Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
01.05.2017
Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"
Презентация в помощь преподнесения материала о преемственности начального и среднего звена.
Выступление на семинаре учителей нач. кл..docx
Выступление на конференции педагога­психолога МОБУ  СОШ № 5 Овечкиной Т.Н. Выступление педагога­психолога на семинаре учителей начальных классов района на тему: «Психологическое здоровье младших школьников как цель и критерий успешности психологической  помощи детям.» Цель: Ознакомление педагогов с  диагностическими и коррекционными   приемами оказания психологической помощи младшим школьникам.                                               Ход занятия. 1.Упражнение «Цветок дружбы».  Цель: установление доверительных отношений и открытого диалога с   педагогами.       Добрый день, уважаемые коллеги! Коллеги потому, что мы все с вами  решаем одну общую задачу образования  и воспитания детей. Тема нашего  сегодняшнего разговора «Психологическое здоровье младших школьников  как цель и критерий успешности психологической помощи детям». ( слайд 1) А сейчас  поучаствуем в  упражнении «Цветок дружбы». Предлагаю вам превратиться в красивые цветы, рядом с которыми хочется  находиться. Каждый представит себе какой­либо цветок. (Несколько  примеров цветов, но можно спросить и всех.) Прекрасно. Сначала мы  представим себя семечком, посадим его  – для этого   сидя  на стуле,  подожмем ноги и опустим голову к груди,  вы ­ «семечко». За семечком  ухаживают, присыпают его, поливают и оно начинает расти.  Медленно  встаем, поднимая вверх руки, раскрывая ладони, улыбнемся солнышку,  раскроем свои лепестки. «Какие красивые цветы. Я рада всех вас видеть и   хочу быть рядом с вами. (Слайд 2) Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного   пути.   И   если   не   так   давно   психолог   нередко   воспринимался людьми, как психиатр и можно было услышать: «Зачем мне психолог, я псих что   ли?»,   то   теперь   практическая   психология   получила   самое   широкое распространение в различных сферах нашей жизни. Становится привычным обращение   к   психологу   в   случае   трудностей   развития   ребенка,   семейных конфликтов. И это понятно: в последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным   нагрузкам,   высокой   стрессогенности   социальной обстановки.  Если   же   говорить   о   детях,   то   в   качестве   сильного   источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости   (интеллектуализм,   рационализм)   при   внутренней   социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребенок становится старше,   число   стрессогенных   факторов   не   только   не   уменьшается,   но существенно   увеличивается.   Таким   образом,   сегодня   существует   огромная потребность в психологической поддержке психически здоровых людей.   Для   организации   психологической   поддержки   в   качестве   описания   целей можно   взять   метафору   пути:   «Каждый   человек   имеет   свой   путь,   поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».(Слайд 3)   Использование   термина   «психологическое   здоровье»   подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого   для   полноценной   жизни.   Взаимосвязь   между   психическим   и соматическим   была   известна   в   медицине   еще   с   древности:   «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). (Слайд 4)  «Ключевым» словом для описания психологического здоровья является  слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между  различными составляющими самого человека: эмоциональными и  интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и  гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом  гармония рассматривается не как  Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные  критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он  приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то,  что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства  неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную  ситуацию ребенка, так и на формирование статическое состояние, а как  процесс.   Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического  здоровья может стать школа. И действительно, в школе ребенок впервые  попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки  должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма,  счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного  сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки –  баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т.п.). Как следствие этого, он  впервые осознает свое «невсемогущество». Соответственно повышается  зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то,  что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии  его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях  строит свою самооценку. Однако вследствие ограниченности критериев  ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки  детей. Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки.  Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть  хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать  хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть  хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не  только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к  этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на  признание. Депривация притязания на признание у младших школьников может  проявиться не только в снижении самооценки, но и в формировании  неадекватных защитных вариантов реагирования. При этом активный вариант  поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным  и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности.  Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени,  апатии, уход в фантазии или болезнь. Конечно,   для   достижения   гармонии   необходима   хорошая   мотивация. Мотивирование   учащихся   должно   осуществляться   через   предоставление школьникам   возможностей   самоутвердиться,   увидеть   уровень   своих достижений. Можно сказать, что важнейшее средство мотивирования – это преобразование   рефлексивных   ситуаций   в   ситуации   успеха.   Для   этого необходимо,   чтобы   педагогами   отмечалось   прежде   всего   приобретение учащимися каких­либо качеств и умений, а не отставание или трудности в освоении   последних.   Это   особенно   важно,   потому   что   в   реальной   жизни значимые взрослые обращают внимание чаще на недостатки или на трудности в   освоении   той   или   иной   деятельности.   Предлагаем   вашему   вниманию диагностику самооценивания личности по следующим критериям (Слайд 5) Лист самооценки психологического здоровья Всегда ­ 4 б. Часто ­ 3 б. Иногда ­ 2б. Никогда – 1б. Заполните, пожалуйста, данный лист самооценки (информация только для Вас) Посчитайте количество баллов. Сумма прямо пропорциональна уровню с/о  человека.  Лист самооценки психологического здоровья  Я ценю себя как человека со всеми достоинствами и недостатками.         Я хорошо знаю свои способности и возможности.         Я ценю окружающих людей, несмотря на то, что мне не все в них нравится.  Я умею в каждом человеке найти что­то хорошее.         Я хорошо понимаю, что я чувствую в тот или иной момент.         Я умею открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим.         Я понимаю, почему я поступаю именно так в той или иной ситуации.         Я осознаю последствия моих поступков.         Трудные ситуации делают меня сильнее и умнее.         Если придет трудная ситуация, я постараюсь и обязательно с ней справлюсь.  Мне хочется улучшать свой характер и становиться лучше и умнее.         Мне хочется приносить все больше и больше пользы и радости окружающим.         Данную диагностику можно предложить и обучающимсямладшего школьного  возраста 9­10 лет. И параллельно дать заполнить подобную работу на данного  ученика учителю и родителю.  Лист оценивания психологического здоровья ребенка педагогом. Фамилия, имя ученика ___________________________________________ Педагог _______________________________________________________ Дата заполнения ________________________________________________ Оценка Тест Всегда ­ 4 б. Часто ­ 3 б. Иногда ­ 2 б. Никогда ­ 1 б. Принимает себя со всеми достоинствами и недостатками. Умеет принимать окружающих людей, т.е. в каждом человеке умеет найти  что­либо хорошее.         Умеет сопереживать окружающим.        Понимает свое эмоциональное состояние.         Осознает причины и последствия своего поведения.         Проявляет развитый самоконтроль.         Умеет открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим.         Уверен в себе (своих знаниях, физических качествах, нравственных  суждениях).         Умеет выражать собственное мнение, не ориентируясь на мнение  окружающих.         Умеет организовать себя при выполнении школьных и внешкольных заданий.         Умеет находить радость в труде и творчестве.         Умеет ставить цели и добиваться их.         Проявляет чувство юмора, адекватное жизненным ситуациям.         Проявляет интерес к познанию самого себя.         Активно стремится к познанию окружающего мира.         Умеет проявить инициативу в занятиях, играх.         Умеет преодолевать трудности, используя весь свой внутренний потенциал.         Стремится к тому, чтобы становиться умнее и лучше. После заполнения листов сравниваются с/о и оценки взрослых. Проводится  индивидуальная корректирующая работа. Уважаемые учителя, попрошу Вас заполнить на листочках, где записано:         Экспресс­диагностика «Измерение времени», не используя часы, записать  время, которое, по вашему мнению, прошло от начала занятий. Отложите эти  листочки в сторону. Упражнение «Разогревки ­ самооценки» Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы  психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Участвуют все педагоги. Задания: если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши; если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу; если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль  внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа; если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя  только потому,  что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой; если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте  глаза; если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами,  топните ногой; если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните; если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь  вокруг себя; если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите  рукой; если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно  ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой; если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете,  подпрыгните; если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют  для вас только нежелательные последствия, кивните головой; если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того  эмоциональны ли вы, потанцуйте. Вопросы к педагогам: ­ Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти  задания?  Фиксация времени по экспресс­диагностике(…)  Упражнение, вернее , игра с собой – «Я заслуживаю…»  Счастье редко дается человеку «большим куском», в течение дня бывают  такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто  необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в  окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите  ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все  то хорошее, что  у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя.  Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю  того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не  менее 5 событий. Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий  дня, начиная фразой: «Я заслуживаю..». это необходимо делать в течении трех недель. обы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на  видное место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим,  чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное  место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим. А сейчас подведем итог нашей диагностики времени. Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Как известно, если  человек очень увлечен процессом, погружен в него, то время бежит  субъективно быстрее, чем, если бы он был менее заинтересован. И наоборот,  когда человек занят неинтересным делом, ему кажется, что время  замедляется. Таким образом, по полученным результатам можно судить о  том, насколько вообще данный предмет интересен для детей. Необходимо  посчитать средние оценки времени по классу, поделить полученную сумму на  количество учеников. Затем провести такую же операцию с оценками времени через 28 и 36 минут. Так мы получим цифры, характеризующие субъективное  восприятие времени классом в целом. Если класс «недооценивает» время  (например, в субъективном восприятии детей прошло 10, 20 и 30 минут с  начала урока), значит, они увлечены предметом, учатся с интересом. Если  время скорее «переоценивается» (например, в том же случае пишут, что  прошло 15, 35 и 40 минут), то урок в целом скорее не представляет для детей  познавательного интереса, и это повод для учителя пересмотреть свою  тактику преподавания. Заключительная часть видеофильм о морских звездах. Поэтому особое значение приобретает личность взрослого, находящегося с  ребенком. Как отмечал Э. Фром, у педагогов и родителей должна  присутствовать так называемая биофильная ориентация, т.е. ориентация на  жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как  жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора, только тогда можно  говорить об оптимальных условиях становления психологического здоровья  детей. Эти положения заставляют по­новому взглянуть на проблему стиля  педагогического общения. Под ним обычно понимаются индивидуально­ типологические особенности социально­психологического взаимодействия  педагога и обучающихся. Необходимо считать неотъемлемой составной часть  продуктивного общения разностороннее использование педагогом приемов  комического. Как известно, остроумие, веселость педагога заряжают детей  оптимизмом и жизнестойкостью, снимают перенапряжение, вызывают  эмоциональную разрядку. Можно отметить психотерапевтическую функцию  комического, эффективность его применения в конфликтных ситуациях,  возможность эмоционального насыщения материала. Более того, по мнению С. Л. Рубинштейна, юмор имеет тесную взаимосвязь с саморегуляцией. Человек  с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессогенный или стрессовый характер)  причиной потери душевного равновесия. Необходимо уточнить, что чувство  юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с  чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого  плана. Сказанное позволяет заключить, что необходимым условием  формирования психологического здоровья школьников является  доминирование у педагогов экспрессии оптимизма и эффективное  использование ими приемов комического в педагогическом процессе.

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"

Выступление на педагогическом совете школы педагога-психолога на тему :"Преемственность в обучении 4-5 классов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017