Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Оценка 4.9

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
23.04.2017
Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков.
Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе.docx
Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых  говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры,  что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является  дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте  игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической  игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным,  работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию  фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность,  внимание, а главное – обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у детей появляется  интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют  формированию орфографической зоркости младшего школьника.[11] Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития  лексического запаса детей. Игры: 1 . Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико­фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза,  понимание смысло­различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие  логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой ­ отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке  словосочетаний и предложений. Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки) Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: 1.  Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок) 2.  Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка) 3.  Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег) Игровые приемы. 1. Найди «лишнее слово» Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания,  закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК КОШКА БЕРЕЗА КОРОВА РОМАШКА СОБАКА ДУБ ЛИСА РОЗА ВОРОБЕЙ МАЛИНА ВОЛК ЛУК КОРОВА ОСИНА МЕДВЕДЬ Задания. Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? 2. Детям очень нравятся такие задания, как: ∙  Заменить словосочетания одним словом: o  ­ промежуток времени в 60 минут, o  ­ военнослужащий, стоящий на посту, o  ­ ребенок, любящий сладкое, o  ­ очень смешной фильм. ∙  Распредели слова на две группы. o  Найди родственные слова. Выдели корень. ∙  Закончи предложения: У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как…….. ∙  Составь рассказ по опорным словам: o  зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения,  обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения  и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный  эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом,  стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети,  которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль,  им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного  словарного запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это  «знание» ­ пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить. Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры­задания со словами и  игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков  умения читать, составлять слова из букв и слогов. Игры­задания со словами для младших школьников: ∙  любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную  тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «зебра». Слова к нему — зубр, енот, барсук,  рысь, антилопа. ∙  Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из  слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» и последний звук (стол)». ∙  Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень  (олень); клад (склад). ∙  Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет — цвет, норка — корка, песок — лесок. ∙  Ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В  ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения  частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово. Анаграммы ­ это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из  всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановки в другом  порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот  несколько интересных примеров: колба­бокал — блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ­каприз — блок из  двух шестибуквенных анаграмм; карта­карат­катар — блок из трех пятибуквенных анаграмм. Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть  в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования. Приведем еще примеры игр со словами: «Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например  «остановка». За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат»,  «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы.  Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное  слово. «Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие  «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова,  состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто  придумал последнее слово. «Угадай фразу». Ведущий берет какую­нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются  угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить  то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает),  получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы  ребятам было интересно играть. Можно построить урок знакомства с новыми словами в форме путешествия.[12] Например, вот так: Новая тема «Город» Совершим экскурсию по городу вместе с Машей. Она приехала из другого города и оказалась на вокзале. Вокзал – слово по происхождению английское. Когда­то госпожа Вокс устроила в усадьбе зал, где проводили  танцы. Сначала этот зал и назвали вокзалом, в слове мы слышим «вок» + «зал». А теперь – это помещение на станции  для пассажиров. Маша вышла на площадь. Ей интересно будет узнать, что слово это по происхождению русское, обозначало  «плоский». На площади – рынок. Сейчас это крытое помещение, но когда слово родилось, в немецком языке оно означало  «круг, площадь», потому что рынок чаще всего устраивали на торговой площади. Рядом с рынком – аптека – учреждение, где изготавливают и продают лекарства. Когда­то давно это было  греческое слово и означало «склад». Маша подходит к огромному торговому комплексу. Это Гипермаркет. Сложное слово. «Гипер» в переводе с  латинского означает «сверх», «маркет» – покупка­продажа. Так комплекс назвали за огромное количество отделов,  где продают вещи совершенно разного назначения. Рядом станция метро. Метро – сокращённое слово «метрополитен» – городской подземный транспорт.  Посмотрим, как слово образовалось. В греческом языке было 2 слова: «метер» (мать) и «полис» (город), а если сложить вместе, получится «мать  городов», т. е. столица. А от них образовалось – метрополитен – столичный транспорт. Потому что метро сначала  строили только в самых крупных городах. На метро Маша доехала до окраины. На берегу залива – порт. Это слово из латинского языка: место стоянки,  погрузки судов. На другой площади – собор. Слово из старославянского языка, означало «собрание». По­другому это здание  называется – церковь. Слово во время крещения пришло из Греции. Означает – «господний (дом)». Это сооружение нам уже знакомо – стадион. Напомним Маше: слово греческое. В древних олимпийских играх  бегун пробегал дистанцию примерно в 192 метра – это «стадий». Маша пришла в парк и пошла по аллее. Аллея – это дорога в саду или в парке, по обеим сторонам которой  посажены деревья или кусты. Слово пришло из французского языка, где означало «проход, дорога». Вдалеке журчит фонтан. Это сооружение, в котором вода под напором бьёт струёй. Фонтан – слово по  происхождению латинское, значение его было – «источник». А вот дорога, похожая на аллею, также растут по бокам деревья. Но эта аллея в городе, идёт вдоль улицы. Здесь её правильное название – бульвар. Это слово заимствовано из голландского языка. Означало раньше совсем другое:  крепостной вал. Урок в такой нетрадиционной форме вызывает очень большой интерес у учащихся и способствует более  легкому и прочному запоминанию слов, а также применению их в собственной речи. Также можно использовать метод составления словариков на основе лексики прочитанных художественных  произведений, который очень хорошо зарекомендовал себя и уже довольно долгое время применяется многими  учителями в своей работе. После чтения некоторых произведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными слова могут быть и с точки зрения их лексического значения, и с точки зрения их грамматической формы, и с точки зрения  их написания. Работа ограничивается одним непременным условием: слова должны быть написаны грамотно и  красиво. (Словарь не допускает ошибок и исправлений; не можешь написать слово правильно сразу в словарик –  потренируйся в черновике). Даже если школьники не ставят перед собой задачу выписывать трудные по своей  орфографии слова, тренировка в правописании всё равно осуществляется, но непроизвольно для детей. Эти словарики дети могут использовать как списки опорных слов при пересказе, рабочие материалы при написании изложений по  данным художественным произведениям, сочинений. Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся  память на орфографическую норму, расширяют лексический запас. Вариантами такой работы могут быть составление словариков слов иноязычного происхождения, словарики  исконно русских слов, устаревших слов (материалом для таких словариков служат тексты русских народных сказок, с помощью собранных материалов дети выполняют творческие работы по составлению своих сказок, работы оформляют в виде книжек­малышек).[13] При работе по запоминанию новых слов следует учитывать ряд условий: ∙  установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; ∙  заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; ∙  яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; ∙  образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Для запоминания слов используются различные мнемонические приемы: стихи, рассказы, рисунки, ребусы,  группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Облегчают  запоминание небольшие произведения детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь», рассказ – быль Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». В работе над словарными словами часто используются стихи, например: Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали «Петя»– Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Лиса – лисица, посмотри, Очень любит букву И. С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам.[14] Мышление учащихся начальных классов носит  наглядно­ образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у  большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова  предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием  занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям. На букве О очень легко  нарисовать помидор, а буква И ­ это ножи, которыми можно его разрезать. Рисунки надо делать только на тех буквах,  которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. Также в работе над закреплением значения слов можно использовать различные лексические упражнения:[15] 1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые  соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево­красной  шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу. 2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер. 3. Объясните значение выделенных слов. Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. Третий месяц у ворот ­ это к солнцу  поворот. 4. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова. Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались  два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно ­ гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою. 5. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо ­ песнь заводит, Налево ­ сказку говорит. 6. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово. Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста… 7. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова. Сапоги, ботинки ­ это обувь, а … ­ это одежда. Заяц, … ­ это звери, а … , … ­ это птицы. Пенал, … ­ это  учебные принадлежности, а … , … ­ это инструменты. Морковь, … , … ­ это овощи. В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно­ орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в  специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.  Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока и др. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их  активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно­орфографических упражнений  должно способствовать активизации словаря младших школьников. Здесь может использоваться такой прием как  орфографическое чтение.[16] Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова  тематическими блоками (5­10 слов) и изучать один блок в течение недели. Первый день 1. Самостоятельное чтение слов учащимися. 2. Прочтение слов учителем «орфографически». 3. Повторение детьми 2­3 раза. 4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски). 5. Проверка слов. Второй день 1. Карточка на мгновение показывается классу. 2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии. 3. Дети три раза произносят «орфографически». 4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски). 5. Проверка слов. Третий день 1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически». Четвертый день 1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания. 2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто­то из учащихся комментирует  слово), графическое оформление. 3. Проверка всего блока слов. Пятый день 1. Диктант. «Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении  самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать  «орфографическое» чтение на всех уроках. Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не  прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение,  составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды,  стихотворения, отрывки из художественных произведений. 2.2 Усвоение детьми различных групп слов   В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися  отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными понятиями. А ведь это  очень важно, так такие слова наиболее трудно усваиваются детьми. Это нам помог выяснить обучающий эксперимент. Для начала мы определили для себя проблему: исследовать особенности усвоения детьми различных групп слов  с конкретным и отвлеченно­абстрактным значением. Для этого на уроках русского языка в 1, 2 и 3 классах начальной  школы мы проводили работу над словами: запомнить слово и его значение, выделить данное слово из текста, составить словосочетание с данным словом, распределить заученные слова по различным признакам. Затем, для изучения  результатом эксперимента, проводился словарный диктант с различными заданиями для учащихся разных классов. По  результатам исследования удалось установить, что слова, соотносимые с конкретными предметами и людьми,  окружающими ребенка (парта, тетрадь, скамейка, двор, трактор, машина и т.д.) усваиваются детьми без особого труда, правда такие же слова с конкретным значением, но труднопроизносимые усваиваются сложнее. Слова же с  отвлеченным и абстрактным значением усваиваются очень тяжело. Такие слова как дружба, доброта, вежливость  запоминаются детьми легче, потому что почти ежедневно звучат в их речи и соотнесены с культивируемыми в них  самих морально­этическими качествами, т.е. дети знают, что они должны быть дружными, добрыми, вежливыми, им  напоминают об этом каждый день. Но такие слова как, например, трудность, сказочность, везение усваиваются детьми  далеко не сразу и очень быстро забываются. Следовательно, в ходе эксперимента мы выявили необходимость исследования значений абстрактных слов как  компонента возрастного языкового сознания важно и в плане выявления процессов становления как речи, так и  мышления. На формирование значений абстрактной лексики оказывают влияние различные, часто противоречивые  тенденции в общественной жизни современной России; неверно или недостаточно правильно понятые младшими  школьниками факты, книги, кинокартины; самостоятельный анализ поведения взрослых; те изменения, которые  происходят с самими испытуемыми. Значения многих из исследуемых слов сформировались в сознании детей под  влиянием речевой практики. Отвлеченная лексика недостаточно привлекается учителями начальных классов в качестве изучаемого  материала, усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без специального руководства со стороны педагога, она фактически перестала  использоваться в средствах массовой информации, практически не используется в семье, в результате чего у младшего школьника формируется не только искаженная языковая картина, но и ложно ориентированная картина мира в целом.  Младший школьный возраст особенно сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений между  людьми, моделей этих отношений, усвоения норм поведения. Усвоение слов нравственных отношений будет влиять и  на воспитание правильных норм поведения. Применительно к начальной школе работа подобного рода не проводилась, хотя, на наш взгляд, необходимо (и возможно) знакомить детей с данной лексикой в доступном возрасту объеме.  Выделение этой лексики в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического,  методического, дидактического и психологического характера. Изучение, которое позволит в рамках лексически  ограниченной группы слов познакомить учащихся с языковыми средствами, существенно обогатит речь школьников. Кроме того, эксперимент показал и другие интересные результаты. Например, для первоклассников оказалось наиболее трудно выделить отдельные предложения из текста и  записать прослушанный текст по памяти. Это говорит о недостаточном развитии памяти детей. Учащиеся 2 класса, выполняя задание на распределение в два столбика названий животных и растений, в  большинстве своем правильно выполнили задание. Затруднения вызвали слова «ива» и «зубр», многие ученики просто  не знали, что это такое. Также им было предложено задание из набора слов составить предложения. Из данных слов  правильно записали все 4 предложения меньше половины учеников. Трудность вызвали наборы слов: ­ Девочка, альбом, рисунок; ­ Ребенок, чашка, молоко. Следовательно, наименьшую трудность для второклассников вызвало упражнение классификационного  характера. Наиболее трудным оказалось задание по составлению предложений из набора слов. Для учащихся 3 класса трудным оказалось задание по записи к каждому слову общего слова­понятия.  Правильно выполнили задание только 10 % учащихся. Наибольшее затруднение вызвали слова «стол» и «карандаш». В  следующем задании нужно было из слов каждой строчки выбрать два слова, близких по смыслу (синонимы). Правильно выполнили задание больше половины учащихся. Подбор слова, противоположного по смыслу, также вызвал  затруднение у многих учащихся. Правильно выполнили задание четверть учащихся. Из данных слов составили все 3  предложения больше половины учащихся. Типичные ошибки: нарушение последовательности слов в предложении. На основании этих наблюдений можно сделать некоторые выводы. Школа управляет процессом развития речи младших школьников. Однако у школьников возникают трудности  при овладении речью на всех уровнях. Развитие словаря учащихся происходит вместе с обогащением и уточнением представлений о предметах и  явлениях. Уже с 1 класса учащиеся выполняют логические упражнения по группировке и классификации предметов  по их существенным признакам. Упражнения классификационного характера вызывают трудность в том случае, если  ребенок не понимает значение слова. Школьники в основном понимают различие между синонимами, могут подобрать антонимы. Усваивают они и  сочетаемость слов с другими словами. При выполнении практических упражнений затруднения возникают, если  теоретические сведения сообщались давно или учащиеся не понимают оттенков значений слов. Учащиеся, как правило, верно определяют границы предложений. Работа над предложением, как и словарная,  составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно. Такая работа начинается уже в период обучения грамоте. ЗАКЛЮЧЕНИЕ За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка,  нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. И это очень печально, потому что  учащиеся таким образом обедняют свою речь, а вместе с тем и свой язык и свою общую культура. Школьные уроки  русского языка призваны пробудить интерес, тягу к постоянному получению знаний. На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и  структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой. А это в свою очередь ведет к  ухудшению запоминания новых слов, к обеднению словарного запаса детей и с эти учитель должен бороться всеми  способами. Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми  учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для  формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению,  господствуют методы внешних побуждений ­ отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь  место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно. Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний  учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге  авторские – нетрадиционные уроки. Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова,  вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень  важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с  тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи. Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к  учебному предмету. В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно  овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к  языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями. Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно,  т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и  взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся  общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом».[17] (Шанский) Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения,  позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять  и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению  его лексического значения. Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в  своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным  русским литературным языком.

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе

Выступление: Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017