ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Лилия Токмашева свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)
Файл:

ТокмашеваЛ.А., Полежаева Р.Р..doc - Воспитательное мероприятие «Тахпахи – душа народа» (2 класс)


Все файлы публикации > ТокмашеваЛ.А., Полежаева Р.Р..doc
Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

Токмашева Лилия Анатольевна, учитель начальных классов;
Полежаева Роза Рахимовна, учитель начальных классов
МБОУ «Чарковская средняя общеобразовательная школа – интернат»
Аал Чарков, Усть­Абаканский район, Республика Хакасия
Воспитательное мероприятие
«Тахпахи – душа народа»
Сценарий мероприятия:
1. Вступительное слово учителя:
­ Если хочешь понять душу народа ­ обратись к музыке. Так издавна говорили мудрые люди.
Хакасская народная музыка неповторима. Ее истоки лежат в глубокой древности. Музыка
хакасского народа ­ это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного
синего Неба. В хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные
моменты, и в печали. Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом
и вырастить сына. А каждый хакас, кроме этого, должен был оставить свою собственную
песню среди потомков о своей жизни.
2. Выступления обучающихся:
1 ученик: Тахпах ­ часть хакасского песенного фольклора
Тахпах ­ составная часть песенного фольклора. В него, кроме тахпаха, входят песни,
сыыт — плач, тахпахи­сыыты птиц и зверей, хай (горловое пение).
Жизнь хакасского народа была немыслима без тахпаха. В них он выражал свое
отношение к событиям. Ценилось умение через слова и мелодию тахпаха передать мысли и
чувства. Не было хакаса, который бы не смог спеть свой тахпах. Наиболее красивые и мудрые
тахпахи оставались в памяти народа.
Музыка для хакаса являлась главной при обрядах и обращениях к сверхъестественным
силам. Тахпах изображает жизнь, быт и нравы хакасского народа. Герой тахпаха – человек­
труженик, охотник, или же народный певец ­ тахпахчи.
2 ученик: Создание тахпахов
Тахпахи создаются тогда, когда человек не может сдержать свои чувства при виде
красот природы, при обращении к любимому человеку. Тахпах создается как стихотворный,
песенный ответ на песню­вопрос. Он складывается мгновенно, между вступившими в

Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

песенное состязание людьми. Между певцами часто происходили состязания, где мастера
старались превзойти друг друга в умении сочинять тахпахи.
3 ученик: Река, спустившись с белых тасхылов,
Разве не разольется по белым полям?
Песню, рожденную на любимой земле,
Разве не услышит весь мой народ?
4 ученик: Река, спустившись с синих тасхылов,
Разве не разольется по зеленым полям?
Песню, спетую парнем­песенником,
Разве не услышат много людей?
Каждый тахпахчи является и поэтом, и композитором, и певцом. Сам же тахпах — это
образец высокого мастерства многих поколений народных певцов.
5 ученик: Взрослым приходилось очень много работать, чтобы выжить. Но после работы
собирались для отдыха на хакасские посиделки – щилых в одной юрте. Молодые
веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду, вышивали. Мужчины
занимались резьбой по дереву, чеканкой. После веселья и игр, все усаживались в кружок на
ковёр и сочиняли тахпахи (песни) о работе, о скотине, природе. Также описывали силы и
красоту природы ­ цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и другое. А затем они по
очереди пели их под чатхан (струнный музыкальный инструмент). О чём пели певцы? О
Родине, природе, семье. Каждый человек должен был обязательно сочинить песню о своей
жизни.
6 ученик: Тахпахи ­ короткие четырехстишия. В первых двух строках певец описывает силы
и красоту природы ­ цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и т.п., а в
заключительных двух строчках описывает свою жизнь.
7 ученик: Вот как проходила подготовка ко сну ребёнка.
Баю – баюшки, родной,
Глазки сонные закрой
Жизнь большую проживёшь
Все дороги обойдёшь.

Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

В табуне степных коней
Друга себе выберешь.
Добра людям не жалей,
Когда большой вырастешь.
8 ученик: К сожалению, всё меньше остаётся певцов­сказителей и людей, умеющих сочинять
тахпахи. Но хакасский народ бережно относится к устному народному творчеству и передаёт
свои песни из поколения в поколение.
Но сейчас произошел подъем интереса к национальной музыке. Были образованы
национальные ансамбли, которые пользуются успехом не только на Родине, но и далеко за ее
пределами. Живая классическая хакасская музыка до сих пор живет, звучит.
3. Прослушивание тахпахов. Разбор их содержания.
­ О чём поёт тахпахчи? Что он прославляет?
­ Как построен тахпах?
4. Составление тахпахов обучающимися.
­ Попробуем сочинить свои тахпахи.
5. Прослушивание тахпахов собственного сочинения.
6. Итог занятия:
- Мы с вами живем на священной земле Хакасия, где древние традиции, обычаи живут в
легендах и сказаниях, где журчат ручьи, сбегающие с гор, шелестит листвой береза, все это и
есть тайная мелодия твоей Родины, сбереги все это в своем сердце и донеси потомкам и
счастье улыбнется тебе не раз!­Всего вам доброго!
Оборудование:



Мультимедийная система;
Записи хакасской музыки;
Картины природы Хакасии
Список литературы
1.
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, Хакасское
книжное издательство, 1996.
2. Кошелева А.Л.
Поэтическое слово Сибири. – Абакан, Хакасское книжное
издательство, 1996.
3. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии. – Абакан,
Хакасское книжное издательство, 1997.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл