Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа
Оценка 4.9

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
изобразительное искусство
Детсад
08.05.2017
Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа
Декоративно-прикладное творчество казахского народа является важной частью общего художественного образования и эстетического воспитания детей. Детские художественные способности, которые лежат в основе детского дизайна, формируются во взаимосвязи различных видов творческой деятельности. Знакомство с декоративно-прикладным искусством способствует эстетическому развитию детей, учит видеть красоту в окружающего мира и создавать вещи. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют развитию фантазии и воображения, изобретательных и технических навыков, композиционного мышления, а так же чувства стиля и цветовой гармонии, расширяют кругозор дошкольников и тем самым способствуют развитию детского дизайна.
Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно.docx
Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно­прикладным искусством казахского народа Большие   возможности   для   развития   детского   дизайна   представляет работа   по   ознакомлению   дошкольников   с   декоративно­прикладным искусством казахского народа.  Декоративно­прикладное   творчество   казахского   народа   является важной   и   неотъемлемой   частью   общего   художественного   образования   и эстетического   воспитания   детей.   Детские   художественные   способности, которые   лежат   в   основе   детского   дизайна,   формируются   во   взаимосвязи различных видов творческой деятельности, которые, чередуются и дополняют друг друга, тем самым обеспечивая полноценное развитие детского дизайна.  Знакомство   с   декоративно­прикладным   искусством   способствует эстетическому развитию детей, учит видеть красоту в окружающего мира и создавать   вещи,   имеющие   две   функции:   утилитарную   и   художественную. Занятия   декоративно­прикладным   искусством   способствуют   развитию фантазии   и   воображения,   изобретательных   и   технических   навыков, композиционного мышления, а так же чувства стиля и цветовой гармонии, расширяют   кругозор   дошкольников   и   тем   самым   способствуют   развитию детского дизайна. Народное искусство отражает самобытность, творческий гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, любовь и преданность Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. На занятиях используется богатый иллюстративный материал, а также подлинные образцы  казахского  декоративно­прикладного  и народного искусства.  Дети знакомятся   с   многообразием   видов   декоративного   художественного творчества [1]. В   ходе   обучения   акцент   делается   на   наследии   казахского   народного искусства,  его   традициях.  Ведь   это   неисчерпаемый   источник   вдохновения, образец   и   эталон   художественности.   Кроме   того,   яркие,   занимательные   и простодушные образы народного искусства особенно доступны и близки для детского   восприятия.     Народ   веками   стремился   в   художественной   форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия   декоративно­прикладного   искусства,   которые   увидят   дети, раскрывают   перед   ними  богатство   культуры  народа,  помогают   им   усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить   прекрасное.   Таким   образом,   уроки   декоративно­прикладного искусства   непосредственно   и   активно   влияют   на   формирование   личности подрастающего поколения [2]. Рассматривая   определение   «детский   дизайн»,   мы   выяснили,   что   он включает   в   себя   три   составляющие:   изобразительные   умения,   творческая деятельность   и   проектная   деятельность.   Рассмотрим,   как   работа   по ознакомлению с декоративно­прикладным искусством способствует развитию этих умений. Общая   характеристика   возможностей   развития   детского   дизайна   в процессе ознакомления дошкольников с декоративно­прикладным искусством казахского народа представлена в таблице (Таблица 1). Таблица 1 Возможности   развития   детского   дизайна   в   процессе   ознакомления дошкольников с декоративно­прикладным искусством казахского народа Детский дизайн Возможности развития детского дизайна посредствам декоративно­прикладного искусства Изобразительные умения Творческая деятельность Способствует развитию изобразительной грамотности и различных  виды изобразительных умений: чувство линии, ритма, симметрии и  гармонии, цветовосприятия, колорита, а также чувство объемности и фактурности; композиционные навыки; пространственное мышление; художественно­конструктивное видение мира; знание материалов и  технологий. Развивает фантазию, творческое мышление, вариативность, гибкость, чувство стиля, гармонию, позволяет создать непринуждённую  атмосферу, вызвать интерес к творчеству, посредствам разнообразия выбора техник и материалов. Проектная деятельность Возможна организация работы от развития замысла и планирования  собственной деятельности и её результатов, до рефлексии.  Рассмотрим более подробно каждое из направлений. Декоративно­прикладное   искусство   даёт   возможность   заняться различными   видами   изобразительной   деятельности:   рисование,   аппликация, лепка,   конструирование,   что   даёт   большие   возможности   для   развитии детского   дизайна.   Это   способствует   освоению   различных   видов изобразительных   умений.   Декоративно­прикладная   деятельность предполагает разнообразие в использовании художественных техник: роспись различными   видами   красок   (гуашь,   акварель),   разнообразные   виды аппликации, мозаику из цветной бумаги, а так же конструирование из бумаги, природного   и   подручного   материала.   Детские   работы   декоративно­ прикладного   характера   отражают   уровень   приобретенных   дошкольниками изобразительных   умений,   таких   как   чувство   линии,   ритма,   симметрии   и гармонии,   цветовосприятия,   колорита,   а   также   чувство   объемности   и фактурности. Кандидат педагогических наук Г. А. Горбунова выделяет дизайнерские умения,  развитию   которых   способствуют   занятия   декоративно­прикладным искусством:   пространственное   мышление; изобразительная грамотность; художественно­конструктивное видение мира; знание материалов и технологий [3].   композиционные   навыки; ­   Композиционные   навыки   ­   это   овладение   законами   композиции, такими   как   ритм,   пропорции,   масштаб.   Стилизация   обычных   форм окружающего   мира   и   оперирование   геометрическими   формами   помогают познать   законы   композиции   (ритм,   пропорции,   контраст,   нюанс,   масштаб, симметрия,   асимметрия   и   т.п.).   Рассматривая   предметы   декоративно­ прикладного искусства дети обращают внимание на формы орнамента, на их расположение. Затем, составляя собственную композиция, располагают их в соответствии с композиционными требованиями. ­ Пространственное мышление ­ это законы построения пространства на плоскости.   Развитие   пространственного   мышления   у   дошкольников стимулируется   в   процессе   ознакомления   с   декоративно­прикладным искусством посредствам работы с такими материалами, как глина, пластилин, выполнение   макетирования.   Дети   способны   освоить   организацию окружающего пространства при построении композиций. ­ Изобразительная грамотность, которая заключается в умении передать свой   замысел   и   образа   посредством   рисунка   или   поделки.   В   развитии дизайнерских   умений  изобразительная   грамотность   подразумевает   развитие проектно   ­   графических   умений.   Это   комплекс   специальных   умений, направленных   на   решение   творческой   задачи   и   визуализацию   результатов проектной деятельности через графические приёмы выполнения, то из этого следует,   что   программой   должны   быть   сформированы   определённые графические   и   проектные   умения,   а   затем   умения   использовать   их   при выполнении   творческих   проектов.   Овладение   проектно   ­   графическими умениями и навыками предполагает оперирование разнообразными формами изображения   на   плоскости   и   в   объеме   (по   памяти,   представлению, воображению);   знание   основ   изобразительной   грамоты   (пропорции, пространство, объем, ритм, композиция) ­ то есть нахождения оптимального пути   использования   изобразительных   средств   для   решения   поставленной проблемы.   Развитие   проектно­графических   умений   при   ознакомлении   с декоративно­прикладным   искусством   возможно   при   выполнении самостоятельных творческих работ.  Владеть   изобразительными   средствами   означает   умение   доносить   до аудитории свою идею. Обучение рисованию и развитие графических умений начинается в детском саду, постепенно приобретая усложненный характер в подготовительной группе. ­ Художественно­конструктивное видение мира ­ позволяет перенести внимание   дошкольника   с   внешней   оболочки   предмета   на   его   внутреннее устройство,   конструкцию.   При   ознакомлении   с   декоративно­прикладным искусством это могут быть работы следующего характера: выполни внутренне убранство юрты и др. Постижение синтеза искусств ­ архитектура, дизайн, музыка, театр, скульптура ­ эти виды искусств трудно представить друг без друга. Поэтому дети выполняют рисунки и поделки из пластилина, бумаги, картона и других материалов.  Развитие детского дизайна требует так же ознакомления дошкольников со   свойствами   разных   материалов   и   развитие   навыков   работы   с   этими материалами с целью дальнейшего использования при выполнении творческих работ.  На   занятиях  изобразительной   деятельности   предусмотрена   работа  с различными   материалами:   бумагой,   картоном,   природным   материалом, пластилином, и др. Каждый материал и каждая из техник изучаются детально и начинается это изучение с ознакомления с их свойствами и своеобразием. Для   реализации   данной   цели   сначала   необходимо   проведение   опытов   и наблюдения   по   изучению   свойств   материалов,   например,  бумаги  (толщина, фактура, мягкость, жесткость, «сгибаемость»). В   процессе   работы   детям   можно   предложить   самим   выбрать подходящие   материалы  и   инструменты,  воспитатель   только   рекомендует   с помощью чего лучше передать свой замысел. Познакомившись со свойствами разных   материалов,   дошкольники   получают   возможность   сочетать   при выполнении   работ.   Это   будет   способствовать   развитию   таких   детского дизайна:   самостоятельно   выбрать   подходящий   материал,   использовать   в работе сочетания разных видов материалов. Вторая   составляющая   часть   детского   дизайна   при   ознакомлении   с декоративно­прикладным   искусством   ­   это   организация   творческой деятельности. Е.С.   свободу,   Голубева   отмечает,   «Декоративно­прикладное   искусство обогащает  творческие  стремления  детей  преобразовывать  мир, развивает  в детях   нестандартность   мышления,   раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое   внимание   уделяется   приобщению   детей   к   истокам   народной культуры. Мы живем там, где нет возможности  увидеть непосредственный технологический   процесс   изготовления   художественной   посуды,  предметов быта  и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить   с   историей   народного   творчества,   показать   примы   лепки   и работы   с   кистью,   ознакомить   с   образной   стилизацией   растительного   и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин своей страны» [4, c. 27]. Декоративно­прикладное   искусство   вызывает   интерес   дошкольников. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли   детей,   вплотную   подводит   к   черте,   за   которой   может   начаться зарождение собственных художественных замыслов [5]. Познавая   красоту   народного   творчества,   ребенок   испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости,   восхищения,   восторга).   Формируются   образные   представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно­ прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса,   эстетической   оценки   результатов   труда   народных   мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей [6]. Использование   образцов   декоративно­прикладного   искусства   может развить детский дизайн у дошкольников, так как разнообразие в выборе и использовании техник позволяет ставить перед дошкольниками новые задачи, и   побуждать   их   к   творческой   активности.   Также   декоративно­прикладное искусство   помогают   развить   у   дошкольников   умение   фантазировать,   быть наблюдательными,   что   в   итоге   помогает   сформировать   у   дошкольников уверенность в своих силах и в себе. Помимо этого у детей также появляется и возрастает   интерес   к   изобразительной,   художественной   деятельности   и искусству   в   целом.   Дошкольники   начинают   всматриваться   в   окружающую действительность с творческой стороны, вместе с этим пытаются находить разные оттенки в природе. Ими создаются новые, оригинальные продукты. Во всей   этой   деятельности   у   них   проявляется   творчество,   через   реализацию своих   замыслов   и   самостоятельном   поиске   средств,   для   его   воплощения. Главным   аспектом   в   использовании   декоративно­прикладного   искусства является   эстетическое   развитие   детей,   так   как   они   начинают   эстетически воспринимать окружающую среду, видеть в ней прекрасное. Т. С. Комарова   говорила   о   том,   что   художественно­творческая деятельность   не   терпит   шаблона,   стереотипности,   раз   и   навсегда установленных правил [7]. Это   в   полной   мере   касается   и   декоративно­прикладного   искусства. Необходимо познакомить детей с различными техниками и материалами, а затем предложить самим дошкольникам выбрать для своей творческой работы наиболее   подходящую   технику   и   материал.   Например,   дети   могут   сами выбрать способ украшения юрты, камзола, ковра и др.  Для   более   результативного   развития   детского   дизайна   при ознакомлении   с   декоративно­прикладным   искусством   необходимо организовывать деятельность для каждого ребенка. Наиболее эффективна в данном   случае   форма   проектной   деятельности.   Ими   могут   быть коллективные, групповые или индивидуальные творческие проекты. Коллективные   творческие   задания   могут   быть   организованы посредствам объединения индивидуальных изделий детей, которые сделаны ими на занятиях по изобразительному искусству, в обобщающую композицию; работа   детей   по   группам   «на   одном   листе   бумаги»,   на   котором   каждому отводится   определённое   место   для   его   работы;   поэтапное   выполнение композиции по типу «конвейера». Для   выполнения   групповых   заданий   дети   заранее   объединяются   в группы, и каждая группа работает над реализацией своей идеи. Индивидуальные   творческие   задания   выполняются   индивидуально каждым дошкольником. Здесь к работе привлекаются так же и родители.  Начинаться работа должна, как считает кандидат педагогических наук Н. Е. Веракса с создания проблемной ситуации [8]. Кандидат   педагогических   наук   Г. Е. Алимухамбетова   отмечает,   что проблемная ситуация ­ это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие­то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать [9]. Проблемная   дизайнерская   ситуация   направлена   на   поиск   чего­либо нового,   которого   не   хватает   в   данный   момент   (получения   новых представлений,   освоение   способов   действия,   применение   известных представлений и способов действий в новых условиях). Создание   проблемных   дизайнерских   ситуаций   на   занятиях конструирования   необходимо   для   того,   чтобы   привлечь   внимание дошкольника к вопросу, возбудить у него интерес к деятельности, мотивы деятельности.   Поставить   дошкольника   перед   практической   проблемой, которая требует решения. Необходимо показать значимость проблемы.  Далее   необходимо   научить   детей   планировать   свою   деятельность   её цели и результат, т. е. свой «проектный замысел». Следует постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Важно,  чтобы   инициатива   исходила   от   детей.  Стимулом   для   деятельности может   быть   специально   подготовленная   предметная   среда,   которая постепенно наполняется видеоматериалами по теме, дидактическими играми, различными   материалами   для   изготовления   предметов   (шаблонами, образцами, заготовками, полуфабрикатами и другое) [9, с. 21]. Дети высказывают свои идеи реализации проекта. При этом педагог (в случае   если   дети   испытывают   трудности)   может   первым   начать.   По   ходу высказываний педагог должен отмечать наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем   (если   дети   их   не   воспроизведут),   напомнить   о   них.   Далее воспитатель   предлагает   детям   зарисовать   свои   идеи.   После   того   как   дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации. Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект [9, с. 22]. Далее   следует   реализация   замысла.   Для   реализации   замысла необходимы   определенные   представления   по   теме;   овладение   способами изготовления   предмета   дизайна,   технологиями   работы   с   конкретными материалами.   На   этом   этапе   важным   является   получение   конкретных результатов.   Виды   работы   с   детьми   на   данном   этапе:   беседы   по   теме, экскурсии, индивидуальная и подгрупповая работа вне занятий, специально организованные занятия [9, с. 24]. Необходимо   определение   способа   представления,   использования результатов   работы.   Отдельное   занятие   по   детскому   дизайну   может   быть проведено с целью обсуждения, как удобно и красиво расположить предметы дизайна   в   интерьере   группового   помещения,   как   использовать   их   в   играх, театрально­игровой   деятельности.   Творческая   деятельность   предполагает презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его  усилий  для  окружающих.  Если  же  подобной  презентации  не  будет,  то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит,   существенно   не   повлияют   на   социальный   статус   ребенка,   а следовательно,   и   на   развитие   его   личности.   Осуществляется   презентация творческого   продукта.   Творческая   деятельность   важна   тем,   что   отражает интересы   ребенка.   Если   взрослый   поддерживает   такую   работу, поддерживается   уникальное   видение   мира,   свойственное   данному   ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов   работ,   предлагаемых   сверстниками.   Кроме   того,   дошкольник получает   позитивный   опыт   взаимодействия   и   понимает,   что   идея   должна представлять ценность не только для него, но и для других [9, с. 24]. Например, так можно выполнить творческую работу по дизайну юрты. Дети делятся на группы. Далее им предлагается задание «стать дизайнерами» и придумать эскиз юрты. Первым этапом работы должен быть выбор темы и обоснование   её  актуальности,   то   есть   описание   той   проблемной   ситуации, которую   необходимо   решить   в   ходе   работы.   Детям   можно   задать   вопрос: «Для чего может понадобиться разработка дизайна юрты?».  Ответы могут быть такими: «В праздник на площади решили установить юрту»; «Семья едет на джайляу». Далее дети могут высказать свои идеи: «Я нарисую так…»; «Я хочу видеть   юрту   такой...».   Затем   нужно   выполнить   эскиз   в   виде   рисунка   и обсудить с детьми план изготовления изделия по данному эскизу, выбрать наиболее подходящие материалы, например, в данном случае картон и бумага. Во время продуктивной деятельности дошкольникам можно разрешить общаться   с   воспитателем   и   друг   с   другом   по   поводу   работы,   выяснять непонятные для них моменты, получить совет и помощь воспитателя во время работы.  Развитие детского дизайна умений возможно так же при выполнении творческих работ по темам: «Комзол»; «Украшение ковра»; «Такия». Детям можно предложить стать модельерами и придумать разные можели комзолов, украшения ковры и такии. Это будет способствовать развитию таких умений, необходимых   в   детском   дизайне:   самостоятельно   строить   свой   замысел, предлагать   оригинальные   идеи,   выбирать   материалы,   планировать   свою творческую деятельность и реализовывать замысел. Таким   образом,   а   основании   изложенного   можно   сформулировать следующие выводы: 1.   Ознакомление   с   декоративно­прикладным   искусством   казахского народа способствует развитию детского дизайна у старших дошкольников, так как   даёт   возможности   для   формирования   основных   составляющих компонентов   детского   дизайна:   изобразительных   умений   и   позволяет организовать творческую и проектную деятельность. 2.   Ознакомление   старших   дошкольников   с   декоративно­прикладным искусством   казахского   народа   способствует   развитию   следующих изобразительных   умений,   необходимых   в   детском   дизайне:   чувство   линии, ритма, симметрии и гармонии, цветовосприятия, колорита, а также чувство объемности   и   фактурности;   композиционные   навыки;   пространственное мышление; художественно­конструктивное видение мира; знание материалов и технологий 3.   Работу   по   ознакомлению   с   декоративно­прикладным   искусством важно выстроить  так, чтобы она помогала детям дошкольного возраста не допустить   однообразия   в   процессе   творческой   деятельности,   а   наоборот, обеспечила живость и непосредственность в детской деятельности, не загоняя детей в рамки и шаблоны. Важно развивать фантазию, творческое мышление, вариативность, гибкость, чувство стиля, гармонию, создать непринуждённую атмосферу, вызвать интерес к творчеству, посредствам разнообразия выбора техник   и   материалов,   что   способствует   развитию   детского   дизайна.   Дети смогут выражать свои задумки, начнут экспериментировать, не будут бояться пробовать   что­то   новое,   а   это   главным   образом,   поможет   развить   у дошкольников детский дизайн. Список использованной литературы: 1 Бсаева П.П.   Развитие   творческих   способностей   детей   через декоративное рисование // Ребёнок  в детском саду. ­ 2013. ­ № 3. ­ С. 57­58.  2 Мусина А.Р.   Декоративно­прикладное   искусство   в   детском   саду.   ­ Алматы: Рауан, 2010. ­ 112 с. 3Горбунова Г.А. Основы дизайн ­деятельности в дошкольном возрасте // Искусство и образование. ­ 2011. ­ № 4. ­ С. 88­93. 4 Голубева Е.С. Роль декоративно­прикладного искусства в развитии творческих способностей детей // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).   ­ Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. ­ С. 27­29. 5 Абдурасулова Г.Н. Рисование казахского орнамента на бумаге разной формы // Ребёнок  в детском саду. ­ 2012. ­ № 3. ­ С. 41­42.  6   Оборина   Е.В.   Развитие   творческого   потенциала   дошкольников средствами   народного   декоративно­прикладного   искусства   //   Педагогика: традиции   и инновации:   материалы   междунар.   науч.   конф.   (г.   Челябинск, октябрь 2011 г.). ­ Челябинск: Два комсомольца, 2011. ­ С. 92­94. 7 Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие. ­ М.: Педагогическое общество России, 2010. ­ 176 с. 8   Веракса Н.Е.,  Веракса А.Н.   Проектная   деятельность   дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ­ М.: Мозаика­синтез, 2010. ­ 89 с. 9   Алимухамбетова Г.Е.   Теория   педагогического   процесса   как   основа формирования   готовности   дошкольника   к   познавательной   деятельности.   ­ Алматы: Ғалым, 2011. ­ 78 с.

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа

Возможности развития детского дизайна в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством казахского народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017