Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"
Оценка 4.6

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
06.03.2017
Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"
" Иностранный язык как предмет требует от учащихся концентрации внимания и напряжения сил. В своем выступлении я делюсь с коллегами наработками о том, что помогает здоровьесбережению в учебном процессе, с какой целью я провожу физкультминутки, каковы требования к уроку с позиции здоровьесбережения.
Мазитова Р.Л. Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка.docx
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ  В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, так как, ( по  данным исследований психологов), более 60% учащихся постоянно или часто испытывают  стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья  учащихся: снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности.Ухудшение  здоровья школьников становится и педагогической проблемой. Здоровье школьников – это  политика, в которой воплотится наше будущее. «Иностранный язык» как школьный предмет характеризуется большой  интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в  течении всего урока, вследствие чего возникает утомление.  Сущность, цель, задачи здоровьесбережения. Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с  помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении  является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу  жизни». Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий,  направленных на сохранение здоровья учащихся. Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего  здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения; 4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих  технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном  смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном  процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более  узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться  педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного  вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания,  обучения и работы в образовательном условии. Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические  приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся. В кабинетах начальной школы комплекты новой мебели, в которых парты можно  регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью в школе  имеются аппараты для питьевой воды.  Организованно рациональное питание учащихся на  большой перемене.             Учебная деятельность. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с  удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его  встречает добрый взгляд учителя и друзья одноклассники. Одним из требований к современному уроку с точки  зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного  психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и  самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый  урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки, веселые вопросы. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и  специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно­двигательного аппарата,  упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Физкультминутки сопровождаются  песнями, стихами, скороговорками на английском языке   Комплексное использование  оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, снимает статические нагрузки а это в свою очередь  способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Время начала физкультминутки выбираю, ориентируясь на состояние, когда у  значительной части учащихся начинает проявляться утомление (чаще всего в середине  урока). Выполняются физкультурные минутки стоя около парт, в кругу, в центре класса. При  проведении  физкультминуток  учитываю 2 условия: Состав упражнений  должен зависеть от особенностей урока; Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия  должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Выполнение упражнений  со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не  даст, скорее, наоборот. Укрепление зрения: Динамические паузы и физкультурные минутки  обязательно включают в себя  упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.   Например: Look left, look right Look up, look down Look around. Look at your nose. Look at that rose. Close your eyes. Open, wink and smile! Упражнения по формированию осанки: Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень  часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем  более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение  осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус.  Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в  межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования  органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в  значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное  представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты  рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят  вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком.  Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят  отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем  учитель отбирает 2­3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая  внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать  учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно  требует длительного времени и постоянного контроля. Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.­ о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках.  Также провожу физкультминутки: • на отдых позвоночника, • релаксационные упражнения для мимики лица, • потягивание, • массаж области лица, • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока  гораздо интенсивнее и с большей результативностью. Понятие здоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на этих и других  уроках максимально использовать способы и методы преподавания, применяя которые  можно создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к  здоровому образу жизни. Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления  и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.  Организую такую работу по­разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой­то мере помогает  решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать  длительного сидения за партой. Так же использую: ­ работу в парах; ­ фронтальный опрос; ­ игровые приёмы; ­ приёмы с элементами соревнования. Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающих технологий, стараюсь  сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое, рабочее  настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить  интерес к предмету. Внеклассная деятельность. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии  занимает внеклассная работа с детьми. Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает  быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку  осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек  счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с  самого раннего детства. Поэтому,  вся деятельность педагогов направлена:  на создание условий  для организации реабилитационной и лечебно­оздоровительной деятельности, способствующей оздоровлению и сохранению физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся, нуждающихся в  длительном лечении;  на формирование навыков здорового образа жизни как средств профилактики  заболевания и сохранения здоровья;  на достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;   на формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного  минимума содержания общеобразовательных программ. Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения: 1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных,  неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся.  Чистота помещения. 2.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке. 3.Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради,  чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4­7 видов за урок. Однообразность  урока способствует утомлению. 4.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной  деятельности: ориентировочная норма 7­10 минут. 5.Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный,  самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех. 6.Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10­15 минут. 7.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и  творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей  знаний», в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод  свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода  творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием,  обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь),  методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения,  воображения, самооценки и взаимооценки. 8.Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска  (форма, чистота, пригодность для работы). 9.Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать. 10.Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется  ли поза в соответствии с видом работ). 11.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке:  физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика,  гимнастика для глаз. 12.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым  образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности,  формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального  способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора  поведения и т.д. 13.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка,  похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации:  стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д. 14.Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и  учащимися (комфорт­напряжение, сотрудничество­авторитарность, учет возрастных  особенностей), между учащимися (сотрудничество­соперничество, дружелюбие­  враждебность, заинтересованность­безразличие). 15.Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с  комментарием, музыкальная минутка. №  п/п 1. 2. 3. Здоровьесберегающий   компонент Соблюдение норм СанПиНа Создание условий для здоровьесбережения: рациональная организация учебной  нагрузки:  плотность урока   (60­80%)  чередование видов учебной  деятельности (3­6 чередований) проведение физкульт­минуток (каждые 20  мин), чередование позы.  Соблюдение  санитарных норм и  гигиенических условий проведения урока: чистота температура и свежесть воздуха рациональность освещения класса и  классной доски организация двигательного режима  учащихся, эстетический комфорт Периодичность  использования Постоянно  Постоянно Краткое обоснование  выбора Сохранение высокого  уровня реального  здоровья школьника.  Снижение  утомляемости,  тревожности,  травматизма. Постоянно Снижение  заболеваемости, риска аллергических  расстройств. Регулярно  Регулярно  Невысокая  утомляемость  учащихся, высокий  уровень внимания.  Избежание  перегрузок, создание  атмосферы  сотрудничества на  уроке 4. 5. Использование  ­ игровых моментов, ­музыки, ­иллюстрации, Рациональная организация двигательной  активности. Использование различных педагогических  технологии ­проектный метод, ­ ролевое моделирование, ­ мозговой штурм, ­ групповая дискуссия. дифференцированное обучение, ­ адаптивная технология,  ­личностно ­ ориентированное обучение,  ­работа по формированию ценности  здорового образа жизни.   6. Осуществление режима проветривания и  Постоянно слежение за чистотой кабинета.   7. Релаксационные паузы на уроках. Постоянно Забота о здоровье  участников учебного  процесса. Для восстановления  работоспособности.

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"

Выступление на заседании ШМО: " Здоровьесбережение на уроках иностранного языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017