Выступление на РМО от 28.08.2025
Подготовила Мирошниченко В.Н.,учитель истории ГБОУ «Школа №62 г.о. Донецк».
Воспитательный потенциал учебных предметов «История» и «Обществознание». Полезные ресурсы для методической поддержки учителей истории и обществознания.
Цель - обосновать значимость и практическую ценность уроков истории и обществознания в воспитании подрастающего поколения с учетом современных образовательных и воспитательных стандартов.
Задачи:
l Систематизировать опыт реализации воспитательного потенциала урока истории и обществознания;
l Определить возможности повышения воспитательной функции на уроках общественно-научного цикла.
Процесс образования и воспитания неразделим. В современной школе воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В связи с этим концепция современного исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания. Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Цель нашей работы: обосновать значимость и практическую ценность уроков истории и обществознания в воспитании подрастающего поколения с учетом современных образовательных и воспитательных стандартов.
Задачи:
Систематизировать опыт реализации воспитательного потенциала урока истории и обществознания;
Определить возможности повышения воспитательной функции на уроках общественно-научной направленности.
Под воспитанием в школьном историческом образовании мы понимаем целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающее осознанное восприятие ценностей культуры людей прошлого в целях социальной адаптации в современном обществе, самоопределения и самореализации личности, ее продуктивного участия в общественном развитии . Именно этим целям служат уроки истории и обществознания в рамках ключевого модуля «Урочная деятельность» рабочей программы воспитания. Урок обладает значительным воспитательным потенциалом, уникальной возможностью влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?
Для этого выделяют три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:
· Отбор содержания материала;
· Совершенствования структуры урока;
· Организация общения.
Учитель осуществляет отбор учебного материала с учетом отражения наиболее ярких и значимых событий прошлого с направленностью на воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Содержательной основой патриотического воспитания являются материалы Всемирной и российской истории. На примере важнейших исторических событий, материалов из курса «Отечественной истории» и «Обществознания», проще всего, проиллюстрировать образцы личностного роста, позитивного развития и результата, показать значимость патриотизма и гражданственности в жизни отдельного человека и общества в целом. Так, на уроке истории в 6 классе, «Борьба Руси против монгольского нашествия» примером отваги и готовности к самопожертвованию раскрывается подвиг Евпатия Коловрата. В 7 классе тема «Окончание Смутного времени» заставляет школьников задуматься о судьбе Родины, сделать выводы, что только вместе, сообща можно дать отпор врагу. А во времена наполеоновского нашествия?! Русские люди, при приближении захватчиков, без жалости жгли свои дома и амбары, все, что, наживалось долгие годы упорным трудом, что бы не досталось врагу, а потом, движимые патриотическими чувствами, помня свой гражданский долг, брали в руки топор или вилы и шли в лес, в партизаны, бить французов. Вот исторические примеры высокого патриотизма, общественного и гражданского самоопределения, которые должны быть усвоены подрастающим поколением. И таких фактов в истории нашего народа предостаточно.
Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделить подбору такого материала, который вызывает отклик в умах и сердцах детей, заставляет их гордиться своей страной, предками, задумываться о поступках людей.
Большое значение имеет работа над учебными проектами по отечественной истории, поскольку они являются интегративным средством развития, обучения и воспитания обучающихся, предполагают создание нового образовательного продукта. Для реализации гражданско-патриотического воспитания в школе в арсенале педагога можно использовать различные формы, методы и приемы. В частности, в форме визуализации (картины, рисунки, фотографии, карты событий, презентации и т.д.), которая позволяет формировать наглядный образ изучаемого материала, изучить школьникам новые исторические факты. Технологический прием, позволяет детям вжиться в образ исторического персонажа, почувствовать дух времени, мысленно ощутить на себе исторические обстоятельства той или иной эпохи.
Уроки обществознания позволяют вовлечь детей в творческую деятельность, которая привлекает конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта по изучаемой теме, дает возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленной на достижение «благородной цели»: наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика. На занятиях особая роль отводится активной, разносторонней, посильной и вместе с тем развивающей («в зоне ближайшего развития») деятельности обучающихся. Наряду с заданиями, требующими воспроизведения изучаемого материала, широко используются преобразующие, поисковые, творческие задания, причём уже при изучении первых разделов обществознания. Обучающиеся 6 класса с интересом выполняли проекты «Загадка человека», «Как стать хозяином времени», «от увлечения к профессии».
Важным условием превращения обычного урока в урок с яркой воспитательной направленностью, должно быть применение таких форм работы с обучающимися, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме.
Патриотизм начинает формироваться с любви к «малой родине», поэтому необходимо говорить не только о мировом значении событий и явлений российской истории, но и о патриотических традициях своего края. Поэтому еще одним направлением для нас является участие в проекте Всероссийского общества «Знание». В рамках проекта обучающиеся нашей школы приняли участие во Всероссийской военно-патриотической просветительской акции «Знание. Герои». Ребята узнали о героях Великой Отечественной войны -молодогварцейцах. Для реализации гражданско-патриотического воспитания в школе в арсенале педагога можно использовать различные формы, методы и приемы на уроках общественно-научного цикла. Ведь история и обществознание – это предметы, наполненные живым содержанием, способные вызывать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга и семейных ценностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.
Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги энтузиасты.
Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.
Под воспитанием в школьном историческом образовании мы понимаем целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающее осознанное восприятие ценностей культуры людей прошлого в целях социальной адаптации в современном обществе, самоопределения и самореализации личности, ее продуктивного участия в общественном развитии.
Именно этим целям служат уроки истории в рамках ключевого модуля «Школьный урок» рабочей программы воспитания. Преимущества и особенности воспитательного воздействия истории состоят, в том, что оно основано на реальных, конкретных фактах и событиях, обладающих особой силой убедительности, содержание предмета позволяет оценивать факты, имеющие воспитательное значение.
Воспитательная функция исторического знания не может, однако, быть сведена к простому представлению примеров из прошлого. Её роль в жизни общества заключается в том, что создаваемый исторической наукой и входящий в массовое сознание образ истории в значительной степени формирует самое отношение к настоящему. Преподавание истории должно преследовать конкретную воспитательную цель. Воссоздавая яркие образы прошлого, показывая масштабные свершения народа и вместе с тем раскрывая в доступной форме трудности, просчеты, ошибки, оно призвано воспитывать у ребенка здравую гражданскую позицию, помогающую ориентироваться в сложных общественных проблемах, порождаемых современностью.
В условиях современных реалий, необходимо стремиться к балансу в вопросе воспитания патриотизма у учащихся, чтобы не допустить крайностей - слепого чувства превосходства над другими народами, с одной стороны, и отсутствия веры в свою страну - с другой. На мой взгляд, патриотизм сегодня нужно трактовать как понимание интересов Отечества в тех высших благах, которые не разделяют, а объединяют народы, как поиск своего органического места в общемировой культуре и истории.
Нельзя скрывать от учеников слабые стороны национального характера, но при этом необходимо указывать на случаи проявления героизма и силы духа нашим народом. Нельзя в целях патриотического воспитания приводить только позитивные примеры. Трудные и мрачные страницы истории могут вызывать сопереживание о потерях сострадание к судьбе людей, ставших жертвами ошибок, насилия, жестокости, осуждение фактов предательства и т.д. Важно учить школьников не слепо восхищаться или осуждать, а понимать, размышлять, чувствовать и сопереживать. Воспитание национальной историей должно быть подлинным, а не мнимым, без недосказанности и искажений. Иначе это ведет к развитию конформизма, двойного сознания, конъюнктурности мышления.
Важно от курса к курсу истории проследить развитие гуманистического мировоззрения. Гуманистическое воспитание направлено на формирование у школьников самоценности человеческой личности, соответствующего отношения к себе и другим людям. При изучении проблем гуманизма в курсах истории возможно установление преемственных связей в формировании оценочных суждений обучающихся, для того чтобы подвести их к восприятию человека как целостной, свободной и ответственной личности, к оценке людей и явлений с точки зрения их прав, общечеловеческих ценностей. Это может быть информация о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войнах, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. Например, что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя – улучшение условий жизни человека или новые жертвы? Такого рода воспитывающая информация должна стать поводом привлечь внимание школьников к проблемам общества, взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности.
Патриотическое, гражданское, гуманистическое воспитание в рамках урока истории в современном образовании должно быть связано с воспитанием толерантности. Стоит фиксировать внимание учеников на своеобразии развития, уникальности каждой цивилизации. Тем, закладывая понимание истории как поликультурного процесса, вбирающего в себя достижения всех народов.
История, как хранительница всемирно-исторического опыта культурного наследия человечества, содержит существенный потенциал для эстетического воспитания подрастающего поколения. Она решает задачи становления у школьников чувства прекрасного, способности понимать ценность художественного наследия и значимость приобщения к нему как к необходимой части саморазвития личности. Эстетическое воспитание в рамках урока истории имеет большо значение не только для приобщения учеников к историческим ценностям прошлого, но и для выбора путей своего развития, поведения.
Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений при воспитании подрастающего поколения.
Уважаемые педагоги, в целом, в рамках реализации программы воспитания по предметам образовательного цикла, стоит обратить особое внимание на то, что важно не просто предъявлять учащимся воспитывающую информацию. Важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир.
Важным условием превращения обычного урока в урок с яркой воспитательной направленностью, должно быть применением таких форм работы с обучающимися, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме.
Несомненно, разработка и утверждение столь значимого документа,
каким является Программа воспитания, обусловлено потребностью российского общества в определении главных ориентиров социальной политики в сфере воспитания подрастающего поколения. Именно история является предметом, который благодаря своему содержанию, имеет огромный воспитательный потенциал.
В принятой Программе воспитания отмечается важность отдельных направлений: гражданского и патриотического воспитания, формирования российской идентичности, развития культуры межнационального общения, духовного и нравственного воспитания, приобщения детей к культурному наследию и эстетического воспитания.
Стоит заметить, что формирование гражданской идентичности школьников является приоритетной задачей для всего педагогического коллектива образовательной организации, но особенно эта задача стоит перед учителями гуманитарных дисциплин.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
Для современного образования использование материалов сети Интернет и участие в их формировании является одним из основных путей совершенствования педагогического мастерства. Материалы, представленные в сети, достаточно разнообразны и при их использовании мы сталкиваемся с рядом проблем, пути решения которых индивидуальны в каждой ситуации, хотя есть и некоторые общие положения.
Материалы в сети Интернет многочисленны и не всегда достоверны, нам требуется перепроверять их перед применением на уроке. Эти материалы общедоступны и учащиеся могут использовать их, поэтому необходимы такие формы работы, которые позволяют обучать новым навыкам, а не приучать к лёгким путям получения оценок. Например, задавать задания с проблемными вопросами на сопоставление нескольких найденных в сети рефератов, таблиц, карт и т.п.
В сети достаточно сайтов с деструктивным содержанием. Задача педагога, в данном случае, найти для учащихся источники достоверной информации и сообщить о сайтах, на которых информация полезной не является.
В работе любого педагога, который пользуется сетью Интернет, рано или поздно появляется своя коллекция ссылок, которые позволяют обращаться к различным материалам, в зависимости от тех учебных задач, которые решаются в данный момент.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.