Выступление на методическом объединении по теме «Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике»
Оценка 5
Педсоветы +3
docx
математика
Взрослым
02.04.2018
В условиях современной школы невозможно предоставить качественное образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию. Особенно важное значение приобретают межпредметные связи в активизации познавательной деятельности учащихся.
межпредметные связи.docx
Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Выступление на методическом объединении
по теме
«Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по
математике»
Мирошниченко Ирина Николаевна,
учитель математики
МАОУ гимназии имени А.П. Чехова,
г. Таганрога, [email protected]
Вступительная часть: обоснование актуальности проблемы.
В условиях современной школы невозможно предоставить качественное
образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с
увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью
подготовки всех учащихся к работе по самообразованию. Особенно важное
значение приобретают межпредметные связи в активизации познавательной
деятельности учащихся.
Межпредметные связи физики и математики не только помогают более
наглядному формированию конкретных понятий каждого из предметов, но и
способствуют наиболее полному представлению об окружающем мире
(понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии).
Необходимость связи между учебными предметами диктуется
дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы,
подготовкой учащихся к практической деятельности.
Взаимосвязь предметов играет большую роль в повышении уровня
подготовки школьников к ЕГЭ, делает более значимыми знания, раскрывает
их практическое применение в жизни. Задания с прикладным содержанием,
1 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
включенные в экзаменационные варианты по математике под номером
10(профиль), 4(база), а также 11(профиль) и 12(база) В них представляют
собой широкий круг (задачи на движение, тепловое расширение, давление,
свободное падение и т. д.)
Теоретические основания данной темы.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а,
следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам
целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и
воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний,
умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные
предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В
последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные
резервы дальнейшего совершенствования учебновоспитательного процесса.
На практике учителю приходится иметь дело с тремя видами
сопутствующими и
предшествующими,
межпредметных связей:
перспективными.
Предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при
изучении материалов одного предмета опираются на ранее полученные знания
по другим предметам.
Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие то,
что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются по разным предметам.
Перспективные предметные связи – это связи, которые используются,
когда изучение материала по одному предмету опережает его применение в
других предметах.
Практикоориентированный материал (из опыта работы).
Современными требованиями к уровню подготовки выпускника средней
школы включают умение применять полученные знания в практической
деятельности. Целесообразно рассмотреть решение таких задач на
интегрированных уроках математики и физики, тем более что это необходимо
без исключения всем ученикам.
Пример 1:
№ 10 (ЕГЭ математика профиль) Камень брошен вертикально вверх. Пока
камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой h(t)
= 5 t2
+18t, где h – высота в метрах, t время в секундах, прошедшее с
2 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
момента броска. Сколько секунд камень находился на высоте не менее 9
метров.
Данное задание можно рассматривать и на уроках физики 10 класс по
разделу «кинематика». При обучении решению этого задания на уроке
математики следует учитывать физические законы равноускоренного
прямолинейного движения.
Пример 2:
№ 12 (ЕГЭ математика база) Из пункта А в пункт D ведут три дороги.
Через пункт В едет грузовик со средней скоростью 44 км/ч, через пункт С
едет автобус со средней скоростью 50 км/ч. Третья дорога – без
промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со средней
скоростью 62 км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние между
пунктами по дорогам. Все три автомобиля одновременно выехали из А. Какой
автомобиль добрался до D позже других? В ответе укажите, сколько часов он
находился в дороге.
В учебниках по физике рассматривают относительную или мгновенную
скорость.
Пример 3.
№ 10 (ЕГЭ математика профиль) Если достаточно быстро вращать ведерко
с водой на веревке в вертикальной плоскости, то вода не будет выливаться.
При вращении ведерки сила давления воды на дно не остается постоянной:
она максимальна в нижней точке и минимальна в верхней. Вода не будет
выливаться, если сила ее давления на дно будет положительной во всех
точках траектории, кроме верхней, где она может быть равной нулю. В
верхней точке сила давления, выраженная в ньютонах, равна , где m — масса
воды в килограммах, v — скорость движения ведерки в м/c, L — длина
веревки в метрах, g — ускорение свободного падения ( м/c ). C какой
наименьшей скоростью надо вращать ведерко, чтобы вода не выливалась, если
длина веревки равна 40 cм? Ответ выразите в м/c.
Физически эта задача решается очень легко. Если вода будет в состоянии
невесомости, то сила давления на дно у воды будет равной нулю. На воду
действует только сила тяжести. Получаем при длине веревки 40 см 2,
при длине 90 3, 1,6 м – 4.
Пример 4.
3 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
№ 10 (ЕГЭ математика профиль) Масса радиоактивного вещества
−t
уменьшается по закону m(t) = m0 2
T . В лаборатории получили вещество,
содержащее в начальный момент времени m0 = 12 мг изотопа натрия24,
период полураспада которого равен Т = 15 ч. В течение скольких часов
содержание натрия24 в веществе будет превосходить 3 мг?
Не обязательно уметь решать степенные уравнения, достаточно знать
смысл периода полураспада – это время, в течение которого распадается
половина начального числа радиоактивных атомов. Значит, через 15 часов
останется 6 мг изотопа натрия, а ещё через 15 часов 3 мг. Ответ 30 часов.
Заключение.
При рассмотрении этих задачи на интегрированном уроке по математике и
физике, можно раскрыть все особенности их решения с позиции обоих
предметов, и дать цельное представление по данному материалу. Цель
интегрированных уроков – воспитание личности с нестандартным мышлением.
Эти уроки способствуют развитию речи, абстрактному и логическому
мышлению, произвольному вниманию, побуждают к активности и
самостоятельности. Чтобы выполнить задание, которое подбирает учитель,
ученик должен знать программный материал, уметь делать выводы на основе
сравнений, выявлять закономерность, уметь воображать.
Список литературы.
Демоверсии и контрольноизмерительные материалы ЕГЭ по
1.
математике.
2.
Семенов А.Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по м тематике. Все задания
группы В / А.Л.Семенов, И.В.Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен»,
2012.
3.
Математика». http://reshuege.ru
4.
Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ.
Открытый банк заданий ЕГЭ. http://mathege.ru
4
Выступление на методическом объединении по теме «Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике»
Выступление на методическом объединении по теме «Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике»
Выступление на методическом объединении по теме «Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике»
Выступление на методическом объединении по теме «Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.