Воспитательный потенциал уроков физики
Оценка 4.9

Воспитательный потенциал уроков физики

Оценка 4.9
Научные работы
docx
физика
Взрослым
15.01.2017
Воспитательный потенциал уроков физики
В статье рассматриваются особенности воспитательного потенциала уроков физики в современных условиях образовательного процесса. Одним из актуальных методов является исторический подход к изучению физики, не смотря на то, что в настоящее время использование тестовых технологий не позволяет выделить время на уроке для приобщения учащихся к МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
Воспитательный потенциал уроков физики.docx
А.Н.Леоненко, МАОУ СОШ № 1», г. Североуральск Воспитательный потенциал уроков физики.  «Обучение без воспитания –  это острый меч в руках сумасшедшего». Д.И.Менделеев В   современной   педагогике   существует   проблема   определения приоритетных целей образования, что важнее: обучение  ученика или его воспитание? Согласно требованиям Стандартов II поколения образование личности   должно   быть   сориентировано   не   только   на   усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности,   сознательных   способностей   и   качеств   человека, позволяющих   ему   учиться,   действовать   и   эффективно   трудиться   в современных экономических условиях. Как соединить воспитание и обучение, каково их  соотношение?  Современная отечественная педагогика рассматривает обучение и воспитание   в   единстве.  Дополняя   друг   друга,   обучение   и   воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.     В   дидактическом   аспекте   единство   обучения   и   воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи  обучающей,   развивающей   и   воспитательной   функций.   Образовательный аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий   –   с   увеличением   числа   и   усложнением   характера   связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания. Воспитательный   аспект   связан   с   целенаправленным   формированием личностного отношения к этому содержанию и к обществу в целом. О воспитании   в   обучении   принято   говорить   как   о   выработке   у воспитанников   определенной  культуры   следования   требованию,  то   есть сочетание   процессов   педагогического   управления   и   самоуправления обучаемых,   а   также   преобразование   интеллектуальной   деятельности   в процессе личностного роста ее субъекта. Каков воспитательный потенциал современного урока?  Изменение  представлений о воспитательных возможностях современного урока  требует нового взгляда на процесс воспитания и  педагогического  профессионализма учителя. Воспитывающий потенциал урока  независимо от его предметного  содержания очень высок, потому что главное в воспитании на уроке ­ это  система педагогических влияний. Она представляет собой  взаимную  целенаправленную деятельность, в ходе и результате которых личности участников изменяются: вырабатываются жизненная стратегия и  соответствующие черты характера, формируется ментальность,  приобретаются привычки поведения.   Воспитание  на  уроке  происходит  благодаря комплексным воздействиям: стилю образовательного общения;  культуре управления образовательной деятельностью;  дидактической  структуре урока; используемых  методических приемов. Оптимальный  выбор всех этих средств воспитания на уроке и есть педагогическое  мастерство.         В   формировании   мировоззрения   учащихся   каждый   учебный предмет   выполняет   свою   специфическую   функцию.    В   соответствии   с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям   и   извлечение   учениками   нравственных   ценностей   из   их содержания.      Огромная роль в воспитании и формировании человека  принадлежит  ФИЗИКЕ ­ науке об окружающем мире. Чтобы найти пути  решения проблем, нужно хорошо представлять, как устроен наш мир,  знать основные фундаментальные физические законы, уметь их  анализировать, интерпретировать, применять, уметь прогнозировать  развитие ситуации и находить пути решения. Философская формула   урока физики ­ восхождение от конкретных фактов к явлениям, от  явлений ­ к жизненным закономерностям. Школьный курс физики —  системообразующий для естественно­научных учебных предметов,  поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,  биологии, географии и астрономии. Обосновать научное, философское и  методологическое значение учебного материала и показать его важность;  раскрыть ценностные аспекты физики как науки;  проанализировать  ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на  примерах творчества выдающихся учёных – физиков  –  это основные  направления  воспитательной деятельности учителя физики  по  приобщению учащихся к ценностям научного познания.  В своей педагогической деятельности воспитательный потенциал  физики реализую через исторический  подход  , который позволяет  раскрыть  содержание физики, как составной части Мировой  общечеловеческой культуры, а так же показать учащимся общие  закономерности и принципы научного познания. Обращение к истории  физики – важнейший путь реализации воспитательного потенциала уроков  физики,  раскрытия человеческого смысла науки о Природе, так как  историзм формирует научное мировоззрение, развивает интерес к науке,  способствует повышению качества знаний, помогает нравственно  воспитывать учащихся, совершенствует методику преподавания физики. Многолетний труд по этой проблеме реализуется во время  проведения спецкурса  для учащихся 10­11­х классов  по теме: «История физической науки: события, факты, люди».  На протяжении каждого  периода развития науки преобладали конкретные научные идеи, методы  исследований, связи с обществом, поэтому содержание спецкурса   совпадает с эпохами развития науки: 1. Эпоха возникновения первичных физических учений  ­ период  с древнейших времён до XVI в.н. э. 2. Эпоха формирования физики как науки ­ период с начала  XVII до конца XVIII в. 3. 4. Эпоха «классической» физики – период с 1800 г.  по 1912 г..  Эпоха квантово­релятивисткской и субатомной физики  ­  период  с 1900­1905 гг. по настоящее время.         Цель  курса ­  раскрыть учащимся эволюции важнейших идей   физики, определения этапов становления и развития научной картины  мироздания и позволяет решать следующие задачи: помочь школьникам овладеть знаниями о культурологических  ценностях как гуманитарного, так и естественнонаучного характера; о  единой научной картине мира; способствовать расширению научного и культурного     потенциала учащихся, формированию научного мировоззрения, развития  интереса к изучению физики, уважения к науке;  создать условия для  самостоятельного приобретения и  интеграции знаний, сотрудничества, осознанному использованию  информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и  саморегуляции.  Программа  позволяет формировать у школьников современную  картину мира, показав её становление  как итог длительного  исторического развития научных представлений об окружающей природе.  Занятия проходят в форме лекций, семинаров, дискуссий, которые  предполагают активную познавательную и творческую деятельность  учащихся. Они работают над  долговременными исследовательскими  групповыми проектами. Темы посвящены историческим обзорам:  по  фундаментальным  проблемам («История утверждения закона сохранения  и превращения энергии», «История утверждения и возникновения  концепции поля», «История создания основ СТО»), по обобщениям  исторического характера («История развития идеи атомизма», «История  развития идеи поля», «История развития идеи корпускулярно – волнового  дуализма», «Эволюция физической картины мира»). Результаты этой  деятельности  предъявляются в виде защиты проектов на специальных  занятиях.  Любовь к физике может начаться и с любви к физикам. «Наука нас  захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих  исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий»,  ­ говорил Д.Максвелл. Ярко обрисованный облик людей, чьими усилиями раскрывались тайны природы, поможет приобщить школьников к физике и воспитать их хорошими людьми.  Ученые – люди различной судьбы: счастливцы и «мученики науки» и различных характеров: темпераментные и меланхоличные, застенчивые и  предприимчивые, снисходительные и придирчивые, веселые и суровые,  скромные и честолюбивые. Но всех настоящих ученых роднит главное:  бескорыстное служение науке, готовность идти на жертвы во имя научной  идеи, громадное трудолюбие и целеустремленность в достижении  поставленной цели, добросовестность и тщательность в своих  исследованиях, умение проявлять критицизм к полученным знаниям и  готовность признать свою ошибку. При изучении данного курса учащимся предлагается выполнить  небольшие собственные исследования, посвященные страницам биографии ученых. В  исторической копилке кабинета  физики содержится материал  о биографиях более 60 ученых – творцов физической науки.  Проекты   «Физика в лицах» выполняются учащимися с наибольшим интересом и  тщательностью, об этом свидетельствуют сами учащиеся:  Симанова Юлия:  «Занимаясь исследованием научной  деятельности Т. Юнга, я познакомилась и с его характером, жизненными  принципами, идеалами. Помимо феноменальных способностей Юнга (в два года научился читать), меня поразила его целеустремленность, тяга к  знаниям, разносторонняя занятость (от гениальных опытов до выступлений в цирке) и преданность науке. На примере Томаса Юнга я понимаю, что  главное и самое лучшее образование – это самообразование. «Физика в  лицах» ­ это интересно!»;  Хакимова Эльвира: «Работа над биографическими  материалами Г.Герца помогла мне осознать, насколько труд ученых  действительно велик. Новые открытия – это, прежде всего, кропотливая  работа над расчетами, вычислениями величин, выводами новых формул,  созданием установок, оборудования для опытного обоснования теории,  для подтверждения своих открытий и самое главное – найти в себе  смелость опровергнуть уже существующую теорию и утвердить свою. Я  считаю, что научным деятелям стоит создавать условия для работы, чтобы были возможны новые открытия именно в той стране, в которой ученые  начинали трудиться»;  Черепанова Мария: «Работая над данным проектом, я  открыла для себя человека, которого раньше считала просто великим  ученым. Познакомившись с историей жизни И.Ньютона, я поняла  настоящую ценность его научной деятельности. Чаще всего мы не  заостряем внимания на том, сколько лет ученому приходится потратить на доказательство того или иного закона, но в действительности – это годы  тяжелого кропотливого труда. И только люди верные науке, становятся её строителями. Я рада тому, что окунулась в историю легендарной  личности, человека, изменившего взгляд на мир, ­ Исаака Ньютона»;   Колбановская Анна: «Изучая биографию и научные труды  А.Эйнштейна, я была поражена столь неординарной личностью. В этом  ученом поражает все: характер, образ мыслей, великие достижения, да и  сама жизнь. Для многих образ Эйнштейна связан с чем­то сумасшедшим,  необъяснимым. На самом деле – это великий человек. За время своей  работы над проектом я прониклась огромным уважением и теплым  чувством к самой неординарной личности прошлого столетия. Надеюсь, и  в нашем столетии родится ещё один Эйнштейн»;  Шатунова Наталья: «Подводя итоги проделанной работы,  можно отметить, что более детальное знакомство с биографией Галилея  позволяет не только расширить свой кругозор, но и научиться отбирать  нужный материал для работы. Очень интересно было узнать о реальных  фактах из жизни ученого. Это помогло мне создать в своем воображении  не только его портрет как физика, но и духовный». Исторический подход изучения науки не является новым для многих преподавателей, однако, в настоящее время ценность его использования  подтверждается соответствием требованиям ФГОС СРЕДНЕГО  (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ к результатам освоения  обучающимися основной образовательной программы:  Личностным:  сформированность мировоззрения, соответствующего  современному уровню развития науки;    сформированность основ саморазвития в соответствии  с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к  самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;   навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в  образовательной,  учебно­исследовательской, проектной деятельности;     готовность и способность к образованию, в том числе  самообразованию, на протяжении всей жизни;  Метапредметным:   умение продуктивно общаться и взаимодействовать в  процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников  деятельности, эффективно разрешать конфликты;     владение навыками познавательной, учебно­ исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения  проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов  решения практических задач, применению различных методов познания;   готовность и способность к самостоятельной информационно­ познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в  различных источниках информации, критически оценивать и  интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;   владение   языковыми   средствами   –   умение   ясно,   логично   и точно   излагать   свою   точку   зрения,   использовать   адекватные   языковые средства;   владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых   действий   и   мыслительных   процессов,   их   результатов   и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.              Предметным:   сформированность представлений о целостной современной  естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной  системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно­ временных масштабах Вселенной;  владение знаниями о наиболее важных открытиях и  достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию  представлений о природе, на развитие техники и технологий;   сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира;   владение понятийным аппаратом естественных наук,  позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по  естественнонаучным вопросам, использовать различные источники  информации для подготовки собственных работ, критически относиться  к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;      сформированность умений понимать значимость   естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его  профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать  оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь  критериев с определённой системой ценностей. Таким образом, и обучение, и приобретаемые знания воспитывают. Для  того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение  к самим знаниям, к учебе. Воспитание в обучении — это непрерывное  преобразование интеллектуальной деятельности человека с учетом  факторов его социализации. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней  Литература 1. школы. – М: Просвещение, 1983. 2. Ильин В.А. История физики. – М: Издательский центр  «Академия», 2003. 3. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение : учебное пособие  для студ.   высш.учеб. заведений / Е.Б.Плотникова. — М. : Издательский  центр «Академия», 2010. — 176 с.

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики

Воспитательный потенциал уроков физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017