Выпускная квалификационная работа
Оценка 4.9

Выпускная квалификационная работа

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
дефектология
Взрослым
26.04.2017
Выпускная квалификационная работа
Содержание Введение. Актуальность введения адаптированной программы..………………….…….3 I. Теоретико-методическое обоснование введения адаптированной программы в общеобразовательную школу. 1.1 Принципы разработки и реализации программы …………………..6 1.2 Условия реализации программы………………….…………………..10 II. Практические аспекты деятельности педагогических кадров 2.1 Целевое назначение……………………………………………………….16 2.2 Этапы программы и ответственные за их реализацию……………..20 Индивидуальная образовательная программа……………………….….22 2.3 Результаты реализации программы…………………………………...24 Заключение……………………………………………………………………..25 Список использованной литературы ……………………………………Работа Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
выпускная работа.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (МБОУ Чердаклинская СШ № 1, Чердаклы, Ульяновская область) Шаброва Светлана Владимировна ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация учебно­воспитательного процесса  для детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях общеобразовательной школы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий  Государственной программы «Доступная среда»   1 2017 год Содержание Введение. Актуальность введения адаптированной программы..…………………. …….3 I. Теоретико­методическое   обоснование   введения   адаптированной программы в общеобразовательную школу. 1.1 Принципы разработки и реализации программы …………………..6 1.2 Условия реализации программы………………….…………………..10  II.   Практические аспекты деятельности педагогических кадров 2.1 Целевое назначение……………………………………………………….16 2.2 Этапы программы и ответственные за их реализацию……………..20 Индивидуальная образовательная программа……………………….….22 2.3 Результаты реализации программы…………………………………...24 Заключение……………………………………………………………………..25 Список использованной литературы   ……………………………………26                              2 Введение. Актуальность введения адаптированной программы.              В  настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым   образовательным   потребностям.   К   их   числу   относятся   дети   с нарушениями   восприятия   (неслышащие   и   слабослышащие,   незрячие   и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой   психического   развития,   дети   с   выраженными   расстройствами эмоционально­волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.              В соответствии с Конституцией  Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.                      Образование   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья предусматривает   создание   для   них   специальной   коррекционно­развивающей образовательной   среды,   обеспечивающей   адекватные   условия   и   равные   с обычными   детьми   возможности   для   получения   образования   в   пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.           Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в   основе   своей   практической   деятельности   исходит   из   личностно­ 3 ориентированного   похода,   развивающего   обучения,   теории   поэтапного формирования умственных действий и пр.           Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу   с   точки     зрения   картины   нарушений   каждого   ребенка,   необходимо опираться   на   научно­методические   разработки,   которые   бы   обеспечивали коррекционно   ­   развивающее   сопровождение   разноуровневых   групп   детей одного возраста с разными видами нарушений.  Целевое   назначение   адаптированной     образовательной   программы Цель программы – создание условий для обучения  всех категорий детей, в том числе и  детей с ОВЗ. 1.   Содействие   получению   учащимися   с   ограниченными   возможностями   необходимого   для   реализации здоровья   качественного   образования, образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;      2. Оказание комплексной психолого­социально­педагогической помощи и   поддержки   обучающимся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   их родителям   (законным   представителям   в   освоении   основной   образовательной программы основного и среднего общего образования;   3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.   Формирование   социальной   компетентности   обучающихся   с 4. ограниченными   возможностями   здоровья,   развитие   адаптивных   способностей личности для самореализации в обществе. Задачи программы ­ Раннее выявление трудностей в обучении. ­ Составление индивидуального плана для обучающихся 4 ­ Наблюдение за динамикой индивидуального             развития учащихся постоянному росту, чему есть объективные причины. ­   Своевременное   выявление   детей   с   трудностями   адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.  ­   Определение   особых   образовательных   потребностей   детей   с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов.  ­ Создание условий, способствующих  освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного или среднего общего образования и их интеграции в образовательной организации. ­ Разработка и реализация индивидуальных учебных планов,   организация индивидуальных   и   (или)   групповых   занятий   для   детей   с   выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.  ­   Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным   программам   и   получения   дополнительных   образовательных услуг. ­ Оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям)   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.          Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.  Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности   педагогического   коллектива   с   детьми   с   ОВЗ определяется   в   зависимости   от     специфических   характеристик образовательного   пространства   школы,   а   именно:   социальным 5 заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;   индивидуальными   возможностями,   способностями   и   интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и  их родителей;   реальным   состоянием   физического   и   нравственного   здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;   необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций   воспитания   и   дополнительного обучающихся   через   систему   образования,   обеспечивающую   содержательный   образовательно­ культурный досуг.  Таким образом, организация инклюзивного образования в школе   строится   гуманизации на   принципах   личностно­ориентированной   педагогики, образования и вариативности содержания образования. II. Теоретико­методическое   обоснование   введения   адаптированной программы в общеобразовательную школу. Адаптированную   образовательную   программу   для   ребенка   с   ОВЗ, разрабатывают   специалисты   психолого­медико­педагогического   консилиума (ПМПк)  (учитель,  педагог­психолог,  учитель­логопед,  учитель­дефектолог   и др.) с использованием основной образовательной программы образовательной организации,   адаптированной   образовательной   основной   программы образовательной   организации   с   учетом   психофизических   особенностей ребенка. Адаптированная   образовательная   программа   изменяется   психолого­ медико­педагогическим   консилиумом   (ПМПк)   в   зависимости   от индивидуальных  достижений обучающегося.          Определяющие принципы: 6 —  Преемственность.  Принцип   обеспечивает   создание   единого образовательного пространства при переходе от основного общего образования к среднему (полному) общему образованию, способствует достижению   личностных,   метапредметных,   предметных   результатов освоения основной образовательной программы основного общего общего образования, необходимых учащимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования.           —  Соблюдение интересов ребёнка.  Принцип определяет позицию специалиста,   который   призван   решать   проблему   ребёнка   с   максимальной пользой и в интересах ребёнка.           —  Системность.  Принцип   обеспечивает   единство   диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также   всесторонний   многоуровневый   подход   специалистов   различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка. — Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям  (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. —  Вариативность.  Принцип   предполагает   создание   вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. —  Рекомендательный   характер   оказания   помощи.   Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных  представителей)  детей  с  ограниченными   возможностями   здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы   обучения,   защищать   законные   права   и   интересы   детей,   включая обязательное   согласование   с   родителями   (законными   представителями) вопроса   о   направлении   (переводе)   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья в специальные (коррекционные образовательные учреждения, классы (группы). Направления работы 7 Программа коррекционной работы на ступени среднего (полного) общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное   содержание: консультативное, информационно­просветительское.          Характеристика содержания   диагностическое,   коррекционно­развивающее, Диагностическая работа включает: —   выявление   особых   образовательных   потребностей   учащихся   с ограниченными   возможностями   здоровья   при   освоении   основной образовательной программы основного общего образования; —   проведение   комплексной   социально­психолого­педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья; —   определение   уровня   актуального   и   зоны   ближайшего   развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; —   изучение   развития   эмоционально­волевой,   познавательной,   речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;         —   изучение   социальной   ситуации   развития   и   условий   семейного воспитания ребёнка; — изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; — системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (мониторинг   динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.       Коррекционно­развивающая работа включает: —   реализацию   комплексного   индивидуально   ориентированного социально­психолого­педагогического   и   медицинского   сопровождения   в условиях   образовательного   процесса   учащихся   с   ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; —   выбор   оптимальных   для   развития   ребёнка   с   ограниченными возможностями   здоровья   коррекционных   программ/методик,   методов   и 8 приёмов   обучения   в   соответствии   с   его   особыми   образовательными потребностями; —   организацию   и   проведение   индивидуальных   и   групповых коррекционно­развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; — коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально волевой, познавательной и речевой сфер; —   развитие   универсальных   учебных   действий   в   соответствии   с требованиями основного общего образования; — развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; —   формирование   способов   регуляции   поведения   и   эмоциональных состояний; — развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; — развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; — формирование навыков получения и использования информации (на основе   ИКТ),   способствующих   повышению   социальных   компетенций   и адаптации в реальных жизненных условиях; —   социальную   защиту   ребёнка   в   случаях   неблагоприятных   условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: —   выработку   совместных   обоснованных   рекомендаций   по   основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; — консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с   ограниченными возможностями здоровья; —   консультативную   помощь   семье   в   вопросах   выбора   стратегии воспитания   и   приёмов   коррекционного   обучения   ребёнка   с   ограниченными возможностями здоровья; 9 — консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному   и   осознанному   выбору   учащимися   с   ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с  профессиональными   интересами,   индивидуальными   способностями   и психофизиологическими особенностями.     Информационно­просветительская работа предусматривает: — информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с   особыми   образовательными   потребностями,   их   родителей   (законных представителей), педагогических работников; —  различные   формы   просветительской   деятельности   (лекции,  беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса —учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим   работникам   —   вопросов,   связанных   с   особенностями образовательного   процесса   и   сопровождения   учащихся   с   ограниченными возможностями здоровья; —   проведение   тематических   выступлений   для   педагогов   и   родителей (законных   представителей)   по   разъяснению   индивидуально­типологических особенностей   различных   категорий   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья. Условия реализации программы Организационные условия.   Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так   и   различные   варианты   специального   сопровождения   учащихся   с ограниченными  возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном   классе   по   общей   образовательной   программе   или   по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Психолого­педагогическое обеспечение включает:  ­ оптимальный режим учебных нагрузок; 10 ­ коррекционную  направленность учебно­воспитательного процесса;  ­ учёт индивидуальных особенностей ребёнка;   ­ соблюдение комфортного психоэмоционального режима;             ­ использование современных педагогических технологий;   ­ оздоровительный и охранительный режим;   ­ укрепление физического и психического здоровья;   ­  профилактику физических, умственных и психологических перегрузок               обучающихся;         ­  соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм;      ­   участие   всех   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья, независимо   от   степени   выраженности   нарушений   их   развития,   вместе   с нормально   развивающимися   детьми   в   воспитательных,   культурно­ развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:            ­ педагог­психолог;            ­ социальный педагог;            ­ учителя­ предметники;            ­ классный руководитель;            ­ медсестра.   Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821­10. Педагог   ­   психолог   проводит   диагностику   эмоциональной   сферы, эстетических и познавательных потребностей и   оказывает помощь ребенку и родителям   (законным   представителям)   в   решении   сложных   социально­ эмоциональных проблем. Совместно   с   социальным   педагогом,   педагогом   –   психологом     и медсестрой   комплексное   психолого­педагогическое   и   медико­социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной 11 самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники. Программно­методическое обеспечение:  ­УМК и  рабочие программы по учебным предметам;   ­   диагностический   и   коррекционно­развивающий   инструментарий, необходимый   для   осуществления   профессиональной   деятельности   учителя, педагога­психолога, социального педагога   ­  цифровые образовательные ресурсы. Кадровое обеспечение: Обучение   детей   с   ОВЗ     осуществляют   педагоги   и     специалисты соответствующей   квалификации,   имеющие   специализированное   образование, прошедшие   обязательную   курсовую   или   другие   виды   профессиональной подготовки.   Уровень   квалификации   для   каждой   занимаемой   должности соответствует   квалификационным   характеристикам   по   соответствующей должности. Материально­техническое обеспечение:  ­ наличие откидных пандусов и  специально оборудованных учебных мест;  ­  приобретение универсальных цифровых планшетов  для обучения детей с ОВЗ;  ­ установка полов без перепадов и порогов;  ­ расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения. Информационное обеспечение ­   создание   информационной   образовательной   среды   для   дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно­коммуникационных технологий. ­   создание   системы   широкого   доступа   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   родителей   (законных   представителей),   педагогов   к сетевым   источникам   информации,   к   информационно­методическим   фондам, 12 предполагающим   наличие   методических   пособий   и   рекомендаций   по   всем направлениям   и   видам   деятельности,   наглядных   пособий,   мультимедийных, аудио­ и видеоматериалов.  Содержание рабочих программ по учебным предметам   Рабочие   программы   для   учащихся   с   ОВЗ   составляются   на   основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи  изучения предмета,  возможные уровни   освоения   учебного   материала,   критерии   и   способы   оценки образовательных   результатов.   Количество   часов,   отведенное   на   изучение программного   материала,   планируется   исходя   из   индивидуального   учебного плана. Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ   1. Технологии современного традиционного обучения.   Традиционное   обучение   предусматривает   классно­урочную   организацию  обучения,    которая позволяет обеспечить:     ­ систематический характер обучения;     ­ логически правильное изучение учебного материала;    и оптимизировать затраты  ресурсов при обучении.  2.   Технологии   на   основе   личностной   ориентации   образовательного процесса. Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на   свойства   личности,   ее   формирование   и   развитие   в   соответствии   с природными возможностей   детей.   Она   способностями   человека,   реализацией   представлена   технологиями   педагогики   максимальной сотрудничества,   реализующими   гуманно­личностный   подход   к   ребенку, применяющими   активизирующий   и   развивающий   дидактический   комплекс, осуществляющими педагогизацию   окружающей среды. Работа с применением данных   технологий   обеспечивает   наиболее   полное   погружение   учащихся   в 13 педагогический   процесс,   «проживание»   в   себе   особенностей   такого   которое взаимодействия   участников   педагогического   процесса, характеризуется гуманно­личностный  и  более того, индивидуальный подход к ребенку.     3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации  Реализуют   принцип   активности   ребенка   в деятельности   учащихся.   осознанность образовательном   процессе, потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным   осуществляется   мотивация, запросам учащихся, их  родителей и социального окружения. В   группу   этих   технологий   входят   игровые   технологии,   проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.    4.   Игровые   технологии   (в   основном   познавательные   и   деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются      универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру  игры   как   деятельности   органично   входят   целеполагание,   планирование,  реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.      5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает   создание   под   руководством   учителя   проблемных   ситуаций   и  активную   самостоятельную   деятельность   учащихся   по   их   разрешению,   в  результате   чего   происходит   творческое   овладение   знаниями,   умениями   и  навыками   и   развитие   мысленных   способностей   обучающихся.   Проблемное обучение   является   важной   подготовительной   ступенькой   к   достижению компетентности   как   прогнозируемого   уровня   образованности,   подготовке   к решению учебных и жизненных задач.          6.   Информационные   (компьютерные)   технологии   обеспечивают развитие   умений   работать   с   информацией,   развивают   коммуникативные 14 способности   учащихся,   формируют   исследовательские   умения,   умения принимать  оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе   и   на   оптимальном   для   него   содержания.   Тем   самым   происходит подготовка   учащихся   к   жизни   в   информационном   обществе   и   освоению профессиональных образовательных программ. Аттестация учащихся Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:   ­ текущей   и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта;  ­ государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.  Индивидуальный учебный план     Для   учащихся   с   ОВЗ,   обучающихся   на   дому,   может   составляться  Индивидуальный   учебный   план   (ИУП)   – индивидуальный   учебный   план. совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ   из   учебного   плана   общеобразовательной   организации,   составленного   на основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.  Итак,  приоритетные   направления   в   деятельности   школы   в   вопросах инклюзивного   образования   могут   быть   реализованы   лишь   при   четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:   педагогическая  работа, обеспечивающая базовое образование в  соответствии с требованиями образовательных программ;    работа,   обеспечивающая   коррекционную   направленность   обучения   и воспитания и   комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;   дополнительное образование;  15  углубленная трудовая подготовка, направленная  на социализацию  учащихся;   воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных  ориентаций личности;   внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих  формирование стереотипа здорового образа жизни.  Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных  направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных  перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.  III. Практические аспекты деятельности педагогических кадров. МБОУ   Чердаклинская   СШ   №1   Ульяновской   области   реализует адаптированную  общеобразовательную программу. Адаптированная   образовательная     программа   для   детей   с   ограниченными возможностями     здоровья   определяет   цели   и   содержание   образовательного процесса,   особенности   их   раскрытия   в   учебных   предметах   и   используемые педагогические   технологии,   регламентирует   организацию   образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.          Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями  здоровья осуществляется   на   основе   адаптированных   общеобразовательных   программ начального   общего   и   основного   общего   образования   при   одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется   через   допустимые   изменения   в   структурировании   содержания, специфические   методы,   дополнительные   часы   на   приемы   работы, коррекционные занятия.  Цели реализации  адаптированной образовательной программы:  1.Коррекционная   (преодоление   отставаний,   неуспеваемости,   отклонений, нарушений, дефектов) 16 2.Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях – «ситуация успеха») 3.Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)   Задачи: ­ формирование учебных  умений  и навыков; ­ овладение знаниями основ наук; ­   активизация   интереса   к   художественному   и   техническому   творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества; ­   индивидуализация   обучения,   учитывая     состояние   их   здоровья, индивидуально­типологические особенности.        Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями   здоровья составлен   с   учетом   оптимального   уровня   общей   нагрузки   учащихся   с ограниченными возможностями  здоровья.           Главная   цель  функционирования     обучения   детей   с   ограниченными возможностями  здоровья на базе  МБОУ Чердаклинская СШ №1 ­ коррекция развития учащихся средствами образования, а также социально­педагогическая реабилитация  для последующей интеграции в общество, воспитание свободного, творчески мыслящего,   образованного человека, открытого людям, умеющего быть успешным в деятельности. Задачи  образования: ­ создание условий  для коррекции нарушений развития обучения, воспитания, социальной   адаптации   и   интеграции   в   общество   на   основе   специальных педагогических подходов; ­ создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам,   имеющим   практическую   направленность   и   соответствующим психофизическим возможностям  учащихся; ­ создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащихся, их адаптации к жизни в обществе; 17 ­   формирование   общей   культуры   личности   учащихся   на   основе   усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ; ­ формирование духовно­нравственной личности; ­   формирование   здорового   образа   жизни,   укрепление   психофизического здоровья, воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье; ­   создание   основы   для   осознанного   выбора   и   последующего   освоения профессиональных образовательных программ. Основным   проектированным   результатом     освоения   образовательной программы   является   ­   достижение   выпускниками   социальной   зрелости, достаточной   для   дальнейшего   самоопределения   и  самореализации   в  учебной, трудовой,  культурной сферах деятельности. Выпускник     с     ограниченными   возможностями     здоровья   МБОУ Чердаклинской   СШ   №   1     ­   это   человек,   умеющий   понимать   многообразие культур,   имеющий осознанную нравственную позицию, готовый   к реализации своего потенциала, к получению профессии.   Направленность   (наименование   образовательной   программы)   – адаптированная   общеобразовательная   программа   для   детей   с   ограниченными возможностями     здоровья.     Уровень   –   начальное   общее   и   основное   общее образование (2­9 классы).  Целевое назначение. Освоение учащимися базового уровня знаний по всем изучаемым предметам, формирование   межпредметных   понятий   в   соответствии   с   требованиями государственного образовательного стандарта.  Формирование общей культуры, духовно – нравственного развития личности учащегося, их адаптации к жизни в обществе,   воспитание   гражданственности,   трудолюбия,   уважения   к   правам   и 18 свободам   человека,   любви   к   окружающей   природе,   Родине,   семье, формирование здорового образа жизни.  Задачи   для   реализации   адаптированной     общеобразовательной программы начального общего и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями  здоровья: ­   Создать   оптимальные   психолого­педагогические   условия   для     получения учащимися   начального   и   основного   общего   образования   в   соответствии   с государственным образовательным стандартом; ­создать условия для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции познавательной сферы. ­сформировать   мотивацию   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной деятельности; ­сформировать   трудолюбие,   настойчивость   в   достижении   результата, способность к преодолению трудностей, развивать  позитивную самооценку; ­сформировать   готовность   и   способность   учащихся   к   саморазвитию   и личностному самоопределению; ­сформировать потребности здорового образа жизни. Продолжительность обучения по адаптированной образовательной программе на   начальном   общем   уровне   образования   ­   3года   (2­4   классы),   на   основном общем уровне – 5 лет (5­9 классы). Для   обучения  по   адаптированной   общеобразовательной   программе   родителей необходимо   представить   следующие   документы:   заявление   (законных   представителей),   заключение   психолого­медико­педагогической комиссии. В   данной   адаптированной   образовательной   программе   формируются следующие   приоритетные   направления   деятельности   педагогического коллектива:  19  осуществление   обучения   и   воспитания   личности, адаптироваться   к   социуму   и   найти   свое   место   в   жизни;     сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права,   способной свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,    обеспечение   непрерывности   начального   общего,   основного   общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного   развития   (доразвития   нарушенных   функций)   и   социальной реабилитации   учащегося   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   для осознанного выбора  им профессии через организацию углубленного трудового обучения,    реализация   дополнительного   образования   через   систему   внеурочной   и внешкольной   деятельности;   обеспечение   мер,   повышающих   эффективность социальной   адаптации   учащихся;   создание   условий   для   сохранения   и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.  Этапы программы и ответственные за их реализацию. 1.   Сбор   и   анализ   информации   о   детях   с   ОВЗ   (психолог,   соц.   педагог, медсестра и классный руководитель):   ­     оценка   контингента   обучающихся   для   учёта   особенностей   развития   и образования детей;  ­  определение способностей и потребностей;        ­   оценка   образовательной   среды   с   целью   соответствия   требованиям программно­методического обеспечения, материально­технической и кадровой базы школы.    (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):   ­  организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;    2.   Планирование,   организация   и   координация  деятельности   20 ­   обеспечение   специального   сопровождения   детей   с   ОВЗ   разными   специалистами и педагогами;    ­ разработка рабочих программ.      3. Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, завхоз):     ­ в плане ­ создание в каждом учебном кабинете 1­2 места для инвалидов с дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;      ­ приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;     ­   оборудование   спортзала   и   спортплощадки   модульным   набором   для инвалидов;        ­   комплектование   библиотеки   специальными   адаптивно   ­   техническими средствами для инвалидов.    ­ создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.  4. Диагностика и контроль (администрация):    образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;    ­ контроль за результатами освоения образовательных программ;   диагностика  соответствия   созданных   условий   и   выбранных     ­         ­   контроль   и   диагностика   подготовки   учащихся,   соответствие   ее   требованиям ФКГОС и  ФГОС. 5.Регуляция   и   корректировка   (администрация,   психолог,   учителя   – предметники):      ­  внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;    ­  корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.  Учебный план ученика  1­А класса  Григория П. МБОУ Чердаклинской  СШ №1 Ульяновской области 21 Заключение ПМПК:   ЗПР на 2015­2016 учебный год № Наименование предметов Количество   часов   в 1 Письмо 2 Чтение 3 Математика 4 Физическая культура 5 6 7 Итого Труд Рисование Технология  неделю 2 2 2 0,25 0,25 0,25 0,25 8 2.2   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  Возраст   (на   момент   обследования):   7   лет   ИПР_сентябрь  2015 г.___         Дата   составления Дата обследования  сентябрь 2015 г     Срок реализации ИПР:   1 полугодие (Сентябрь­декабрь). Специа­ листы Выявленные нарушения Задачи коррекционной работы  Педагог­ психолог Неустойчивое, рассеянное, Развивать способность   Игры и упражнения   по коррекции выявленных нарушений «Найди отличия», концентрация внимания концентрировать произвольное лабиринты, зрительные Рекомендации для родителей Закреплять навык   при помощи   игр: «Съедобное   ­ недостаточная   – внимание  диктанты, несъедобное», 22 часто отвлекается.  Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти Возникают трудности   при выполнении мыслительных операций Нарушения   в развитии эмоционально­ личностной волевой   и   сферы (неустойчивое настроение   меняется незначительных   – от причин, обидчив,   плаксив, часто   непослушен,   на «Корректурные пробы» «Найди отличия», лабиринты Повышать объем произвольной памяти «Где ошибка?»;   «Как   пройти   к Закреплять Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Коррекция нарушений   в развитии эмоционально­ личностной   и волевой сферы  Формировать зайке?»;  «Небылицы»; при   навык помощи игр:    «Съедобное   ­ несъедобное» «Посмотри   и запомни»; «Пары слов»; «Мы   ходили   в зоопарк»   «Послушай   и запомни» Закреплять   «Посмотри   и запомни»;   при навык помощи   игр:   «Послушай   и запомни» «Да, нет»; «Загадки»; «Отгадай предмет   по описанию» «Живое   –   не живое»   предмет «Отгадай по   умение контролировать описанию»;  «Да, нет»; себя при помощи усвоенного  «Чей домик?»   «Четвертый Поддерживать положительный правила   и лишний»; эмоциональный 23 замечания реагирует неадекватно, управлять поведением   умеет). не умение действовать   по   «Что   сначала, что потом?»  контакт ребенком   с правилам.  «Загадки» релаксационные упражнения, ролевые   игры, элементы арттерапии, сказкатерапии 2.3. Результаты реализации программы Оценка результатов коррекционной работы Оценка   результатов   коррекционной   работы   педагога   и   всех   специалистов, сопровождающих   ребёнка   с   ОВЗ   производится   по   результатам   итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов   медицинского   обследования   с   занесением   данных   в   дневники динамического наблюдения, карту медико­психолого­ педагогической помощи, речевую карту.  Ожидаемые результаты внедрения программы: ­   уменьшение   количества   учащихся   со   стойкими   проблемами   в   обучении   и личностном развитии; 24 ­ формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей  с ОВЗ; ­   включение   в   систему   коррекционной   работы   школы   взаимодействия   с другими организациями; ­   повышение   профессионального   уровня   педагогического   коллектива   по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.  В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:     ­ способствующей качественному и доступному образованию;   ­ предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;  ­ обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с  ограниченными возможностями здоровья. Заключение. В   итоге   реализации   программы   инклюзивного   образования   созданы условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ: Выявление  и внедрение путей диагностирования, обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.    Создание авторских педагогических технологий работы с детьми с ОВЗ.   Создание   системы  по   повышению   профессиональной   компетентности педагогов по работе с детьми с ОВЗ.    Налаживание   межсетевого   взаимодействия   с   различными образовательными структурами по сопровождению детей с ОВЗ.        Функционирование комплексной системы сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. 25 Список использованной литературы: 1. Винник   М.О.   Задержка   психического   развития   у   детей:   методические принципы   и   технологии   диагностической   и   коррекционной   работы.   – Ростов ­ на Дону: Феникс, 2007 – 154 с. 2. Есина   Н.Э.   Медицинское   сопровождение   как   составная   часть процесса   реабилитации   детей   с   проблемами   в   умственном   развитии   // Дефектология.­2002.­№ 2.­ с.14­16. 26 3. Забрамная   С.Д.   Программа   изучения   ребенка   различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.­2004.­ № 3.­с.63­67. 4. Кирьянова   Р.А.   Комплексная   диагностика   и   ее   использование учителем­логопедом   в   коррекционной   работе   с   детьми   5­6   лет,   имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, ­ 368 с. 5. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с   отклонениями   в   развитии   //   Воспитание   и   обучение   детей   с   нарушениями развития.­2005.­№ 3.­ с. 65­67. 6. Стребелева   Е.А.,   Браткова   М.В.   Варианты   индивидуальной программы воспитания и коррекционно­развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.­2000.­№ 5.­с.86­96. 7. Интернет ресурсы:  Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском  психолого­педагогическом университете) — www.mgppu.ru, НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» — www.downsideup.org  Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/  «Центр лечебной педагогики» — www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru  Центр «Наш солнечный мир» — www.solnechnymir.ru  www.inclusive­edu.ry, www.edu$open.ru 27

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017