Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"
Оценка 4.8

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
география
Взрослым
06.05.2017
Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"
В данной работе рассматривается основная форма обучения - урок . Дана характеристика современным методическим подходам к разработке конспектов уроков по географии в основной школе; основным формам работы с информационно-коммуникативными средствами (ИКТ) на уроках географии и практическим направлениям исследовательского подхода на уроках географии.
урок основная форма обучения географии Сизоненко Л.А..docx
Урок ­ основная форма обучения географии.  Определение целей и содержания уроков, отбор методов и средств  обучения.                                                                        Выполнила Сизоненко Л.А. Урок – это основная форма учебного процесса, которая проводится по заранее  составленному расписанию с определенным контингентом учеников одного возраста. В качестве общих задач методики преподавания на уроках географии Н.Н. Логинова и С.В. Сарайкина называют следующие: отбор научного материала, нужного и годного для школы; приведение материала в определенную последовательность; выработка системы способов  изложения, проработки и усвоения материала; выработка системы методов и способов  закрепления, повторения и проверки знаний учащихся. Планирование учебной работы на уроке географии включает составление тематического и  поурочного плана. Он предполагает выделение системы уроков по теме, взаимосвязанных  целей, содержания обучения, организации познавательной деятельности школьников. В подготовку урока географии входит тематическое планирование: тема, учебно­ воспитательные задачи урока, понятия, связи, закономерности, факты, проблемы, опорные  знания и умения, самостоятельные и практические работы, оборудование, формы учебной  работы. Поурочные планы разрабатываются на основе тематических, в них подробно  раскрываются цели, содержание, методы, формы обучения. В дидактике утвердилась идея о том, что структура урока не должна быть универсальной,  раз и навсегда заданной при любых целях и содержании учебного материала. Структура  урока может быть разнообразной, но при этом необходимо, чтобы она всегда была очень  четкой. Осуществление этих требований помогает выделить по ходу урока смысловые  блоки – относительно целостной части содержания, которую возможно выразить с  помощью познавательного вопроса и задачи. Структурирование урока по смысловым  блокам с постановкой познавательных задач позволяет соединить содержательную и  процессуальную стороны учебного процесса, обеспечить единство деятельности учителя и  учащихся на уроке. При разработке урока можно показать схему последовательных действий учителя: 1)  формулировка целей урока; 2) выбор модели структуры урока; 3) выделение смысловых  блоков; 4) формулировка познавательных и учебных задач к каждому блоку; 5)  планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой  познавательной задаче, то есть отбор методов и форм организации обучения; 6) анализ хода урока с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых целей, внесение  необходимых корректив. Основу содержания урока составляет материал учебника. Очень важным является отбор  методов обучения. Учитель при отборе методов должен решать: 1. Какой учебный материал будет дан в готовом виде, а какой изучен школьниками  самостоятельно. 2. В каких видах будут использованы типовые самостоятельные работы, а в каких –  проблемные или творческие. 3. Соответствуют ли отобранные методы обучения возрастным особенностям учащихся. Факторы, влияющие на данное решение: а) цели урока; б) содержание урока; в) подготовка  учеников; г) возрастные особенности учащихся; д) наличие средств обучения. Выбор методов обучения зачастую определяется местом изучаемой темы в курсе.  Планируя работу с разными средствами обучения географии, надо ответить на следующие  вопросы: 1. В составе каких методов планируется использование каждого из средств обучения? 2. Какая познавательная деятельность учащихся – репродуктивная или творческая – будет  организована с их помощью? 3. Служат ли средства обучения на уроке источником новых знаний или их функция  организуется иллюстрацией изложенного учителем? 4. Оценка качества урока. К формам организации учебной деятельности на уроках географии относят фронтальную,  индивидуальную, коллективную, и их сочетание определяют характер общения учителя с  учащимися и учащихся друг с другом. Суть фронтальной формы состоит в том, что учитель ведет работу со всем классом,  применяя разные формы изложения – рассказ, объяснение, лекцию, а также беседу. Для  уроков географии обязательно сочетание всех видов изложения учителя с работой по карте и другому источнику знаний. Главная трудность при использовании фронтальной работы  состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся и обеспечить их устойчивое внимание. Индивидуальная форма в последние годы получила широкое распространение на уроках  географии, но все еще невысок удельный вес творческих, проблемных заданий.  Фронтальная и индивидуальная формы организации учебной деятельности на уроке обычно сочетаются одна с другой. Типично фронтальное обсуждение сочетаются с  самостоятельными работами. Коллективная форма – новая для уроков географии при организации учебной  деятельности. Группе учащихся поручается общее задание, которое надо коллективно  решать.  Типологию уроков географии целесообразно строить по двум принципам: 1. По дидактической цели – комбинированный урок, изучение нового материала, проверка  и контроль знаний и умений, урок обобщающего повторения. 2. По характеру познавательной деятельности – проблемный урок, не проблемный урок. В систему структурного урока географии можно внести: 1) организационный момент; 2)  проверку; 3) изучение нового материала; 4) закрепление и обобщение; 5) задание на дом. Методы обучения необходимы для того, чтобы обеспечить усвоение всех компонентов  содержания географического образования, способствовать развитию и воспитанию  учеников. Классификация методов обучения на уроках географии имеет большое научное и  практическое значение, она служит ориентиром для конструирования, отбора и оценки  эффективности методов обучения. В 30­е гг. была принята классификация методов  обучения по источникам знаний: слово учителя, работа с учебником и книгой, работа с  глобусом и географической картой, наглядно­иллюстрационный метод, работа с цифровым материалом и другие методы. Эта классификация сыграла положительную роль в практике  школы, так как ориентировала учителей на усиление работы с картой, на широкое  использование разнообразных средств наглядности. Но данная классификация имеет и свои недостатки: методы обучения выделены по внешнему признаку, нет принципа  развивающего обучения . В учебном пособии «Теоретические основы методики обучения географии» под редакцией  А. Е. Бибик описана система методов и приемов обучения на уроках географии. Среди них  названы: устное изложение, беседа; наблюдения и опыты; работа с учебником и  дополнительной литературой; использование наглядных пособий (работа с географической  картой и глобусом; использование картин мелких форматов, коллекции минералов и  горных пород, коллекции почв, гербарии, графические пособия); практические и  самостоятельные работы; методы проверки знаний, умений и навыков. Помимо  традиционной формы урока географии в данном пособии описаны экскурсии и внеклассная работа по географии. В учебном пособии О. В. Крыловой «Современный урок географии. Уроки развивающего  обучения: 6­7 классы» содержание уроков строится на материалах географических атласов и учебников развивающего обучения. Пособие включает методический практикум, который помогает проанализировать как отдельные уроки, так и систему уроков по географии в 6­7 классах. В пособии рассмотрены разные типы уроков развивающего обучения ­ изучения  нового материала, актуализации знаний, уроки обобщения. Исходя из идей развивающего обучения, классификацию методов обучения целесообразно  строить в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся. Это  классификация И. Я. Лернера и Н. М. Скаткина, которая включает пять методов обучения: объяснительно­иллюстративный (информационно­рецептивный), репродуктивный,  проблемное изложение, частично­поисковый и исследовательский. В обучении географии  эти методы приобретают определенную специфику под влиянием целей, содержания и  средств обучения учебному предмету. Таким образом, структурирование урока географии по смысловым блокам с постановкой  познавательных задач позволяет соединить содержательную и процессуальную стороны  учебного процесса, обеспечить единство деятельности учителя и учащихся на уроке. По  дидактической цели выделяют следующие типы уроков географии: комбинированный урок, изучение нового материала, проверка и контроль знаний и умений, урок обобщающего  повторения. Выбор методов обучения зачастую определяется местом изучаемой темы в  курсе. 1.2 Современные методические подходы к разработке конспектов уроков по географии в  основной школе ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации  образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном  этапе цель географического образования ­ формирование в сознании учащихся системы  взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к  активной деятельности в быстро меняющемся мире. ФГОС содержит перечень предметных  результатов освоения основной образовательной программы по предметной области  «География»: 1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о  географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для  решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как  основы географического мышления для осознания своего места в целостном,  многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности  и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах  её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной  деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных  странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и  инструментов для определения количественных и качественных характеристик  компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической  карты как одного из языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации  географической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного  оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и  техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к  возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в  окружающей среде. О. В. Старикова заостряет внимание на том, что в рамках внедрения ФГОС изменились  цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной  географии: деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет: «Современная география изучает пространственно­временные взаимосвязи,  природно­антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных  систем, то есть изучается географическая среда, в которой живет человек. География  будет относиться к общественно­научным предметам. На первый план в содержании  географического образования выходит деятельностная составляющая». ФГОС предусматривает приоритетное использование системно­деятельностного подхода в  организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на  предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа  формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную  образовательную программу учреждения образования. Начать изучение географии в 5­6 классах целесообразно с обоснования значения  географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать,  для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.  Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5­6  классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение  специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной  съемок, определение направлений и расстояний на местности. Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5­6 классов к  курсу географии своей страны в 8­9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения  землеведческих и страноведческих компонентов содержания. При изучении физико­ географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование  знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных  стран. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по  причине изучения курса географии в 10­11 классах по выбору. Курс «География России» изучается в 8­9 классах как единый страноведческий курс.  Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как  ГОС (ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Учащиеся 8­9 классов уже владеют умениями  использовать информационно­коммуникационные технологии и Интернет, и эти  компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи  полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций  выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать  работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о  выполненных учебных заданиях. Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает  переосмысление роли учителя в образовательном процессе. На современном уроке у  учителя географии расширяются социально­профессиональные функции, усиливается его  роль в формировании и реализации личностных особенностей каждого ученика,  становлении у них ценностных ориентаций и смыслов. Возрастает роль учителя как  организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация  информационно­образовательной среды за счет использования современных средств и  технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их  на сдачу экзаменов. Главное – отход от преобладания репродуктивных способов обучения  и усиление творческой стороны учебного познания, использование современных  поисковых, исследовательских способов достижения целей и задач урока. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной  деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их  результатах, если они получили качественную подготовку по предмету. Именно эти направления в методике преподавания представляются наиболее важными в  современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех  требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. По В. А. Кадаеву, современный урок географии должен быть построен на  предоставлении  учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,  формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов,  законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Согласно данному автору, урок географии в современной школе должен отвечать требованиям: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики  построение урока на основе закономерностей учебно­воспитательного процесса. 2. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с  учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 3. Установление межпредметных и внутрипредметных связей, опора на достигнутый  уровень развития учащихся. 4. Мотивация и активизация всех сфер личности. 5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно­воспитательной деятельности. 6. Эффективное использование средств обучения. 7. Связи с жизнью, личным опытом учащихся, производственной деятельностью. 8. Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого  урока. Сегодня актуально насыщение уроков географии материалами, демонстрирующими  современные средства подачи темы урока и содержащими проблематику, актуальную на  сегодняшнее время, в сочетании с интерактивными формами обучения. Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является  взаимодействие. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная  коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека  «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или  группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные  действия. Известны такие формы интерактивного обучения как: диалогическая, парная,  полилогическая, групповая, игровая. М. Е. Сергеева полагает, что условиями успеха усвоения материала учащимися на уроках  географии являются выбор адекватных форм освоения с использованием имитационных и  ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов (докладов, презентаций,  видеороликов). Данным автором в качестве интерактивных методов преподавания  географии в школе названы: кластер, пазл, сравнительная диаграмма, двухчастный дневник и другие. Система занятий в рамках каждого метода преподавания включает в себя стадии  усвоения и закрепления материала: вызов, осмысление, рефлексия. М. Е. Сергеевой описаны такие варианты метода интерактивного обучения на уроках  географии: 1. Исследовательская работа в группах. В данном случае акцент делается на  самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах до шести человек или индивидуально. Они выбирают подтему общей темы, которую нужно изучать всей группой.  В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных  учащихся. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместными усилиями  составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке. Чаще всего такой  вариант работы используется в проектной технологии. 2. Кластер. При работе с использованием метода кластер, который применяется для  стимуляции познавательной деятельности учащихся, развития их памяти и  пространственного мышления, работа протекает следующим образом. Учитель записывает  в центре доски тему (ключевое слово), просит учащихся сделать то же в тетрадях, а затем  подумать и записать вокруг данного слова (словосочетания) все, что приходит им на ум в  связи с предложенной темой. Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в  парах, делятся ими со всей группой и фиксируют их на доске и в тетрадях. 3. Двухчастный дневник. Использование этого метода предполагает в процессе чтения  текста учебника, дополнительного текста записывать в тетради в разделе "отрывок" слова  (фразы, предложения), которые вызывают у учащихся различные ассоциации, эмоции, а в  другом разделе ­ "реакции" ­ фиксировать свои мысли и чувства в связи с прочитанной  частью текста. Затем проводится обсуждение результатов работы. 4. Эксперты. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным  материалом, который разбит на фрагменты. Вся команда работает над одним и тем же  материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает  особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из  разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. На  заключительном этапе учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез. Результаты  суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается. М. Е. Сергеевой подчеркивается, что интерактивные методы обучения очень эффективны,  так как они: делают уроки географии интересными; развивают чувство ответственности;  дают возможность высказывать мнения, перенять опыт; дают возможность осваивать  жизненно важные навыки; способствуют инициативе учащихся; учеба происходит в  действии при сотрудничестве учащихся с учителем. Новизна данного опыта заключается в  предложенном эффективном способе наполнения мотивационного аспекта содержания  обучения географии, обладающей ярко­выраженной социокультурной направленностью в  соединении с технологией развития творческих способностей личности. Сочетая принцип  дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, учитель  более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных  поддержать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода  обучения. О. А. Вострикова акцентирует внимание на том, что одной из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые  понятия, но и научить грамотно  работать с разнообразными носителями информации.  Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования  является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет  активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию  методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и  развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. О. А. Востриковой выделены три основные формы работы с информационно­ коммуникативными средствами (ИКТ) на уроках географии. 1. Первая форма работы – это непосредственное применение ИКТ в учебном процессе.  Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему  наглядности. Так, если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса  географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости,  вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы  (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, учитель географии может  использовать их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний  учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power  Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и  дополнять. В результате, при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три  механизма восприятия: 1) зрительно­образное,  связанное с восприятием изображения; 2)  слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорит педагог; 3)  дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением  дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют  целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических  представлений. Информационно­коммуникативных средств, которые можно использовать в  общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической  практики географического образования признано внедрение в учебный процесс  мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники позволяют  существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.  Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты,  фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.  Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы  с этих дисков можно использовать и независимо от программы. 2. Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы,  проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии при подготовке к  урокам. Учителя географии часто сталкиваются с работой со статистическим материалом,  трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для  решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Работая над  созданием презентации, учащиеся могут использовать программу Power Point, которой они  обучаются на уроках информатики. 3. Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения  познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий).  Например, возможно комплексное использование средств ИКТ в работе кружков, секций и  объединений дополнительного образования по географии в рамках школы. Средства ИКТ  позволяют информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить  учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Итак, нельзя не согласиться с О. А. Востриковой, согласно которой компьютерные  технологии помогают учителю географии сделать работу на современном уроке  интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят  удовлетворение своей работой. Внедрение новых информационных технологий и  компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную  систему обучения географии. Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю  широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать  кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. «При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения на  уроках географии у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.  Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для  формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания  и развития». Ю. А. Чурляева выражает уверенность в том, что применение блочно­ модульной  технологии на уроках географии повысит эффективность усвоения географических знаний, стремление к познанию и творчеству, даст возможность значительно увеличить объём  изучаемого материала за определенное время, выделить ведущую мысль и довести ее до  учащихся. При этом данного эффекта на уроках географии, по мнению указанного автора  можно достичь, если будут выполняться следующие условия: поставлены цели  и задачи  обучения всего блока темы; сочетаются словесные и наглядные методы (в том числе и  использование опорных конспектов, схем­конспектов, логически опорных конспектов);  широко вовлекаются учащиеся в различные виды самостоятельной деятельности в  индивидуальной, парной, групповой формах; применяется комбинированный способ  контроля, письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль. Согласно С. Е. Кутейникову, сущность модульного обучения заключается в том, что  ученик полностью самостоятельно или при консультационно­координирующей помощи  учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет  возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей,  возможностей и потребностей. Модульное обучение характеризуется опережающим  изучением теоретического материала укрупнёнными блоками­модулями, алгоритмизацией  учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания. Модуль  рассматривается как функциональный узел, предназначенный для достижения конкретных  дидактических целей. Эти цели достигаются в результате организации самостоятельной  познавательной деятельности учащихся. Как подчеркивает И. А. Горячева, география ­ предмет, при освоении которого ведущей  является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика ­ умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять  зависимость, анализировать и другие. Эти умения формируются, главным образом, при  выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в  географии ­ основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных  результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета,  предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является  неотъемлемой частью учебно­познавательного процесса на любом его этапе ­ при изучении  нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче  метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики  дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к  метадеятельности. Метапредметные результаты образовательной деятельности ­ это  способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при  решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе  одного, нескольких или всех учебных предметов. Для формирования знаний, умений, навыков по географии, И. А. Горячева рекомендует  применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию  познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний. На уроках  географии данный автор предлагает активно использовать современные средства  информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно  расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и  самостоятельных работ по географии. «Система работы позволяет создавать между  педагогом и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит  взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению  добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу  личности ребенка». На уроках географии И. А. Горячева предлагает реализовывать исследовательский подход  (с учетом возрастных особенностей обучающихся). Практическую направленность  исследовательского подхода можно реализовать несколькими путями: 1. Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной  территории, составление отчета. 2. Проведение полевых практик по географии, практическое применение навыков  исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его  анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или  индивидуальный). 3. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций. 4. Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа  выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы. 5. Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и  представляется для обсуждения всему классу. 6. Работа эколого­географического лектория. Развивается память, культура речи,  коммуникабельность, умение отстоять свою точку зрения. 7. Работа кружка «Занимательная география». Проведение собственных исследований,  определение результатов, формулирование выводов, оформление работ, их презентация. Таким образом, в рамках внедрения новых ФГОС предусмотрено приоритетное  использование системно­деятельностного подхода в организации обучения, усиление  практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном  уровнях. Акцент делается на отход от преобладания репродуктивных способов обучения и  усиление творческой стороны учебного познания, использование современных поисковых,  исследовательских способов достижения целей и задач урока. Учащиеся постепенно  овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся  самостоятельно работать с различными источниками информации. На уроках географии  организуется информационно­образовательная среда за счет использования современных  средств и технологий обучения. Ресурсы: 1. http://uchebnikionline.com 2. http://texts.news/sovremennoy­shkolyi­pedagogika/urok 3. http://studopedia.su

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"

Выступление на педсовете "Урок - основная форма обучения географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017