Выступление и презентация на тему«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Оценка 5

Выступление и презентация на тему«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
математика +2
1 кл—4 кл
14.06.2017
Выступление и презентация на тему«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    ПРИ РАБОТЕ С  УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
презентация к выступлению
активные методыобучения в начальной школе.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ 

 ПРИ РАБОТЕ С  УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

 

 

Большакова Татьяна Валентиновна

Учитель начальных классов Iквалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г.


 

«Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами.»

                                                                                                                                          Готхольд Эфраим Лессинг   

1сл. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

2сл. Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. 

3сл. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

-  групповая работа;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ,

- использование современных образовательных технологий

4сл. Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия)

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся,  способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

С этой целью в  начале урока могут использоваться  различные приветствия

 

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

Такое приветствие создаёт позитивный эмоционально-психологический фон, чтобы настроиться  и включиться в работу.

 

Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он  позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или  текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

«Направленное чтение»

 Метод позволяет направлять учащихся  при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Подбор отрывка из текста к рисункам в книге или выполненных учащимися – проверка прочитанного, понимание прочитанного.

 

 

Восприятие материала  с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

 Использование интерактивной доски на любом уроке повышает активность, привлекает внимание и способствует эмоциональной и физической разгрузке.

Использование сигнальных кругов:

 с одной стороны на нём изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета при работе  по звукам, карточки с буквами.

 На уроке математики используются  цифровые веера, на уроках обучения грамоте и русского языка-веера с буквами. Круги могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

На уроках в начальной школе, когда в классе присутствует много  учеников, нелегко уделить особое внимание ребенку с ОВЗ,  отследить  его деятельность и  психологическое состояние. Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем. Как нельзя лучше иллюстрирует такое состояние ребенка А.Барто в своем стихотворении:

 « Он руку над партою тянет и тянет.

Неужто никто на него и не взглянет?

Не надо отметок в тетрадь  и дневник.

Довольно того, что он в тайну проник!

Что чудо свершилось! Задача…решилась!!!

Спросите, пожалуйста, сделайте милость!»

Для того, чтобы уловить каждый, важный для ребенка момент можно использовать следующие сигнальные круги:

Зелёный- У меня получается!

 Желтый-Требуется помощь!

Красный-Всё непонятно!

 

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
 Я приведу пример самых любимых  упражнений релаксации:

стихотворные физкультминутки :«Карусели», «Буратино», «Ветер дует нам в лицо…»,

зарядка для глаз,

 пение песенки из мультфильма, игра «Учитель и ученики», работа за конторкой.

. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.  Например, ученик решил задачу, написал диктант: результат – выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с учеником: он научился решать задачи, правильно писать  безударные гласные, имена людей….

 Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. В этом и заключается основной смысл самоконтроля.

5сл.В начальной школе можно использовать следующие формы самоконтроля :

·       Работа в парах -  проверка таблиц сложения и умножения, проверка словарных диктантов, проверка домашнего чтения,  проверка домашнего задания по ознакомлению с окружающим миром, ответы на вопросы на карточках.

·       Проверка решения примеров и задач с помощью сигнальных кругов.

·       Индивидуальные доски

·       Перфокарты

·       Счетные линейки

·       Круги со сменной серединкой на умножение и сложение

·       Аббак.

·       По русскому языку: веера с гласными и парными согласными. Диктант с пропуском букв, с закрытыми буквами.

·       Веер с падежами, лицами, спряжениями.

·       Карточки с прорезями для  записи чисел, букв, слов, решений задач и примеров.

·       Словарики по русскому языку с пропущенными буквами, где дети должны выбрать правильный ответ, а потом сами себя проверить в конце игрового словарика.

·       Списывание текстов с проговариванием, по памяти, проверка в парах.

·       Домики со звоночком и без, синие, зеленые, красные- на усвоение звукового состава слов.

·       Схемы слов.

·       Чтение за одну минуту – выработка техники чтения.

·       Подбор отрывка из текста к рисункам в книге или выполненных учащимися – проверка прочитанного, понимание прочитанного.

·        Творческие задания из тетради по окружающему миру.

·       Ролевые игры: игра – учитель и ученики, почтальон.

·       Игра: круговые примеры

·       Примеры в несколько действий с заданным ответом.

·       Тестовые работы по темам.

·       Подготовка и защита проектов по предметам.

6сл.Домашние задания творческого характера:

 придумай задачу по решению.

 придумай вопрос к задаче, чтобы она решалась таким действием, двумя действиями.

 придумай сказку, чтобы она превратилась из страшной в нестрашную.

 вспомни и напиши 3 слова из словаря…(на тему школа)

 придумай 5 слов с безударной гласной о, а, и, с парной согласной з, с, д, т,…

 придумай не менее трех слов с заданным корнем.

 раскрась картинку с заданиями…

составь предложение по схеме…

 

 

Все эти задания и виды работ на уроках позволяют ученику овладеть умением контролировать себя, свои знания, а значит увидеть самому результат своей работы на уроке и дома, оценить свои знания и умения, а значит дать правильную самооценку своему труду. В результате у ребенка появляется стремление к самосовершенствованию, а значит и успеху. А это самое главное для успешного обучения в школе.

7сл.  Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных учебных действий.

 

(8сл.)Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными  и    счастливыми.(9сл.)

 

Литература по теме:

1.     Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: проблемы теории и практики. Тюмень: изд-во унт-та, 1997.

2.     Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

3.     Зайцев В.В. Развитие индивида: потеря или обретение личностной свободы? // Развитие личности в процессе образования: концепция и технологии: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Волгоград: Издательство РИО, 1997.

4.     Зарубин Ю.Д. Стимулирование активности учащихся в поиске смысла познания. Волгоград, 1997.

5.     Козина Е.В. Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса // Управление начальной школой. 2012. №1

6.     Матюхина М.В., Бондаренко В.К. Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний./Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980.

7.     Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.

8.     Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС

9.      Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой,

10.  «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка.

 


АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами

ИКТ, - использование современных образовательных технологий 4сл

ИКТ, - использование современных образовательных технологий 4сл

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

Использование интерактивной доски на любом уроке повышает активность, привлекает внимание и способствует эмоциональной и физической разгрузке

Использование интерактивной доски на любом уроке повышает активность, привлекает внимание и способствует эмоциональной и физической разгрузке

Карусели», «Буратино», «Ветер дует нам в лицо…», зарядка для глаз, пение песенки из мультфильма, игра «Учитель и ученики», работа за конторкой

Карусели», «Буратино», «Ветер дует нам в лицо…», зарядка для глаз, пение песенки из мультфильма, игра «Учитель и ученики», работа за конторкой

Домики со звоночком и без, синие, зеленые, красные- на усвоение звукового состава слов

Домики со звоночком и без, синие, зеленые, красные- на усвоение звукового состава слов

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный

Козина Е.В. Интерактивное обучение

Козина Е.В. Интерактивное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.