Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»
Оценка 4.6

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
Взрослым
13.05.2018
Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»
В данной работе говорится о развитии самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения. Описываются приемы, которые я использую для формирования самооценки у детей младшего школьного возраста. На протяжении всего учебного года я провожу упражнения направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии.Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»
самооценка.docx
«Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий» Я считаю, что одной из проблем является самооценка школьника. И свое выступление я хотела бы начать со слов С.Т.Шацкого. Контроль и оценка составляют  основу успешности обучения.  Станислав Теофилович Шацкий . В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности; уметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного «Я». Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть ее ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего- то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны, «научиться» самому учителю научить этому детей, а это для меня тоже была проблема. По новым стандартам ФГОС я работаю второй год и целью моей работы стало: -развитие самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения. Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, адекватно оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям. Для того чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание о себе, необходимо формировать следующие умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать предмет оценки, умение устанавливать критерии оценки. Следующим этапом в моей работе было научить учеников осознавать и оценивать собственные действия, которые предполагали наличие эталонов и возможность получить сведения о контролируемых действиях. Важно также помочь ребенку осознать свое незнание и стремиться его ликвидировать. Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты? Прежде  всего, начала обучать детей  алгоритму самооценивания. Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся  начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания: 1. Какое   было   задание?   (Учимся   вспоминать   цель   работы,   учебную задачу   —   проблемную   ситуацию,   с   разрешением   которой   и   было связано освоение нового познавательного метода). 2. Удалось   выполнить   задание?   Удалось   получить   результат,   решение, ответ?   (Учимся   сравнивать   результат   с   целью   —   это   и   есть качество как соответствие цели и результата). 3. Задание   выполнено   верно   или   не   совсем?   (Учимся   находить   и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»). 4. Задание   выполнил   сам   или   с   чьей­то   помощью? (Учимся   оценивать процесс).  Первое время индивидуальная самооценка была необъективная, но таким образом, каждый день ребята задумываются, что у них получилось, а что нет. Когда уже все ученики оценили своё задание хотя бы раз при всём классе, то дальше сами смотрели на опорный сигнал, задавали себе эти вопросы, отвечали на них. Поэтому необходимо развивать у ученика:  1.умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, 2.контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; 3.создать комфортную обстановку и мотивировать ученика на успех; 4.определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний. Для себя определила правила оценочной безопасности: 1.не скупиться на похвалу; 2.хвалить исполнителя, критиковать исполнение; 3. даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем; 4. не ставить перед детьми несколько задач одновременно, перед каждой работой определять конкретные цели. 5. Стараться меньше пользоваться или не использовать слова: « Опять ты не ….». Это способствует формированию неудачников На протяжении всего учебного года я провожу упражнения направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. 1. Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания использую оценочную шкалу «Волшебные линеечки» (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн), на которой фиксируется результат выполненной работы. Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Я в свою очередь рассматриваю адекватность самооценки с каждым ребёнком индивидуально, при необходимости корректируя её. 2. Взаимооценивание. Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания нужно ставить детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте. Также, необходимо нацеливать детей на проведение анализа работы одноклассников, но при этом постараться помочь товарищу, а не обидеть его. Эффективным приемом является и использование на уроке сигнальных карточек (если вы считаете, что ученик справился с поставленной задачей – покажите улыбающегося человечка, если где-то в чём-то допустил ошибку, то покажите задумчивого человечка). 3. Самооценка на различных этапах урока. Прежде чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой. Причем замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. 4. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке. — Что у вас получалось лучше всего? — В чем испытали затруднения? — Кому было сегодня легко? — Кому пока было трудновато? — Как вы оценили свою работу? — Отметьте свое настроение в дневнике. Предлагаемые способы оценивания позволяют: Ученику :видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Учителю :не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию. Родителям :своевременно помочь своему ребенку исправить положение. Приведу примеры некоторых групповых игр, а также упражнений,  направленных на повышение самооценки ребенка. Игра «За что меня любит мама»  Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди  говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из  детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При  затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с  детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту  информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно  относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы  показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они  моют посуду,  любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за  то, что они есть.       Упражнение "Мой портрет в лучах солнца": ребята рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова "Я могу". Вокруг изображаются лучи, вдоль которых   нужно   написать,   что   они   могут   для   других.   При   этом   надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.     Упражнение «Ладошки»  Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно  обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на  бумаге, пальце написать или нарисовать что­нибудь хорошее о себе. После  этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети  угадывают где, чья ладошка. Для формирования самооценки у детей я использую следующие приёмы: 1.      В начале и в конце урока ввожу рефлексию настроения ( дети оценивают своё настроение с помощью карточек: тучка – грустное, тревожное; солнце– хорошее, радостное. Детям очень нравится эта работа. 2.      При самостоятельной работе или изучении нового материала, также использую сигналы – светофор. (Если ребёнок понял новую тему и может самостоятельно справится с заданием, то поднимает зелёный сигнал, если нужна помощь учителя при выполнении задания, ребёнок поднимает красный сигнал) Дети привыкли к такой работе и с удовольствием пользуются сигналами. Эта работа дисциплинирует детей, каждый ребёнок может оценить задание и свои силы. Для учителя очень удобно, он видит работу всех учеников(как каждый из них понял новую тему). 3.      При взаимопроверке (работа в парах, в группах) использую значки в виде смайлика: весёлый –активно работал, давал правильные ответы; равнодушный – активно работал, но много было неправильных ответов; грустный – на уроке был пассивный, мало отвечал. А также командир группы выделяет игрока, который давал больше правильных ответов. 4.      При оценивании себя и товарищей в конце урока использую карточки с незаконченными предложениями. Выбери и продолжи предложение: - На сегодняшнем уроке я узнал… - На этом уроке я похвалил бы себя за… - Сегодня я сумел… - Я сегодня похвалил бы… Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы. При оценивании своей работы и работы товарищей учащиеся дают содержательную характеристику результатов, анализируют свои достоинства и недостатки, ищут пути их устранения. Это позволяет развивать положительную мотивацию к учёбе. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов,  оказывающим влияние на формирование самооценки младшего  школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать  психологические особенности младших школьников и учитывать  индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»

Выступление на педагогическом чтении по теме   «Проблемы реализации ФГОС НОО в ходе учебных занятий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018