Выступление на Республиканской научно-практической конференции учителей русского языка и литературы «Актуальные вопросы школьного филологического образования: опыт ведущих практик».
Секция: «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку и литературе: опыт передовых практик».
Тема выступления: « Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы с обучающимися на уроке русского языка».
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять этот мир, вносить в него что-то новое, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать средствами самого языка
Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов необходимости Единого государственного экзамена - обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и важность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
Первый шаг.
Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Теория - фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю учащимся ресурсную базу, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме, сайты,ЭОР и т.д.) Тем более, что у каждого из обучающихся есть тетрадь- справочник, в котором с 5 класса накапливается теоретический материал по всем темам и разделам, остается только все привести в систему.
Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач»(задания 1-24).
Мы называем задания 1-24 задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в этих заданиях. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ. Но к задачам мы еще вернемся.
Третий шаг. Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.
Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем и типовые тестовые задания из открытого банка данных ЕГЭ, и подбираем задания самостоятельно. Они позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму многократно, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Каждый тематический блок завершается проверочной работой . Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.
Уроки русского языка в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Именно здесь очень уместны так называемые грамматические, лингвистические и компетентностные задачи. Что это? Когда на уроке русского языка звучит слово задача, сначала это вызывает удивление, потом появляется интерес, потом – желание обязательно решить и получить результат.
Слайд №3.Давайте рассмотрим лингвистические задачи. Первые лингвистические задачи появились во второй половине прошлого столетия. Причем, это действительно задачи, а не упражнения. Их нужно решать. Решение задач включает: (слайд №4)
- анализ внутрипредметных связей
-рассуждения, доказательства, вывод
-поэтапный самоконтроль, проверка решения.
Слайд №5.При этом реализуются следующие педагогические задачи:
Ø развивать навыки и умения работы со словами , выявлять их значение , искать нужные понятия , определять орфограммы ;
Ø активно пополнять лексический запас школьников ;
Ø повышать уровень речевой культуры :
Ø вырабатывать навыки и потребность пользоваться различными словарями ;
Ø работать над осознанием учащимися грамматического строя языка, выявлением его структуры, раскрытием внутренней логики предмета.
Благодаря такому подходу перед учащимися раскрываются взаимосвязи языковых явлений, так как подобные задачи аккумулируют и синтезируют знания, полученные учащимися при изучении всех разделов школьного курса( морфемики и словообразования, морфологии, орфографии, лексики, синтаксиса) . А учитель получает возможность за короткий промежуток времени на уроке проверить прочность и осознанность этих знаний.(примеры лингвистических задач).Слайды № 6-17.
Но я больше люблю задачи грамматические и компетентностные. Грамматические задачи непосредственно связаны с разделами грамматики. Решение данных задач позволяет учащемуся совершенствовать умения обобщать языковые явления, понять их сущность, чего нельзя добиться зубрежкой, формальным запоминанием. Самые первые задачи, которые мы начинаем решать в 5 классе, это «Собери слово», когда школьникам предлагается составить слово, взяв указанные морфемы из других слов. Например :
- из слова привезти взять приставку
- из слова школьница взять корень
- из слова прелестный взять суффикс
- из слова огромный окончание. Получаем слово пришкольный.
Постепенно задание осложняется решением орфографических задач.
- из слова распилить взять приставку
- из слова заговорил корень
- из слова носить суффикс
- из слова возить окончание
- из слова умываться возвратный суффикс. Получаем слово разговориться.
При составлении данного слова учащиеся должны опереться на орфографические правила: правописание разделительного твердого знака, приставок на –з,-с.
Решение других задач может быть связано с лексикой и морфологией. Потом подключаются задачи, связанные с синтаксисом. С каждым классом условия задач усложняются. (слайды № 18-19)
Учащиеся сами составляют подобные задачи, с удовольствием предлагают их для решения своим одноклассникам. Грамматические задачи уместны на любом этапе уроке, иногда они помогают сформулировать тему урока, активизировать учащихся при актуализации знаний, на этапе закрепления и обобщения. (слайд № 20-22).
В старших классах каждое занятие завершается итоговыми заданиями исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Это и есть компетентностные задачи.(слайд « 23-29)
Таким образом, изучение русского языка становится для учащихся не скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом. Грамматические задачи позволяют нам вместе с ребятами наблюдать, исследовать, сравнивать, "открывать" законы языка, выводить общие закономерности. Процесс обучения и подготовки к ЕГЭ стал у нас творческим.
Римская пословица гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся»
Школа – это кладовая сокровищ, за наличие которых в кладовой отвечает учитель.
Ярош Е.Б. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Ключевская сош» Заиграевского района Республики Бурятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.