«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Большакова Татьяна Валентиновна
Учитель начальных классов Iквалификационной категории
2017г.
«Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами.»
Готхольд Эфраим Лессинг
1сл. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
2сл. Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
3сл. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:
- учебно - игровая деятельность;
- дидактические игры;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- групповая работа;
- проблемное обучение;
- использование ИКТ,
- использование современных образовательных технологий
4сл. Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия)
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся, способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.
С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
Такое приветствие создаёт позитивный эмоционально-психологический фон, чтобы настроиться и включиться в работу.
Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
«Направленное чтение»
Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
Подбор отрывка из текста к рисункам в книге или выполненных учащимися – проверка прочитанного, понимание прочитанного.
Восприятие материала с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование интерактивной доски на любом уроке повышает активность, привлекает внимание и способствует эмоциональной и физической разгрузке.
Использование сигнальных кругов:
с одной стороны на нём изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета при работе по звукам, карточки с буквами.
На уроке математики используются цифровые веера, на уроках обучения грамоте и русского языка-веера с буквами. Круги могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
На уроках в начальной школе, когда в классе присутствует много учеников, нелегко уделить особое внимание ребенку с ОВЗ, отследить его деятельность и психологическое состояние. Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем. Как нельзя лучше иллюстрирует такое состояние ребенка А.Барто в своем стихотворении:
« Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Не надо отметок в тетрадь и дневник.
Довольно того, что он в тайну проник!
Что чудо свершилось! Задача…решилась!!!
Спросите, пожалуйста, сделайте милость!»
Для того, чтобы уловить каждый, важный для ребенка момент можно использовать следующие сигнальные круги:
Зелёный- У меня получается!
Желтый-Требуется помощь!
Красный-Всё непонятно!
Не
стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда
нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться,
восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не
выходя из класса.
Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации:
стихотворные физкультминутки :«Карусели», «Буратино», «Ветер дует нам в лицо…»,
зарядка для глаз,
пение песенки из мультфильма, игра «Учитель и ученики», работа за конторкой.
. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Например, ученик решил задачу, написал диктант: результат – выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с учеником: он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей….
Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. В этом и заключается основной смысл самоконтроля.
5сл.В начальной школе можно использовать следующие формы самоконтроля :
· Работа в парах - проверка таблиц сложения и умножения, проверка словарных диктантов, проверка домашнего чтения, проверка домашнего задания по ознакомлению с окружающим миром, ответы на вопросы на карточках.
· Проверка решения примеров и задач с помощью сигнальных кругов.
· Индивидуальные доски
· Перфокарты
· Счетные линейки
· Круги со сменной серединкой на умножение и сложение
· Аббак.
· По русскому языку: веера с гласными и парными согласными. Диктант с пропуском букв, с закрытыми буквами.
· Веер с падежами, лицами, спряжениями.
· Карточки с прорезями для записи чисел, букв, слов, решений задач и примеров.
· Словарики по русскому языку с пропущенными буквами, где дети должны выбрать правильный ответ, а потом сами себя проверить в конце игрового словарика.
· Списывание текстов с проговариванием, по памяти, проверка в парах.
· Домики со звоночком и без, синие, зеленые, красные- на усвоение звукового состава слов.
· Схемы слов.
· Чтение за одну минуту – выработка техники чтения.
· Подбор отрывка из текста к рисункам в книге или выполненных учащимися – проверка прочитанного, понимание прочитанного.
· Творческие задания из тетради по окружающему миру.
· Ролевые игры: игра – учитель и ученики, почтальон.
· Игра: круговые примеры
· Примеры в несколько действий с заданным ответом.
· Тестовые работы по темам.
· Подготовка и защита проектов по предметам.
6сл.Домашние задания творческого характера:
придумай задачу по решению.
придумай вопрос к задаче, чтобы она решалась таким действием, двумя действиями.
придумай сказку, чтобы она превратилась из страшной в нестрашную.
вспомни и напиши 3 слова из словаря…(на тему школа)
придумай 5 слов с безударной гласной о, а, и, с парной согласной з, с, д, т,…
придумай не менее трех слов с заданным корнем.
раскрась картинку с заданиями…
составь предложение по схеме…
Все эти задания и виды работ на уроках позволяют ученику овладеть умением контролировать себя, свои знания, а значит увидеть самому результат своей работы на уроке и дома, оценить свои знания и умения, а значит дать правильную самооценку своему труду. В результате у ребенка появляется стремление к самосовершенствованию, а значит и успеху. А это самое главное для успешного обучения в школе.
7сл. Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных учебных действий.
(8сл.)Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.(9сл.)
Литература по теме:
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: проблемы теории и практики. Тюмень: изд-во унт-та, 1997.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
3. Зайцев В.В. Развитие индивида: потеря или обретение личностной свободы? // Развитие личности в процессе образования: концепция и технологии: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Волгоград: Издательство РИО, 1997.
4. Зарубин Ю.Д. Стимулирование активности учащихся в поиске смысла познания. Волгоград, 1997.
5. Козина Е.В. Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса // Управление начальной школой. 2012. №1
6. Матюхина М.В., Бондаренко В.К. Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний./Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980.
7. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
8. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС
9. Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой,
10. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.