Выступление на педагогическом совете тему «Педагогическая этика в рамках взаимоотношений «Учитель-ученик» -как основа «педагогики сотрудничества».
Манасиповой Н.Г., учителя истории МБОУ ЕСОШ №1
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он-совершенный учитель» Л.Н.Толстой
Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности, изучающая нормы поведения учителя
Качества педагога
• Честность
• Доброжелательность
• Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности
• Чувство ответственности за результаты труда
· Соблюдение дисциплины
Требования педагогической этики:
1. Установка, усиливающая веру в успех;
2. Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником.
3. Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся;
4. Благоприятное речевое общение с учениками с самой первой встречи;
5. Облик самого учителя, внешний вид, сама обстановка в классной аудитории.
Негативные модели общения педагогов с учащимися
Модель диктаторская («Монблан»)- информативное общение, не контактное, отсутствует личное взаимодействие, учитель как- бы возвышается над детьми;
Модель «неконтактная» («Китайская стена»)- слабая обратная связь, барьеры в общении, учитель удаляется от общения с детьми;
Модель дифференцированного внимания («Локатор»)-избирательное отношение к детям, ориентация либо только на сильных ,либо только на слабых учеников;
Модель негибкого реагирования («Робот»)-жесткая программа
Модель авторитарная («Я сам»)-учебный процесс фокусируется только на педагоге, отсутствие творчества и инициативы у детей;
Модель гиперрефлексивная («Гамлет»)- педагог как «обнаженный нерв», озабочен отношением к себе окружающих, ведомый, может попасть под влияние детей или родителей;
Модель гипорефлексивная («Тетерев»)-педагог замкнут на себе, слышит только себя.
Благоприятная модель общения
Модель активного взаимодействия («Союз»)- основана на диалоге.
Правила разрешения конфликтов:
Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит - разрядить обоюдную эмоциональную напряженность.
Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!
Заповеди педагогического общения
• Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам.
• Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
• Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
• Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
• Умейте анализировать процесс общения .
• Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.
«Пойми ученика»-профессиональная заповедь педагога.
Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.