Воспитательное мероприятие «Тахпахи – душа народа» (2 класс)
Оценка 4.7

Воспитательное мероприятие «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
2 кл
06.04.2017
Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)
Если хочешь понять душу народа - обратись к музыке. Так издавна говорили мудрые люди. Хакасская народная музыка неповторима. Ее истоки лежат в глубокой древности. Музыка хакасского народа - это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные моменты, и в печали. Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. А каждый хакас, кроме этого, должен был оставить свою собственную песню среди потомков о своей жизни.Воспитательное мероприятие "Тахпахи - душа народа" Авторы: Токмашева Лилия Анатольевна, учитель начальных классов, Полежаева Роза Рахимовна, учитель начальных классов МБОУ "Чарковская средняя общеобразовательная школа - интернат"
ТокмашеваЛ.А., Полежаева Р.Р..doc
Токмашева Лилия Анатольевна, учитель начальных классов; Полежаева Роза Рахимовна, учитель начальных классов МБОУ «Чарковская средняя общеобразовательная школа – интернат» Аал Чарков, Усть­Абаканский район, Республика Хакасия Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» Сценарий мероприятия: 1. Вступительное слово учителя: ­ Если хочешь понять душу народа ­ обратись к музыке. Так  издавна говорили мудрые люди. Хакасская народная музыка неповторима. Ее истоки лежат в глубокой древности. Музыка хакасского народа ­ это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные моменты, и в печали. Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. А каждый хакас,  кроме этого,  должен был оставить  свою собственную песню среди потомков о своей жизни. 2. Выступления обучающихся: 1 ученик: Тахпах ­ часть хакасского  песенного фольклора            Тахпах ­ составная часть песенного фольклора. В него, кроме тахпаха, входят песни, сыыт — плач, тахпахи­сыыты птиц и зверей, хай (горловое пение).                  Жизнь хакасского народа была  немыслима  без тахпаха. В них он выражал  свое отношение к  событиям. Ценилось умение через слова и мелодию тахпаха передать мысли и чувства. Не было хакаса, который бы не смог спеть свой тахпах. Наиболее красивые и мудрые тахпахи оставались в памяти народа.      Музыка для хакаса являлась главной при обрядах и обращениях к сверхъестественным силам. Тахпах  изображает жизнь, быт и нравы хакасского народа.  Герой тахпаха – человек­ труженик, охотник, или же народный певец ­ тахпахчи. 2 ученик: Создание тахпахов              Тахпахи  создаются тогда, когда человек не может сдержать свои чувства  при виде красот природы, при обращении к любимому человеку.  Тахпах  создается  как стихотворный, песенный   ответ   на   песню­вопрос.     Он   складывается   мгновенно,     между     вступившими   в песенное состязание людьми.  Между певцами  часто происходили  состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении  сочинять тахпахи.   3 ученик:  Река, спустившись с белых тасхылов,            Разве не разольется по белым полям?            Песню, рожденную на любимой земле,            Разве не услышит весь мой народ? 4 ученик: Река, спустившись с синих тасхылов,           Разве не разольется по зеленым полям?           Песню, спетую парнем­песенником,           Разве не услышат много людей?          Каждый тахпахчи является и поэтом, и композитором, и певцом. Сам же тахпах — это образец высокого мастерства многих поколений народных певцов. 5 ученик: Взрослым приходилось очень   много работать, чтобы выжить. Но после работы собирались   для   отдыха   на   хакасские   посиделки     –     щилых     в   одной   юрте.   Молодые веселились,   пели   песни,   играли.   Замужние   женщины   шили   одежду,   вышивали.   Мужчины занимались резьбой по дереву, чеканкой.  После веселья и игр, все усаживались в кружок на ковёр  и сочиняли тахпахи (песни) о  работе, о скотине, природе. Также   описывали  силы и красоту природы ­ цветение трав, журчание ручьев, величавость гор и другое.  А затем они по очереди пели их под чатхан  (струнный музыкальный инструмент).      О чём пели  певцы?  О Родине, природе, семье.   Каждый человек должен был обязательно сочинить песню о своей жизни.   6 ученик: Тахпахи ­ короткие четырехстишия. В первых  двух  строках   певец описывает силы и   красоту   природы   ­   цветение   трав,   журчание   ручьев,   величавость   гор   и   т.п.,   а   в заключительных двух строчках описывает свою жизнь.   7 ученик: Вот как проходила  подготовка  ко сну ребёнка.   Баю – баюшки, родной,      Глазки сонные закрой                Жизнь большую проживёшь     Все дороги обойдёшь. В табуне степных коней   Друга себе выберешь.     Добра людям не жалей,            Когда большой вырастешь. 8 ученик: К сожалению, всё меньше остаётся певцов­сказителей и людей, умеющих сочинять тахпахи. Но хакасский народ бережно относится к устному народному творчеству и передаёт свои песни из поколения в поколение.      Но сейчас    произошел   подъем интереса к национальной музыке. Были образованы национальные ансамбли, которые пользуются успехом не только на Родине, но и далеко за ее пределами.  Живая классическая хакасская музыка до сих пор живет, звучит. 3. Прослушивание тахпахов. Разбор их содержания. ­ О чём поёт тахпахчи? Что он прославляет? ­ Как построен тахпах?  4. Составление тахпахов обучающимися. ­ Попробуем сочинить свои тахпахи. 5. Прослушивание тахпахов собственного сочинения. 6. Итог занятия: - Мы с вами живем на священной земле Хакасия, где древние традиции, обычаи живут в  легендах и сказаниях, где журчат ручьи, сбегающие с гор, шелестит листвой береза, все это и  есть тайная мелодия твоей Родины, сбереги все это в своем сердце и донеси потомкам и  счастье улыбнется тебе не раз!­Всего вам доброго! Оборудование:    Мультимедийная система; Записи  хакасской музыки; Картины природы Хакасии                                                         Список литературы 1. Бутанаев   В.Я.   Традиционная   культура   и   быт   хакасов.   –   Абакан,   Хакасское книжное издательство, 1996. 2. Кошелева   А.Л.     Поэтическое   слово   Сибири.   –   Абакан,   Хакасское   книжное издательство, 1996. 3. Кызласов   А.С.,   Тугужекова   В.Н.       Писатели   и   художники   Хакасии.   –   Абакан, Хакасское книжное издательство, 1997.

Воспитательное мероприятие «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

Воспитательное мероприятие «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

Воспитательное мероприятие «Тахпахи – душа народа» (2 класс)

Воспитательное мероприятие  «Тахпахи – душа народа» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017