Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"
Оценка 4.7

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
18.02.2017
Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"
Предлагается практическое задание для учителей: нарисовать солнышко и 8 лучиков с целью увидеть, как неудобно ехать школьнику по стране знаний. Даны разъяснения, что представляет собой системно-деятельностный подход. Предлагаются примеры, как организовать обучение с применением системно - деятельностного подхода на разных предметах.
педсовет 5ноября.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №1» г. Сухиничи Калужской области Педсовет  «Системно­деятельностный подход в обучении школьников в современной школе»                                                                                                                                 Заместитель директора по УВР                                                                                                                     Кочеткова В.А. 2013 г Задание учителям: нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская,  проектная, игровая, познавательная, практическая, речевая, трудовая или др.)  Каждый лучик разделите на 10 частей. Отметьте   на каждом лучике столько  делений, на сколько вы считаете, занимаются этой деятельностью у вас в школе.   Соедините эти точки. Получилось колесо, на котором ученик едет по стране знаний,  И как вы видите, это не совсем удобно.    Задача ФГОС как раз выправить колесо, чтобы было удобно ехать. С этой целью в основу ФГОС и положен  системно­деятельностный подход. Слайд 1    «Системно­деятельностный   подход   в   обучении».   Данная   тема   педсовета актуальна,  потому  что  в современных  условиях  именно  системно­деятельностный подход   создает   основу   для   получения   качественно   новых   образовательных результатов.  Слайд 2  Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по­разному.  Кто­то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие ­ о воспитании, третьи ­ о развитии   интеллектуальных   и   творческих   сил   детей,   их   умении   учиться, формировании способности к саморазвитию...:  Слайд 3  Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым  найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.  Слайд 4 Способность   человека   к   реализации   социально   значимой   деятельности   является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, ­ считал А. Дистервег, ­ должна заключаться   в   развитии   самодеятельности,   благодаря   которой   человек   может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”  Слайд 5 Об этом писали  Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,   Л.В.   Занков   и   многие   другие   известные   педагоги   и   психологи   в   нашей стране   и   за   рубежом.   Анализ   исторического   развития   образовательной   сферы показывает,   что   требования   к   подготовке   выпускников   со   стороны   общества менялись. Многие годы целью школьного обучения было овладение системой знаний. Память   учеников   загружалась   многочисленными   фактами,   именами,   понятиями. Именно   поэтому   выпускники   российской   школы   по   уровню   фактических   знаний, Российские   школьники   неплохо   выполняют   заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых в последнее десятилетие международных сравнительных исследований настораживают. задания репродуктивного   характера,   но   показывают   низкие   результаты   при   выполнении заданий, связанных с наблюдением, классификацией, сравнением.  Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего.  Слайд 6 И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно ­ деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Слайд 7 В широком смысле системно–деятельностный подход означает способность субъекта к   саморазвитию   и   самосовершенствованию   путём   сознательного   и   активного присвоения нового опыта. В узком смысле ­ психологическом значении ­ это совокупность действий учащихся, обеспечивающих   его   культурную   идентичность,   социальную   компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Основные   задачи   образования   сегодня   –   не   просто   вооружить   выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.  Слайд 8 Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Поэтому в основе Стандарта нового поколения лежит   системно­деятельностный   подход.   В   системно­деятельностном   подходе категория   "деятельности"   занимает   одно   из   ключевых   мест,   а   деятельность   сама рассматривается   как   своего   рода   система.   Понятие   системно­деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие.  Слайд 9 Что значит "деятельность"? Во­первых, деятельность ­ это всегда целеустремленная система,   система,   которая   нацелена   на   результат.   С   самого   начала   в   системно­ деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на   результат   –   развитие   личности   ребенка   на   основе   универсальных   учебных действий (УУД). Во­вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия   не   разорваны.   В­третьих,   в   деятельности   надо   учитывать   психолого­ возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим   особенностям   формы   деятельности.   Таким   образом,   любая   деятельность, осуществляемая   её   субъектом,   включает   в   себя   цель,   средство,   сам   процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе ­ не дать объем знаний, а научить учиться.  Слайд 10 Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили   голод".   Притча   гласит:   не   надо   давать   рыбу,   надо   научить   ловить   ее. Стандарт   нового   поколения   и   есть   стандарт,  который   помогает   научить   учиться, научить   "ловить   рыбу",   а   тем   самым,   овладеть   универсальными   учебными действиями,   без   которых   ничего   не   может   быть,   и   которые   формируют фундаментальное   ядро   образования.   Именно   в   действии   порождается   знание. Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде,   а   добывая   их   сам,   осознает   при   этом   содержание   и   формы   своей   учебной деятельности,   понимает   и   принимает   систему   ее   норм,   активно   участвует   в   их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному   формированию   его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.  Слайд 11   «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы   он   сам   их   находил,   самодеятельно   ими   овладевал.   Такой   метод   обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.   Изложение,   считывание,   диктовка   против   него   детская   забава. «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены   тысячелетия   труда,   а   ведет   его   к   разрабатыванию   строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег   Основной   из   главных   задач   учителя   является   организация   учебной   деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого   преобразования   учебного   материала   с   целью   овладения   новыми знаниями.   Для   того,   чтобы   знания   учащихся   были   результатом   их   собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.  Системно­деятельностный подход ­ это организация учебного процесса, в котором главное   место   отводится   активной   и   разносторонней,   в   максимальной   степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Слайд 12 В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом     Позиция   ученика:   за   познание   мира   (в   специально   организованных   для   этого условиях).  Слайд 13 Каждый раз мы, учителя, составляя проект очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:   а   с   вопросом. (готовые   знания,   умения,   навыки), А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть; В) какие методы и средства обучения выбрать; Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков. Многое   зависит   от   таланта   и   мастерства   учителя,   его   умения   организовать «поиски» на уроке, умения управлять, и не натаскивать. И этому надо учиться.  У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно­деятельностной основе.  Например,   при   изучении  иностранного   языка  этот   термин   дополняется словом коммуникативный системно­деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения. Системно­деятельностный   подход   в   преподавании  математики  требует формирования   практических   умений   применения   теории.   Позиция   учителя математики должна быть такова: к классу   не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями,   создавать   математические   модели,   т.е.   владеть   теми   универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Уроки  истории   и   обществознания,   проведенные   в   рамках   системно­ деятельностного   подхода   к   преподаванию,   предполагают   также   формирование универсальных  способов   и практических   навыков  работы  с разными  источниками информации,   умение   работать   с   документами,   с   понятиями,   проектировать монологический   ответ   по   теме   по   алгоритмам,   памяткам,   самое   главное   умение проводить параллель истории с современностью. Уроки русского языка предполагают моделирование усваиваемой информации путём составления таблиц,  схем и рисунков. На урок русского языка всегда трудно приступать к заданиям повышенного уровня – наличию сочинений по тексту, поэтому на   1   этапе   нужен   системно­деятельностный   подход.   Во   всем,   чтобы   ученики почувствовали жизненную необходимость навыка работы с текстом. Практика   проведения   интегрированных   уроков   говорит   о   том,   что   без   системно­ деятельностного подхода они превращаются в уроки­концерты, уроки­выступления. Чтобы этого избежать нужно, представлять то, что является основой интеграции: ­ содержание обучения  ­ способы деятельности    Говоря   о   системно­деятельностном   подходе   в   образовании,  нельзя   отрывать   это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не   потока   информации,   нравоучений   человек   выступает   как   личность. Взаимодействуя   с  миром,  человек   учится   строить  самого   себя,  оценивать   себя   и анализировать   свои   действия.   Поэтому   проектная   деятельность,   деловые   игры, коллективные   творческие   дела   –     это   все   то,   что   направлено   на   практическое общение,   что   имеет   мотивационную   обусловленность   и   предполагает   создание   у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно­деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды достижениям. не сразу, ведет к       но     Слайд 14­15 Структура   урока   на   основе   системно­деятельностного   подхода   следующий вид:    имеет Постановка учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагание деятельности. Здесь учащиеся должны быть включены в проблемную «коллизию» («Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать ­ мне интересно») Четко формируется цель урока после заданий, актуализирующих знания учащихся. Открытие детьми нового знания. На этом этапе идет решение проблемы. Обсуждение, дискуссия, диалог, поиск, когда нет готового образца; система вопросов учителя приводит к открытию нового знания.   В   завершение   учитель   подводит   итог,   знакомя   с   общепринятой терминологией   и   алгоритмом   действий   –   то   есть   того   универсального   способа, которым   должен   воспользоваться   ученик   в   дальнейшей   учебно­познавательной деятельности. Первичное закрепление. Первичное   закрепление   осуществляется   через   комментирование   каждой искомой ситуации, обозначенной алгоритмом действия (что делаю, почему, что идет и   за   чем,   что   должно   получиться).   Эффект   усиливается   от   сочетания   устной   и письменной   речи   –   озвучивание   действий   –   это   маленькая   поисковая   работа   в сознании ученика. Она обязательна. Эффективность первичного закрепления зависит от   варьирования   и   полноты   «проигрывания»   учебного   материала   (использование нестандартных приемов, игры, занимательности, индивидуального подхода к слабым и сильным и т.д.) Самостоятельная работа с проверкой в классе. Задачи четвертого этапа – самоконтроль и самооценка. Здесь не нужна громкая речь   ни   учителя,   ни   ученика.   Всё   переходит   во   внутренний   план.   Ученик проговаривает   алгоритм   действия   «про   себя».   Важно,   чтобы   на   этом   этапе   была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается); у ученика возникло желание закрепить удачный результат. Все четыре этапа над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая во времени. Обычно на это уходит 25 минут. Оставшееся время  можно   посвятить   закреплению   ранее   полученных  знаний,  умений,  навыков, интегрировав их с новыми ЗУН или занятия опережающей подготовкой к следующей теме урока. Здесь же в индивидуальном порядке необходимо доработать ошибки по новой теме, которые могут возникнуть на этапе самоконтроля. Завершающая точка урока: самооценка, оценка и задавание на дом. Слайд 16 Система дидактических принципов. Реализация   технологии   системно­деятельностного   метода   в   практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип  деятельности  ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом   виде,  а   добывая   их   сам,  осознает   при   этом   содержание   и   формы   своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип  целостности  – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4)  Принцип  минимакса  –  заключается   в следующем:  школа  должна   предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5)   Принцип  психологической   комфортности  –   предполагает   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на   уроках доброжелательной   атмосферы,   ориентированной   на   реализацию   идей   педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному   принятию   решений   в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.  Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.   Чтобы   плыть   с   попутным   ветром,   современному   педагогу   необходимо владеть современными технологиями. Перед вами показатели владения педагогом современными   технологиями,   а   вы   сами   решите,   являетесь   ли   вы   современным педагогом,   который   сможет   воспитать   детей,   способных   стать   счастливыми. Сделайте для себя выводы.  Слайд 17 Показатели владения педагогом современными технологиями   Учит детей определять границы своих знаний, ставить проблему  Учит   детей   осуществлять   контроль   и   самооценку   своей   деятельности   в соответствии с выработанными критериями  Организует   учебное   сотрудничество   детей,   совместно­распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе    Создает   условия   для   выстраивания   ребенком   индивидуальной   траектории изучения предмета  Использует   современные   информационные   технологии   для   формирования способности   самостоятельно   ориентироваться   в   информационном пространстве    Организует проектные и событийные формы работы   Организует   совместно­распределенную   деятельность   детей   во   внеучебной работе    Обеспечивает включение детей в социально­значимые проекты    Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей    Применяет информационные технологии в образовательном процессе  Итак, системно­деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие   результаты,   формировать   у   учеников   универсальные   учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Поэтому   считаю,   что   задачей   №1,   которая   стоит   перед   всем   педагогическим коллективом,   является   активное   и   целенаправленное   внедрение   системно­ деятельностного   подхода   в   обучение.   Это   не   10   и   не   15минут   самостоятельной работы на уроке, а полностью на протяжении 45 минут мы должны организовать учебную   работу   так,   чтобы   учащиеся   являлись   субъектами   собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их и применяли полученные знания на практике. Своё выступление хочу закончить словами И.В.Гёте «Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление.

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход в обучении школьников в современной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017