Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"
Оценка 4.9

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
28.04.2017
Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"
В мировой педагогической практике идея совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья прошла длительный, сложный и противоречивый путь развития. В первой половине ХХ века начался поиск форм реабилитации проблемных детей в естественной среде и в условиях массовых учебно-воспитательных учреждений. В современной педагогической науке и практике интеграция в образовании – инклюзивное образование - является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. С введением закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" и ФГОС ОВЗ инклюзивное образование широко ступает по стране.В материале содержится описание проблем инклюзивного образования в ОУ, ДОО и УДОД и плюсы и минусы, за и против и пути решения.
Доклад для Ростова_25.docx
Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино­Балкарской республике Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017  год, город Ростов – на – Дону Докладчик: заместитель директора по УВР, методист Жиздюк Марина Борисовна «.. мы должны создать нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников... Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу» Д. А. Медведев Добрый день, уважаемые участники Форума! В мировой педагогической практике идея совместного обучения здоровых детей  и  детей  с ограниченными  возможностями   здоровья  прошла   длительный, сложный и противоречивый путь развития. В первой половине ХХ века начался поиск форм реабилитации проблемных детей   в   естественной   среде   и   в   условиях   массовых   учебно­воспитательных учреждений. В современной педагогической науке и практике интеграция в образовании – инклюзивное   образование   ­   является   одним   из   основных   направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира.  Инклюзивное образование в России закреплено в положениях Конвенции о правах ребёнка (1989) и Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав   и   достоинства   лиц   с   инвалидностью,  Конвенции   о   правах   инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году. Развитие   инклюзивной   практики   гарантирует   равные   права   на   получение образования   и   доступность   общего   образования   для   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   (ОВЗ),   выбора   подходящего   им   образовательного маршрута. Сегодня дети с ОВЗ могут получить  образование  вместе со своими 1 сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким   детям   оказывается   необходимая   специальная   поддержка.   Здоровым   же детям   совместное   обучение   со   сверстниками   с   ОВЗ   позволяет   развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:  создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;  помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;  психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;  развитие   психолого­педагогической   компетенций,   психологической культуры педагогов, учащихся, родителей. Развитие инклюзивного образования невозможно без поддержки и участия общественных   организаций,   представляющих   интересы   детей   с   особыми образовательными потребностями и их семей и отстаивающих соблюдение прав детей   этой   категории.   Большое   значение   в   этой   деятельности   играют родительские общественные организации, общественные организации инвалидов и институт Уполномоченных по правам ребёнка. Министерство образования науки и по делам молодёжи КБР систематически уделяет внимание инновационным преобразованиям, в частности, инклюзивному образованию. С   2011   года   на   территории   республики   реализуются   мероприятия Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011­ 2020 годы». Всего с 2011 года на их реализацию выделено 133 391 040 рублей, в том числе из федерального бюджета ­ 93 219 700 рублей, из республиканского бюджета   КБР   –   40   171   340   рублей.   В   20%   образовательных   организаций республики (55­общеобразовательная организация, 1­специальная коррекционная 2 школа, 2­дошкольные   организации, 3­организации   среднего   профессионального образования)   созданы   условия   для   качественного   образования   детей   с ограниченными возможностями здоровья.  Проведены   работы   по   установке   пандусов,   тактильных   указателей, противоскользящих   покрытий,   специализированной   системы   с   регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, также имеются кнопки вызова помощи и др. Также приобретено специальное, в том числе учебное, реабилитационное и компьютерное оборудования. В   рамках   мероприятий   госпрограммы   780  педагогов   прошли   повышение квалификации   работников   системы   образования,   работающих   по   адаптивным образовательным программам. За прошедший период на муниципальном уровне проведено 65 обучающих семинаров для педагогов и родителей детей­инвалидов (приняло участие около 3 тысяч человек) по темам:  «Методические основы инклюзивного образования».  «Инклюзивное образование – необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства».  «Инклюзивное образование ­ опыт, проблемы, перспективы» и др. На   региональном   уровне   организованы   семинары   для   руководителей образовательных   организаций,   социальных   педагогов,   педагогов­психологов (приняло участие около 800 педагогов). В   образовательных   организациях   регулярно   проводятся   Дни   открытых дверей, где дети с ОВЗ и их родители присутствуют на занятиях с логопедами, знакомятся   с   специализированным   оборудованием   для   детей­инвалидов,   с организацией   дистанционных   занятий,   принимают   участие   в   различных праздничных и спортивных мероприятиях. Налажена система дистанционного обучения детей­инвалидов, проживающих на территории республики. В настоящее время 281 ребенок­инвалид, не имеющий противопоказаний   к   получению   образования   с   использованием   дистанционных 3 технологий,  охвачен  данной  формой  получения образования. Из  них 46 детей обучаются только в дистанционном режиме. Дистанционное   обучение   ведется   по   адаптированным   основным общеобразовательным   и   дополнительным   программам   с   использованием дистанционных образовательных технологий, некоторые занятия проводятся на дому.   Кроме   того,   осуществляется   консультативная,   диагностическая,   и   просветительская коррекционно­развивающая,   профилактическая деятельность. С   2000   года   на   базе   дошкольного   учреждения   №   67   функционирует Республиканский   центр   психолого­медико­социального   сопровождения Министерства образования и науки Кабардино­Балкарской Республики. Одними из основных направлений деятельности Центра являются:  организация   образовательной   деятельности   по   общеобразовательным программам   дошкольного   образования   (основным   и   дополнительным)   в соответствии   с   возрастными   и   индивидуальными   особенностями   детей, состоянием их соматического и психического здоровья;   организация коррекционно­развивающего компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;   проведение комплекса лечебно­оздоровительных мероприятий;  оказание медиативных услуг участникам образовательного процесса;  оказание   методической   помощи   школьным   уполномоченным   и   педагогам­ психологам. Образовательная среда Центра создана с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для каждой возрастной группы созданы «центры», которые содержат в себе познавательный и развивающий материалы в соответствии с индивидуальными особенностями детей: центры конструирования, общения,   театрализованного   творчества,   уединения,   добрых   дел,   спортивный, экологический.   Для   реализации   гендерных   подходов   к   воспитанию   детей предметно­развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек. 4 Также   особое   внимание   в   Центре   уделяется   эстетическому   оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников.   Ребенок   находится   в   детском   учреждении   весь   день,   и необходимо,   чтобы   окружающая   обстановка   радовала   его,   способствовала пробуждению   положительных   эмоций,   воспитанию   хорошего   вкуса.   В   связи   с этим   создан   новый   интерьер   всех   возрастных   групп,   сделан   акцент   на «одомашнивание»   среды   развития   ребенка.   Мебель   и   игровое   оборудование подобраны   с   учетом   санитарных   и   психолого­педагогических   требований.   В группах   созданы   условия   для   самостоятельной,   художественной,   творческой, театрализованной,   двигательной   деятельности.   Оформлены   экологические   и театрализованные   уголки.   Проделана   большая   работа   по   оснащению образовательного процесса. В   каждой   группе   имеется   свой   мини   педагогический   кабинет,   который содержит в себе дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для различных видов деятельности детей. В   2015   –   2016   учебном   году   списочный   состав   воспитанников   ГКОУ РЦПМСС составил 138 детей (из них 53 ребенка­инвалида), укомплектовано 9 групп дневного пребывания детей и группа кратковременного пребывания. Одним из важнейших направлений социальной деятельности современного общества   является   организация   внеучебной   работы   с   детьми,   имеющими особенности   физического   и   психического   развития.   Ребенок   с   ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), искусственно вырванный из общественной жизни, имеет нарушения в сфере личностных и межличностных отношений и отклонения в   познавательной   деятельности.   Учитывая,   что   каждый   ребенок   имеет уникальные, только ему присущие особенности восприятия окружающего мира, необходимо и работу с ним выстраивать на основе этих особенностей. Именно   дополнительное   образование   может   предоставить   большой   выбор деятельности и возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей детей и их общения со сверстниками. 5 Клуб   «Эдельвейс»   для   детей   ­   инвалидов   и   сирот   является специализированным   структурным   подразделением   МКУ   ДО   «ГЦДиЮТ»   г.о. Нальчик (189 детей­инвалидов).  Опираясь   на   современные   педагогические   технологии,   с   2006   года   клуб проводит целенаправленную работу с детьми ОВЗ, с различными заболеваниями и отклонениями в развитии:  Нервно­психические   заболевания:   детский   церебральный   паралич   (ДЦП), эпилепсия, умственная отсталость, болезнь Дауна, аутизм.  Заболевания внутренних органов, имеющих хроническую форму.  Эндокринные заболевания.  Поражения и заболевания органа слуха (слабослышащие). Клуб «Эдельвейс» посещают и здоровые дети, имеющие общие интересы с детьми «особой заботы» и реализующие эти интересы в соответствующей  деятельности. Клуб не решает проблем лечения, материальной помощи, а создаёт среду общения   для   ребенка,   дает   ему   возможность   обрести   уникальный   социальный опыт, развить творческие способности, работая по следующим направлениям:  художественно­эстетическому;  декоративно­прикладному;  информационно­коммуникационным технологиям;   игровой деятельности;  проектной деятельности;  досугового­спортивной деятельности и отдыху. Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, предпринимаемые   обществом,  с   целью   их   обучения   и   воспитания,   став взрослыми,   оказывается   не   подготовленной   к   интеграции   в   социально   ­ экономическую жизнь. Вместе с тем практика работы в клубе «Эдельвейс»свидетельствует о том, что   любой   человек,   имеющий   дефект   развития,   может   при   соответствующих 6 условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Педагоги дополнительного образования клуба активно используют в работе общение детей с окружающими как фактор их развития и коррекции недостатков. Стремятся создать такую систему обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.  Следует   отметить,   что   в   последние   два   года   увеличилось   количество здоровых ребят, которые готовы заниматься вместе с детьми­инвалидами.  Правда,   родители   в   большинстве   своём   не   желают,   чтобы   их   здоровый ребёнок   посещал   объединения,   где   обучаются   инвалиды.   Удивительно,   но обнаружилось, что некоторые родители детей­инвалидов категорически против того, чтобы их дети занимались вместе со здоровыми сверстниками. Выдающийся педагог Л.С. Выготский, писал «основной недостаток сегодня – образовательные учреждения замыкают своих воспитанников – слепых, глухих или умственно отсталых детей – в узкий круг школьного коллектива, создают замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь»… А в клубе «Эдельвейс» интеграция ребёнка ОВЗ в жизнь проходит через такие   объединения,   как   «Помоги   мне   сделать   это   самому»,   «Азбука   этики   и  «Шашки»,   «Компьютерный   мир»,   «Умелец», этикета», «Эдельвейс»   (национальные   танцы),  «Веселые   нотки»,  «Фантазеры»,   «Лучики»,   современные бальные танцы, «Мир в ладошках», спортивные соревнования «Преодолей себя» и другие. На   занятиях   создаются   условия   для   постепенного   усвоения   детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.  Для   работы   с   детьми­инвалидами   педагогический   коллектив   успешно внедряет   в   работу   с   детьми   элементы   методики   Марии   Монтессори,   Орф   – педагогику,   музейную   педагогику,   арттерапию,   куклотерапию,   сказкотерапию, 7 проектную деятельность, в подготовке и проведении мероприятий – метод КТД (коллективное творческое дело). Противоречие   между   декларированием   предоставления   равных   прав   и возможностей   обучения   и   воспитания   детям­инвалидам   и   их   практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что дети­инвалиды сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве.  Это и обусловило выбор организации городского сетевого взаимодействия между  образовательными   учреждениями   г.о.   Нальчика   и   социума   как эффективного решения проблем социализации детей­инвалидов (МКУ ДО «ГЦДиЮТ»   с   МКОУ   «СОШ   №   17,   23»,   ГКДОУ   «Детский   сад   №25» компенсирующего вида, «Национальный музей КБР»).  В   рамках   сетевого   взаимодействия   в   Центре   проводятся   круглые   столы, семинары,   конференции   по   обмену   опытом   работы,   связанные   с   организацией обучения детей с ОВЗ и педагогов дополнительного образования инновационным технологиям.  В   2016   году   проведены   мероприятия,   которые   выявили   и   проблемы, требующие своего решения:  потребительское   отношение   к   УДО   со   стороны   образовательных учреждений;  неготовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнёра;  нехватка кадров;  разная активность сторон;  проблемы материально­технического обеспечения;  недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети;  привлечение новых партнёров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия. Успех воспитания, защиты ребёнка и помощи ему в значительной степени определяется тем, насколько успешно учреждение взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны контакты не   только   с   семьей,   но   и   др.   институтами   воспитания,   государственными   и 8 общественными   организациями   (учащиеся   МКОУ   «Лицей   №2»,   МКОУ   СОШ 13,14,   16,   19;   студенты   КБГУ,   Российская   Молодежная   общественная организация   «Лидер­Центр   КБР»,   отдел   по   делам   молодёжи   городской администрации, Совет ветеранов ВОВ и Совет ветеранов Афганистана, местное отделение партии «Единая Россия», городской Совет женщин и многие другие). Интеграция   в   общество   ребенка   с   особыми   образовательными потребностями сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей  участвовать во всех  видах и формах  социальной жизни  наравне   и   вместе  с   остальными   членами   общества  в   условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии. Нам всем необходимо осознать, что инвалиды – это такие же люди, как и мы. И они абсолютно не нуждаются в сострадании – им необходимо понимание со стороны   общества.   Ведь   инвалид   –   это   еще   не   значит   умственно   отсталый, зачастую это человек с богатым внутренним миром.  Выпускник   клуба   «Эдельвейс»   Славик   Кунижев   учится   в   Институте искусств,   Нагоева   Мадина   и   Дышекова   Сабина   в   2010г.   поступили   в технологический   лицей   (по   специальности   «повар»),   Сапрыкин   Анатолий   ­   в автомобильно­транспортный лицей (специальность «автомеханик»)… Взаимодействие МКУ ДО «ГЦДиЮТ» с образовательными учреждениями и социальными   институтами   г.   о.   Нальчика   остаётся   актуальной   задачей педагогического коллектива в работе с детьми «особой заботы». Но, несмотря на проводимую в этом направлении работу, остается много проблем, требующих решения:  в нашей стране, в том числе и в Кабардино­Балкарской республике, стали сразу   внедрять   инклюзивное   образование  без   глубокого   общественного   и   без   обеспечения   образовательных профессионального   обсуждения, учреждений тьюторами (сопровождающими), без сокращения наполняемости групп и классов до 6 – 8 обучающихся; 9  «пандусы,   лифты,   подъёмники   –   это   всё   прекрасно,   да   только   инвалиды­ колясочники   –   лишь   малая   часть   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья. Инвалид­колясочник – это как раз самый легкий случай в плане включения в образовательный процесс в «обычной» школе;  совсем другое дело – дети с выраженными психическими отклонениями,  неспособные усваивать типовую образовательную программу. И   пока   Институт   проблем   инклюзивного   образования   рассуждает   о возможности введения тьюторов, такая «инклюзия» УЖЕ практикуется в школах. Страдают   все   участники   образовательного   процесса.   А   чиновники   от образования, запрашивая многочисленные отчеты и мониторинги, требуют, чтобы процент   образовательных   учреждений,   внедряющих   инклюзивное   образование, неуклонно увеличивался. Между   тем   ощущается  нехватка   кадров   в   связи   с   маленькой   заработной платой,   отсутствием   в   штатном   расписании   вакансий   для   специалистов: логопедов, дефектологов, тьютеров, сурдопереводчикови и т.д. Надо отметить также недостаточный уровень подготовки в ВУЗах в области коррекционной педагогики основных педагогических кадров. Итак, еще один аспект проблемы – рентабельность, которая подразумевает сокращение   расходов   на   образование.   Кроме   того,   не   будем   забывать,   что повышение   «эффективности»   системы   образования   совсем   не   предполагает повышение его качества. Необходимо на примере пилотных образовательных организаций в каждом субъекте   посмотреть,   как   пойдет   процесс.   Увидеть   его   слабые   и   сильные стороны.   Оценить   размеры   затрат   на   реализацию   инклюзии   в   образовании. Наработать опыт, который можно будет перенимать. Обсудить его на различных конференциях   и   семинарах.   Научить,   наконец,   преподавателей   разрабатывать учебно­методические материалы для этой категории обучающихся. В противном случае, в погоне за модными западными тенденциями мы рискуем перечеркнуть огромный опыт, накопленный за долгие годы отечественными коррекционными школами.   Реформируя   «все   разом»,   не   выделяя   на   эти   цели   дополнительное 10 финансирование,   мы   рискуем   развалить   остатки   нашей   системы   образования, которая очень устала от реформ. Совместное обучение обычных детей с детьми, страдающими психическими отклонениями,   задержками   в   развитии   и   прочими   заболеваниями,   чревато ухудшением качества образования большинства обучающихся. Как следствие – снижение качества образования на всех его уровнях в стране. С   1   сентября   2016   года   в   школах   начал   действовать   образовательный стандарт   по   обучению   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   На сегодняшний день в Федеральном перечне учебников содержится 80 пособий для детей с ОВЗ, притом, что текущая потребность составляет порядка 200 единиц. «Необходима  инклюзия   не   образовательная,   затрудняющая   получение качественного образования и коррекции, а  инклюзия социальная  – включение инвалидов   в   социальные   процессы   и   отношения   путем   установления   тесных связей между коррекционными и общеобразовательными школами». Важно   пересмотреть   отношение   к   инклюзии   как   таковой.   Необходимо реализовывать сначала социальную инклюзию, которая, возможно, и «потащит» за собой   инклюзию   образовательную.   Наше   общество  разучилось   сострадать, помогать  ближним,  помогать  инвалидам. Поэтому необходимо воспитывать в наших людях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание.  И как вариант решения этой проблемы ­ создание межрегиональных сетевых сообществ,   ассоциаций   по   инклюзивному   образованию,   по   обмену   опытом   и совместному решению возникающих проблем… И в заключение хочется сказать, что, пока не устранены основные причины и барьеры,   мешающие   нормальному   развитию   инклюзивного   образования,   саму проблему не удастся решить. Но не надо забывать, что именно от нас с вами зависит будущее сегодняшних «особых детей», а также зависит то, насколько они будут полезны обществу в дальнейшем. Ведь только люди с хорошим образованием могут помочь прогрессу и процветанию государства. А дать хорошее образование детям с ограниченными 11 возможностями поможет инклюзивное образование. Это ключ к решению многих проблем Всем нам сил и терпения, спасибо за внимание! 12

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"

Выступление на II Форуме директоров инклюзивных школ Юга России, 25.04.2017 год, город Ростов – на – Дону:"Информация о реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования в Кабардино-Балкарской республике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017