Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"
Оценка 4.6

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Оценка 4.6
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
05.05.2017
Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"
Предоставляемый материал - сообщение на городском семинаре-практикуме «Профильное обучение естественнонаучной направленности: межпредметная интеграция как средство достижения образовательных результатов» на тему: "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова". Эпиграфом выступления стали слова К.Д. Ушинского «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь».
СШ №3 Степанова ТВ.docx
Семинар-практикум «Профильное обучение естественнонаучной направленности: межпредметная интеграция как средство достижения образовательных результатов» 21 марта 2017г. Т.В. Степанова, заместитель директора по УВР МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова Профильное обучение: формирование содержания  и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова Слайд 1    Слайд 2 «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь»  К.Д. Ушинский Одним из направлений модернизации общего образования является организация системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, в свою очередь, служащей мерой обеспечения гарантий доступности качественного образования (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  (Приказ министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783)). Слайд 3 Что такое профильное обучение?  Профильное   обучение   как   средство   дифференциации   и   индивидуализации   обучения позволяет   наиболее   полно   учитывать   интересы,   склонности   и   способности   учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии, а значит, создавать   условия   для   самоопределения   личности,   ее конкурентоспособность и социализацию.   тем   самым,   обеспечивая, В отличие от традиционного обучения профильное позволяет ученикам выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. В   отличие   же   от   углублённого   изучения   отдельных   предметов   профильное   обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, друг друга взаимодополняющих. Слайд 4  Основные цели профильного обучения Обучение   в   профильном   классе   позволяет   обеспечить   преемственность   между   общим   и профессиональным образованием. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся,   от   которого   в   немалой   степени   зависят   и   успешность   учения   в   старших   классах, подготовка   к   переходу   на   следующую   образовательную   ступень,   а   в   целом   к   будущей профессиональной деятельности.  Образовательная   деятельность   в   профильном   классе   носит   личностно­ориентированную направленность,  предполагает  существенное  увеличение   доли   самостоятельной   познавательной деятельности учащихся.  Профильное обучение не только вооружает обучающихся знаниями, но и формирует у них потребность в самообразовании, создает условия для отработки специальных умений и навыков, например,   работы   с   лабораторным   оборудованием   и   приборами,   проведения   и   анализа научного   эксперимента,   воспитывает   самостоятельность   и   личную   ответственность   за   свой выбор.  Слайд 5  Цели профильного обучения Профильное   обучение   дает   возможность   получить   прикладные   знания   и   практические умения, а значит, носит практико­ориентированный характер  (связь изучаемого материала с жизнью, которая отнюдь не кончается с поступлением в институт). Важно   понимать,   что   цель   личностно­ориентированного   профильного   обучения   не ограничивается подготовкой к поступлению в вузы.  Главная   цель  –   поддержка,   развитие   человека   в   человеке,   «включение»   и   «запуск» механизмов   его   самореализации,   саморазвития,   адаптации,   саморегуляции,   самозащиты, самовоспитания, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни,   для   диалогичного   и   безопасного   общения   с   людьми,   взаимодействия   с   природой, культурой, цивилизацией. 1 Таким   образом,   профильное   обучение   направлено   на   реализацию   личностно­ ориентированной   учебной   деятельности.   При   этом   существенно   расширяются   возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.  Слайд   6  Принципами   построения  особой   педагогической   системы   при   переходе   на профильное обучение являются: Дифференцированность  –   это   качество,   характеризующее   степень   раздельности образовательной   системы.   Предполагает   наличие   профилей,   обязательного   для   изучения компонента и курсов по выбору, форм обучения. Вариативность  –   создание   и   предоставление   учащимся   вариантов   образовательных программ   для   выбора   соответствия   с   их   образовательными   потребностями   (программы элективных курсов). Интегративность  –   характеризует   степень   взаимозависимости   отдельных   элементов системы в процессе достижения единых целей (физика и математика). Интегрированность – характеризует объединенность различных элементов образовательной системы   для   решения   общих   целей   (для   формирования   естественнонаучного   мировоззрения необходимо использовать интеграцию таких предметов как физика, химия, биология). Индивидуальная   направленность  –   учет   интересов,   возможностей   и   потребностей учащихся. Принцип развивающего, деятельностного характера  обучения состоит в практической направленности   содержания   образования   и   активности   методов   его   усвоения.   Этот   принцип реализуется   через   компетентностный   подход   к   обучению,   через   формирование   ключевых   и предметных компетентностей учащихся. Слайд   7  В   Концепции   профильного   обучения   на   старшей   ступени   общего   образования  естественно­ выделены   следующие   профили:   гуманитарный;   социально­экономический; математический; технологический (информационных технологий). Слайд 8  Содержание   профильного   образования   заложено   в  базовых   предметах,  профильных предметах и элективных курсах. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения (компонент, обеспечивающий подготовку к сдаче ЕГЭ). Профильные   общеобразовательные   предметы  –   предметы   повышенного   уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. В состав профильных предметов входят предметы, которые углубляют содержание базовых предметов  (компонент, обеспечивающий подготовку к сдаче профильного ЕГЭ). Профиль   как   раз   и   задаёт   определённую   сферу   деятельности,   соответствующую индивидуальным склонностям подростка. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в   состав   профиля   обучения   на   старшей   ступени   школы   (реализуются   за   счет   школьного компонента учебного плана). Они могут дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, углублять содержание выбранного профиля. Слайд 9  Преподавание   в   профильных   классах   призвано   создавать   условия   самоорганизации обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на саморазвитие. Задачи, стоящие перед педагогами:   Увеличение научности, усиление системности излагаемого материала.  Усиление   практической   направленности   образования,   его   насыщение   практико­ ориентированными жизненными ситуациями.  Включение в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательских работ учащихся; постановки эксперимента, проекта, конструкторских работ… 2  Обеспечение содержанием, направленным на профессиональную ориентацию. Слайд 10  Эффективность   профильного   обучения   во   многом   определяется   широким   применением целого ряда форм и методов урочной работы (обзорные и установочные лекции, самостоятельное изучение   основной   и   дополнительной   литературы   –   важный   источник   знаний,   конференции, семинары,   экспериментальные   задания,   публичная   защита   проектов,   проведение   творческих конкурсов, лабораторно­практические занятия, зачеты и контрольные работы…).  Слайд       11 Проектирование профильного обучения предполагает:  Проведение   предварительной   разъяснительной   работы   с   учащимися,   родителями   о   целях, задачах, преимуществах профильного обучения.  Организация и проведение диагностического обследования выпускников основной школы и их   родителей   с   целью   конкретизации   выбора   дальнейшего   профиля   обучения   в   школе. Систематизация образовательных запросов учащихся и их родителей.  Определение   условий   и   собственных   ресурсов   обеспечения   образовательных   запросов учащихся.  Разработка сферы внешнего взаимодействия школы с органами управления образованием, с другими образовательными учреждениями (в том числе с профессиональными) для расширения и развития спектра образовательных услуг (договор с институтом).   Моделирование   учебного   плана,   отбора   и   структурирование   содержание   образования, разработка воспитательной системы школы.  Определение доминирующих форм преемственности методов и средств обучения.  Распределение функций и полномочий между всеми участниками образовательного процесса.  Определение   критериев   и  показателей  эффективности   профильного  обучения,  технологии мониторинга результативности. Выбор оптимальной модели организации профильного обучения. Слайд        12  Личностно­ориентированный   принцип   –   одно   из   основных   при   отборе обучающихся   в   профильные   классы.   Он   характеризуется   следующими   особенностями: обучающийся   выступает   как   субъект   собственной   познавательной   деятельности;   между обучающимся   и   учителем   возникают   субъект­субъектные   отношения;   образовательная деятельность   ориентирована   на   развитие   и   саморазвитие   обучающихся;   создаются   психолого­ педагогические условия для самореализации и самоактуализации личности. Согласно личностно­ ориентированному   принципу   отбора   обучающихся   в   профильные   классы,   особое   значение принадлежит готовности к профильному обучению. В   соответствии   с   Концепцией   профильного   обучения   на   третьей   ступени   общего образования в нашей школе (2006 год) открылся класс естественно­математического профиля (без дополнительной специализации), как одна из форм вариативного образования, цель которого – предоставить   наиболее   способным   учащимся   оптимальные   условия   для   получения   среднего (полного) общего образования и дать им повышенную подготовку по профильным дисциплинам. Естественно­математический профиль предполагает реализацию трех вариантов учебного плана: Вариант 1 – без дополнительной специализации Вариант 2 – физико­математическая специализация Вариант 3 – химико­биологическая специализация Основанием для открытия стало наличие высококвалифицированных кадров, необходимой материальной базы, соответствующего социального запроса. Выбор   профиля   определен   социальным   заказом   родителей,   результатами   анкетирования учащихся,   заявлениями   родителей,   которые   подтвердили   желание   детей   обучаться   в   классе естественно­математического профиля (без дополнительной специализации). 3 При   оставлении   учебного   плана   учебные   предметы   федерального   компонента   для профильного   класса   представлены   в   полном   объеме   без   изменений,   в   соответствии   с рекомендациями   базисного   плана   естественно­математического   профиля   (без   дополнительной специализации). На   профильном   уровне   изучаются   4   учебных   предмета   федерального   компонента повышенного уровня. Слайд       13 Максимальный объем учебной нагрузки (6­ти дневная учебная неделя) – 37 часов в неделю. Учебный план: Алгебра и начала анализа ­ 4 часа, Геометрия – 2, Биология и химия ­3, Физика ­5, Экология – 1 Программы и УМК к образовательным областям Математика и естествознание Слайды 14­15 Программа УМК   Ю.В. Программы по алгебре и началам анализа. Авторы:  Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин,   Сидоров   Программы общеобразовательных   учреждений.   Алгебра   и   начала математического  анализа. 10­11  классы.  Сост. Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2009г.  и   др.   //   Программа по геометрии.  Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев  и   др.   //   Программы   общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10­11 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2009 г. Алимов Ш.А., Ю.М.Колягин   «Алгебра   и   начала и   др.   анализа»   10­11   кл.   М., Просвещение Атанасян Л.С. Геометрия. 10  ­11кл. М.: Просвещение Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10­  Профильный   уровень.   Автор   В.Б.Захаров// 11   классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5­11 классы. /Составитель И.Б. Морзунова. М.: Дрофа, 2011г.  Захаров В.Б., Мамонтов  С.Г., Сонин Н.И. Общая  биология. 10 ­11 кл. Дрофа,  2010г.  Суматохин С.В. Экология: 10­11 кл. М.: Вентана­Граф, 2011г.  Миркин Б.М., Наумова Л.Г.,  Суматохин С.В. Экология:  10­11 кл. М.: Вентана­Граф  Предмет Алгебра ведется по  программе 2010 Геометрия  2012 Биология  2009, 2012  Экология  2012  Физика  2012  Программа   курса   химии   для   8­11   классов   общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.­М.: Дрофа, 2011г.  Габриелян О.С. Химия. 11  кл. Дрофа  Решение  химических задач  2011  Химия.   Сборник   элективных   курсов   образовательной   области «Естествознание», Н.Новгород, НГЦ Сборник задач по химии   для поступающих в ВУЗы.  П.Г. Хомченко, И.Г.  Хомченко. М., «Новая  волна»  Целенаправленная работа педагогического коллектива в течение вот уже 10 лет позволила добиться определенных результатов:  Сформировано положительное отношение к эксперименту  Созданы   условия   для   раскрытия   творческих   способностей   как   детей,   так   и   педагогов ­высокие результаты участия в конкурсах  Рост качества обученности   Хорошие результаты итоговой аттестации  Слайд 16 4 Учебный год  Химия  Математика  Физика  Биология  Кол­во участнико в  ­ 1 2 2 Средни й балл  ­ 100 51,5 53 Кол­во участник ов  27 15 27 27 Средний балл  42,7 54,8 46,2 55,45 Кол­во участник ов  14 14 12 16 Средний балл  41,4 55,36 58,9 50,56 Кол­во участник ов  3 3 2 5 Средний балл  46,7 57,7 80 43 2012­2013 2013­2014 2014­2015  2015­2016   Хорошие результаты участия в МЭ и РЭ ВОШ Слайд 17  Результаты участия в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам Учебный год 2009­2010 2010­2011 2011­2012 2012­2013 2013­2014 2014­2015 2015­2016 2016­2017 Химия Математика Физика Биология Экология ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Долов Максим  11 класс победитель МЭ   Карпова Елизавета   11 класс призер МЭ   Теплова Клара   10 класс призер МЭ Чичкова Татьяна 10 класс призер Миронова Мария 10 класс призер ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Пасухин Михаил Рослова Светлана 10 класс победитель МЭ Долов Максим 10 класс призер МЭ 10 класс  победитель МЭ Колесов Сергей Улыбин Алексей 11 класс победитель МЭ и призер РЭ Кощеева Наталья 10 класс победитель МЭ Кощеева Наталья 11 класс призер МЭ Брагина Мария 10 класс призер МЭ Миронова Мария 10 класс призер МЭ Демидова Ольга 11 класс призер МЭ ­ Гоглева Анастасия 10 класс призер МЭ Гоглева Анастасия 11 класс призер МЭ ­  10 класс призер МЭ  и призер РЭ Кощеева Наталья 10 класс победитель МЭ   Долов Максим   11 класс победитель ­ ­ ­ ­ ­ ­ В   настоящее   время   определяющей   тенденцией   познавательного   процесса   становится интеграция. Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей.   «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» Ян Амос Коменский О межпредметной интеграции как средстве достижения образовательных результатов вы услышите из   выступления   учителя   биологии   высшей   квалификационной   категории  Натальи   Ивановны Воронцовой. 5 Системный   подход   в   изучении   предметов   естественнонаучного   направления   –   наиболее эффективный способ организации обучения учащихся естественным наукам, который позволяет развить   компетенции   обучающихся,   а   также   высокий   уровень   мышления,   сформировать прикладные умения и навыки, глубину интересов и умение рефлексировать. Интегрированный урок представляет собой сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости,   чем   те   два   или   несколько   предметов,   на   основе   которых   он   спланирован.   Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем.  Важнейшими   характеристиками   запоминания   являются   приёмы   смысловой   группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем­либо уже известным. Давайте посмотрим, каким образом происходит овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого. 6

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"

Выступление на городском семинаре "Профильное обучение: формирование содержания и организация учебной деятельности в МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017