ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Елена Куренкова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ
Просмотр файла:

взаимодействие специалистов.doc


Все файлы публикации > взаимодействие специалистов.doc
Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ

Как уже было сказано, на консилиуме специалисты обосновывают свои
выводы и дают коллегиальное заключение на ребенка с ОВЗ.
Разрабатывается АОП.
индивидуально­ориентированных мероприятий с ребенком.
Каждый специалист разрабатывает план
Далее начинается непосредственно коррекционная работа. Очень важно,
чтобы коррекция велась слажено всеми специалистами, поэтому необходим
координатор действий. В случае с детьми с ТНР координатором выступает
учитель – логопед.
Здесь необходимо сделать отступление и напомнить, что задача логопеда не
простая постановка нарушенного звукопроизношения о чем мы неустанно
говорим родителям, а иногда и педагогам работающим с данным ребенком, а
коррекция всех нарушений системы языка. Которые включают в себя, конечно
же, звукопроизношение, лексико­грамматические категории и связную речь, а
также развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой
активности в повседневной жизни ребенка.
Итак, успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного
возраста с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе
педагогического коллектива, а особенно от теснейшей взаимосвязи,
преемственности в работе логопеда и воспитателя. И здесь необходимо
обратить внимание на правильное распределение обязанностей логопеда и
воспитателя, чтобы исключить дублирование.
Для этого желательно чтобы воспитатели присутствовали на фронтальных
занятиях логопеда (хотя мы понимаем что в современных условиях инклюзии
и требований санпина к учебному плану это достаточно трудно осуществить),
а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как
контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.
При определении содержания работы логопед знакомит воспитателей с
перспективным планом работы, а в течение всего учебного года

Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ

систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к
речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в
фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки
детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной,
фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой
патологией.
Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных
анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные
возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных
направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в
определенный период обучения.
Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую
логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации
словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу
для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с
речевым материалом, требующим специального отбора (например, слова с
определенными морфемами).
Итак, в результативности и успешности коррекционной работы с детьми с
ТНР крайне важно теснейшее взаимодействие воспитателя и учителя –
логопеда.
При общем недоразвитии речи у детей отмечается нарушение фонетико ­
фонематических категорий (слуха, восприятия), а также страдает
просодическая культура речи. (темп, ритм, паузация, громкость, интоация). В
коррекции данных нарушений большие возможности у музыкального
руководителя. В арсенале которого распевки, логоритмические упражнения,
Музыкальный руководитель осуществляет подбор
театрализация.
музыкальных произведений в соответствии с лексическими темами для

слушания и пения. Здесь же необходимо сказать о накоплении чувственного

Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ

опыта, формировании ассоциаций, развитии образного мышления, чему
способствует прослушивание музыкальных произведений, участие в
Движение помогает осмыслить слово. Образно­
танцевальных номерах.
игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание,
мышление, творческую фантазию, память, раскрывают понятные детям
образы, формируют умения творчески передавать характер и повадки
изображаемого объекта.
двигательную сферу детей,
Слово и музыка организуют и регулируют
что активизирует их познавательную
деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней
среды. Вот такие шарочайшие возможности в коррекционной работе есть у
музыкального руководителя.
Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее
развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже
происходит при участии речи.
Если учитель­логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то
инструктор по физической культуре решает задачи общего физического
развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что
способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание
обращается на возможность автоматизации поставленных учителем­
логопедом звуков, закрепления лексико­грамматических средств языка путем
специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с
учетом изучаемой лексической темы.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по
физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания
по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями

Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ

на коррекцию и исправление двигательных на­рушений, характерных для
детей с общим недоразвитием речи.
Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по
физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать»
регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в
упрощении правил.
У детей рассматриваемой категории дыхательные мышцы слабы, поэтому им
нужны специальные дыхательные упражнения, которые являются прекрасным
средством для развития как физиологического так и речевого дыхания.
Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более
быстрому усвоению любого материала. Включение в занятие по физическому
воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к
подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении
и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только
отгадать, но и показать! Упражняясь в выполнении таких движений, дети
развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в
пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи,
зачастую наблюдаются проблемы в развитии:
1 Познавательная сфера: объём запоминания и воспроизведения материала
снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость
психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения
действительности; затруднена развёрнутая связная речь.
Эмоционально­волевая
2
возбудимость,
раздражительность или общая заторможенность, многократная смена

сфера:
повышенная

настроения.

Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ

3.Социально­коммуникативная сфера: трудности в общении и взаимодействии
ребенка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации ребенка,
имеющего речевое нарушение, в среду сверстников.
Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое
сопровождение детей в образовательном процессе.
Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии
специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических
процессов и функций.
Целью сотрудничества учителя­логопеда и педагога­психолога являются:
содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических
(логопедических) причин нарушения личностного и социального развития,
трудностей в освоении образовательных программ;
своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития;
разъяснение специальных психологических (логопедических)знаний среди
участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).
Мы кратко рассмотрели возможности воздействия на ребенка
специалистов ДОУ с целью коррекции и преодоления нарушений.

Взаимодействие специалистов ДОО в сопровождении ребенка с ОВЗ

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл