Введение в практику ОУ Школьной службы примирения
Оценка 5

Введение в практику ОУ Школьной службы примирения

Оценка 5
Документация
doc
психологическая работа +1
7 кл
08.01.2017
Введение в практику ОУ Школьной службы примирения
«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся». Создание такой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора».Практика работы образовательного учреждения по внедрению школьной службы примирения
ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ.doc

Исмагилова Любовь Ивановна

Педагог-психолог

МБОУ СОШ № 143

Г. Екатеринбурга

ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2014 году и стала базовой площадкой по развитию данного направления деятельности. Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое ШСП, и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?

Оказывается нужна. Мы очень часто видим в средствах массовой информации, что количество школьных конфликтов растет. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, между учениками и учителями. Причиной этого становится негативное отношение к школе в современных СМИ. Но самое страшное это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации дети проявляют агрессию, конфронтация, противоправные действия. Все это перерастают в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, становятся способом самоутверждения. В то же время они являются своего рода бизнесом для части подростков, которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и даже организуют ставки на участников драки. [3]

В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают.  При этом их решению уделяется мало внимания. Классные руководители часто замалчивают, не разглашают имеющиеся в их классах конфликтные ситуации, «не выносят сор из избы», пытаются справится своими средствами. В среде педагогов также встречаются конфликты, но они как правило из профессионального плана переходят в личностный, что разрушительно влияет на атмосферу в коллективе, и желание педагога работать. Имеются конфликты между администрацией и коллективом, но в рамках нашей деятельности мы их рассматривать не будем, так как они относятся к юрисдикции трудовых комиссий.

«Одной из попыток разрешить сложившуюся в подростковой среде ситуацию стало создание школьной  службы примирения.  Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.» [5, с. 8]

«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». [6, с. 23] Она создает условия  «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».[4]

Примирительным процедурам, в последние несколько лет, уделяется особое внимание. Важность таких разработок высказывается руководителями высших органов государственной власти, в частности Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации В. Ф. Яковлева. [1] Он заявляет, что «примирительные процедуры являются приоритетным направлением при решении конфликтных ситуаций». [2] Были приняты нормативно правовые акты: ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [3]; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» [4].

В науке проблема медиации рассматривается в основном в права, в работах, рассказывающих нам об альтернативном разрешении споров и решении конфликтов. Также этой темой занимаются такие науки, как: юридическая конфликтология  (В. П. Казимчук, В. Н. Кудрявцев, С. И. Калашникова, С. К. Загайнов), социология (В. В. Андреев, М. В. Гвоздарева), психология (О. В. Алахвердова, А. Д. Карпенко). Вместе с тем, исследований в области педагогики и педагогической психологии не велось. Хотя в ряде образовательных организаций внедряются «школьные службы примирения», но эти работы разрознены и существуют отдельно друг от друга.

 

Создание такой  модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора». [1, с. 14]

«Медиатор - специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта». [1, с. 14]

Наша служба примирения состоит из куратора, которым является учитель обществознания прошедший специальное обучение в МУ «Диалог» г. Екатеринбурга и имеющий свидетельство о курсах повышения квалификации, педагога-психолога, который ведет занятия с детьми по развитию навыков решения конфликтов и способам эффективной коммуникации, и нескольких старшеклассников. Все они, включая кураторов, в обязательном порядке проходят подготовку в качестве медиаторов (пока подготовку прошел только куратор). Руководитель проекта оформляет отчетную документацию. Участники службы получают запросы на работу от администрации школы, педагогов, а в дальнейшем от самих учащихся и их родителей.  [7, с. 4] На сегодняшний день наша ШСП стоит на первичной ступени своего развития, мы еще учимся, но надеемся что в ближайшее время сможем полноценно и эффективно работать.

Список литературы

1.                 Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.

2.                 Постановление правительства РФ от 21.09.2006 №и583 «О федеральной целевой программе «Развития судебной системы России» на 2007 – 2012 годы» // СЗ РФ 09.10.2006 № 41 ст. 4248.

3.                 Российская газета. – 30.07.2010 № 168.

4.                 Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.

5.                 С. И. Калашник «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.

6.                 Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10

7.                 Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.


Исмагилова Любовь Ивановна Педагог-психолог

Исмагилова Любовь Ивановна Педагог-психолог

Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся»

Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся»

Участники службы получают запросы на работу от администрации школы, педагогов, а в дальнейшем от самих учащихся и их родителей

Участники службы получают запросы на работу от администрации школы, педагогов, а в дальнейшем от самих учащихся и их родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017