Цель исследования — выявить и обосновать комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих успешность дифференциации и индивидуализации процесса обучения естественно-научным предметам на основе знаний о когнитивно-стилевых особенностях школьников
Одна из задач исследования – автоматизация анализа анкетирования.
Личность - это данный конкретный человек со всей совокупностью его общественных отношений, психологических и физиологических реакций
Сильный – это значит сильная нервная система – высокая работоспособность, сдержанность, инициативность, настойчивость, организаторские способности и лидерские качества, быстрая приспособляемость.
Слабый – повышенная утомляемость, пассивность, внушаемость, чувствительность, плохая приспособляемость.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от аудиала - немедленного повторения услышанного;
от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны окружающих.
Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения
Многое становится понятным:
как мотивировать их на процесс обучения;
как подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся;
как правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;
почему возникают проблемы с дисциплиной;
почему мы «говорим на разном языке»;
как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания;
как привлечь внимание детей
Способ получения информации
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический тип |
посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия | посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками | посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении |
Словарь общения
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический тип |
в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, на первый взгляд и т.д.) | характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать и т.д.) | в основном включены слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, прикосновения, хороший нюх и т.д.) |
Особенности внимания
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический тип |
визуалу шум практически не мешает | легко отвлекается на звуки | очень трудно сконцентрировать своё внимание, и его можно отвлечь чем угодно |
Особенности запоминания
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический тип |
-хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде | хорошо запоминают разговоры; | -хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты; |
Кто как записывает домашнее задание
Например, Д/З написано на классной доске
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический тип |
Послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. | Если захочет записать д/з в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет себе эту информацию в дневник. | Чаще всего долго роется у себя в портфеле, достаёт оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений |
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический тип |
разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д. | не делать замечания, когда он в процессе запоминания издаёт звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием | -не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за журналом, писать на доске, |
Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в зависимости от ведущей репрезентативной системы
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический |
Наблюдение, работа с книгой | Чтение вслух | Самостоятельная работа с книгой |
Конспектирование | Диалог | Реферирование |
Составление планов или опорных конспектов | Дискуссия | Решение экспериментальных задач |
Работа с иллюстрациями, видео, таблицами, схемами, картами, | Доклад, сообщение | Творческие задания |
Анализ схем, таблиц | Лекция | Анализ таблиц, схем |
Инсценировки, образные представления | Логические задания | Ролевые игры, основанные на эмоциях |
Работа в группе | Работа в одиночку, в паре | Работа в группе |
Рекомендации при выполнении домашних заданий
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический |
Составить таблицу, схему. | Читать материал вслух | Сформулировать вопросы к тексту |
Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного | Подготовить сообщение | Составить тестовое задание |
Сделать краткие записи | Пересказать | Поработать сценаристами |
Как общаться с ребенком на «его языке»
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический тип |
используя слова, описывающие цвет, форму, размер, местоположение | используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту) | - используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов |
Замечание ученику произведёт лучший эффект, если будет сделанона «его языке»:
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;
кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.