного взаимодействия.  • открытость  ­  воспитательная   система   ­   это   открытая   система. Выстраивание   открытых   отношений   между   всеми   субъектами   и   их взаимодействия с окружающей социокультурной и природной средой, что позволяет   обеспечивать   функционирование   и   развитие   системы   и   ее субъектов. Основные понятия Подход – это определенная позиция по отношению к какой либо проблеме или явлению;   совокупность   способов   и   приемов   осуществления   деятельности   на основании   какой­либо   идеи   или   принципа   (системный,   деятельностный, антропологический, культурологический и др.). Концепция  (от   лат.   conceptio   ­   определенное   понимание   явлений,   система взглядов)   ­   это   теоретическая   идеальная   конструкция,   конструкция,   которая разрабатывается для более ясного понимания сложного динамического процесса или   явления,   а   также   для   обозначения   ведущего   замысла,   конструктивного принципа в практических видах деятельности. Воспитание  ­   это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й. Лийметс, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и др.), где управление строится 6 на согласовании с внутренними свойствами системы (личности) с ориентацией на резонансные   воздействия,   завершается   в   контексте   “гуманистически ориентированной воспитательной парадигмы”. Такая парадигма ставит в основу понимания воспитания органическое сочетание необходимости педагогического управления   (руководства)   и   саморазвития   человека   (воспитуемого)   в   ходе активного освоения и переработки культуры. Это привносит новое понимание отношений между учителем и учеником, переориентацию объектно­субъектных в диалоговые субъект­субъетные отношения, что определяется профессиональной позицией педагога. ­   Воспитание   ­   это   целенаправленная   содержательная   профессиональная педагогическая деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности   ребенка,   вхождению   ребенка   в   контекст   современной   культуры, становлению   его   как   субъекта   и   стратега   собственной   жизни,   достойной Человека (Е.В. Бондаревская и др.). ­   Воспитание   понимается   в   соотношении   с   духовным   бытием   человека   как диалогическое   взаимодействие   его   с   миром  (социокультурная   контекстность), другими   людьми   (далогическое   взаимодействие)   и   самим   собой   (становление субъектом   культуры);   а   педагогическая   деятельность   как   социокультурный межсубъектный   диалог,   в   процессе   которого   происходит   взаимообмен   и взаимообогащение   ценностно­смысловых   сфер   педагога   и   воспитанника. Способность   педагога   к   реализации   воспитательных   функций   при   этом определяется   его   предрасположенностью   к   качественным   самоизменениям, со­трансформации во взаимодействии с воспитанником (Н.М. Борытко). Управлениев   воспитании  –   это   оптимальное   включение   личности   (ребенка, педагога,   родителя)   в   процессы   целеполагания,   совместной   творческой, личностно­значимой   деятельности,   совершенствования   межличностных   и групповых   отношений,   возникающих   в   коллективе,   создания   ситуаций, побуждающих   каждого   к   рефлексии,   самопознанию,   самореализации.   Педагог не передает   готовые   образцы   нравственной   и   духовной   культуры,   а   создает, вырабатывает их вместе с воспитанником. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание воспитательного процесса. Воспитательная   работа  –   целенаправленная   деятельность   по   организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для   полноценного   развития   личности.   Связана   с   целевым   выполнением воспитательных   функций.   Слово   «работа»   подчеркивает   прикладной   аспект воспитательной   деятельности,   необходимость   преодоления   учителем противоречий при достижении целей, профессиональный оттенок деятельности и позиций. Воспитательная деятельность  – это особый вид педагогической деятельности осуществляемый педагогом в системе педагогических отношений и направлена на: совершенствование людей и отношений между ними; создание благоприятных 7 условий развития личности; среду обитания; микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.  Воспитательная система создается в учебно­воспитательном учреждении.  Она представлена следующими компонентами:  ­   цели,   выраженные   в   исходной   концепции   (то   есть   совокупности   идей,   для реализации которых она создается);  ­ деятельность, обеспечивающая ее реализацию;  ­   субъекты   деятельности,   ее   организующие   и   в   ней   участвующие   (педагог, ребенок, родитель);  ­ рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность;  ­ среда системы, освоенная субъектами; ­ управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы. Функции воспитательной системы: ­  развивающая,   направленная   на   стимулирование   и   поддержку   позитивных изменений в личности всех субъектов воспитания и образования; ­ интегрирующая, содействующая объединению в одно целое разрозненных и  несогласованных воспитательных воздействий; ­  регулирующая, определяющая упорядоченность педагогических процессов и их влияние на развитие и формирование личности и коллективов; ­  защитная,   направленная   на   повышение   уровня   социальной   защищенности учащихся   и   педагогов,   нейтрализацию   влияния   негативных   факторов окружающей среды на личность и процесс ее развития; ­   компенсирующая,   предполагающая   создание   условий   для   компенсации недостаточного   участия   социума   в   раскрытии   и   развитии   способностей   всех субъектов; ­   заключается   в   осуществлении   педагогически целесообразной   коррекции   поведения   и   общения   субъектов   в   процессе воспитания и образования.   корректирующая, Гуманистический характер воспитательной системы объясняется тем, что цель   воспитания   ­   личность   развивающего   человека,   предполагающая оптимальное   включение   личности   в   процессы   целеполагания,   совместной творческой, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций,   побуждающих   каждого   (ребенка   и   взрослого­педагога,   родителя)   к рефлексии, самопознанию, самореализации. личностно­значимой   деятельности,     Патриот ­ тот, кто  любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Гражданин­  лицо,   принадлежащее   постоянному   населению   данного 8 государства,   пользующееся   его   защитой   и   наделенное   совокупностью   прав   и обязанностей. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Воспитательный потенциал  школы и окружающей его среды.    Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание   воспитанию   учащихся,   совершенствованию   и   обновлению  внеклассной воспитательной деятельности с детьми.   Приоритетным   направлением   воспитательной   работы   школы   является   – художественно­эстетическое   направление,   т.к.учителя   эстетического   цикла имеют высшее образование, высшую и 1 категорию. Школа тесно сотрудничает с Домом культуры. Основные направления воспитательной работы: 1) Гражданско­патриотическое и нравственное воспитание 2) Художественно­эстетическое воспитание 3) Спортивно­оздоровительное направление 4) Воспитание экологической культуры 5) Организация работы органов ученического самоуправления  6) Организация летней трудовой практики и оздоровительного отдыха  В   школе   широкий   выбор   направлений   видов   деятельности:   «Волшебная кисточка»,   «Оркестр   русских   народных инструментов»,   театральная   студия   «Юность»,   «Юный   краевед»,   «Юный журналист», «ПДД», спортивные секции.   «Рукодельница»,   «Вокал», Направления воспитательной работы 1. Гражданско­патриотическое и нравственное воспитание Цель:   формирование патриотического сознания и чувства верности своему Отечеству,   способного   к   проявлению   нравственного   поведения   и принятию ответственных решений в любых жизненных ситуациях. Содержание воспитательной деятельности: а) Традиционное проведение общегосударственных праздников (День защитников Отечества,   День   Победы),   уроки   мужества,   акции,   вахта   памяти,   военно­ спортивная игра «Зарница».  9 б)  Кл. часы «Что значит быть патриотом сегодня», «Помня о прошлом, создавай   «Права   и   обязанности   «День   конституции   РФ», будущее», гражданина», «Символы РФ».            в)   Участие в районных краеведческих конференциях «Отечество», «Я –   гражданин России»,  «Старые   фотографии   рассказали»   и   мероприятиях   патриотической направленности.  г)  Проведение парламентских уроков.  д)  Работа кружка юного краеведа. 2.     Художественно­эстетическое воспитание Цель:  формирование   художественного,   эстетического   вкуса   и   развитие творческих способностей. Содержание воспитательной деятельности:   а)   Традиционные   мероприятия:  торжественная   линейка,   посвященная   Дню Знаний,   «Золотая   осень»,   «Новогодний   карнавал»,   вечер   встречи   с выпускниками,  торжественная   линейка,   посвященная  Последнему   звонку; «Мисс школы», выпускной бал.   б)   Кл.   часы:  «Культура   межличностных   и   коллективных   отношений», «Восславим женщину мать!», «Красота спасет мир». в)   Участие   в   районном   фестивале   детского   творчества,   в   выставке   и фотовыставке   детского   творчества,   театральном   конкурсе   «Признание», концертах, посвященных памятным датам. г) Участие   во   всероссийских   конкурсах:   «Сказки   для   добрых   сердец», «Чиполлино»,   «Мир   космических   животных»,   «О   далеких   мирах»,   «Вода, вода», «Алмазные грани».  д) Конкурсы «Самый классный класс», «Лучший ученик года»  е) Работа кружков художественно­эстетического цикла. 3. Спортивно­оздоровительное направление Цель:   формирование   потребности   в   здоровом   образе   жизни   и   профилактики вредных привычек Содержание деятельности:   а)     Профилактика  курения,  алкоголизма,   наркомании   и   социально   значимых болезней:   Общешкольные   акции:  «Скажем   наркотикам   нет»;   тематические классные часы: «Курить ­здоровью вредить», «Учись быть здоровым», «Нет – наркотикам,   курению   и   алкоголю»,   проведение   профилактических   бесед, оформление информационного стенда. б)   Проведение традиционных спортивно­массовых, физкультурно­ оздоровительных  мероприятий: «Осенний кросс», баскетбольный турнир,   мини­лапта, лыжные гонки, волейбол, соревнования по шашкам и шахматам,  туристический слет. 10 в)  Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни: «Осенний кросс», День здоровья,   акция   «Спорт   вместо   наркотиков»,   «Веселые   старты»,   «А   ну­ка, парни», «Мама, папа, я – спортивная семья».           г)     Участие   в   районном   конкурсе   на   лучший   антинаркотический профилактический плакат.         д)  Работа спортивных секций 4. Воспитание экологической культуры Цель:  воспитание   у   подрастающего   поколения   экологически   целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. Содержание воспитательной деятельности: а)  Проведение   тематических   классных   часов:   «Что   мы   знаем   о   планете», «Экологическая азбука», «Экологические проблемы»   б)  Участие   в   районных   экологических   конкурсах   «Тропинка»,   «Защита экологии»  в)  Участие в акциях: «Покормите птиц», «Цветник», «Чистый родник». 5. Организация работы органов ученического самоуправления Цель: формирование активной жизненной позиции учащихся, лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков. Содержание воспитательной деятельности:  а)  Выборы президента школы.   б)   Формирование деятельности органов самоуправления учащихся: министров, мэров городов   в)   Организация и проведение школьных мероприятий: «День учителя», «День рождения школы», «День влюбленных» 6. Организация летней трудовой практики и оздоровительного отдыха  Цель:  воспитание   социально­значимой   целеустремленной   личности   и формирование  ответственности за порученное дело Содержание воспитательной деятельности: а)  Летняя практика учащихся  б)  Трудовой подростковый отряд «Юность» Этапы функционирования программы Создание   и   развитие   воспитательной   системы   школы   происходит   в несколько этапов. 1 Этап – Этап становления. Цель:  Формирование   концепции   воспитательной   системы   как совокупности основных педагогических идей. Задачи: 11 1. Выделить   системообразующую   деятельность,   которая   отражала   бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально­технической базой, кадрами. Введение инноваций в школьную жизнь. Создание модели выпускника. Формирование связей с внешней средой. 2. 3. 4. Ожидаемый результат: Цели   воспитательной   деятельности   должны   быть   сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. 2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры  воспитательной системы. Цель:  Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых. Задачи: 1. Утвердить   приоритетные   направления   функционирования воспитательной системы. 2. Развивать   общешкольные   школьные   коллективы   и   создавать временные. 3. 4. 5. Развивать самоуправление. Развивать взаимодействие школы с внешней средой. Обеспечить   нормативно­правовые   условия   функционирования воспитательной системы. Ожидаемый   результат:  Программа     развития   воспитания   как   часть Программы   развития   школы.   Создание   нормативно­правовой   базы   и методического обеспечениявоспитательной системы. 3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована. Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности. Задачи: 1. 2. 3. Содружество детей и взрослых. Реализация личностного подхода. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы. 4. Ожидаемый   результат:  Создание   воспитательной   системы   школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций. 4 этап – Этап обновления и перестройки. Цель: Рост социальных потребностей коллектива. Задачи: 1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы. 12 Разнообразие содержания. Усложнение организационных и управленческих процессов. 2. 3. Ожидаемый   результат:  Совершенствование   воспитательной   системы школы, подъем на новый более высокий уровень. Критерии и показатели эффективности системы В   соответствии   с   поставленными   целями   и   задачами   воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы: Показатели   Критерии Сформированность познавательного потенциала личности учащегося Сформированность нравственного   потенциала   личности учащегося Сформированность коммуникативного личности учащегося   потенциала Сформированностьфизического потенциала личности Сформированность общешкольного коллектива Удовлетворенность   учащихся, педагогов родителей жизнедеятельностью в школе и           учебной направленность образовательной 1. Освоение программы 2. Развитие мышления 3. Познавательная активность  4. Сформированность деятельности 1. Нравственная личности 2. Сформироавнность отношений ребенка   к   Родине,   обществу,   семье, школе, себе, природе, труду 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета 1. Состояние здоровья учащихся 2. Развитость   физических   качеств личности 1. Состояние эмоционально­ психологических   отношений   в коллективе 2. Развитость самоуправления 3. Сформированность деятельности 1. Комфортность ребенка в школе 2. Эмоционально­психологическое положение ученика в школе (классе) совместной     Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются  на   основе   принципов,   позволяющих   воспитать   социально   активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность. 13 Выпускник школы, выйдя из стен школы,  должен не только иметь знания по различным предметам, но и   минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться   во   взрослой   жизни,   приобрести   навык   общения,   организаторские способности, найти свое место в условиях рынка, экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь организовать свою семью, воспитать своих детей.   Мониторинг результатов работы  воспитательной системы. В   процессе   формирования   личности   гражданско­патриотический, художественно­эстетический и спортивно­оздоровительный подход в воспитании выступает   как   целенаправленное   воздействие   на   человека     и   играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей   формируются   основные   социальные,   гражданско­патриотические, нравственные   и   культурные   ценности,   которыми   руководствуется   общество   в своей   жизнедеятельности.   Проблемы   воспитания   стоят   в   центре   внимания педагогического   коллектива   школы   и   требуют   от   учителей   максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к   творческой   мысли,   стремящейся   к   духовному   самосовершенствованию, независимости,   обладающей   чувством   собственного   достоинства,   умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. К настоящему времени в школе созданы все предпосылки для успешного  развития   воспитательной системы. Разработаны тематические программы:  программа «Формирование духовно­нравственных ценностей гражданина  России в условиях модернизации образования», «Здоровье», «Одаренные  дети», «Традиции», «Семья и школа» посредством которых реализуется  содержание основных направлений воспитательного процесса. Анализ   исследования   личности   учащихся.   Их   интересов   и   склонностей предполагает формы работы, которые помогут создать эффективную технологию воспитания   личности   через   систему   дополнительного   образования   с   учетом личностно­ориентированного подхода к ребенку. В образовательном учреждении созданы условия для успешного развития дополнительного образования. 1. Подпрограмма развития «Одаренные дети» Целевое назначение: 1. Развитие талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. 2. Формирование системы социально­педагогической поддержки одаренных и способных детей.  создание   условий   для   сохранения   и   развития   интеллектуального   и Задачи подпрограммы:  творческого потенциала учащихся; 14  создание   системы   подготовки,   переподготовки   и   повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;  создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;  повышение качества образования и воспитания школьников;  формирование банка технологии для ранней диагностики способных и одаренных детей;  создание   системы   внеурочной   работы,   дополнительного   образования учащихся;  развитие   массовых,   групповых   и   индивидуальных   форм   внеурочной деятельности;  организация системы исследовательской работы учащихся.  разработка   и   внедрение   индивидуальных   подпрограмм   учителей   для Ожидаемые результаты: одарённых детей;  организация   школьных   олимпиад,   конкурсов,   конференций,   выставок, интеллектуальных соревнований;  приобретение   оборудования   и   материалов   для   исследовательской   и творческой деятельности школьников;  приобретение научной и учебно­методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;  подбор   и   поддержка   руководителей   исследовательских   и   творческих работ школьников. Форма Элективные  курсы Ученическая  конференция Основные формы внеурочной образовательной  деятельности учащихся школы Задачи  Учет индивидуальных возможностей учащихся.  Повышение степени самостоятельности учащихся.  Расширение познавательных возможностей  учащихся.  Формирование навыков исследовательской,  творческой и проектной деятельности.  Развитие умений и навыков самостоятельного  приобретения знаний на основе работы с научно­ популярной, учебной и справочной литературой.  Обобщение и систематизация знаний по учебным  предметам.  Формирование информационной культуры  учащихся. 15 Предметная  неделя (декада)  Представление широкого спектра форм внеурочной  деятельности.  Повышение мотивации учеников к изучению  образовательной области. Научное  общество  учащихся  Развитие творческих способностей учащихся.  Привлечение учащихся к исследовательской,  творческой и проектной деятельности.  Формирование аналитического и критического  мышления учащихся в процессе творческого поиска  и выполнения исследований. Кружки, студии,  объединения  Развитие творческих способностей учащихся.  Содействие в профессиональной ориентации.  Самореализация учащихся во внеклассной работе. 2.   Организация исследовательской работы учащихся в школе Подготовительный этап: Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. 1 – 4  классы 5­7  классы   Формирование навыков  научной организации труда.  Вовлечение в активные  формы познавательной  деятельности.  Формирование  познавательного интереса.  Выявление способных  учащихся Творческий этап:  Совершенствование навыков научной организации труда.  Формирование  познавательного интереса.  Творческое развитие  учащихся.  Индивидуальная работа со  способными школьниками. Формы: Урок. Внеклассная работа.  Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Конференция. Кружки. Секции. 8­9  классы Развивающий этап:  Совершенствование навыков научной организации труда. Формы: Урок. Внеклассная работа. 16  Развитие и расширение  познавательных интересов  учащихся.  Формирование  исследовательских навыков.  Развитие информационной  культуры учащихся. 10­11  классы Исследовательский этап:  Совершенствование  исследовательских навыков.  Совершенствование  информационной культуры  учащихся.  Самостоятельное  применение учащимися  знаний умений и навыков. Предметные недели. Олимпиады. Элективные курсы. Конференция. Индивидуальная работа по  разработке программ,  проектов и выполнению  рефератов. Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Элективные курсы. Профильные спецкурсы. Индивидуальная работа по  разработке программ,  проектов и выполнению  рефератов и  исследовательских работ. Этапы работы Содержание Результаты Эта пы 17 ы    т о б а р п а т э   й ы н ч о в о р и т к е о р п ­ и к с е ч и т и л а н А         Создание   банка   данных   по одаренным детям.  Организация патронажа  между способными  учащимися и учителями­ предметниками.  Организация   факультативов по выбору учащихся.  Формирование отдела  методической библиотеки  школы по работе с  талантливыми учащимися. Разработка программы  работы с одаренными  учащимися. Диагностика склонностей  учащихся. Проведение совещания по  результатам диагностирования  способных учащихся. Подбор и расстановка  кадров, работающих с  одаренными детьми. Расширение сети курсов по  выбору с учетом способности и  запросов учащихся Разработка методических  рекомендаций по работе с  одаренными детьми, основам  научного исследования,  материалов для проведения  классных часов, викторин,  праздников. Адаптация учебных  программ спецкурсов,  факультативов, элективных  курсов. Повышение квалификации  педагогов 18 ы т о б а р п а т э й ы н т с о н ь л е т я е Д  Готовность учащихся к  самообразовательной  деятельности, к  самостоятельной  исследовательской учебно­ познавательной и проектной  деятельности.  Участие в конкурсах и  олимпиадах.  Обновление структуры и  содержания  дополнительного  образования.  Внедрение портфолио  учащихся как новой формы  оценки качества  образования, отражающего  деятельность ученика в  процессе школьного  образования и учет  достижений учащегося.    Выпуск   школьного   журнала по   результатам   проектной   и учебно­исследовательской работы школьников.     Введение в практику обучения и контроля использование на уроках   и   для   подготовки домашних заданий электронных информационных   ресурсов различных   образовательных порталов   в   рамках   всех основных предметов учебного плана.   Разработать систему требований и оценки, участников процесса критериев мотивирующих образовательного работать в режиме развития.          Включение в систему  внутришкольного контроля и  мониторинга диагностики  исследования ключевых  компетентностей учащихся.  Увеличить долю практико­ ориентированного обучения с  усилением воспитывающего  аспекта урока  Разработать систему  профориентационной работы с  начальной ступени обучения.  Провести   инвентаризацию   набора элективных   и   факультативных курсов   с   учетом   социального заказа   родителей,   особенностей социума,   потребностей   рынка труда   для   предоставления возможности учащимся выстраивать   индивидуальную образовательную траекторию.     Организация   и   проведение конференций, школьных семинаров, практикумов.    Проведение   предметных   недель и декад.  Проведение педсоветов: 1. Психологические аспекты  развития творческих способностей одаренных детей. 2. Расширение умственного  кругозора учащихся и повышение  их общей культуры в процессе  обучения и воспитания. 19 ы  Обобщение   опыта   работы   в рамках подпрограммы    т о б а р п а т э   й и щ ю а щ б о б О качества  Анализ деятельности.  Повышение образования.  Увеличение числа победителей   олимпиад  и конкурсов.      Высокий балл ЕГЭ.  Формирование  позитивного мнения  социума о деятельности  ОУ Подпрограмма развития «Формирование духовно­нравственных ценностей граждани России в условиях модернизации образования»  «Нравственность – главная основа  законодательства» Целевое назначение: Обеспечение  системного  подхода  к  созданию  эффективной  образовательной среды   для   становления   и   развития   высоконравственного,   ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России  Задачи подпрограммы:  Организация   и   совершенствование   социально   открытого   пространства духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляющаяся на основе:  — нравственного примера педагога; — социально­педагогического партнёрства; — индивидуально­личностного развития ребёнка; — социальной востребованности воспитания. Совершенствование   школьного   правового   пространства,   основанного   на гуманистических   правовых   идеях,   гуманистической   этике   и гуманистических традициях в педагогике; Совершенствование   комплекса   педагогических   условий   для   воспитания нравственных качеств личности школьника;  20 Целенаправленное   педагогическое   влияние   на   поведение   учащихся   для преобразования его в соответствии с критериями духовно­нравственной и правовой культуры; Сохранение кадрового состава, имеющего квалификационную готовность к ведению   работы   по   духовно­нравственному   развитию   и   воспитанию гражданина; Организация общественной поддержки школы по реализации подпрограммы «Формирование духовно­нравственных ценностей гражданина России». Направления подпрограммы:   с Аксиологическое Сотрудничество семьей Социально­ технологическое, интерактивно­ музейное Правовое Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание гражданина России Формирование новых моделей взаимодействия и сотрудничества семьи и школы Отработка   модели   использования   социальной технологии   «Практическая   этика»   в   рамках создания интерактивного мультимедийного музея «История Амура» Повышение   правовой   культуры   и   образования учащихся   в   сфере   избирательного   права   и избирательного процесса Модернизация   российского   общества,   ее   перспективы   и   тенденции делают   особенно   значимой   проблему   духовно­нравственного   развития   и воспитания   граждан  России,  которые   должны  быть  главной   активной   силой преобразования экономики, политики, социальной жизни и культуры в нашей стране.  Обеспечение   духовно­нравственного   развития   гражданина   России является   ключевой   задачей   современной   государственной   политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все   это   непосредственно   зависит   от   принятия   гражданином   России национальных   и   общечеловеческих   ценностей   и   следования   им   в   личной   и общественной жизни. На церемонии открытия Года учителя президент страны Д. А.Медведев отметил, что «Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные   задачи   современной   школы   –   раскрытие   способностей   каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к   жизни   в   высокотехнологичном,   конкурентном   мире.   Школьное   обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и   достигать   серьёзных   целей,   умело   реагировать   на   разные   жизненные ситуации…» Данная   задача   не   может   быть   решена   без   внедрения   современных динамичных   методов   воспитательной   работы   с   учетом   целей   и   задач, 21 отраженных   в   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания гражданина   России.   Согласно   Концепции   «именно   в   школе   должна   быть сосредоточена   не   только   интеллектуальная,   но   и   гражданская,   духовная   и культурная жизнь обучающихся».  Формирование   духовно­нравственных   ценностей   учащихся   –   это сложная,   многоплановая,   каждодневная   работа,   ориентированная   на дальнейшие   результаты   –   воспитание   человека   будущего,   гражданина демократического общества и патриота своей Родины. Такая работа ведётся в нашей   школе   в   течение   ряда   лет   и   требует   усилий   всего   педагогического коллектива на всех этапах школьного образования для создания благоприятной школьной   среды,   объединения   различных   форм   урочной   и   внеурочной деятельности.   В   основе   её   лежит   Концепция   гражданско­правового образования,   которая   по   своей   общей   направленности,   целям,   задачам, принципам   педагогической   деятельности   соответствует   Концепции   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Нормативные основания  разработки программы 1Конституция Российской Федерации 2.Закон РФ «Об образовании» « от 23.01.1996 №12­ФЗ. 3.Конвенция о правах ребенка. 4.Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России Ожидаемые результаты: Критерии   и   показатели   реализации   подпрограммы   развития «Формирование   духовно­нравственных   ценностей   гражданина   России   в условиях модернизации образования»  1 критерий: сфера личностного развития учащихся Показатели:  готовность   и   способность   к   духовному   развитию,   нравственному самосовершенствованию,   самооценке,   пониманию   смысла   своей   жизни, индивидуально­ответственному поведению;  готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно­продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности   на   основе   моральных   норм,   непрерывного   образования   и универсальной духовно­нравственной установки «становиться лучше»;   укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе,   воле   и   духовных отечественных   традициях,   внутренней   установке   личности   поступать согласно своей совести;  формирование   морали   как   осознанной   личностью   необходимости определенного   поведения,   основанного   на   принятых   в   обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 22  развитие   совести   как   показателя   нравственного   самосознания   личности, способности   формулировать   собственные   нравственные   обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных   норм,   давать   нравственную   самооценку   своим   и   чужим поступкам;  принятие   личностью   базовых   национальных   ценностей,   национальных духовных традиций;  готовность   и   способность   выражать   и   отстаивать   свою   общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;  способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе   морального   выбора,   принятию   ответственности   за   их   результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;  трудолюбие,   бережливость,   жизненный   оптимизм,   способность   к преодолению трудностей;  осознание   ценности   других   людей,   ценности   человеческой   жизни, нетерпимость   к   действиям   и   влияниям,   представляющим   угрозу   жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;  свободолюбие   как   способность   к   сознательному   личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании   с   моральной   ответственностью   личности   перед   семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;  воспитание гордости за свое Отечество, чувства личной ответственности за его судьбу перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. 2 критерий: сфера общественных отношений учащихся Показатели: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;  готовность   граждан   солидарно   противостоять   внешним   и   внутренним вызовам и угрозам;  развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;  повышение   уровня   правовой   культуры   учащихся;   законопослушность   и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;  формирование   готовности   выражать   и   отстаивать   свою   гражданскую позицию;  умение ценить человеческую жизнь; отрицательно относиться к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью;   заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;  осознание   безусловной   ценности   семьи   как   первоосновы   нашей принадлежности   к   многонациональному   народу   Российской   Федерации, Отечеству; 23  понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,   уважение   к   родителям,   забота   о   младших   и   старших, ответственность за другого человека;  духовную, культурную и социальную преемственность поколений;  снижение   степени   риска   вовлечения   учащихся   и   воспитанников   в негативную социальную среду, способствующую их девиантному поведению. 3. Подпрограмма «Здоровье» Здоровье… никогда не может потерять  своей цены в глазах человека,  потому что и в довольстве, и в роскоши  плохо жить без здоровья… Н. Г. Чернышевский.  Целевое назначение: Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей младшего,  среднего и старшего школьного возраста, формирование у детей, их родителей  (законных представителей) и сотрудников ответственного отношения к  здоровому образу жизни.  Сохранение и поддержание здоровья детей.  Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, Задачи  подпрограммы: детей и родителей.  Обучение основам здорового образа жизни.  Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ  по  оптимизации образовательного процесса.  Организация   и   проведение   пропагандистской   работы   по   вопросам    здоровья   и  здорового образа жизни.  Создание   условий   для   социально­психологической   защищенности   детей   и подростков в общеобразовательном учреждении.         Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и  развития детей ­ главная цель школы.   В       современных       условиях сложились       неблагоприятные       тенденции в демографических       процессах       и       состоянии       здоровья       детей;       их острота    требует  безотлагательного решения. 24 В настоящее время дети очень мало бывают на свежем  воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга   проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов,   играют   на   компьютерах.   Одной   из   важных   характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей   неудовлетворительно   влияет   несоблюдение   гигиенических   норм, естественного   и   искусственного   освещения   рабочих   мест,   несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.          Статистические данные  по школе свидетельствуют об  увеличении  детей  со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей­ инвалидов, рост близоруких детей. Медицинские осмотры юношей призывного  возраста показывают, что половина из них нездорова.          Росту заболеваемости способствует  ухудшение материально­ технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для  большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время.          Реализация   школьной     целевой     программы     «Здоровье»     позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся. Основные принципы. Подпограмма основывается на следующих принципах:  Принцип   гарантий:     реализация   конституционных   прав   детей   и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.  Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни. Основные направления.  Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей;  Применение   педагогических   технологий,   методик,   отбор   учебного материала  в контексте сохранения здоровья детей.  Создание   школьного  банка  информации   о   состоянии   психического и  физического  здоровья детей. № п/п 1 2 Пропаганда здорового образа жизни. Мероприятия Сроки Обеспечение выполнения программы по  курсу ОБЖ. Организация и проведение сборов,  соревнований, турпоходов. Постоянно Ежегодно 25 3 4 № п/п 1 2 3 Организация воспитательной работы по  возрастам по формированию навыков ЗОЖ: ­ проведение классных часов, Дней здоровья; ­ организация тематических выставок  плакатов, рисунков; ­  проведение массовых спортивных  праздников; Проведение школьных мероприятий по  привитию навыков правильного поведения  детей в опасных для жизни ситуациях: ­  « Зарница», ­  Турслет; Весь период По плану Решение оздоровительных задач средствами физической культуры  и спорта. Мероприятия Сроки Исполнители Постоянно Учителя  физкультуры Ежегодно Постоянно Администрация.  Учителя  физкультуры Руководители  секций, кружков. Использование на уроках  физической культуры новых  методов проведения уроков с  более высоким уровнем  двигательной активности. Комплектование кабинета  физкультуры   необходимым   спортивным оборудованием и  инвентарем Совершенствование спортивно массовой работы через  систему дополнительного  образования: ­  организация спортивных  секций,  ­   обучение спортивным  играм. №  Мероприятия Сроки Исполнители Организация питания школьников 26 п/п 1 2 3 4 5 № п/п 1 2 3 Организация питания детей с  учетом всех возможных форм  финансирования  Осуществление ежедневного  контроля за работой школьной  столовой, проведение целевых  тематических  проверок Улучшение  материально –  технической базы столовой  (приобретение и ремонт инвентаря,  оборудования), разработка и  введение в систему питания новых  блюд с учетом изучения запросов  учащихся и их родителей Проведение работы по воспитанию  культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через: ­ систему классных часов и  родительских собраний  ­  игры, конкурсы, беседы ­  встречи с медработником школы Анкетирование  учащихся и  родителей по вопросам школьного  питания. Постоянн о Директор, кл. руководители В течение  года Администрац ия. Комиссия Ежегодно Администрац ия Постоянн о Кл.  руководители , медсестра Ежегодно Кл. рук­ли,  Организация летнего отдыха детей и подростков Мероприятия Сроки Исполнители Определение профильных смен  пришкольного лагеря Организация полноценного  питания Охват летним отдыхом детей  различных категорий Апрель –  май  ежегодно Май –  август  ежегодно Апрель –  август  ежегодно Начальники  смен. Зам.  директора  Директор Кл.  руководители, Зам. директ  Реализация мероприятий Программы позволит: Ожидаемые результаты: 1. Сохранить репродуктивное здоровье учащихся; 27 2. Создать условия для снижения уровня нервно­психических и сердечно­ сосудистых   расстройств,   патологий   желудочно­кишечного   тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения,   опорно­ двигательного аппарата в процессе обучения; 3. Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время; 4. Постоянно  корректировать учебные нагрузки в соответствии с  состоянием здоровья детей; 5. Помочь   социально   адаптироваться   (средствами   образования)   детям   с проблемами   в   развитии   и   ограниченными   возможностями   здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 6. Сформировать   осознанное   отношение   детей   и   их   родителей,   членов педагогического   коллектива   к   состоянию   здоровья   через   пропаганду здорового образа жизни.     повышение уровня физического, психического и социального  здоровьядетей; повышение уровня профилактической работы; введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха  детей; осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей),  педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на  последующих этапах жизни. IV Семья и школа                                                      Ребенок учится тому,  что видит у себя в дому.                                                                                     И.Брандт.            Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная   среда   жизни   и   развития   ребенка,   качество   которой   определяется рядом параметров. Социально­культурный параметр зависит от образовательного уровня   родителей   и   их   участия   в   жизни   общества;   социально­экономический определяется   имущественными   характеристиками   и   занятостью   родителей   на работе;   технико­гигиенический   зависит   от   условий   проживания,   особенностей образа   жизни;   демографический   определяется   структурой   семьи.   Какую   бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.                      Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования   и испытывает ее   влияние   на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и   радость,  и   горе   каждого   члена   семьи.   Коллектив   семьи   имеет   закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система 28 отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.                    Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась   под   сомнение.   Семья   вместе   со   школой   создаёт   тот   важнейший комплекс   факторов   воспитывающей   среды,   который   определяет   успешность, всего учебно­воспитательного процесса.                 Ведущую   роль   в   организации   сотрудничества   школы   и   семьи   играют классные   руководители.   Именно   от   их   работы   зависит   то,   насколько   семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в   том,   чтобы   вызвать   к   жизни   позитивные   факторы   семейного   и   школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.           Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной работы.            Цели и задачи программы: Цель:     развитие     сотрудничества     между   родителями   и   школой;   выявление воспитательных   возможностей,   факторов   семейного   воспитания,   оказывающих наиболее   положительное   воздействие   на   ребенка,   и   установление   источников влияния на детей и возможных путей их преодоления Задачи:  1.     Изучить  образ  жизни  семьи каждого обучающегося. 2.     Определить   особенности  ситуаций   семейного   воспитания. 3.     Выявить  взаимоотношения  семьи и школы в каждом единичном случае. 4.     Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества. 5.     Усилить роль родителей в жизни школы. 6.     Активизировать  воспитательное воздействие семьи. 7.     Воспитывать  у участников образовательного процесса  отношение к семье как к базовой ценности общества. Участники программы:  педагоги, родители, учащиеся. Основные направления: ∙         изучение семей и условий семейного воспитания; ∙         психолого­педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции   для   родителей,   родительские   лектории,   беседы   на   родительских собраниях,   индивидуальные   консультации   социального   педагога,   учителей­ предметников); ∙                   ознакомление   родителей   с   содержанием   и   методикой   учебно­ воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы); 29 ∙                 вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники,   конкурсы,   участие   родителей   во   всех   формах   внеурочной деятельности); ∙                   активизация   и   коррекция   семейного   воспитания   через   работу   с родительским   активом,   дифференцированная   и   индивидуальная   помощь родителям; ∙         обобщение и распространение опыта семейного воспитания.             Формы работы с семьей: ∙         родительские собрания; ∙         беседы; ∙         лектории; ∙                 родительская неделя   (составление рассказа о своей семье, изучение семейной родословной); ∙         семейные вечера и праздники; ∙         создание банка развлекательных игр «Дом и семья играют вместе»; ∙         конкурс писем для детей: «Я боготворю своего отца», «Лучше всего на земле мама». Реализация основных направлений Направлени Задачи  Формы работы Сроки Ожидаемый результат Получение  характеристик и  микроклимата семьи, что  облегчит  поиск путей  взаимодейств ия школы и  семьи постоя нно Создание приоритета родительск ого воспитания е деятельност и Диагностик а  семьи Взаимодейс твие с родителями обучающихс я Изучить образ  жизни семьи. Выявить  особенности  семейного  воспитания. Выяснить  отношение в  семье к школе. Выявить  положение  детей в системе  внутрисемейны х отношений Установить  неиспользованн ый резерв  семейного  воспитания.  Найти пути  оптимизации  Анкетирование  Посещения на постоя нно дому. Выявление случаев жестокого обращения с детьми.    Индивидуальн ые тематические консультации Лекции Родительское собрание. Классные  часы Изготовление подарков к праздникам. 30 педагогическог о  взаимодействия школы и семьи   Учитывать и  предупреждать  социально ­  аморальное  поведение  родителей.     Оказывать  психологическую  помощь и  поддержку  родителям в  стрессовых  ситуациях.   Предупреждать и  разрешать  конфликтные  ситуации Пропагандироват ь здоровый образ Ежегодный однодневный поход.  Тематические  консультации  для родителей Открытые уроки для родителе Родительские собрания Лекции Индивидуальные педагогические консультации Экскурсии Дни игр жизни Конкурс детского творчества  Участие в районных конкурсах Концерты для родителей Работа  с  многодетны ми,  неполными,  малообеспе ченными  семьями Организация совместного досуга постоянно Организаци я  педагогическо го  просвещения  родителей постоянно Построени е  демократичес кой системы  взаимоотноше ний детей и  взрослых Концепция школьного самоуправления Школьное   самоуправление  ­   это   режим   протекания   совместной   и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и   реализовать   свои   способности   и   возможности.  Смысл   ученического самоуправления   заключается   не   в   управлении   одних   детей   другими,   а   в обучении   всех   детей   основам   демократических   отношений   в   обществе,   в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.  31 Цель самоуправления  ­  формирование высоконравственной творческой,  активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой  национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.  воспитать у учащихся уважительное отношения к членам  коллектива и на этой Задачи основе укреплять сферу дружеских отношений;  развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации;  научить каждого, выполнять поручения коллектива;   способствовать приобретению личного опыта демократических отношений;   способствовать гражданскому и личностному самоопределению подростков;   способствовать  социальному, индивидуальному и нравственному творчеству. Принципы ученического самоуправления:  Взаимопомощь и доверие   Стремление к развитию   Равноправие всех учащихся   Коллегиальность принятия решений   Приоритетность прав и интересов учащихся   Гуманность по отношению к каждой отдельной личности  Структура школьных органов Конференция учащихся Президент правительство Министерство  образования Министерство  здравоохранения Министерство   печати Министерство   спорта Министерство  искусства Мэрии городов Школа  ­  это страна, которая объединяет 6 городов. Каждый класс – город, со своим названием, флагом и кодексом законов 32 1. Высший орган самоуправления учащихся школы – общая конференция учащихся. Общая конференция учащихся заслушивает и утверждает план работы на год,  заслушивает и обсуждает отчеты органов самоуправления, решает вопросы  организации учащихся. Конференция учащихся собирается 1 раз в год. 2.     Главным   законодательным   органом   является   президент   и   правительство. Президент и правительство избираются на 1 год. Правительство   во   главе   с   президентом   издает   законы,   следит   за   соблюдением законов,   существующих   в   Уставе   и   традициях   школы,   регламентирует   и осуществляет деятельность учащихся в условиях развития воспитательной системы школы. Основной целью деятельности правительства является формирование готовности к личному самоопределению в условиях школьного самоуправления, приобретения личного опыта демократических отношений, самовоспитания и саморазвития. Заседание правительства проводится не реже двух раз в год (только министры). 3.  Правительство включает в себя 5 министерств:      министерство образования министерство печати  министерство культуры министерство спорта  министерство здравоохранения 4. В классных городах руководят всей жизнедеятельностью мэрии во главе с мэрами.   Координирует деятельность школьного самоуправления заместитель директора по воспитательной работе. Министерство здравоохранения Цель: формирование здорового образа жизни ­ Воспитание уважения к людям, занимающимся своим здоровьем, стремящимся к здоровому образу жизни.                               ­ Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, следившим к  сохранению здоровья. ­   Воспитание   сознательного   отношения   к   сохранению   собственного   здоровья, стремления   к   выполнению   режима   дня,   правильному   питанию,   интереса   и привычки к регулярным занятиям спортом. ­ Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий на  территории поселка и Брединского района.       Министерство спотра 33 Цель: укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и  спортивная подготовка ­ Знакомство с лучшими нравственными традициями спорта ­ Знакомство с историей развития олимпийского движения, демонстрация  достижений спортсменов страны и мира, лучших спортсменов школы. ­ Встречи со спортсменами, защищающие честь и интересы своей страны.                  ­ Воспитание уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим  представителям, встречи в воинской части. ­ Приобщение к жизни в рыночных условиях.                                             Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие Министерство образования познавательной активности ­ Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.  ­ Развитие учебных интересов и умений учащихся. ­ Воспитание уважительного отношения к людям, являющимся интеллектуальной гордостью нации.    ­ Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом. ­   Воспитание   стремления   стать   образованным   и   культурным   человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.                                                                Цель: Развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности Министерство печати ребенка ­   Воспитание   уважительного   отношения   к   старшему   поколению,   национальным традициям   и   обычаям   своего   народа,   формирующим   высокую   духовность школьника. ­ Воспитание потребности знать историю и культуру своей страны, своего народа,  родной язык. ­ Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края,  района, поселка.                    34 ­ Подготовка внеклассных мероприятий и выступления для ветеранов и  престарелых жителей поселка, в клубах ветеранов войны и труда. ­ Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.                                                                    Министерство искусства Цель: организация досуга школьников ­ Изучение истории и культуры народов мира. ­ Воспитание умения представлять свою страну в детских проектах и программах. ­ Воспитание чувства собственного достоинства и моральной стойкости в самых  непредвиденных ситуациях. ­ Воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям других народов. ­ Развитие умения мыслить и поступать не только исходя из личных интересов,  интересов своего народа, но и интересов человечества. ­Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского  хозяйства. План работы школьных органов самоуправления  Выборы президента школы 1. 2. Выборы мэров городов и министров 3. Проведение заседаний мэров городов –  2 раза в месяц 4. Заседания министров для подведения итогов и составления плана на  четверть –  1 раз в четверть. 5. Конференция учащихся – 2 раза в год 6. Объявление результатов работы городов на общешкольной линейке.                                                              2.4. Педагогические принципы организации учебно­воспитательного  процесса    При организации  учебно­воспитательного процесса коллектив школы  руководствуется следующими педагогическими принципами: 1. Принцип природосообразности – образование и воспитание в соответствии с природой   ребёнка,   его   здоровьем,   его   психической   конституцией,   его способностями, его   биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия и т.п. Оценки носят экспертный характер, сравнение ученика допускается только с ним самим. Осуществление этого   принципа   должно   дать   очевидные   плюсы   –   здоровье,   гармония,   интересами,     склонностями, 35 отсутствие   комплексов,   глубокие   и   прочные   знания   в   соответствии   с запросами личности. 2. Принцип   педагогики   сотрудничества  –   ученик   и   учитель   постоянно меняются местами. Ученик учится наукам, учитель учится постигать ученика. Учитель   оценивает   компетенцию   ученика,   ученик   –   профессиональные качества учителя. Плюсы данного принципа – достаточно высокие результаты развития,   обучение   и   воспитание   при   сохранении   психологической комфортности, коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, толерантность, «договорная культура», демократические ценности. 3. Принцип   здоровьесбережения  –   результатом   является   сохранение   и 4. 5. 6. 7. 8. укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей.   Деятельностный   подход  –   движение,   активная   деятельность   являются основой человеческой жизни. Именно в творческой деятельности, в процессе творческого сотрудничества раскрывается творческий потенциал личности.   Социально­значимое творчество  на основе самоуправления коллективной жизнью. Творчество должно приносить результаты и они должны быть высоко оценены окружающими людьми.   Личностно­ориентированный   подход.   Основной   плюс   соблюдения   этого принципа – самостоятельный, свободный, быстрый в решениях, деятельный выпускник, легко адаптирующийся к любым условиям жизни.   Гуманистический   подход  –   воспитывает   у   учащихся   гуманистическое отношение к окружающему миру.   Принцип   культуросообразности  –   суть   этого   принципа   в   том,   что всесторонне   развитая   личность,   гармонически   развитая   личность   мыслится как цель, как планируемый результат образования и воспитания.                    Воспитательная система школы – это школа как целостный организм. Воспитательная   система   школы   соединяет   в   единый   процесс   обучающую   и воспитывающую   деятельность,   интегрируя   все   педагогические   воздействия, идущие на ребёнка, в целостный воспитательный процесс, который соответствует целостности   как     системообразующей     характеристике   личности   ребёнка.   О наличии воспитательной системы  школы говорят следующие признаки: ­   наличие   тесной   взаимосвязи   всех   составных   частей   школы,   всех   её подразделений; всякий фрагмент школьной жизни должен быть составляющей единого целого; ­ самоорганизация, взаимозаменяемость; ­   наличие   системообразующих   факторов   (цели   –   деятельность   –   отношения   ­ идеология);       Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность школьника.   направлениям: ­ учебно­познавательная деятельность; ­ общественно­патриотическое воспитание; 36         Традиционно   воспитательная   работа   ведётся   в   школе   по   следующим ­ нравственно­правовое воспитание; ­ физкультурно­оздоровительное и спортивное воспитание; ­ нравственно­правовое воспитание; ­ трудовое воспитание; ­ эстетическое воспитание; ­ игровое (досуговое).       Поскольку   основной   целью   школы   является   стремление   к   раскрытию индивидуальных способностей каждого ученика   через организацию совместной творческой   деятельности   детей   и   взрослых,   необходимо   понять,   что   такое творчество, творческий процесс и что для этого нужно.     Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на решение   определённых   (творческих)   задач,   для   которой   необходимы объективные   и   субъективные   личностные   условия,   результаты   которой отличаются новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью. Для достижения поставленной цели вся деятельность школы ориентирована   на   творчество.   В   школе   проводится   диагностика   творческих способностей   личности,   педагогических   средств   управления   творческой   постоянно   совершенствуются   формы   стимулирования деятельностью, творческой   деятельности   (олимпиады,   имеются педагогические условия творческих способностей детей. Создавая условия для развития творческих способностей учащихся в обучении и воспитании, школа переходит     к   личностно­ориентированному   учению.   В   своей   деятельности педагоги успешно пользуются технологией успеха, руководствуются установкой на   сотрудничество,   оптимистической   установкой,   основанной   на   вере   в талантливость каждого ребёнка, опирающуюся на сильные стороны его личности. Успешной деятельности способствует эмфатическое понимание (умение любить всех детей и воспринимать мир их глазами). Педагоги учитываю индивидуальные особенности   учащихся,     их   возрастные   особенности.   Обучение   подвергается индивидуализации   и   дифференциации.   Каждому   учащемуся   предоставлена возможность выбора (кружка, секции, класса, формы работы в классе и т.д.)   конкурсы),   смотры, 37

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы

Воспитательная система школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017