Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»
Оценка 4.8

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Оценка 4.8
Документация
docx
русская литература +1
Взрослым
17.11.2018
Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»
План: 1. Необходимость обучения различным видам речевой деятельности. 2. Обучение слушанию: 1. глобальное восприятие информации; 2. детальное восприятие; 3. критическое восприятие. 3. Обучение чтению: 1. изучающее чтение; 2. ознакомительное чтение; 3. просмотровое чтение. 4. Обучение устной и письменной речи: 1. создание письменного текста а) изложение б) сочинение 2. обучение устной связной речи. 5. Речевые ситуации на уроках русского языка как приём обучения связной речи учащихся. 6. Разговорная пятиминутка как способ открыть уста детей. 1. Речь учителя как пример для учащихся. 2. Тональность общения. Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет - занимается речевой деятельностью. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросом развития речи детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного образования уделялось большое внимание. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, читали и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его
Развитие речи на уроках русского языка выступл на межшк.docx
Государственное учреждение образования «Хорская средняя школа» Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»                                                                                      Подготовила                                           Терновая Ольга                                              Александровна,                                                  учитель русского                                                    языка                                                  и литературы,                                                 стаж 7 лет, категория 2 План: 1. Необходимость обучения различным видам речевой деятельности. 2. Обучение слушанию:              1. глобальное восприятие информации;              2. детальное восприятие;              3. критическое восприятие. 3. Обучение чтению:              1. изучающее чтение;              2. ознакомительное чтение;              3. просмотровое чтение. 4. Обучение устной и письменной речи:              1. создание письменного текста                       а) изложение                       б) сочинение              2. обучение устной связной речи. 5. Речевые ситуации на уроках русского языка как приём обучения связной  речи учащихся. 6. Разговорная пятиминутка как способ открыть уста детей.             1. Речь учителя как пример для учащихся.             2. Тональность общения. Известно, что примерно 70%­80% того времени, когда человек  бодрствует, он слушает, читает, пишет ­ занимается речевой деятельностью.  Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросом развития  речи детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного  образования уделялось большое внимание. В школе нет ни одного урока, где  бы дети не говорили и не слушали, читали и писали. Безусловно, учителя всех  предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов,  нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.  Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается  целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка  создают ту базу, на которую должны опираться учителя ­ предметники, чтобы  успешно решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне.  Если, например, на уроках русского языка ученики осознают структуру  текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом  «Почему…», на уроках истории, химии, математики и т.д.      Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного  курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где  отрабатываются в соответствии с программой определенные  коммуникативно­речевые умения. На эту работу действующей программой  отводится примерно 11%­20% учебного времени. Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц ­ таких, как  звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем,  безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится  с обучением определенным коммуникативным умением, обучением различным видам речевой деятельности. Школа не готовит профессионалов­ журналистов, писателей, ораторов и т.д., но каждый выпускник должен уметь  воспринимать и передавать информацию, защищать свои убеждения и  убеждать других, выступить с предложениями, советами. Следовательно, при  определении задач работы по развитию связной речи необходимо учитывать  требования жизни, «Социальный заказ». Обучение слушанию. Слушание ­ разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устно  речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь. Без слушания  невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение  информации  как в школе, так и за её пределами. Как показали исследования,  социальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого  слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в­ частности её  выразительности, на усвоение норм произношения и правописания. В школе  слушание – один из важнейших путей усвоения информации и поэтому уже в  начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей  воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д. Психологи утверждают, что при слушании происходят такие основные  процессы: опознавание речевых единиц, их смысловая переработка и на этой  основе – понимание речи. Естественно, смысловое восприятие речи зависит от того, насколько понятно, ясно высказывается говорящий, от темпа, громкости его речи, от умения выделять главное, устанавливать контакт с аудиторией,  перестраиваться на ходу и т.д.. Замечено, что говоримая речь легче  воспринимается, чем читаемая. С другой стороны, многое зависит от  слушателей, их подготовленности к восприятию материала, от того, как они  владеют опорными знаниями, которые нужны для восприятия новой  информации, от того, как они умеют слушать. Следовательно, решая задачи  развития устной  речи, учитель одновременно обучает детей умению слушать,  т.е. воспринимать информацию. При этом надо учитывать, что на уроках  русского языка следует целенаправленно развивать: глобальное, детальное,  критическое восприятие текста.     Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом, когда  слушающему  при известных обстоятельствах достаточно определить, о чём  шла речь, какова его основная мысль. Вопросы типа:  так о чём шла сегодня  речь на уроке? Что же главное я хотел сказать (доказать, объяснить,  рассказать)? О чём говорится в тексте. Как можно озаглавить текст?­  развивают именно глобальное восприятие, с которым мы встречаемся в жизни, когда нам важно осмыслить только тематику, например, телепередачи, понять главное в высказываниях нашего собеседника. Когда учитель, отрабатывая  какие­либо грамматические умения и навыки правописания, привлекает текст, имеющий образовательно­воспитательное значение , он, прочитав его целиком, непременно проверит, поняли ли ученики главное: о чём говорит писатель?  Чему учит рассказ? Как можно озаглавить текст?          Если иметь в виду воспитательный аспект, то учитель ­ словесник  должен говорить с детьми обо всем, что они воспринимают вне класса, что их  волнует, чем они живут. Этой задачей объясняется необходимость  проведения разговорных пятиминуток на темы «Знаешь ли ты, что…» или  «Обзор интересных телепередач», «кратко об интересном » и т.д.. Детальное восприятие предполагает осознание главных смысловых  блоков текста­ в зависимости от установки, которая даётся говорящим или  которую ставит перед собой слушающий. Такая установка сопутствует  подробному пересказу (изложению). Если ученик пересказывает  повествование, он должен прочувствовать последовательность действий,  событий.           Критическое восприятие основывается и на глобальном и на детальном  восприятии. Это выражение своей точки зрения на то, о чём говорится в  тексте. Установка на критическое восприятие текста практикуется, когда  проводится изложение с дополнительным заданием выразить свое отношение  к тому, о чём говорится в тексте.           Серьезное внимание нужно уделять культуре поведения при слушании.  Умение слушать не менее важно, чем умение говорить. Человек, умеющий  слушать, не перебьёт другого и легче его поймёт, он не будет спорить по  пустяку, не разобравшись в сути дела. В умении слушать проявляются  воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т.е. его культура.        Известны следующие виды работ по развитию умения слушать:           ­повторение учащимися задания учителя;           ­запись тезисов, фактов, всего того, что слу­             шатель считает нужным запомнить.           ­составление набросков плана  (простого или             развёрнутого);           ­конспектирование;           ­кодирование (символическое изображение)              информации (составление таблиц, схем и т.д.)                 Обучение чтению. Чтение – один из видов речевой деятельности ­заключается в переводе  буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней , либо во  внутренней речи.         Восприятие текста и активная переработка информации –вот основные  компоненты чтения.         Цели обучения чтению в школе заключаются в том, чтобы научить  рациональным приёмам восприятия и переработки текста.   Наиболее существенными чертами зрелого ( хорошего) чтения являются  следующие:        ­высокая скорость чтения (про себя)       ­гибкость чтения, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от  речевой ситуации. Высокая скорость и гибкость являются основой формирования других  умений, таких, как умение сосредотачивать внимание на определённых  вопросах содержания; предвидеть то, что будет сказано дальше; определять  ключевые места текста; вычленять основную мысль высказывания; отличать существенное от несущественного, ставить вопросы в процессе восприятия  текста; делать выводы, критически оценивать прочитанное. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное,  просмотровое.        Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое , глубокое понимание  содержание текста и полный его охват. Учитель должен научить школьников  читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перпд собой вопросы,  осознавая логическую структуру текста, выделяя главное. Учитель, например, читает вслух текст,  делает остановки и обращается к классу с вопросами:      ­Какая мысль раскрывается в этой части текста?      ­Какие вопросы здесь возникают?      ­О чём будет говорится  дальше? В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы к  тексту.    Изучающее (глубокое) чтение необходимо при написании изложения. От  глубины восприятия исходного текста, от степени осознания  его структуры и особенностей языка зависит характер его воспроизведения учащимися.       Ознакомительное чтение – это быстрый вид чтения. Его задача –понимать  основных идей каждого абзаца (части) и текста в целом, усвоение его  содержания без установки на его воспроизведение. Здесь требуется умения:  определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке,  прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции,  членить текст на смысловые части. Эти умения формируются в процессе  выполнения специальных упражнений, например, изложить сжато  предложение, абзац, текст; найти ключевые слова в предложении; найти  главные мысли текста, подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без  ущерба для передачи основной мысли и т.д. Перечисленные упражнения способствуют развитию умения быстро извлекать  необходимую информацию, опуская второстепенное, несущественное.         Просмотровое чтение – умение выделять смысловые вехи по начальным  фазам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части. Чтобы  сформировать данные умения, необходимо научить анализировать заголовок  текста; прогнозировать содержание начальным предложениям абзаца;  обобщать сказанное в конце текста. Для этого используются следующие виды  заданий:          ­ назвать ключевые предложения абзаца;           ­ назвать предложения, которые открывают новую тему текста;          ­ как можно продолжить текст, если он называется…;           ­ из каких (скольких) частей будет состоять текст «Кем бы я хотел быть  и почему?»…           Обучение чтению, развитие и совершенствование приёмов осмысления  прочитанного ­ важнейшая методическая задача. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создаёт необходимую  базу для обучения школьников, написанию изложений  сочинений, рефератов,  конспектов и т.д.              Обучение устной и письменной речи. Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. Центральным в программе работы по развитию связной речи  является понятие текста, так как вокруг него и на его основе формируются  коммуникативные умения.  Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной  речи используются:          ­ анализ текстов (устных и письменных положительного и негативного  характера);          ­ составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;          ­ редактирование текстов и др. Задания, которые используются при этом, можно условно разделить на пять  групп. 1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Например:  определить основную мысль текста; найти в тексте часть, которую  следовало бы расширить; озаглавить отрывок словами текста и т.д. 2. Задания аналитико ­ синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе  элементов текста (но не текста в целом). Например: сформулировать  основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф;  составить композиционную схему текста и т.д.  3. Задания на переработку готового текста в плане его  совершенствования. Например: устранить какие­ то недочёты; ввести в  текст цитаты и т.д. 4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного  5. (готового). Например: изложить подробно (сжато) часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на основе данного текста;  дополнить текст своими рассуждениями, записать услышанный рассказ  и т.д.  Задания, требующие создания своего текста. Например: составить  тезисы выступления; написать заметку; написать отзыв, рецензию,  сочинение и т.д. Задания 4­й и 5­й групп­ это по сути изложения и  сочинения­ виды работ по развитию связной речи, издавна  практикуемые в школе. Виды работ по развитию у учеников умения  воспринимать и  создавать тексты бесконечно разнообразны. Переложения, пересказ, изложение ­ древнейшие виды работ : ведь  подражание образцам считается одной из важнейших способов обучения  связной, грамотной речи. При этом тексты для изложения должны в  большей или меньшей степени осмысливаться перед их воспроизведением. Трудность изложения как вида работы состоит в том, что при  воспроизведении исходного текста говорящим или пишущим создаётся  свой текст. Потому что если исходный текст будет воспроизведён  учащимися слово в слово, то это будет чтение наизусть или письмо по  памяти. Трудности изложения связаны именно с тем, что свой текст  создаётся в полном соответствии с исходным­ его темой, основной  мыслью, структурой, стилем. И даже автор сжатого изложения стремится  хоть как­то передать языковый колорит исходного текста (если не  ставятся какие­либо особые речевые задачи). Нужно учить вдумчиво,  внимательно, уважительно относится к исходному тексту, если хочешь  хорошо изложить его –устно или письменно. Нельзя, например,  иначе  называть действующих лиц, менять время, место событий. Так в изложении ничего не надо выдумывать­ в нём не должно быть фактических ошибок. И  хотя, конечно, нельзя повторить текст  слово в слово, нужно сохранить его  стиль.           Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь  для школьников средством усвоения, а для учителя – одним из средств   проверки усвоения учебного материала.  Изложение ­ одно из  эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся.          Сочинение,  проводимое на уроках русского языка ­ это  упражнение,  заключающиеся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей  на задуманные темы.  По тематике  ( по содержанию) сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы (например:   «Сравнительная характеристика слов зелень ­ зелёный­ зеленеть», «Для  чего нужно изучать фонетику» и т.д.) и сочинения на темы из жизни –на так называемые свободные темы (это наименования не совсем точно отражает  существо дела, так как обычно ученику предлагается одна или несколько  тем и он или совсем несвободен или относительно свободен в выборе  темы). В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в  практике работы учителя­словесника большое место, что объясняется их  широкими воспитательно­образовательными возможностями.      Сочинения и изложения – основные способы проверки уровня речевой  деятельности учащихся. С их помощью проверяются : 1) умение раскрыть  тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием  высказывания; 2) умение соблюдать нормы русского литературного языка;  3)умения правописного характера. Именно поэтому любое сочинение и  изложение оценивается двумя отметками. Первая ставится за содержание  и речевое оформление работы, вторая – за  соблюдение орфографических,  пунктуационных и языковых норм. Основными качествами хорошей речи,  которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать  богатство, точность, выразительность речи, её правильность, уместность  употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: 1) богатство  (разнообразие)словаря и грамматического строя речи; 2) стилевое  единство и выразительность речи; 3) правильность и уместность  употребления языковых средств.    Нормативы оценки изложений и сочинений содержатся в программах для  средней школы.       Изложение и сочинение ­ основные виды работы по развитию  письменной связной речи.  «Мы почти не учим говорить». Эта фиксация состояния дела, высказанная В.И. Чернышевым в начале века, целиком и полностью относится и к  нашему времени. Сложился стереотип требований к преподавателю  русского языка, когда о деятельности учителя судят главным образом по  результатам контрольного диктанта, а не по тому, как дети умеют  воспринимать услышанное ,  прочитанное, как умеют говорить. А жизнь  требует культуры общения в семье, культуры речевого поведения  в   различного рода дискуссиях, культуры профессионального общения и т.д.  Конечно же, учитель родного языка прежде всего должен заботиться о том, чтобы выпускники школы владели «хорошей,  живо связанной речью» (В.И. Чернышев).Особое место в этой работе занимает обучение словесной  вежливости, речевому этикету.      Устные высказывания учащихся должны оцениваться учителем, надо  всячески поощрять учащихся, которые хорошо готовят устные  уроки(ответы по учебнику, пересказы, устные сочинения самых различных  видов), кто участвует в обсуждении устных монологов и диалогов. Что же  нужно сделать, чтобы развить в детях дар слова?   Прежде всего необходимо предоставлять детям возможность свободно  говорить и писать – о чём бы им хотелось, что их волнует, интересует,  говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут. А для этого  нужно, чтобы класс  жил в атмосфере взаимного общего интереса друг к  другу, в атмосфере доверия. Эту атмосферу создаёт (или не создаёт) своим поведением учитель как один из участников общения тем, как он ставит  вопрос для обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько  деликатно выражает свое мнение, оценивает высказывания других и т.д..  Нужно также, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они  занимаются. И этого следуют многие методические выводы­ о выборе тем  для обмена впечатлениями, о способах её преподнесения (в частности,  через жизненную речевую ситуацию).               Речевые ситуации. Перед вами два типа высказываний учителя, когда он ставит  коммуникативно­речевые задачи.             1                                                         2 1.Переработайте (отредак­      1.Мы с вами редак­ тируйте)  данный текст,           торы и готовим  чтобы он соответствовал         школьную стен­ его теме (заголовку)                 газету. Нам пред­                                                     стоит отредактировать                                                     вот эту заметку,                                                     чтобы её можно было                                                  поместить в стенгазету 2.Рассмотрите репро­           2.Вы побывали на вы­ дукцию картины… Опи­      ставке художника…И  шите (устно или пись­         вам очень понравилась менно) картину                     одна из его картин…                                                 Так понравилась, что                                                 вы не можете не поде­                                                литься дома своими                                                 впечатлениями и рас­                                                сказываете о картине ма­                                                ме(папе, сестре и т.д.)­                                                тому, кто дома, или                                                 вечером за ужином,                                                 когда вся семья в сборе. 3.Напишите поздра­            3.Скоро Новый год.  вительное письмо                Естественно, вы захоти­ «С Новым Годом!»              те поздравить своего  своему другу(сверст­           друга (сверстника или нику, взрослому)                  взрослого) с этим замеча                                                тельным праздником. А                                                 друг вам сейчас далеко.                                               Ему надо написать позд­                                                равительное письмо, об­                                                радовать друга­ ему,                                                 конечно, будет приятно                                                получить ваше письмо. Понятно, что первый тип постановки задачи лаконичнее, он носит чисто  учебный характер, и сразу отметим: вполне закономерен и оправдан в  определенных ситуациях, например, когда ученики уже умеют сами  уточнять речевую ситуацию, когда важно проверить , насколько  воспринято содержание беседы по картине и как ученик самостоятельно   сможет описать её и т.д. Эти учебные ситуации –тоже жизненные и вполне  реальные  речевые ситуации.       Однако если практиковать только такие чисто учебного характера  речевые задачи, то мы плохо подготовим школьников к жизни, где так важно ориентироваться (а нередко это нужно делать очень быстро) в  речевой ситуации, т.е. в том, для чего я говорю (пишу), кому, где и т.д.. От  этой совокупности различных обстоятельств зависит  и содержание  высказывания, и отбор языковых средств. В  поздравительном письме к  взрослому и к другу­сверстнику мы выскажем разные пожелания, по­ разному к ним обратимся, хотя в любом случае постараемся избежать  словесных штампов типа «Желаю счастья в личной жизни и успехов в  работе».      Речевая ситуация во многих случаях определяется учителем.     И совсем не безразлично, как это будет сделано (только словесным  путем или использованием каких­либо изобразительных средств), в каком  эмоциональном ключе. Допустим, детям предстоит написать сочинение на  тему « Любимые цветы моей мамы» или «Какие цветы я хотел бы подарить маме (бабушке, сестре)»: «Мои любимые цветы»; « Я дарю тебе, мама, эти  цветы». Эту работу уместно провести после сочинения по картине П.П.  Кончаловского « Сирень». Надо настроить ребят на предстоящую работу,  «разбудить» мысли и чувства.       ­У каждого, вероятно, есть любимые цветы. Я, например, больше всего  люблю ландыши. Они удивительно нежные, хрупкие. По­моему, самые  нежные и задумчивые цветы, которые можно найти в лесу. А у вас есть  любимые цветы? Какие? А нелюбимые?     ­Да, иногда цветы нам напоминают что­то приятное, красивое, а иногда  что­то неприятное. Например, А.П. Чехов очень любил цветы, сам их сажал и выращивал в  своём саду. Он в каждом цветке чувствовал личность, характер. Иные  цветы были ему особенно милы, а к иным он питал враждебные чувства. Он не любил георгин, называл его холодным, не вдохновляющим, надменным  цветком. Не старайтесь в своих сочинениях кому­то подражать. Пишите о  том, что вы сами чувствуете, думаете …Я  предлагаю на выбор несколько  тем, но вы можете изменить их или взять другую тему о цветах.      Цель подобной постановки коммуникативной задачи – создать  определённый эмоциональный настрой, разбудить воображение.     Итак, постараемся уточнять речевые ситуации, когда предлагаем  учащимся очередное сочинение.      Тематика сочинений. Речевые ситуации. 1. Мы готовимся к конкурсу на лучший устный рассказ в классе (школе),  учимся у героя кинофильма «как я однажды» говорить интересно,  выразительно, обращаясь к слушателям. 2. Я веду репортаж о футбольном (хоккейном) матче нашей команды с  3. командой соседнего класса.  Какого цвета небо ( в данный момент, вечернее, на рассвете, когда идёт гроза и т.д.) «Хорошо быть облаком летучим». Ты­ облако. Ты летишь…  Радостное утро. Солнце. Снег. 4. 5. 6. Я знаю все секреты и повадки дерева, которое я вижу из окна моего  дома. Знаю, когда оно просыпается и засыпает, каких гостей  принимает, как чувствует себя в разную непогоду. Это дерево…  Кого ты считаешь лучшим хоккеистом (теннисистом, артистом,  режиссёром…)? Почему? 7. 8. Кого из своих сверстников ты считаешь хорошим товарищем (самым  справедливым, проницательным, честным и т.д.) 9. Мыльные пузыри на солнце. 10. «Когда я был маленький,­ пишет космонавт А.Леонов, ­ любил дёргать  за косички девочек . Потом, когда я чуть­ чуть подрос, я понял, что  настоящий мальчишка должен защищать слабых, а для этого он должен  хорошо бегать, прыгать; плавать». Кого , по­ вашему, можно назвать  настоящим мальчишкой? Согласны ли вы с мнением А.Леонова? В чём?  Или вы думаете иначе? Итак, настоящий мальчишка, какой он? 11. Мы готовим выступление на тему «Имя или прозвище». Что мы  покажем и расскажем малышам, чтобы они поняли преимущество  обычных имён перед грубыми прозвищами? 12. Сосулька, которая весной просыпается раньше людей. 13. Окно замёрзло. Как оно выглядит? Что ты в нём увидел?                      Разговорная пятиминутка. ­ Что происходит в мире? Постановка такого вопроса в начале урока даёт возможность выйти  словеснику на разговор о том, чём живёт мир. Возникает живая ситуация  общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями.  Эти разговорные пятиминутки, естественно, могут начинаться иначе.  Например: ­ Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу… Кто смотрел  эту передачу? Что вам больше всего запомнилось?      Такие «разговорные» формы работы должны проводиться регулярно (хотя  бы раз в неделю), чтобы ученики увидели в словеснике человека, который  хочет с ними общаться не только по поводу того, что изучается на уроке, но и  по поводу того, что происходит в жизни. Детям становится понятно, что  учителю­ словеснику хочется говорить с ними, знать их вкусы, склонности,  суждения, потому что они, ученики, ему интересным собеседником ,  искренним и уважительным. Без этого общение не состоится.               Тональность общения.     Вопрос о языке учителя, о культуре его речи не нов. В узком понимании тональность общения­ это его звуковая, интонационная  характеристика. В широком значении­ это ещё и как говорится, и что  говорится. Если в основе урока лежит педагогическое взаимодействие учителя и  ученика, т.е. общение, то правомерно рассматривать урок как сложную  цепочку речевых действий .       Главным в педагогическом общении является контакт, взаимопонимание.  Для современной тональности общения характерны заинтересованность,  доброжелательность, уважительность, личное творческое начало. Со стороны  учеников раскованная, свободная (но не развязная) речь детей является и  признаком хорошей тональности общения на уроке, и её результатом.                          Литература: 1. М.П.Баранов. Методика преподавания русского языка М., Академия,  2000г. 2. Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. Практическая методика русского  языка.                           М., Просвещение , 1995г.

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы Тема: « Система работы по развитию речи»

Выступление на межшкольное объединение учителей русского языка и литературы  Тема: « Система работы по развитию речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018