Выступление на тему
«Организация и проведение мастеркласса
как одного из способов повышения квалификации педагогов и представления
педагогического опыта»
Подготовила А.В.Цибускина,
учитель английского языка
Единственный путь, ведущий к знаниям – это
деятельность.
Бернард Шоу
Слайд 2.
Цель: дать представление о структуре и характерных особенностях мастеркласса.
Сегодня педагогмастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями,
знающий особенности экспериментальной работы,
умеющий анализировать инновационные
педагогические технологии, прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические
рекомендации.
Мастеркласс с одной стороны одна из форм эффективного профессионального обучения
педагогов, а с другой стороны форма представления собственного опыта, в том числе и во время
прохождения аттестации.
Мастеркласс это семинар, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще
более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Основные
преимущества мастеркласса – это уникальное сочетание: короткой теоретической части,
индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.
Мастеркласс дает возможность повысить квалификацию педагогическим работникам тем, кто
уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.
Слайд 3.
Т.о., подводя итог всему сказанному, можно определить формулу мастеркласса:
компетентный специалист + доступность для коллег + успешная технология = мастер класс
К формуле мастеркласса я бы добавила интерактивность. Думаю, что мастеркласс и
отличается от всех других форм передачи опыта тем, что дает возможность тут же попробовать новый
прием (способ, средство) и получить отзыв опытного мастера.
Методика проведения мастерклассов не имеет какихто строгих и единых норм. В большинстве
своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастеркласса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Слайд 4
Тематика мастерклассов может включать в себя:
обзор актуальных проблем и технологий,
различные аспекты и приемы использования технологий,
авторские методы применения технологий на практике,
тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании
технологии в конкретных задачах.
При планировании работы мастеркласса определяется единая основополагающая цель,
достижению которой подчинено все заседание.
(Например, изучение современных педагогических технологий на основе опыта педагога,
выступающего в роли руководителя мастер класса, и внедрение данного опыта в практику работы
педагогов одной направленности).
Слайд 5
В ходе мастеркласса участники:
изучают разработки по теме мастеркласса;
участвуют в обсуждении полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
1
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Слайд 6
Структура мастеркласса различной направленности строится по принципу, отражающему логику
процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.
Первая это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический
опыт руководителя мастеркласса по определенному направлению деятельности.
(Например, использование технологии создания творческих мастерских на занятиях.) При
обосновании целей и при изучении методов данной технологии возможно:
демонстрация фрагмента урока («вживую» или видеозаписи, фоторепортаж)
демонстрация работ учащихся, в том числе в виде мультимедийной презентации.
Особенность использования фото и видеоматериалов заключается в возможности обзорного
просмотра фрагментов занятий по теме, отражающих систему работы педагога.
Вторая часть мастеркласса отводится на отработку полученных знаний на практике. На этом
этапе в роли учеников выступают участники мастер класса, а руководитель в роли педагога. На данном
этапе важно, чтобы каждый педагог осознал эффективность изучаемой педагогической
технологии.
На третьем этапе – рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие,
план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение.
Очень важен тот факт, что каждый участник мастеркласса получает конкретные рекомендации для
практической деятельности.
Слайд 7
Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зависимости от того, что он будет
показывать.
Это может быть:
показ программы деятельности, образовательной программы, программы самообразования и т.п.;
показ отдельных форм и методов работы, которые использует в своей деятельности педагог;
показ инновационных моментов деятельности.
Результатом «мастеркласса» является модель, которую разработал «педагогУченик» под
руководством «педагогаМастера» с целью применения этой модели в практике собственной
деятельности.
Слайд 8
Владение основами информационной и коммуникационной культуры – непременное требование к
современному педагогу.
В ходе подготовки к мастерклассу, используя офисные компьютерные программы, педагог может
подготовить следующие документы:
Визитка или буклет мастеркласса. (Microsoft Office Word, Publisher)
Конспект мастеркласса. (Microsoft Office Word)
Презентация для проведения мастеркласса. (Microsoft Office PowerPoint)
Слайд 9
Рассмотрим более подробно модель проведения мастеркласса на тему «Методы
работы с видеофрагментами с целью формирования навыков аудирования и говорения на уроках
иностранного языка».
В данном случае под видеофрагментами понимаются небольшие по продолжительности (до 10
минут) видеоролики на иностранном языке, представляющие ситуации из жизни, отрывки из
художественных фильмов, мультфильмов.
В конспекте мастеркласса необходимо определить цель: представить практический опыт
работы с видеофрагментами с целью формирования навыков аудирования и говорения на уроках
иностранного языка.
Прописать техническое задание для слушателей мастеркласса (т.е. практическую работу).
Продумать Список технического оборудования и программного обеспечения, необходимого
для проведения мастеркласса.
Слайд 10 (последняя стр. буклета)
2 I.
При проведении презентации педагогического опыта педагогмастер:
кратко характеризует видеоматериал, используемый в практике преподавания, цели
использования, условия реализации (технические требования);
описывает достижения в работе;
доказывает результативность деятельности учащихся с использованием видеофрагментов;
определяет проблемы и перспективы в своей работе.
II.
Далее педагог описывает систему учебных занятий в режиме презентуемой технологии. Здесь
характеризуются основные приёмы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям, виды
упражнений, направленных на достижение цели педагога (примеры наиболее типичных упражнений
можно оформить в виде буклета). Целесообразно дать методические рекомендации по созданию и
применению системы упражнений к видеофрагментам (возможно оформление в виде памяток,
буклетов, технологических карт).
III.
Вторая часть мастеркласса представляет собой проведение имитационной игры, где педагог
мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с
учащимися. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и
экспертов, присутствующих на открытом занятии.
IV.
Следующий этап мастеркласса – моделирование.
Педагогиучащиеся выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной
модели учебного занятия с применением рекомендованных педагогоммастером приёмов, учитывая
методические рекомендации.
Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и
управляет ею.
V.
Итогом мастеркласса является рефлексия. Мастер совместно со слушателями проводит
обсуждение авторских моделей учебного занятия. Проводится дискуссия по результатам совместной
деятельности мастера и слушателей. Достижение целей в работе мастер-класса
определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной
деятельности является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик»
под руководством «учителя-мастера» с целью применения этой модели в
практике собственной деятельности.
Если мы говорим о конструировании учебного занятия с применением видеофрагментов, следует
уделить внимание основным правилам их использования. Это такие нюансы как продолжительность
видеофрагмента с учётом возрастных особенностей обучающихся и содержательных моментов самого
фрагмента. Необходимо внимательно отнестись к подготовке оборудования.
И в заключении хотелось бы обратить ваше внимание на то, как сам педагог оценивает проведение
мастеркласса.
В методической литературе разработаны общие направления оценки мастеркласса. Я не буду
на них останавливаться. Вы с ними можете познакомиться в памятке по проведению мастеркласса. Но
каждый педагогмастер должен уметь адекватно проанализировать результаты своей деятельности и
ответить для себя на вопрос: «Какова эффективность проведения и что дало каждому педагогу участие в
его мастерклассе?».
3
Выступление на заседании методического оьединения по теме "Мастер-класс как способ представления педагогического опыта"
Выступление на заседании методического оьединения по теме "Мастер-класс как способ представления педагогического опыта"
Выступление на заседании методического оьединения по теме "Мастер-класс как способ представления педагогического опыта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.