«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»
Оценка 4.8

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.04.2017
«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Ключевые компетенции формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
ПРОЕКТНО ИССЛЕД ДЕЯТ.docx
Государственное казённое образовательное учреждение для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Эммаусская школа­интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII вида «Проектно­исследовательская деятельность как основа формирования  Тема выступления: ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ» Терентьева М.В. Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций  Доводы, до которых человек  додумывается сам, обычно  убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову  другим. (Б.Паскаль) Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели   школы,   которая   отвечает   актуальным   и   перспективным   потребностям личности, общества и государства.  Уходит   эпоха   «образования   на   всю   жизнь».   На   смену   приходит   новая   эпоха, принцип   которой   «образование   длиною   в   жизнь»,   эпоха,   которая   востребовала человека с иными качествами.  Главное  изменение  в обществе,  влияющее  на  ситуацию  в  сфере  образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения   определённого   количества   знаний.   На   современном   этапе   требуется другое:   выработка   умений   делать   выбор,   эффективно   использовать   ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.  Результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний,   умений   и   навыков   сама   по   себе,   а   набор   ключевых   компетенций   в интеллектуальной,   гражданско­правовой,   коммуникативной,   информационной   и иных сферах.   Отсюда   вытекает   основная  задача   образования:   научить  ученика   деятельности решения   задач,   решения   проблем   в   различных   сферах   жизнедеятельности. Компетентностный   подход   выдвигает   на   первое   место   не   информированность ученика,   а   умение   решать   проблемы,   возникающие   в   реальных   жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение   к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью   задач.   Ценным   в   учебном   проекте   является   не   столько   результат познавательной   деятельности   ученика,   сколько   обучение   его   умениям проектирования:   проблематизации,   целеполаганию,   организации   и   планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.   Одной   из   приоритетных   задач   современной   школы   является   создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Ключевые   компетенции,   определяющие   современное   качество   содержания образования   для   учителя   являются  переходом   от   передачи   знаний   к   созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.  Для   учащихся   ­   переход   от   пассивного   усвоения   информации   к   активному   ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя   ­   поиск   средств   и   методов   развития   образовательных   компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы. Традиционный   подход   к   процессу   обучения   не   позволяет   создавать   реальные условия   для   качественного   решения   задачи:   современный   ученик   должен комфортно   чувствовать   себя   в   новых   социально­экономических   условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную   познавательную   и   творческую   деятельность.   Этого   можно   добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и   развития   коммуникативности   учащихся,   где   учитель   выступает   как   учитель­ сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками. В   новых   ФГОС   большое   внимание   уделяется   именно   проектной   и исследовательской   деятельности   как   решающему   фактору   в   формировании   у школьника   умения   учиться.   В   основе   метода   проектов   лежит   развитие познавательных   навыков   учащихся,   умений   ориентироваться   в   информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Именно   образование   в   начальной   школе   является   базой,   фундаментом,   всего последующего   обучения.   И   именно   в   начальной   школе   закладываются   основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.   Их   влечёт   жажда   новых   впечатлений, экспериментировать, самостоятельно искать истину.   любознательность,   желание Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.  Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: ∙ Учить:  Самостоятельному, критическому мышлению.   Размышлять,   опираясь   на   знание   фактов,   закономерностей   науки,   делать обоснованные выводы.   Принимать самостоятельные аргументированные решения.   Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.   Актуальность   метода   учебных   проектов   связана   с   тем,   что   в   Федеральном государственном   образовательном   стандарте   начального   общего   образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения   в   значительной   мере   способствует   решению   задачи   повышения эффективности   и   качества   образования,   предопределяет   успешность   всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик   может   «взять»,   а   тем,   сколько   из   «взятого»   он   сможет   применить   на практике. Младший школьный возраст ­ благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы   творческой   и   образовательной   траектории,   психологическая   база продуктивной   деятельности,   формируется   комплекс   ценностей,   качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, ­ значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и  свои корни в культуре. В начале ХХ века американский философ и педагог  Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик стали авторами «метода проектов».  Суть новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов,  вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую­либо задачу,  они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями. В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети  выполняют «проекты» ­ конкретные задания, связанные с учебным материалом. Важная роль в организации этой деятельности – умение учителя – определить в нем  приоритетное направление и соответственно разработать цели, методику реализации и содержание. Модернизация российского образования состоит в его содержательном и  структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе  является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической  деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши  дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели  информационными технологиями, были способны самоопределению и  самообразованию. В связи с практической ориентированностью современного образования основным  результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система  знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей: 1. Ценностно­смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир,  ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать  целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать  решения. 2. Общекультурная ­ осведомленность обучающегося в особенностях национальной  и общечеловеческой культуры, духовно­нравственных основах жизни человека и  человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных,  социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни  человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного  времени. 3. Учебно­познавательная ­ готовность обучающегося к самостоятельной  познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии,  самооценке учебно­познавательной деятельности, умению отличать факты от  домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных,  статистических и иных методов познания. 4. Информационная ­ готовность обучающегося самостоятельно работать с  информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать  необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и  передавать ее. 5. Коммуникативная ­ включает знание необходимых языков, способов  взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,  предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными  ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать  письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д. 6. Социально­трудовая ­ владение знаниями и опытом в гражданско­общественной  деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,  представителя), в социально­трудовой сфере (права потребителя, покупателя,  клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в  вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. 7. Личностная (самосовершенствование) ­ готовность осуществлять физическое,  духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и  самоподдержку.  Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки­проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная   работа,   какой   является   проектная   деятельность,   не   вызывает напряжения   и   спада   мыслительных   процессов   детей,   а   значит   проекты   можно считать здоровьесберегающими технологиями. Метод   проектов   –   это   система   учебно­познавательных   приёмов,   которые позволяют   решить   ту   или   иную   проблему   в   результате   самостоятельных   и коллективных   действий   учащихся   и   обязательной   презентации   результатов   их работы. Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы, предусматривающей,   с   одной   стороны,   использование   разнообразных   методов,   с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как  систему обучения, при  которой учащиеся приобретают знания   и   умения   в   процессе   планирования   и   выполнения   постепенно   и последовательно усложняющихся практических заданий ­ проектов.  В   основе   метода   лежит   развитие   познавательных   интересов   учащихся,   умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,   проявлять   компетенцию   в   вопросах,   связанных   с   темой   проекта, развивать   критическое   мышление.   Этот   метод   всегда   ориентирован   на самостоятельную   деятельность   учащихся   –   индивидуальную,   парную   или групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение   определенного   отрезка времени.   Результаты   выполненных   проектов   должны   быть,   что   называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Любой учебный проект имеет два аспекта: для   ученика   –   это   возможность       творческой   деятельности,   направленной   на решение   интересной   для   себя   или   группы   детей   проблемы,   результаты   которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для   учителя   –   это   важное   дидактическое   средство,   позволяющее   влиять   на развитие ребенка в ходе познания. Проектная   деятельность   младших   школьников   способствует   развитию общеучебных   навыков.   Это   и   социальные   навыки:   умение   работать   в   группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.   Это   и   коммуникативные   навыки:   учиться   не   только   говорить,   но   и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки,   которые   формируются   в   ходе   проектной   деятельности   –   это   и мыслительные   навыки.   Дети   учатся   анализировать,   обобщать,   сравнивать, классифицировать   и   т.д.   Это   исследовательские   навыки:   учиться   проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой­то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий,   наличие   замысла   или   гипотезы   решения   этой   проблемы,   четкое распределение   (если   имеется   в   виду   групповая   работа)   ролей,   т.е.   заданий   для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в   рамках   утвержденных   программ.   В   других   –   инициативно   выдвигаться преподавателями  с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных   интересов,   интересов   и   способностей   учащихся.   В   третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика   проектов   может   касаться   какого­то   теоретического   вопроса   учебной программы   с   целью   углубить   знания   отдельных   учеников   по   этому   вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому­то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с  тем,  требующему   привлечения   знаний   учащихся   не   по   одному   предмету,  а  из разных   областей   их   творческого   мышления,   исследовательских   навыков.   Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё­таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса   необходимо   приучать   ребенка   к   самостоятельной   поисково­творческой деятельности.   Научить   его   мыслить,   организовывать   свою   работу   и   принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной   школы   подобрать   такие   виды   проектной   деятельности,   содержание   и форма   которой   были   бы   адекватны   возрасту.   При   организации   проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого­ физиологические особенности младших школьников. Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций  способствует   развитию   наблюдательности   и   стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.  Ключевые   компетенции   формируются   у   школьника   только   при   условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая   в  процессе   выполнения   им   особого   вида   учебных   заданий  –  проектных работ – приобретает характер проблемно­поисковой деятельности.  В   заключение   хотелось   бы   сказать:   чтобы   понимать,   чему   учить   детей   через проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам, т.е. обладать навыками проектной работы.  Рекомендации: 1.  Старайтесь подходить ко всему творчески. 2.  Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. 3.  Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. 4.   Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать  независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны  заниматься. 5.  Помните о главном педагогическом результате ­ не делайте за ученика то, что он  может сделать самостоятельно. 6.  Не сдерживайте инициативу детей. 7.  Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные  цепочки. 8.  Учите детей действовать независимо, приучайте к навыкам оригинального  решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуации. 9.  Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома,  как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских  проблем. 10.  Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать,  классифицировать получаемую информацию.

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»

«Выступление по теме:Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования  ключевых компетенций, обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017