Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Оценка 4.7

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Оценка 4.7
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (2).docx
Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение "Соликамский социально ­ педагогический колледж имени А.П. Раменского»"                                                      КУРСОВАЯ   РАБОТА МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми Тема:   Особенности несовершеннолетними беспризорности.   социальной по       работы с профилактики                                             Выполнила: Колинко  Карина  Дмитриевна (фамилия имя отчество) С­35 (группа) 39.02.01 Социальная работа (наименование специальности) Руководитель: Кокшарова Марина Юрьевна,  преподаватель (Фамилия имя отчество, должность)                                                                                          Защита состоялась  «   » 2017 г.                                                               Оценка              (                                     )                                                   Соликамск, 2017г. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Содержание Введение……………………………..…………………………….……. ……………………….3-5 Глава I. Социальная работа с беспризорными детьми 1.1.Понятие «беспризорности»…………………………………………………………… ……….6-9 1.2 Причины беспризорности несовершеннолетних..................................10-13 1.3. Работа с беспризорными детьми……………………………………………….14-19 Глава II. Профилактика беспризорности несовершеннолетних 2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних………………………20-24 2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ………………………………………………………………………..25-27 Заключение……………………………………………………………………..... ......................28-29 Список использованной литературы…………………………………..….... Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Введение Актуальность исследования. Среди проблем, характеризующих неблагополучие общества, одной из наиболее острых проблем является детская беспризорность. Социально – экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно – ценностных ориентаций, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы – основные причины, способствующие росту беспризорности несовершеннолетних. Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. По данным статистики, сейчас в России в каждом крупном городе насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По разным источникам, общее число беспризорных детей в нашей стране, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других - от Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете. Каждый ребенок имеет право на жизнь в соответствии со статьей 6 Конвенции ООН о правах ребенка, статьей 20 Конституции Российской Федерации. Гарантией права на жизнь каждого ребенка является обязанность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее страны. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания. Соответственно, Беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Она проявила себя как реакция института семьи на новые условия жизнедеятельности. Сформировавшиеся в современном обществе ценности обнаружили тенденцию выведения рождения и воспитания детей из ранга приоритетных. Семья перестала проявлять достаточную заботу о своих детях, нередко сама стала создавать условия, несовместимые с развитием ребёнка, порой даже опасные для его жизни. Детская беспризорность порождает тенденции, опасные для подрастающего поколения и общества в целом: Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» массовые нарушения прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, ведущих к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, рост числа венерических заболеваний, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков, омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет и т.д. ведомств, В настоящее время в работе по ресоциализатции дезадаптированных детей и их адаптации в обществе имеются как очевидные достоинства, так и недостатки. Во многих городах создана достаточно разветвленная сеть специализированных и подразделений, работающих в направлении профилактики либо реабилитации детской и подростковой беспризорности. Тем не менее, число беспризорников не снижается, а неизменно растет. Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы с беспризорниками не обеспечивает устранения причин и факторов, способствующих уходу детей из дома. учреждений По мнению Е.М. Данилина, М.В. Захарова, Н.А. Катаевой, М.Г. Рассоха, социальная дезадаптация - процесс обратимый. Исследователи отмечают, что одним из основных направлений социальной работы с данной категорией детей является совместное конструктивное взаимодействие педагога и ребенка. Однако проведение такой работы осложняется тем, что большинство дезадаптированных детей не живут дома, не посещают школу и не имеют мотивации хоть как-то изменить свой образ жизни. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Объектом исследования данной курсовой работы является такая проблема, как беспризорность в современной России. Предметом исследования является, беспризорности профилактика Цель курсовой работы, изучить социальную работу с беспризорными детьми. Задачи: 1. Рассмотреть понятия «беспризорности» 2. Изучить работы с беспризорными детьми Методы исследования: анализ литературы. Теоретико-методологическая база исследования: труды Люблинского П.И., Холостовой Е.И., Зайнышевой И.Г. , Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава I. Социальная работа с беспризорными детьми. 1.1.Понятие беспризорности. В литературе выделяю понятие, отражающие специфику жизненной ситуации подростка, постоянной или временно живущего на улицах города. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Детская беспризорность рассматривается в законодательных и других источниках как социально-педагогическое явление, формирующееся внутри детской беспризорности в связи с отсутствием у ребенка места жительства или места пребывания. Беспризорность характеризуется через такие признаки как отсутствие у ребенка и подростка постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия, являющиеся следствием потери родителей, бегство из воспитательного учреждения. ухода из семьи, Беспризорные дети составляют не более одной десятой от числа безнадзорных детей. Как правило, у этой группы детей практически потеря связь с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались. В этом смысле беспризорность рассматривается как безнадзорность в ее крайнем проявлении. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником относят: полное прекращение связь с семьей, родителями, родственниками; проживание в местах, не назначенных для человеческого жилья; добывание средств питания к жизни способами, обществе (попрошайничество, воровство и т.п.); подчинение не писаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом. призываемыми не в Группу беспризорных составляют дети, для которых улица стало обычным местом пребывания и жизни. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Существует ряд причин, способствующих росту беспризорности. Среди основных причин можно выделить: 1. Социально-психологические причины (невнимание семьи и школы к проблемам нарушений в поведенческой и эмоциональной сферах ребенка, нежелание школы заниматься проблемами детьми и др); 2. Социально-экономические причины (рост числа асоциальных семей, безработица родителей, низкий уровень благосостояния семьи, появление групп беженцев и вынужденных переселенцев); 3. Социально-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, угасание интереса к школьной жизнедеятельности и др). Для правильного определения причины беспризорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс. Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой. Люблинский считал Отечественный педагог П.И. беспризорностью «аномальное социальное состояние малолетнего ...». Он же писал: «Беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» социальную обстановку, воспитывается». в которой он растет и Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития РФ трактуют понятие «беспризорные дети» как те, которые не имеют определенного места жительства или места пребывания. Практики социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением. позитивных возрасту В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. в Переход несовершеннолетнего категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» 1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних. время проблема Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели детской беспризорности можно было «оправдать» объективными причинами: разрухой, голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном благополучии общества и стабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому объяснению. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» среди По данным социологических исследований, доминирующих причин детской беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей – 76 %; бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношение к детям в приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61 %. 1. Неблагополучие в семье – основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах. К началу 90-х неблагополучных семей стало больше. И основная причина – это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Во многих регионах России безработные женщины, имеющие детей, составляли более 40% от общего числа безработных. На рынке труда поисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек. Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло попечителей), количество родителей (опекунов, Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов, наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей. 2. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении. обучающихся не 3. Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков. 4. Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д. 5. Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90- х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» 6. Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько. путешественников юных - Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни. - Недостаточность и задержки финансирования системы интернатных учреждений. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ- интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями. Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. - Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Не секрет, что и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта». После перестройки усилилась тенденция использовать «казенных» детей как бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие в интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских домов и интернатов оформляла убежавших детей как заболевших и помещенных в больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще как… умерших. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» 1.3. Работа с беспризорными детьми. Работу с беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно- реабилитационное. Профилактическая социально- педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: направленность – работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; – своевременную коррекцию семейных отношений; – поиск форм занятости детей в свободное время; – формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; – постановка детей на социально-педагогический учет; – патронирование отдельных детей. Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как: – постановку ребенка на учет; Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» – экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего; – диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка; – решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний; – информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка; – состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним; – организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему; – разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Социально-педагогическая помощь беспризорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др. Часть мигрантов приезжает в поисках заработков. Дети часто являются основными добытчиками такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия. В числе беспризорных оказываются также подростки, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав. Количество детей-сирот в нашей стране составляет более 100 тыс. человек. Дети-сироты — проблемная группа, и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение. Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевидной простоте данной схемы, она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государство усыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. этих учреждений недостаточно, их не хватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательные учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья. Во-вторых, Следующая категория подростков, пополняющих ряды беспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные — начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время от времени на улицу — в поисках ночлега, съестного и сочувствия. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Ряды беспризорников пополняют также подростки, сбегающие из интернатных учреждений. Причины побега объясняются не только элементарными грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из неблагополучных семей, то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведение несовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его "неотреагированное горе", вызванное утратой родителей. К уходу ребенка из дома, детского дома, интерната приводят не только непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны взрослых, сверстников, невозможность избежать конфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или детского интернатного учреждения — это, чаще всего, реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников. влечением, Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Следует проводить различие между детьми-беглецами и бездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатом импульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, что семья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад. Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений и кризисных ситуаций в семье. В течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях: испытывал голод, насилие, жестокость. Всех подростков по мнению Люблинского П.И. можно разделить на четыре основные группы : 1) нормальные дети и подростки, живущие и воспитывающиеся в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома под влиянием свойственной подростковому возрасту тяге к романтическому, жажде путешествий и приключений; 2) дети-жертвы, страдающие от плохого отношения со стороны родителей — алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденное бродяжничество которых обусловлено бродяжничеством родителей, неустроенностью при лишении родительских прав; миграцией или Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» 3) "трудные подростки", для которых побеги из дома и бродяжничество выступают как средство разрешения возникших конфликтов и испорченных отношений с учителями и родителями, как своеобразный протест против произвола, как стремление устроить свою жизнь по-новому. несправедливости,. насилия, побоев, 4) дети и подростки с отклонениями от нормы в психическом развитии, патология поведения которых выражена синдромом нарушенных влечений, когда даже в спокойной нормальной обстановке у подростка появляется неодолимое желание куда-нибудь. Люблинский П.И. беспризорников поделить на следующие 4 условные группы : привыкания  беспризорники по образу жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей-то заботы, однако в силу психического к психоактивным веществам, а реже - в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым путем хотят уйти от посторонней опеки; заболевания,  беспризорники по неволе, которые действительно убежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которыми ребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь и ищут возможности устроить свою жизнь;  беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» представляющие, что каким-то образом можно жить иначе;  беспризорники, которые преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам. Глава II. Профилактика беспризорности несовершеннолетних. 2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних. «Профилактика безнадзорности Профилактика - это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранения факторов риска. Еще в 1999 году был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», ставший законодательной основой профилактики беспризорности детей и подростков. На этой базе были разработаны и реализованы федеральные целевые программы и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002 гг.)» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на период с 2003 по 2006 гг.». Однако опыт последних лет показал, что недостаточное финансирование оплаты труда работников соответствующих госучреждений, призванных заниматься вопросами безнадзорности и беспризорности детей и подростков, приводит к частой смене кадров, отсутствию у вновь принимаемых на работу соответствующего опыта и преемственности в профилактике девиантных явлений. В этом - одна из причин неудовлетворительного или неполного выполнения положений целевых программ. Кроме того, координации, Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» негативно сказываются определенные недостатки межведомственной отсутствие специализированной общегосударственной программы по борьбе с беспризорностью. Обращает на себя внимание, что в названии действующего федерального закона и двух федеральных программ (2001-2002 гг. и 2003-2006 гг.) практически нет упоминания о детской беспризорности, речь идет в основном лишь о безнадзорности, т.е. о детях, живущих в семьях и имеющих родителей, которые не выполняют или плохо выполняют свои родительские обязанности. В нормативных документах выделяется категория детей, «оказавшихся в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в усиленной защите государственных органов», но при этом разработчики документов избегают термина «беспризорные». Разумеется, дело не в терминологии и не в формальных законодательных гарантиях прав детей и подростков, особенно беспризорных (например, декларируемое право на защиту от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и совращения и т.п.), а в необходимости их социально- психологической реабилитации и возвращения к нормальной жизни, превращения из изгоев общества в полноценных граждан. Массовые масштабы беспризорности детей свойственны развивающимся и слаборазвитым странам, для которых характерны низкий уровень жизни большой части населения, Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» значительное ухудшение состояния его здоровья, эпидемический рост опасных заболеваний (ВИЧ-инфекции, гепатит С и Д и др.), снижение продолжительности жизни в целом и общее превышение смертности над рождаемостью. Не удастся решить проблемы беспризорников, водворяя их в центры временной изоляции несовершеннолетних, передавая в приюты, интернаты, детские дома (которых явно не хватает), специализированные образовательные учреждения либо, по решению суда - в колонии для несовершеннолетних. Все это лишь временные меры. Обычно не помогает и возвращение беспризорников в места бывшего проживания, в прежние семьи, к попечителям. Как правило, они вновь убегают. При этом среди беглецов преобладают дети и подростки, втянувшиеся в потребление психоактивных веществ. Не является решением проблемы и расширение числа детских домов и интернатов. По данным Генпрокуратуры России, 40% выпускников этих сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, - преступниками или обслуживающими преступность, 10% кончают жизнь самоубийством от безысходности и только 10% как-то трудоустраиваются. Усилия государственных органов должны быть нацелены в первую очередь на профилактику девиации в семье. только тогда можно устранить непосредственные социальные причины, порождающие беспризорность. 40% Направленность работы органов управления образованием по профилактике беспризорности в детской и подростковой Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» среде в целом благоприятная. Иной вопрос, насколько эти усилия плодотворные. Таких направлений в основном четыре: защита прав детей, профилактика девиантно- го поведения детей и подростков, предупреждение наркотизации и алкоголизации, формирование здорового образа жизни. Основное внимание в профилактике уделяется реализации программ: «здоровье», «семья» (выявление родителей, не исполняющих своих обязанностей), «каникулы» (профилактика негативных тенденций в период каникул), «безнадзорные дети» (выявление детей, оставшихся без попечения родителей); «контакт» (выявление детей, не приступивших к занятиям в школе); «защита» (профилактика жесткого обращения с детьми). Единой системы (центров) по организации профилактики беспризорности в субъектах РФ сегодня нет. Эту функцию выполняют чаще всего диагностические службы: центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, служба «Доверие». То есть работу по профилактике беспризорности в субъектах РФ осуществляют те же организации, которые занимаются профилактикой наркозависимости либо аттестацией детей с нарушениями интеллекта; направлением детей в специальные и детские дома, коррекционные учреждения, школы- интернаты, устройством детей в приемную семью. Проблема беспризорности актуальна для всех субъектов РФ, однако взаимодействие различных служб по профилактике этого явления сегодня недостаточно. Нет четкого разделения функций сообразно компетенции различных служб, а посему нет унифицированной формы отчетности. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» Снижению эффективности профилактики способствует отсутствие полной статистической базы о ситуации с беспризорностью в регионах (да и в стране в целом). Органы управления образованием вынуждены самостоятельно изыскивать способы формирования статистики о проводить методически не всегда беспризорности, безупречные социологические исследования. Нет автономных служб по профилактике беспризорности, в связи с чем эта функция возлагается на службы, ранее созданные для выполнения иных функций. Чаще всего - это медико- психолого-педагогические комиссии, кабинеты по профилактике наркозависимости, санитарно-гигиенические центры. Из-за отсутствия стандартных методик по профилактике беспризорности работа органов управления образованием, как правило, сводится к проведению совещаний, реже - семинаров с педагогическим коллективом и руководителями образовательных учреждений. Отсутствие нормативного регулирования в организации профилактики беспризорности затрудняет для органов управления образованием отчетность. Они не знают, по каким показателям ее подготовить. Не знают органы управления образованием и степень своей компетентности в отношении беспризорных: а) это работа с неблагополучными семьями; б) работа в среде беспризорных для задержания и возвращения в семьи, на что у органов управления образованием нет полномочий; Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» г) пропаганда принципов здорового образа жизни через СМИ, путем распространения просветительских изданий и др. Иными словами, сегодня назрела потребность в точном определении задач и полномочий органов управления образованием, учреждений образования, по профилактике беспризорности, разработке унифицированной системы показателей по учету ситуации беспризорности в регионе и для отчетности по профилактике этого явления. Основной упор в профилактике беспризорности надо делать до «выталкивания» детей на улицу и формирования у них под влиянием уличной среды девиантных пристрастий. Прежде всего необходимо выявлять девиантные и конфликтные семьи, многие из которых сегодня фактически изолированы от общества и социальных служб. Для оперативной и более эффективной профилактики нарушений прав детей, их защиты представляется необходимым воссоздать ювенальную юстицию (ювенальные суды), которая существовала в дореволюционной России и которая сегодня достаточно успешно действует во многих странах мира. Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» 2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ. несовершеннолетних, Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения. Основными координирующими органами являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В 2001 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе 94 центров Колинко Карина группы С-35 «Особенности социальной работы с несовершеннолетними по профилактики беспризорности» образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого- педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.1 Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".

Выпускная квалификационная работа. "Инновационные формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома".
Скачать файл